ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ 9
1.1 Понятие о национально-психологических особенностях и их
роли в формировании личности подростков 12-14 лет 9
1.2 Возрастные особенности и специфика становления
этнокультурной идентичности подростков 12-14 лет 26
1.3 Специфика проявления национально-психологических
особенностей у подростков 12 -14 лет в различных видах деятельности (учебной, спортивной, досуговой) 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ 41
2.1 Теоретический анализ понятия и видов мотивации в спортивной
психологии. Факторы формирования мотивации к спортивным достижениям 41
2.2 Возрастные и национально-психологические особенности
развития мотивации к спортивной деятельности
подростков 12-14 лет 51
2.3 Социально-психологические условия формирования мотивации к
спортивным достижениям подростков 12-14 лет 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 74
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ 75
3.1 Описание экспериментальной выборки и методик диагностики 75
3.2 Результаты констатирующего эксперимента 80
3.3 Программа развития мотивации успеха
у подростков 12-14 лет 82
3.4 Результаты контрольного эксперимента и их интерпретация 88
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
В последнее время приток людей иной этнической группы на территорию России увеличивается, об этом свидетельствуют данные 2013¬2014 года из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, в основном приезжают из Айзербаджана, Армении, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана по экономической и социальной причине, например переселения в поисках работы, более высоких доходов, с целью перемены образа жизни (переезд из сельской местности в городскую), приобретения более высокого социального статуса и т.п..
Данные по миграционным потокам указывают на тенденцию прироста населения. Согласно статистическим сведениям, представленным Красноярскстатом 2013-2014 года по показателю международной миграции, также заметна тенденция к росту количества мигрантов в Красноярске и Красноярском крае. Наибольшее количество приезжающих приходится на жителей Таджикистана, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан.
Причины миграции не только экономические, они также связаны с желанием людей менять собственную жизнь и свой статус в обществе. Особенно это важно для молодых мигрантов, для которых выезд в Россию — это отъезд в более модернизированную и свободную страну. Мигранты в России — это в первую очередь таджики, сельские жители Узбекистана и отчасти граждане Киргизии, для которых нет альтернативы, кроме России. В связи с чем, наибольшее количество приезжих, преследуют цель устроиться на работу, тем самым помогать своим близким оставшемся на Родине.
После адаптации в новой среде и устройстве на работу, все стараются перевезти к себе семью, в которых присутствуют дети разных возрастов, они попадают в новую, незнакомую для себя среду и испытывают стресс. Незнание или плохое знание языка, отсутствие знакомых и друзей оставляет большой отпечаток на состоянии ребенка, что может перетекать в агрессию или замкнутость. В Айзербаджна, Армении, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана с самого детства прививают любовь к спорту. Переезжая на новое место проживания, им будет очень сложно приобрести новые знакомства. В школе дети очень настороженно и даже можно сказать с опаской относятся к детям другой национальности, в свою очередь учителя в большей своей массе никак не способствуют более комфортному пребыванию детей. Занимаясь спортом, ребенок реализует себя в знакомой уже среде, легче приобретает новые знакомства, благодаря совместным упражнениям и заданиям с детьми. Мы рассмотрим, как внеучебная деятельность положительно повлияет на адаптацию ребенка в новой среде. Как занятие спортом помогут им раскрыться, обрести знакомства и стремится к успеху, преодолевая неудачи.
Национально-психологические особенности играют не маловажную роль, взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы, характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность. Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и многолетний опыт национального развития. Во-вторых, важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому- то общему знаменателю. Хотя, с другой стороны, для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой - либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследования российских и зарубежных ученых показывают, что практически это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно. Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств. Они обладают еще и большой по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью, что является следствием специфики этнопсихологического отражения. Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является, их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в оценках своеобразия проявления национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть их отличие от им подобных у представителей других общностей.
Также мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения, и процесс её теоретического осмысления далек от завершения. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения.
Один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи.
Проблема формирования мотивации достижения у подростков обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью данного вопроса, во- вторых, задачами оптимизации процесса становления личности в подростковом возрасте, поскольку используемые мотивационные модели не всегда эффективны. Главным средством формирования и развития мотивационной сферы личности подростка является активная, значимая для него деятельность.
Цель данной работы: выявить особенности мотивации к достижению подростков 12-14 лет в спортивной деятельности (на примере разных этнических групп).
Для достижения поставленной перед исследованием цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи национально-психологических особенностей подростков 12-14 лет и мотивации к достижению успеха в спортивной деятельности.
2. Подобрать методы диагностики национально-психологических особенностей и мотивации к достижению успеха подростков 12 -14 лет.
3. Провести исследование национально-психологических особенностей и мотивации к достижению успеха подростков 12-14 лет.
4. Обработать результаты проведенного исследования и сформулировать выводы.
5. Разработать психолого-педагогическую программу формирования мотивации к достижению успеха подростков 12-14 лет с учетом их национально-психологических особенностей.
Гипотеза: мотивация к достижению успеха в спортивной деятельности (бокс) у подростков 12-14 лет определяется спецификой национально-психологических особенностей.
Объект - мотивации к достижению подростков 12-14 лет.
Предмет исследования - особенности мотивации к достижению подростков 12-14 лет в спортивной деятельности (на примере разных этнических групп).
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах, сделанных на этой основе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами СДЮСШОР, преподавателями физической культуры в общеобразовательных учреждениях, спортивными психологами, с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на мотивационную сферу спортсменов.
В ходе анализа научной и методической литературы, результатов проведенного эксперимента была выявлена взаимосвязь национально-психологических особенностей подростков и мотивации к достижению успеха в спортивной деятельности.
Была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме взаимосвязи национально-психологических особенностей подростков 12-14 лет и мотивации к достижению успеха в спортивной деятельности.
Под национально-психологическими особенностями в контексте данной работы понималась совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и психологических особенностей, характеризующая содержание, уровень, особенности духовного развития, присущего только данной нации.
У представителей каждой национальности имеются свои национально - психологические особенности, определяющие их специфику общения, поведения в различных жизненных ситуациях. Так, известно, что армяне коммуникабельны, дружелюбны, доброжелательны, способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любой национальности. Узбеки замкнуты в своих национальных группах, насторожены к представителям других национальностей. Таджикам свойственна замкнутость в своей этногруппе, боязнь социальных контактов с другими национальностями.
Были подобраны методы диагностики национально-психологических особенностей и мотивации к достижению успеха у подростков 12-14 лет. Самыми эффективными являются методы наблюдения, беседы, тестирования.
Было проведено исследование национально-психологических особенностей и мотивации к достижению успеха у подростков 12 -14 лет. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД «СДЮСШОР им. Н.Д. Валова». В исследовании принимали участие 36 воспитанников в возрасте 12-14 лет из России, Армении, Таджикистана и Узбекистана. В исследовании использовались методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, готовности к риску Шуберта. Констатирующий эксперимент показал наличие полярных неблагоприятных ситуаций: чрезмерная склонность к осторожному поведению, низкая мотивация к успеху у подростков из России, чрезмерная склонность к риску у испытуемых из Армении.
Была разработана программа формирования и развития мотивации успеха среди спортсменов. Программа была направлена на формирование у занимающихся активного и сознательного отношения к тренировочному процессу, демонстрацию примеров успешности в спорте, повышение сплоченности коллектива, введение элементов соревновательности в тренировочный процесс, формирование опыта успешных действий и самостоятельной успешной деятельности.
Контрольный эксперимент показал, что нам удалось повысить уровень мотивации к успеху у испытуемых из России, Таджикистана и Узбекистана. У испытуемых из Армении удалось нивелировать слишком высокий уровень мотивации к успеху. Также удалось нормализовать высокий уровень мотивации к избеганию неудач у подростков и России, Таджикистана и Узбекистана, увеличить количество испытуемых из Армении со средним уровнем мотивации к избеганию неудач, снизить количество испытуемых с чрезвычайно высоким уровнем осторожности и повысить количество испытуемых с адекватной оценкой риска.
Качественный анализ результатов исследования показал, что подростки разных национальностей имеют разные установки, особенности характера, менталитета, влияющие на формирование мотивации на достижение успеха. При этом эти установки и особенности характера поддаются коррекции в тех направлениях, на которых необходимо сделать акцент в ходе того или иного вида деятельности. Так в спортивной деятельности высокий уровень готовности к риску актуален, а высокий уровень осторожности мешает достижению значимых результатов. Высокий уровень мотивации к успеху формируется в ситуации сознательного отношения подростка к деятельности, понимании личностного значения деятельности, ее перспектив, пробы себя как успешной личности.
Таким образом, нам удалось решить все поставленные задачи и доказать сформулированную ранее гипотезу.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический проспект, 2001. 480 с.
2. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: "Творчество", 1997. 64 с.
3. Авдеева, Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 390 с.
4. Арестова, О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления/ О.Н. Арестова // Современная психология мотивации; под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
5. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие. Иркутск: 1989. 215 с.
6. Брайент, Дж. Кретти. Психология в современном спорт, М.: Физкультура и спорт,1978. 224 с.
7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,1978. 216 с.
8. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы /Т.О. Гордеева // Современная психология мотивации; под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. 47 с.
9. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов, - Смоленск: Знание, 1980. 298 с.
10. Елисеев О.П. Потребность в достижении: Практикум по психологии личности, - СПб.: 2003. 560 с.
11. Занюк, С.С. Психология мотивации / С.С. Занюк. - Киев: Эльга - Н, Ника-Центр, 2011. 172 с.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства, Москва, 2001. 752 с.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб.: Питер, 2006. 507 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. 512 с.
15. Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2011. 159 с.
16. Кондратьева, М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии: автореф. дисс. ... канд. психол. наук /М.В. Кондратьева. М., 2011. 215 с.
17. Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. Белгород: изд-во БелГУ, 2013. 119 с.
18. Кручинин, В. А. Мотивация достижения как значимый фактор деятельности / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы : материалы I регион. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2012. - С. 146 - 150.
19. Крысько, В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. М.: Издательский центр «Академия»., 2012. 320 с.
20. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН. 1993. 115 с.
21. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2012. 112 с.
22. Леонтьев, Д.А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2012. 213 с.
23. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. М.:Асайеш1а, 2013. 249 с.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. М.: МПСИ, 2011. 381 с.
25. Макклеленд Девид Человеческая мотивация СПб.: Питер 2011. 672 с.
26. Маклаков А. Г. Общая психология, СПб.: Питер, 2011. 592 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2012. 512 с.
28. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
29. Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте: Сб. научных трудов / Под ред. А.Д. Ганюшкина. Смоленск: Смоленский институт физкультуры, 1979. 131 с.
30. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1983. 448 с.
31. Пуни А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психология: Учебник для техникумов ФК. М., 1984. - С. 154 - 159.
32. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М.: ФиС, 1969. 212 с.
33. Реан А.А. Психология личности: Социализация, поведение, общение /А.А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 312 с.
34. Розанова В.А., Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса, Психология управления, М., 1999. - С. 105 - 106.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2011. 712 с.
36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Бахрат-М, 2011. 672 с.
37. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский // Вопросы психологии.- 1981. № 6. - С. 59 - 74.
38. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
39. Стресс и тревога в спорте: международный сб. научных статей / Сост. Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с.
40. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.:
Академия, 2002. 272 с.
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи, Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп, М., 2012. 490 с.
42. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 181 с.
43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, 2-е издание, СПб.: Питер, 2005. 860 с.
44. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение.- СПб.: Питер Пресс, 1997. 305 с.
45. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека / А. В. Сухарев, И. Л. Степанов, А. Н. Струкова, С.С. Луговской, Халдеева Н. И. // Психолочиский журнал, 1997. № 6. - С.10-15.