Коррекция влияния семейных взаимоотношений с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности старшего дошкольного возраста посредством группового консультирования
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста в психологической литературе 14
1.1. Историческое развитие феномена СДВГ 14
1.2. Нейропсихологические особенности детей старшего дошкольного возраста
с СДВГ 20
1.3. Влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка
с СДВГ старшего дошкольного возраста 30
1.4 Специфика группового консультирования детей старшего дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 46
Выводы по главе I 68
ГЛАВА II Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на коррекцию проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у
старших дошкольников в процессе группового консультирования 70
2.1 Методики, процедуры исследования проявлений гиперактивности у детей
старшего дошкольного возраста 70
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 83
2.3 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 95
Выводы по Главе II 105
Заключение 107
Список используемых источников 110
Приложение А 119
Приложение Б 141
Приложение В 143
Приложение Д 151
Приложение Е 164
Приложение Ж 166
Приложение З
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста в психологической литературе 14
1.1. Историческое развитие феномена СДВГ 14
1.2. Нейропсихологические особенности детей старшего дошкольного возраста
с СДВГ 20
1.3. Влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка
с СДВГ старшего дошкольного возраста 30
1.4 Специфика группового консультирования детей старшего дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 46
Выводы по главе I 68
ГЛАВА II Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на коррекцию проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у
старших дошкольников в процессе группового консультирования 70
2.1 Методики, процедуры исследования проявлений гиперактивности у детей
старшего дошкольного возраста 70
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 83
2.3 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 95
Выводы по Главе II 105
Заключение 107
Список используемых источников 110
Приложение А 119
Приложение Б 141
Приложение В 143
Приложение Д 151
Приложение Е 164
Приложение Ж 166
Приложение З
Неугомонные, невнимательные, непослушные, импульсивные, чрезмерно активные дети, которые не сидят на месте, являются проблемой не только в семье и в детских учреждениях. В первую очередь они испытывают трудности сами. Зачастую ни родители, ни воспитатели не знают, что с ними делать и, пытаясь угомонить этих «непосед», используют не всегда подходящие стили воспитания. Наказать, ужесточить правила, посадить, чтобы успокоился, не всегда понимания причину такого поведения ребенка. Что в свою очередь провоцирует еще большее ухудшение ситуации со стороны «непоседы». Он проявляет агрессию, злость, недовольство в первую очередь собой, а не воспитателем, так как не может соответствовать ожиданиям взрослых и у него формируется привычка к негативным эмоциям. Он привыкает к тому, что он постоянно попадает в конфликтные ситуации со сверстниками, им недовольны взрослые, вследствие чего для таких детей более привычными оказываются негативные эмоции (Романов А.М).
Основная масса работ по изучению СДВГ касается детей школьного возраста, когда на первый план выступает проблема школьной дезадаптации и неуспеваемости. [17,36,].
Таким образом, ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5-7 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, а это позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений [64].
Многофакторность этиологии СДВГ побуждает искать не отдельные факторы, оказывающие влияние на течение синдрома, а изучать их сочетание и взаимодействие. В частности, важным и малоизученным фактором является влияние стиля воспитания родителей на эмоциональное состояние ребенка с СДВГ.
В Красноярске программы по проблеме развития детей с СДВГ в дошкольном возрасте до сих пор не разрабатывались.
Таким образом, проблема исследования СДВГ в дошкольном возрасте, построения коррекционной программы относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно освещенных в теории и практике психологии.
Цель исследования: на основе теоретического анализа изучить синдром дефицита внимания и гиперактивности, его проявление, проанализировать влияние стилей воспитания родителей на проявление симптомов СДВГ, научно обосновать, разработать и апробировать программу групповых психологических консультаций, направленных на снижение проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с синдрома дефицита внимания и гиперактивности и их родители.
Предмет исследования: программа групповых консультативных встреч с родителями и детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности как средство снижения проявления синдрома.
Гипотеза исследования программа групповых консультативных встреч будет результативна в целях снижения проявления синдрома дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста, если:
1) будет создана комплексная программа психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности;
2) будут проведены групповые консультации, направленные на работу как с детьми, так и с их родителями;
3) будут использованы техники группового психологического консультирования, способствующие развитию у детей внимания, контроля двигательной активности, саморегуляции, самоконтроля;
4) будут использованы техники группового психологического консультирования, способствующие развитию у родителей гармоничного стиля воспитания.
Исходя из вышесказанного, можно сформировать ряд задач, направленных на достижение цели исследования:
Задачи:
1) Рассмотреть различные научные подходы к пониманию синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
2) Рассмотреть различные научные подходы, описывающие влияния стиля родительского воспитания на эмоциональное состояние ребенка.
3) Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
4) Составить диагностический комплекс для изучения СДВГ у детей старшего дошкольного возраста.
5) Изучить и описать особенности проявления синдрома дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста.
6) Изучить и описать влияние стилей семейного воспитания на проявление симптомов СДВГ у детей старшего дошкольного возраста.
7) Спланировать и реализовать программу групповых психологических консультаций детей старшего дошкольного возраста для снижения СДВГ
8) Спланировать и реализовать программу групповых психологических консультаций родителей для развития гармоничного стиля воспитания.
9) Исследовать динамику в проявлении СДВГ после опытно - экспериментальной работы.
10) Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1) Теоретические - сбор и анализ психологической литературы по теме исследования.
2) Эмпирические - наблюдение, беседа с родителями и воспитателями,
опрос, анкетирование, формирующий эксперимент (групповое консультирование);
3) Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста, в количестве 25 человек, в возрасте от 5 до 7 лет.
Апробация результатов исследования:
По теме исследования имеются две публикации:
1. Историческое развитие феномена синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2021. № 17(162).
2. «Влияние стиля воспитания в семье на характер проявления СДВГ у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2021. №23(168).
Теоретико-методологические основания исследования:
1) идеи западных исследователей в области синдрома дефицита внимания и гиперактивности: R.A. Barkley, F. Levy, Sh. Milberger, S. Sprich- Bucrminster, В.А. Cooper, D.M. Ross, S.A. Ross, J.V. Hunt и др.
2) идеи отечественных исследователей в области синдрома дефицита внимания и гиперактивности: И.П. Брязгунов, В.И. Габдркипова, Л.Т. Журба, Е.В. Касатикова, Е.К. Лютова-Робертс, A.B. Миролюбов, Г.Б. Монина, К. Скродцки, Л.С. Чутко, Э.Г. Эйдемиллер, С.В. Ярыгина и др.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в групповом психологическом консультировании детей старшего дошкольного возраста, техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью проявления СДВГ, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных трудов по направлениям:
1. Определение и описание теоретических аспектов в специфике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
2. Изучение и анализ особенностей проявления симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивноссти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка.
3. Анализ исследований в области группового консультирования.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал (разработанная комплексная программа по снижению синдрома дефицита внимания и гиперактивности) может быть использован в работе штатных психологов детских учреждений, психологов консультативных центров, воспитателей ДОУ.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Рассмотрена история развития СДВГ, нейропсихологические особенности детей с СДВГ старшего дошкольного возраста, влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка с СДВГ, специфика группового консультирования детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового психологического консультирования как средства снижения симптомов СДВГ у детей старшего дошкольного возраста. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Основная масса работ по изучению СДВГ касается детей школьного возраста, когда на первый план выступает проблема школьной дезадаптации и неуспеваемости. [17,36,].
Таким образом, ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5-7 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, а это позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений [64].
Многофакторность этиологии СДВГ побуждает искать не отдельные факторы, оказывающие влияние на течение синдрома, а изучать их сочетание и взаимодействие. В частности, важным и малоизученным фактором является влияние стиля воспитания родителей на эмоциональное состояние ребенка с СДВГ.
В Красноярске программы по проблеме развития детей с СДВГ в дошкольном возрасте до сих пор не разрабатывались.
Таким образом, проблема исследования СДВГ в дошкольном возрасте, построения коррекционной программы относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно освещенных в теории и практике психологии.
Цель исследования: на основе теоретического анализа изучить синдром дефицита внимания и гиперактивности, его проявление, проанализировать влияние стилей воспитания родителей на проявление симптомов СДВГ, научно обосновать, разработать и апробировать программу групповых психологических консультаций, направленных на снижение проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с синдрома дефицита внимания и гиперактивности и их родители.
Предмет исследования: программа групповых консультативных встреч с родителями и детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности как средство снижения проявления синдрома.
Гипотеза исследования программа групповых консультативных встреч будет результативна в целях снижения проявления синдрома дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста, если:
1) будет создана комплексная программа психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности;
2) будут проведены групповые консультации, направленные на работу как с детьми, так и с их родителями;
3) будут использованы техники группового психологического консультирования, способствующие развитию у детей внимания, контроля двигательной активности, саморегуляции, самоконтроля;
4) будут использованы техники группового психологического консультирования, способствующие развитию у родителей гармоничного стиля воспитания.
Исходя из вышесказанного, можно сформировать ряд задач, направленных на достижение цели исследования:
Задачи:
1) Рассмотреть различные научные подходы к пониманию синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
2) Рассмотреть различные научные подходы, описывающие влияния стиля родительского воспитания на эмоциональное состояние ребенка.
3) Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
4) Составить диагностический комплекс для изучения СДВГ у детей старшего дошкольного возраста.
5) Изучить и описать особенности проявления синдрома дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста.
6) Изучить и описать влияние стилей семейного воспитания на проявление симптомов СДВГ у детей старшего дошкольного возраста.
7) Спланировать и реализовать программу групповых психологических консультаций детей старшего дошкольного возраста для снижения СДВГ
8) Спланировать и реализовать программу групповых психологических консультаций родителей для развития гармоничного стиля воспитания.
9) Исследовать динамику в проявлении СДВГ после опытно - экспериментальной работы.
10) Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1) Теоретические - сбор и анализ психологической литературы по теме исследования.
2) Эмпирические - наблюдение, беседа с родителями и воспитателями,
опрос, анкетирование, формирующий эксперимент (групповое консультирование);
3) Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста, в количестве 25 человек, в возрасте от 5 до 7 лет.
Апробация результатов исследования:
По теме исследования имеются две публикации:
1. Историческое развитие феномена синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2021. № 17(162).
2. «Влияние стиля воспитания в семье на характер проявления СДВГ у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2021. №23(168).
Теоретико-методологические основания исследования:
1) идеи западных исследователей в области синдрома дефицита внимания и гиперактивности: R.A. Barkley, F. Levy, Sh. Milberger, S. Sprich- Bucrminster, В.А. Cooper, D.M. Ross, S.A. Ross, J.V. Hunt и др.
2) идеи отечественных исследователей в области синдрома дефицита внимания и гиперактивности: И.П. Брязгунов, В.И. Габдркипова, Л.Т. Журба, Е.В. Касатикова, Е.К. Лютова-Робертс, A.B. Миролюбов, Г.Б. Монина, К. Скродцки, Л.С. Чутко, Э.Г. Эйдемиллер, С.В. Ярыгина и др.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в групповом психологическом консультировании детей старшего дошкольного возраста, техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью проявления СДВГ, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных трудов по направлениям:
1. Определение и описание теоретических аспектов в специфике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
2. Изучение и анализ особенностей проявления симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивноссти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка.
3. Анализ исследований в области группового консультирования.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал (разработанная комплексная программа по снижению синдрома дефицита внимания и гиперактивности) может быть использован в работе штатных психологов детских учреждений, психологов консультативных центров, воспитателей ДОУ.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Рассмотрена история развития СДВГ, нейропсихологические особенности детей с СДВГ старшего дошкольного возраста, влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка с СДВГ, специфика группового консультирования детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового психологического консультирования как средства снижения симптомов СДВГ у детей старшего дошкольного возраста. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются все участники воспитательного процесса - родители, воспитатели, педагоги. Неугомонные, невнимательные, непослушные, импульсивные, чрезмерно активные дети, которые не сидят на месте, являются проблемой не только в семье и в детских учреждениях. В первую очередь они испытывают трудности сами. Зачастую ни родители, ни воспитатели не знают, что с ними делать и, пытаясь угомонить этих «непосед», используют не всегда подходящие стили воспитания. Наказать, ужесточить правила, посадить, чтобы успокоился, не всегда понимания причину такого поведения ребенка. Что в свою очередь провоцирует еще большее ухудшение ситуации со стороны «непоседы». Он проявляет агрессию, злость, недовольство в первую очередь собой, а не воспитателем, так как не может соответствовать ожиданиям взрослых и у него формируется привычка к негативным эмоциям. Он привыкает к тому, что он постоянно попадает в конфликтные ситуации со сверстниками, им недовольны взрослые, вследствие чего для таких детей более привычными оказываются негативные эмоции (Романов А.М).
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СДВГ детей старшего дошкольного возраста: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых.
В ходе констатирующего эксперимента, все 5 детей (100%) проявляют признаки СДВГ только с разной степенью выраженности. Так трое детей (60%) имеют симптомы СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности, что выражается в чрезмерной моторной активности, излишней болтливости, нескоординированности движений. Ребенок суетлив, бывает агрессивен, резко реагирует на замечания родителей, педагогов, не может долго сидеть на месте, ему нужно постоянно находиться в движении.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания выявлено у двоих детей (40%), что отражается в медленном выполнении заданий, ребенок словно «летает» в облаках, его внимание переключается с одного объекта на другое. Таким образом, получается, что каждый пятый ребенок в группе нуждается в коррекции и оздоровлении.
На основании полученной информации была создана коррекционная программа групповых консультаций для детей с СДВГ старшего дошкольного возраста и их родителей. Положительное влияние данной программы было оценено участниками эксперимента.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента была выделена группа детей старшего дошкольного возраста с СДВГ и их родителей, доказана целесообразность коррекционно-развивающей работы с ними. При анализе литературы по теме исследования было выявлено, что основными показателями проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности является наличие импульсивности, гиперактивности, а также низкая концентрация внимания. Со стороны родителей были выявлены не гармоничные стили воспитания. Поэтому формирующая работа была проведена с учетом этих критериев.
Цель программы: скорректировать психологические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а именно произвольного внимания, импульсивности, гиперактивности, развития коммуникативных навыков, а также скорректировать стили воспитания родителей с патологизирующих на гармоничные.
Задачи программы:
1. Развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста, таких как концентрации, переключаемость, распределение.
2. Тренировка психомоторных функций.
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Развитие приемов саморегуляции.
5. Развитие навыков общения.
6. Развитие у родителей эффективных навыков воспитания.
7. Коррекция патологизирующих стилей воспитания.
Мы предполагаем, что реализация поставленных задач обеспечит возможность детям старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности быть более успешными в учебной и во внеучебной деятельности, адекватно пройти школьную адаптацию.
Анализ общих результатов динамики развития СДВГ после формирующего эксперимента, показал существенные изменения на всех уровнях проявления СДВГ. В первую очередь, стоит отметить, что все дети с высоким уровнем СДВГ после формирующего эксперимента показали средний уровень проявления симптомов СДВГ. Стоит понимать, что данный показатель не может говорить о том, что все дети, у которых средний уровень проявления СДВГ, уже смогли его устранить, но это говорит о положительной динамике в работе над данной проблемой и о том, что реализуемая коррекционная программа достаточно эффективна в борьбе с такой актуальной проблемой как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных техник и упражнений для детей, а также работе с развитием навыков новых моделей реагирования и поведения в общении с ребенком будет результативно в целях коррекции симптомов СДВГ.
Таким образом цель достигнута. Гипотеза подтверждена. Задачи решены.
Программа является легко подстраиваемой под разные задачи, поэтому может быть использована в работе детских психологов, воспитателей, социальных работников, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СДВГ детей старшего дошкольного возраста: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых.
В ходе констатирующего эксперимента, все 5 детей (100%) проявляют признаки СДВГ только с разной степенью выраженности. Так трое детей (60%) имеют симптомы СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности, что выражается в чрезмерной моторной активности, излишней болтливости, нескоординированности движений. Ребенок суетлив, бывает агрессивен, резко реагирует на замечания родителей, педагогов, не может долго сидеть на месте, ему нужно постоянно находиться в движении.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания выявлено у двоих детей (40%), что отражается в медленном выполнении заданий, ребенок словно «летает» в облаках, его внимание переключается с одного объекта на другое. Таким образом, получается, что каждый пятый ребенок в группе нуждается в коррекции и оздоровлении.
На основании полученной информации была создана коррекционная программа групповых консультаций для детей с СДВГ старшего дошкольного возраста и их родителей. Положительное влияние данной программы было оценено участниками эксперимента.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента была выделена группа детей старшего дошкольного возраста с СДВГ и их родителей, доказана целесообразность коррекционно-развивающей работы с ними. При анализе литературы по теме исследования было выявлено, что основными показателями проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности является наличие импульсивности, гиперактивности, а также низкая концентрация внимания. Со стороны родителей были выявлены не гармоничные стили воспитания. Поэтому формирующая работа была проведена с учетом этих критериев.
Цель программы: скорректировать психологические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а именно произвольного внимания, импульсивности, гиперактивности, развития коммуникативных навыков, а также скорректировать стили воспитания родителей с патологизирующих на гармоничные.
Задачи программы:
1. Развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста, таких как концентрации, переключаемость, распределение.
2. Тренировка психомоторных функций.
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Развитие приемов саморегуляции.
5. Развитие навыков общения.
6. Развитие у родителей эффективных навыков воспитания.
7. Коррекция патологизирующих стилей воспитания.
Мы предполагаем, что реализация поставленных задач обеспечит возможность детям старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности быть более успешными в учебной и во внеучебной деятельности, адекватно пройти школьную адаптацию.
Анализ общих результатов динамики развития СДВГ после формирующего эксперимента, показал существенные изменения на всех уровнях проявления СДВГ. В первую очередь, стоит отметить, что все дети с высоким уровнем СДВГ после формирующего эксперимента показали средний уровень проявления симптомов СДВГ. Стоит понимать, что данный показатель не может говорить о том, что все дети, у которых средний уровень проявления СДВГ, уже смогли его устранить, но это говорит о положительной динамике в работе над данной проблемой и о том, что реализуемая коррекционная программа достаточно эффективна в борьбе с такой актуальной проблемой как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных техник и упражнений для детей, а также работе с развитием навыков новых моделей реагирования и поведения в общении с ребенком будет результативно в целях коррекции симптомов СДВГ.
Таким образом цель достигнута. Гипотеза подтверждена. Задачи решены.
Программа является легко подстраиваемой под разные задачи, поэтому может быть использована в работе детских психологов, воспитателей, социальных работников, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.



