Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА

Работа №166595

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников
составлять план текста 5
1.1. Об умениях младших школьников 5
1.2. Понятие плана текста 9
1.3. Виды планов 12
Вывод по первой главе: 17
Глава 2. Методические основы совершенствования умения младших школьников составлять план текста 19
2.1. Упражнения направленные на обучение младших школьников составлять план текста 19
2.2 Особенности умений третьеклассников составлять план текста 41
2.3. Комплекс упражнений как средство совершенствования умения
младших школьников составлять план текста 49
Выводы по второй главе: 57
Заключение 58
Литература: 60
Приложение 65

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в современных условиях почти на первое место по значимости обучения литературному чтению ставит процесс формирования языковой личности. Этот процесс начинает развиваться в школьном возрасте ребенка и происходит на протяжении всей жизни человека.
Язык, речевое воздействие - это не только отражение уровня интеллектуального, духовно-нравственного развития, но и средство формирования языковой личности. Формирование языковой личности может происходить только в рамках деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.
Учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. В формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и передавать основное большую роль играет упражнение в составлении плана текста. Преподаватель фактически не обучает детей детальному пересказу текста произведения, а дает в качестве домашней работы.
Дети, не умея правильно пересказывать, пытаются произведение заучить.
Необходимо научить ребенка не затрудняясь, без помощи других приготовиться к пересказу своими словами. А для этого учителя обязаны употреблять приемы работы над детальным пересказом.
Одним из таковых приемов является составление плана.
Цель исследования: выявить особенности умения третьеклассников составлять план текста и разработать комплекс упражнений, направленных на совершенствование данного умения.
Объектом исследования является процесс совершенствование умения младших школьников составлять план текста.
Предметом исследования является комплекс упражнений как средство совершенствования умения младших школьников составлять план текста.
Гипотеза: предполагаем, что младшим школьникам, испытывающим затруднения при работе с планом, необходимы упражнения, направленные на дополнение, редактирование и выбор верного варианта плана.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать понятие «план текста», виды планов текста.
3. Выявить особенности третьеклассников составлять план текста.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на
совершенствование умения младших школьников составлять план текста.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
• Анализ выбранной литературы
• Констатирующий эксперимент
• Анализ работ учащихся
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №4 города Боготола в 3 классе


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умения - это способность добиваться цели деятельности на базе знаний и приобретенных навыков.
Младший школьник должен обладать следующими текстовыми умениями:
во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Под планом рассматривается самая краткая запись, которая:
1. Фиксирует внимание и заинтересовывает;
2. Ускоряет изучение информации;
3. Отображает очередность изменения мысли и обобщает;
4. Раскрывает содержание текста;
5. Облегчает составление записей (сочинение, изложение);
6. Помогает освежить в памяти знакомое произведение.
Виды планов бывают: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.
Простой план - отображает различение и название основных частей.
Сложный план - ключевые части разделятся на дополнительные.
Вопросный план - Записывается в форме вопросов к тексту.
Цитатный план- это дословная передача чужого высказывания.
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку
Важно в обучения литературному чтению в начальной школе развить читательскую компетентность младшего школьника, помочь осознать себя грамотным читателем, способного к творческой работе. Необходимо обучить не просто чтению, а умению мыслить и работать над текстом.
Можно сказать, что проведения грамотной, целенаправленной, продуманной работы важно при подготовке детей к составлению плана текста. Что бы подготовка велась целостно и была эффективна, не допустимо пропустить ни один из этапов работы. Начиная с подбора текста для предстоящей работы и заканчивая анализом работ детей, должно быть спланировано, каждый этап должен иметь свою цель, поставленные задачи. Только тогда работа будет иметь положительный результат.
Сформированный комплекс упражнений, необходимый для исправления составления плана текста, можно разделить на типы: упражнение на дополнение плана, упражнение на редактирование плана текста, упражнение на выбор верного варианта плана.
Представленные задания могут предлагаться школьникам на уроках не только русского языка, но русского языка.
Таким образом, считаем, что представленный комплекс упражнений будет результативным и окажет положительный эффект на совершенствование умения младших школьников составлять плана текста.



1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе / Серия «Учение с увлечением». Ростов-н/Д: «Феникс», 2003, 64 с.
2. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания. 4.II / Н.Ф. Бабина. - М.-Берлин: Дирек-Медиа,2015.- 328с.
3. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет.- М.: Просвещение, 1969. - с.167.
4. Бобкова, Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения / Н.Н. Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 316 с.
5. Бондаренко А.А., М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».
6. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология формирования типа правильной читательской деятельности. - М.: Просвещение,2007. - 38 с
7. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина - Москва: Просвещение, 2003. - 416 с.
8. Варзацкая Л. А. Методика развития связной речи младших школьников. - Житомир, 1995. С. 19
9. Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 90
10. Виноградова Н. Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! -Начальная школа. - № 3 - 2005.
11. Власенков, А. И. Русский язык. Грамматика Текст. Стили речи: учебник / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - Москва: Просвещение, 2002. - 317 с.
12. Воюшина М.П. Анализ художественного
произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
13. Горецкий В.Г. Журнал «Начальная школа» №10-11// В.Г. Горецкий, 1989. — с.5-14
14. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой - М. 2007г.
15. Давыдова О. самостоятельный анализ
художественных произведений в начальной школе.
16. Добротина И.Г. Сокращение текста. Плана / И.Г. Добротина //Русский язык.-2004.-№33
17. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
18. Изволенская, Л. Н. Методика формирования умения составлять план / Л.Н. Изволенская // Начальная школа. - 1990. - №12.
19. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для пед. вузов / Н.А. Ипполитова. - Москва: Просвещение, 2012. - 281
20. Кабайт Б.Т. Восприятие художественного текста
младшими школьниками // Международный журнал
экспериментального образования. - 2013. - №7. - С. 24-26.
21. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения.- М.,1998.
22. Климанова Л.Ф, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 3 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Москва , Просвещение 2015
23. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. 3 класс. М.: Просвещение, 2012
24. Козырева, А. С. Виды работы над тестом на
уроках чтения / А. С. КозыреваНачальная школа. - 1990. - №3.
25. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом.3 класс
26. Кубасова О.В. 9-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ! век, 2012 год и обеспеченная учебником Кубасовой О.В. «Литературное чтение» Учебник 3 класс /Смоленск: «АссоциацияХХ! век», 2012
27. Кузьмина И.А. особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения./ И.А. Кузьмина // Муниципальное образование: иновации и эксперименнт.-2014.-№4
28. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем - М. 1994г
29. Леонтьев, А.А. Психолингвистическая и
лингвистическая природа текста и особенностей его восприятия: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - Киев: Киев, 2012. - 395 с.
30. Лихачева Т.Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста// Эксперимент и инновации в школе 2011. №4
31. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей / Л. М. Лосева, под ред. Г.Я. Солганика. - Москва: Просвещение, 2010. - 413 с
32. Львов М.Р. Методика развития младших школьников. Работа над сочинением в начальных классах.
33. Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка:Учебное пособие для студентов пед. институтов
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издательство "Азъ", 1992.
35. Оморокова
36. Памятка как составить план текста
http ://letopisi.org/images/3 /36.pdf
37. Рамзаева Т.Г. О роли учебника «Русский язык» в развитии письменной связной речи младших школьников. Журнал "Начальная школа" №12 2013.-11с.
38. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения
русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач.
обучения» М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил. - С.471
39. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.-М.1963
40. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.
41. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст - М. 2012г.
42. Стратегии чтения. Ромашка Блума или Ромашка вопросов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya/677- romashka-bluma-ili-romashka-voprosov
43. Ушаков Д.Н. Толковый словарь по русскому языку. http://diclist.rU/slovar/ushakova/p/plan.html
44. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
45. Чибитько, А.С. Метод создания плана текста / А.С. Чибитько // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 2 (6)
46. Чиндилова О. В. Размышление после урока, или Что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения // Начальная школа. - 2000.- №5.
47. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах.
48. Ямолдинова.А.Ю. http: //nsportal .ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2015/02/05/vidy-raboty-s-tekstom-v-nachalnoy
49. http: //gigabaza.ru/doc/ 161176.htm
50. http://vaskino-sch.ru/uchenikam/pamyatki/pravila-sostavleniya-plana.html
51. http://velikayakultura.ru/russkiy-yazyk/chto-takoe-plan-teksta-vidyi-planov-prostoy-slozhnyiy-tezisnyiy
52. http://velikayakultura.ru/russkiy-yazyk/chto-takoe-plan- teksta-vidyi-planov-prostoy-slozhnyiy-tezisnyiy
53. http://www.kakprosto.ru/kak-3721-kak-sostavlyat-plan-teksta
54. http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Plan-teksta
55. https://multiurok.ru/files/plan-tieksta-vidy-planov-tieksta-6-klass.html
56. http: //vsevteme.ru/network/1660/2014/09/05/rekomendat sii-molodomu-pedagogu/kak-sostavit-plan-teksta


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ