Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной самостоятельности обучающихся при изучении основных понятий гражданской обороны в рамках предмета «ОБЖ» 7
• Отражение проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся в научно-дидактической и методической литературе 7
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности
жизнедеятельности» (А.Т Смирнов) с точки зрения познавательной самостоятельности обучающихся 14
1.3. Психолого-педагогические особенности развития познавательной
самостоятельности в младшем подростковом возрасте 19
1.4. Методы и приемы развития познавательной самостоятельности на уроках ОБЖ 23
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной самостоятельности учащихся среднего звена на уроках безопасности жизнедеятельности38
2.1. Выявление уровня развития познавательной самостоятельности учащихся среднего звена на уроках безопасности жизнедеятельности 38
2.2. Реализация комплекса заданий по развитию познавательной самостоятельности обучающихся при изучении способов автономного выживания в рамках предмета «основы безопасности жизнедеятельности»48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52 Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список литературы 62 Приложения 68
В настоящее время в России сложившаяся ситуация в образовании определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и подготовкой школьников к динамично изменяющимся рыночным условиям.
Проблема формирования познавательной самостоятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. самостоятельность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку самостоятельность является важным мотивом познавательной самостоятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Проблема развития у учащихся познавательной самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Познавательная самостоятельность является объективным условием сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, формирования умений и навыков, так как усвоение основ знаний на учебных предметах предполагает обязательную актуализацию самостоятельных учебных действий учащихся.
Решение проблемы формирования познавательной самостоятельности - потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы обучающихся, развитие универсальных учебных действий посредством широкого применение активных методов обучения (АМО) и обширного спектра оценочных средств.
Научно-педагогические исследования, практика образовательной деятельности общеобразовательных учебных заведений показывает, что особую актуальность сегодня приобретает проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса на основе инновационных подходов, к числу которых относится системно-деятельностный...
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что актуальность выбранной нами темы заключается в том, что для успешного овладения современным содержанием школьного образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении самостоятельности учебно¬познавательной деятельности учащихся путём использования на уроке активных методов обучения.
Анализ научно-дидактической и методической литературы показали, что вопросы развития самостоятельности субъекта обучения и формирования у него умений и навыков самостоятельной работы изучались учёными- педагогами на протяжении всей истории развития отечественной педагогической науки.
Проблемой развития и формирования познавательной самостоятельности человека в разные годы занимались многие современные отечественные ученые: Б.П.Есипов, Л.С.Коновалец, З.Л. Шинтарь и другие, Л.И. Губарева.
В своей работе мы понимаем познавательную самостоятельность как интегративное качество личности, проявляющееся в системе познавательных мотивов, воли, способов самостоятельного осуществления познавательной деятельности, их применении в решении личностно-значимых и актуальных жизненных проблем и адекватной самооценке результатов решения познавательных задач.
В число структурных компонент познавательной самостоятельности входят мотивационный, гносеологический и праксиологический, развитие которых организуется по трем уровням. Развитие познавательной самостоятельности можно осуществлять на протяжении всего урока.
При изучении курса ОБЖ школьники формируют у себя умения ориентироваться в опасных ситуациях, а ориентировка содержательно соотносится с познавательным интересом, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате. Кроме этого, курс содержит необходимую информацию о здоровом образе жизни, важным критерием которого является высокий уровень духовного здоровья.
Разные способы организации познавательной самостоятельности учащихся на уроках и вне уроков активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.
Целью проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности в школе является обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся один раз в неделю, поэтому очень важно постоянно поддерживать у детей интерес к данному предмету. Думаю, все согласятся, что это одна из важнейших проблем современной школы. Многие учащиеся теряют интерес к учению, и происходит это по различным причинам. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления...
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс», 2019.
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) // СПС «Консультант Плюс», 2019.
• Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / Ю.К.
Бабанский. - М.: «Дрофа», 2011. - 254 с.
• Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 3. - С. 83-86.
• Беляева, Н.А. Пути повышения интереса к учению [Текст] / Н.А. Беляева. - Новосибирск, 2008. - 252 с.
• Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
• Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 219 с.
• Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательнойдеятельности : дайджест // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 118-119.
• Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 140 с.
• Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО иприкладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
• Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2006. - 67 с.
• Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб.пособие для студентов вузов. М.: Ун-т: Моск. психол.- социал. ин-т, 2005. - 399 с.
• Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. - 2004. - N 6. - С. 76-80.
• Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. - 2004. - N 2. - С. 61-62.
• Гераськин А.С. Развитие познавательной самостоятельности уча-щихся посредством тестового комплекса[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01. -Саратов, 2011. -23 с.
• Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. - 2004. - N 3. - С. 16-22.
• Дробахина, А.Н. Активные методы обучения: опыт применения в процессе профессиональной подготовки студентов / А.Н. Дробахина // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. - № 38. - 2014. - С.4-10.
• Ефимова, Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки
профессионально мобильного специалиста / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. - С. 23-24.
• Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. - М.,
2007. - 239 с.
• Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2017. - 59 с...32