Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования
1.1 Возрастные особенности пловцов 14-16 лет 6
1.2 Биомеханический анализ техники старта 14
1.3 Влияние старта в плавании на эффективность преодоления коротких дистанций 21
1.4 Средства и методы совершенствования техника старта в спортивном плавании 24
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
Глава 3 Разработка методики совершенствования старта в подготовке пловцов-спринтеров 14-16 лет и проверка ее эффективности в эксперименте
3.1 Контрольно-измерительные тесты 32
3.2 Экспериментальная методика совершенствования старта в подготовке пловцов-спринтеров 14-16 лет 33
3.3 Результаты исследования и их обсуждение 39
Заключение 47
Список использованных источников 48
Актуальность: современные варианты стартового прыжка учитывают время двигательной реакции, оптимальный градиент силы, угол атаки, время опоры, горизонтальную скорость полета, угол входа, время преодоления отрезка 5 и 10 метров. В современном плавании старт является одним из сложных технических элементов плавания, таящих в себе возможные резервы повышения спортивного результата. Это особенно важно если спортсмен специализируется в спринтерских дистанциях. Правильное и своевременное выполнение старта приносит выигрыш в 0,2-0,4с [28].
Но только на коротких дистанциях (50 м, 100 м, 200 м) старт имеет большое значение, на длинных дистанциях старт не имеет значения, т.к. то преимущество, которое выиграли на старте можно отыграть на дистанции, при выполнении поворотов.
В спортивном плавании старт имеет важное значение. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет спортсмену начать соревнование с оптимальной скоростью плавания и (при прочих равных условиях с другими спортсменами) показать наилучший результат. Старт должен быть результативным, целесообразным, экономичным и надежным [9].
Практический опыт тренеров свидетельствует о качественных и количественных изменениях в методике совершенствования техники старта. Однако до сих пор у специалистов и тренеров нет единого мнения о специфике техники прыжка в зависимости от подготовленности спортсменов, о методике совершенствования техники выполнения стартов.
Объект исследования: спортивная подготовка пловцов-спринтеров.
Предмет исследования: методика совершенствования старта в подготовке пловцов-спринтеров 14-16 лет.
Цель исследования: обоснование, разработка и проверка эффективности методики совершенствования старта пловцов-спринтеров 14-16 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме совершенствования старта у пловцов-спринтеров 14-16 лет.
2. Разработать методику совершенствования старта пловцов-спринтеров 14-16 лет.
3. Проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность выполнения старта улучшится, если в процесс физической подготовки пловцов внедрить методику, основанную на использовании специальных упражнений с резиновым амортизатором на суше и в воде.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Оценивая результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, мы охарактеризовали исследуемый возраст, провели биомеханический анализ техники старта пловцов, раскрыли влияние старта в плавании на эффективность преодоления коротких дистанций, а также выявили основные средства и методы совершенствования техники старта в спортивном плавании. При формировании тренировочного процесса необходимо учитывать специфические особенности вида спорта; возрастные особенности занимающихся. Девушки к 14 годам и юноши к 16 годам почти по всем показателям близки ко взрослым пловцам. В данном возрасте осуществляется наиболее точное прогнозирование перспективности детей в спортивном плавании.
2. Изучив методики совершенствования старта в спортивном плавании, нами была разработана экспериментальная методика совершенствования старта в подготовке пловцов-спринтеров 14-16 лет, которая предусматривала совершенствование скоростно-силовых способностей и стартовой реакции. Основу методики составлял комплекс специальных упражнений с применением резинового амортизатора.
3. Исходя из полученных результатов проведенного педагогического эксперимента, выявлено, что разработанная нами экспериментальная методика совершенствования старта у пловцов-спринтеров 14-16 лет, основанная на применении специальных упражнений с резиновым амортизатором на суше и в воде, оказалась эффективной. Это подтвердилось достоверным улучшением показателей всех тестов экспериментальной группы по отношению к контрольной группе пловцов.