ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗАИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНОДИСКУРСЕ 8
1.1. Дискурс как объект лингвистического исследования 8
1.2. Кинодискурс как особый вид дискурса 12
1.2.1. Основные характеристики кинодискурса 15
1.2.2. Типология кинодискурса 19
1.2.3. Особенности художественного кинодискурса 21
1.3. Образ как феномен, формируемый в кинодискурсе 25
1.4. Средства создания кинообраза 30
1.4.1. Вербальные средства создания образа, формируемого в художественном кинодискурсе 30
1.4.2. Невербальные средства создания образа, формируемого в художественном кинодискурсе 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВАЦИЯ ОБРАЗА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ 39 В БРИТАНСКОМ И ГЕРМАНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИНОДИСКУРСАХ 39
2.1. Основные образные характеристики Екатерины Великой в британском художественном кинодискурсе 40
2.1.1. Образ Екатерины Великой как главы государства 41
2.1.2. Образ Екатерины Великой как бабушки 55
2.1.3. Образ Екатерины Великой как женщины 61
2.2. Основные образные характеристики Екатерины Великой в германском художественном кинодискурсе 69
2.2.1. Образ Екатерины Великой как главы государства 71
2.2.2. Образ Екатерины Великой как женщины 78
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
В современном мире кинематограф играет большую роль и имеет неоспоримое влияние на человека и его восприятие окружающего мира. В кинематографе используются два канала коммуникации: акустический и визуальный. Этот фактор делает кинематограф уникальным и отличает его от других видов искусства, которые основаны на использовании одного из коммуникационных каналов. Исходя из этого, произведения киноискусства становятся объектом изучения целого ряда наук, в том числе и лингвистики.
Центром внимания в современных лингвистических исследованиях выступает кинодискурс, который представляет собой целый комплекс лингвистических и экстралингвистических факторов и является одним из видов дискурса.
В кинодискурсе одним из базовых направлений является создание образа. Это обусловлено текстовыми, звуковыми, визуальными и пространственными ресурсами кинодискурса, а также лингвокультурными особенностями восприятия реальности, которые присущи странам-создателям фильма или сериала.
Особый научный интерес представляет проблема формирования образа исторических личностей в сознании большой (часто многонациональной) аудитории, поскольку создание образа в историческом фильме или сериале зависит от страны-создателя, киножанра и кинореципиента, на которого рассчитано произведение.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению вербальных и невербальных средств коммуникации, при помощи которых создается образ исторической личности в британском и германском художественных кинодискурсах.
Актуальность исследования обусловлена значительным интересом к анализу образов, создаваемых в кинодискурсе. Особое значение приобретают исследования образов исторических личностей, что связано с ростом общественного и научного интереса к истории различных государств. Ежегодно выпускается все больше исторических фильмов и сериалов, что представляет не меньший исследовательский интерес к данному виду дискурса, его специфике, особенностям и проблеме формирования образа исторических личностей в кинодискурсе.
Цель работы заключается в выявлении, анализе и описании вербальных и невербальных средств создания образа Екатерины Великой в британском и германском художественных кинодискурсах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие дискурса как одного из основных понятий современной лингвистики.
2. Выявить специфику кинодискурса и систематизировать основные подходы к его изучению.
3. Выявить особенности художественного кинодискурса.
4. Определить понятия образа и кинообраза и их сущностные характеристики.
5. Описать механизмы создания кинообраза.
6. Выявить, систематизировать и описать основные вербальные и невербальные средства создания образа императрицы Екатерины Великой в художественном кинодискурсе британской лингвокультуры.
7. Выявить, систематизировать и описать основные вербальные и невербальные средства создания образа императрицы Екатерины Великой в художественном кинодискурсе немецкой лингвокультуры.
8. Провести сопоставительный анализ средств создания образа императрицы Екатерины Великой в британском и германском художественных кинодискурсах....
Одним из основных понятий современной лингвистики выступает дискурс, представляющий собой сложный процесс языковой деятельности в рамках определённой социальной ситуации, включающий в себя особенности текста (завершенность, цельность, связность) и речи (процессуальность, целенаправленность), включенный в целый ряд экстралингвистических факторов и обязательно имеющий адресата и адресанта.
Одним из видов дискурса выступает кинодискурс, который понимается как целостная часть фильма, состоящая из вербальных и невербальных компонентов, созданная для восприятия зрителями. Кинодискурс создается средствами киноязыка на основе киносценария, с учетом литературных произведений, по которым был написан сценарий и снят кинофильм. Структурные элементы кинодискурса формируют следующее: «кинотекст», «дискурс кинофильма», «кинодиалог» или «киноречь» и частную форму реализации киноречи в письменном виде - «субтитры».
Кинодискурс художественной направленности является популярным, активно развивающимся жанром дискурса и представляет собой кинотексты с преобладанием иконических знаков-изображений и художественного стиля речи, преимущественно имитированного бытового разговора.
В художественном кинодискурсе создается целый ряд различных образов. Под образом понимается отражение явлений реального мира с помощью специально созданных художественных явлений. В кинофильмах данные образы выражаются через кинообразы. Важной составляющей кинообраза является киногерой, который является носителем определённого образа, и включает в себя речевую характеристику, речевое поведение, лингвокультурный типаж.
Кинообраз формируется на двух уровнях - вербальном и невербальном. Создание образа на вербальном уровне подразумевает анализ языковых средств. При этом ученые выделяют различные подходы к их анализу: в центре внимания могут быть языковые средства, характеризующие ту или иную составляющую образа персонажа, языковые единицы определённой части речи, языковые средства, на которых строится тот или иной стилистический приём.
Анализ невербальной составляющей позволяет воссоздать целостное и наиболее полное представление об образе, так как он включает в себя просодику, экстралингвистику, запахи, физиогномику, кожные и физиологические реакции, кинесику, проксемику, такесику и физические воздействия.
В качестве объекта анализа выбраны образные характеристики Екатерины Великой, императрицы Российской империи, на материале британского исторического киносериала “Catherine The Great” и германского исторического кинофильма “Katharina die GroBe”.
В результате проведенного анализа в практической главе были выявлены три группы образных характеристик, присущих Екатерине II в британском кинодискурсе: Екатерина Великая как глава государства; Екатерина Великая как бабушка; Екатерина Великая как женщина; и две группы образных характеристик в германском кинодискурсе: Екатерина Великая как глава государства; Екатерина Великая как женщина.
B результате анализа вербальных и невербальных средств было установлено, что благодаря вербальным и невербальным средствам создания образа Екатерина Великая выступает как сильная, решительная правительница, которая не боится двигаться вперед; как любящая бабушка; женщина, которая любит мужчину и имеет представление о женском счастье.
Исследование подчеркнуло значимость невербальных средств в создании и понимании образа исторических личностей, подчеркивая взаимосвязь между вербальными и невербальными элементами в контексте кинодискурса. Именно сочетание знаковых систем способствует целостному восприятию исторических личностей в кино....
1. Алборова A.A. К вопросу об основных лингвистических параметрах дискурса в приложении к феномену кинодискурса // Альманах современной науки и образования. 2013. Т.9. Вып. 76. С. 14-17.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: Стилистика декодирования. М: ФЛИНТА, 2016. 384 с.
3. Боголюбова H.M., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб.: СПбКО, 2009. 416 с.
4. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный: ЧИГУ, 1981. 113 с.
5. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Москва: URSS, 2010. 331 с.
6. Горшкова В.Е. Теоретические основы процессоориентированного подхода к переводу кинодиалога (на материале современного французского кино): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.05. Иркутск, 2006. 32 с.
7. Демьянков В.3. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Серия: Тетради новых терминов. Вып. 2. Методы анализа текста. М: Всесоюзный центр переводов ГКНТ и АН СССР, 1982. 288 с.
8. Демьянков В.3. Доминирующие лингвистические теории в конце ХХ века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. C. 239-320.
9. Документальное кино // Кино: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. 1986. URL: https://goo.sw/203₽(дата обращения: 05.08.2023).
10. Духовная Т.В. Дискурс кинофильма: соотношение с понятием дискурса живой речи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014а. Вып. 3. С. 16-20.
11. Духовная Т.В. О подходах к изучению кинодискурса // Евразийский союз ученых. 2014б. Вып. 8-7. С. 19-21.
12. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 485 с.
13. Зайченко С.С. Некоторые особенности кинодискурса как знаковой системы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011а. Вып. 4. С. 82-86.
14. Зайченко С.С. От кинофильма к кинодискурсу: определение понятий и подходы к исследованию // Альманах современной науки и образования. 20116. Вып. 10. С. 143-145.
15. Зайченко С.С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей организации художественного кинодискурса (на материале англоязычных художественных фильмов исторического жанра): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2013а. 22 с....(66)