Коррекция влияния семейных взаимоотношений с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности старшего дошкольного возраста посредством группового консультирования
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста в психологической литературе 14
1.1. Историческое развитие феномена СДВГ 14
1.2. Нейропсихологические особенности детей старшего дошкольного возраста
с СДВГ 20
1.3. Влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка
с СДВГ старшего дошкольного возраста 30
1.4 Специфика группового консультирования детей старшего дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 46
Выводы по главе I 68
ГЛАВА II Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на коррекцию проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у
старших дошкольников в процессе группового консультирования 70
2.1 Методики, процедуры исследования проявлений гиперактивности у детей
старшего дошкольного возраста 70
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 83
2.3 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 95
Выводы по Главе II 105
Заключение 107
Список используемых источников 110
Приложение А 119
Приложение Б 141
Приложение В 143
Приложение Д 151
Приложение Е 164
Приложение Ж 166
Приложение З
Неугомонные, невнимательные, непослушные, импульсивные, чрезмерно активные дети, которые не сидят на месте, являются проблемой не только в семье и в детских учреждениях. В первую очередь они испытывают трудности сами. Зачастую ни родители, ни воспитатели не знают, что с ними делать и, пытаясь угомонить этих «непосед», используют не всегда подходящие стили воспитания. Наказать, ужесточить правила, посадить, чтобы успокоился, не всегда понимания причину такого поведения ребенка. Что в свою очередь провоцирует еще большее ухудшение ситуации со стороны «непоседы». Он проявляет агрессию, злость, недовольство в первую очередь собой, а не воспитателем, так как не может соответствовать ожиданиям взрослых и у него формируется привычка к негативным эмоциям. Он привыкает к тому, что он постоянно попадает в конфликтные ситуации со сверстниками, им недовольны взрослые, вследствие чего для таких детей более привычными оказываются негативные эмоции (Романов А.М).
Основная масса работ по изучению СДВГ касается детей школьного возраста, когда на первый план выступает проблема школьной дезадаптации и неуспеваемости. [17,36,].
Таким образом, ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5-7 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, а это позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений [64].
Многофакторность этиологии СДВГ побуждает искать не отдельные факторы, оказывающие влияние на течение синдрома, а изучать их сочетание и взаимодействие. В частности, важным и малоизученным фактором является влияние стиля воспитания родителей на эмоциональное состояние ребенка с СДВГ.
В Красноярске программы по проблеме развития детей с СДВГ в дошкольном возрасте до сих пор не разрабатывались.
Таким образом, проблема исследования СДВГ в дошкольном возрасте, построения коррекционной программы относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно освещенных в теории и практике психологии.
Цель исследования: на основе теоретического анализа изучить синдром дефицита внимания и гиперактивности, его проявление, проанализировать влияние стилей воспитания родителей на проявление симптомов СДВГ, научно обосновать, разработать и апробировать программу групповых психологических консультаций, направленных на снижение проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с синдрома дефицита внимания и гиперактивности и их родители.
Предмет исследования: программа групповых консультативных встреч с родителями и детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности как средство снижения проявления синдрома.
Гипотеза исследования программа групповых консультативных встреч будет результативна в целях снижения проявления синдрома дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста, если:
1) будет создана комплексная программа психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности;
2) будут проведены групповые консультации, направленные на работу как с детьми, так и с их родителями;
3) будут использованы техники группового психологического консультирования, способствующие развитию у детей внимания, контроля двигательной активности, саморегуляции, самоконтроля;
4) будут использованы техники группового психологического консультирования, способствующие развитию у родителей гармоничного стиля воспитания.
Исходя из вышесказанного, можно сформировать ряд задач, направленных на достижение цели исследования:
Задачи:
1) Рассмотреть различные научные подходы к пониманию синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
2) Рассмотреть различные научные подходы, описывающие влияния стиля родительского воспитания на эмоциональное состояние ребенка.
3) Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
4) Составить диагностический комплекс для изучения СДВГ у детей старшего дошкольного возраста.
5) Изучить и описать особенности проявления синдрома дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста.
6) Изучить и описать влияние стилей семейного воспитания на проявление симптомов СДВГ у детей старшего дошкольного возраста.
7) Спланировать и реализовать программу групповых психологических консультаций детей старшего дошкольного возраста для снижения СДВГ
8) Спланировать и реализовать программу групповых психологических консультаций родителей для развития гармоничного стиля воспитания.
9) Исследовать динамику в проявлении СДВГ после опытно - экспериментальной работы.
10) Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1) Теоретические - сбор и анализ психологической литературы по теме исследования.
2) Эмпирические - наблюдение, беседа с родителями и воспитателями,
опрос, анкетирование, формирующий эксперимент (групповое консультирование);
3) Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста, в количестве 25 человек, в возрасте от 5 до 7 лет.
Апробация результатов исследования:
По теме исследования имеются две публикации:
1. Историческое развитие феномена синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2021. № 17(162).
2. «Влияние стиля воспитания в семье на характер проявления СДВГ у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2021. №23(168).
Теоретико-методологические основания исследования:
1) идеи западных исследователей в области синдрома дефицита внимания и гиперактивности: R.A. Barkley, F. Levy, Sh. Milberger, S. Sprich- Bucrminster, В.А. Cooper, D.M. Ross, S.A. Ross, J.V. Hunt и др.
2) идеи отечественных исследователей в области синдрома дефицита внимания и гиперактивности: И.П. Брязгунов, В.И. Габдркипова, Л.Т. Журба, Е.В. Касатикова, Е.К. Лютова-Робертс, A.B. Миролюбов, Г.Б. Монина, К. Скродцки, Л.С. Чутко, Э.Г. Эйдемиллер, С.В. Ярыгина и др.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в групповом психологическом консультировании детей старшего дошкольного возраста, техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью проявления СДВГ, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных трудов по направлениям:
1. Определение и описание теоретических аспектов в специфике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
2. Изучение и анализ особенностей проявления симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивноссти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка.
3. Анализ исследований в области группового консультирования.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал (разработанная комплексная программа по снижению синдрома дефицита внимания и гиперактивности) может быть использован в работе штатных психологов детских учреждений, психологов консультативных центров, воспитателей ДОУ.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Рассмотрена история развития СДВГ, нейропсихологические особенности детей с СДВГ старшего дошкольного возраста, влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка с СДВГ, специфика группового консультирования детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового психологического консультирования как средства снижения симптомов СДВГ у детей старшего дошкольного возраста. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются все участники воспитательного процесса - родители, воспитатели, педагоги. Неугомонные, невнимательные, непослушные, импульсивные, чрезмерно активные дети, которые не сидят на месте, являются проблемой не только в семье и в детских учреждениях. В первую очередь они испытывают трудности сами. Зачастую ни родители, ни воспитатели не знают, что с ними делать и, пытаясь угомонить этих «непосед», используют не всегда подходящие стили воспитания. Наказать, ужесточить правила, посадить, чтобы успокоился, не всегда понимания причину такого поведения ребенка. Что в свою очередь провоцирует еще большее ухудшение ситуации со стороны «непоседы». Он проявляет агрессию, злость, недовольство в первую очередь собой, а не воспитателем, так как не может соответствовать ожиданиям взрослых и у него формируется привычка к негативным эмоциям. Он привыкает к тому, что он постоянно попадает в конфликтные ситуации со сверстниками, им недовольны взрослые, вследствие чего для таких детей более привычными оказываются негативные эмоции (Романов А.М).
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности СДВГ детей старшего дошкольного возраста: описание различных подходов к изучению данного синдрома, как зарубежных, так и отечественных ученых.
В ходе констатирующего эксперимента, все 5 детей (100%) проявляют признаки СДВГ только с разной степенью выраженности. Так трое детей (60%) имеют симптомы СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности, что выражается в чрезмерной моторной активности, излишней болтливости, нескоординированности движений. Ребенок суетлив, бывает агрессивен, резко реагирует на замечания родителей, педагогов, не может долго сидеть на месте, ему нужно постоянно находиться в движении.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания выявлено у двоих детей (40%), что отражается в медленном выполнении заданий, ребенок словно «летает» в облаках, его внимание переключается с одного объекта на другое. Таким образом, получается, что каждый пятый ребенок в группе нуждается в коррекции и оздоровлении.
На основании полученной информации была создана коррекционная программа групповых консультаций для детей с СДВГ старшего дошкольного возраста и их родителей. Положительное влияние данной программы было оценено участниками эксперимента.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента была выделена группа детей старшего дошкольного возраста с СДВГ и их родителей, доказана целесообразность коррекционно-развивающей работы с ними. При анализе литературы по теме исследования было выявлено, что основными показателями проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности является наличие импульсивности, гиперактивности, а также низкая концентрация внимания. Со стороны родителей были выявлены не гармоничные стили воспитания. Поэтому формирующая работа была проведена с учетом этих критериев.
Цель программы: скорректировать психологические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а именно произвольного внимания, импульсивности, гиперактивности, развития коммуникативных навыков, а также скорректировать стили воспитания родителей с патологизирующих на гармоничные.
Задачи программы:
1. Развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста, таких как концентрации, переключаемость, распределение.
2. Тренировка психомоторных функций.
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Развитие приемов саморегуляции.
5. Развитие навыков общения.
6. Развитие у родителей эффективных навыков воспитания.
7. Коррекция патологизирующих стилей воспитания.
Мы предполагаем, что реализация поставленных задач обеспечит возможность детям старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности быть более успешными в учебной и во внеучебной деятельности, адекватно пройти школьную адаптацию.
Анализ общих результатов динамики развития СДВГ после формирующего эксперимента, показал существенные изменения на всех уровнях проявления СДВГ. В первую очередь, стоит отметить, что все дети с высоким уровнем СДВГ после формирующего эксперимента показали средний уровень проявления симптомов СДВГ. Стоит понимать, что данный показатель не может говорить о том, что все дети, у которых средний уровень проявления СДВГ, уже смогли его устранить, но это говорит о положительной динамике в работе над данной проблемой и о том, что реализуемая коррекционная программа достаточно эффективна в борьбе с такой актуальной проблемой как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных техник и упражнений для детей, а также работе с развитием навыков новых моделей реагирования и поведения в общении с ребенком будет результативно в целях коррекции симптомов СДВГ.
Таким образом цель достигнута. Гипотеза подтверждена. Задачи решены.
Программа является легко подстраиваемой под разные задачи, поэтому может быть использована в работе детских психологов, воспитателей, социальных работников, учитывая особенности той или иной группы и подстраиваясь под конкретные условия.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование // М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как
основа использования нейропсихологических методов в школе // 1 -я
Международная конференция памяти А.Р. Лурия / Ред. Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина. - М., 1998. - С. 201-208.
3. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - СПб., 1993. - №3. - С. 74-90.
4. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 1999.
5. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Причины
гипеактивности у детей //
http://www.psychologos.ru/npM4MHbi гиперактивности у детей
6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002. - 128с.
7. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Пи тер, 2002. 8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1992, 255 с.
9. Всемирная организация здравоохранения. F90—F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10 -й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптировано для использования в Российской Федерации). Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 334.
10. Возрастная педагогическая психология/ Хрестоматия. Составители Дубровина Н.В. и др. - М.: Владос, 2000 - 386 с.
11. Возрастная психология / Под ред. Т. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 336с.
12. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройств у детей и подростков. - М., 1995. - с. 8 - 11.81
13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993. - 223с.
14. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., М.:1990. 173 с.
15. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1996. - №3. - с. 3- 22.
16. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. - СПб., 1998. - 495с.
17. Дети с СДВГ: Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания ; под ред. М. А. Заводенко. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 248 с.
18. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь : учебное пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т ; [М. М. Безруких и др.] ; под ред. М. М. Безруких. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2009. - 247 с.
19. Дормашев Ю.Б., Романов В.А. Психология внимания. - М.: Академия, 1999. - 348с.
20. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th ed. (DSMV). Washington, 2013.
21. ЕрмолаевО.Ю. Внимание школьника / Марютина Т.М., Мешкова Т.А.. - М.: Знание , 1987. — 80 с.
22. Жак Т.Т. Цели и задачи психологического консультирования. // [Электронный ресурс]:http://lifecity.com.ua/maup/721/viewsection/81
23. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. - М.: АСТ, 2011. - 689с.
24. Заваденко Н.Н. Как помочь ребёнку: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-пресс, 2001. - 112 с.
25. Заваденко Н.Н., Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н. Н. Заваденко. - Мир психологии №1, М., 2000 г.82
26. Заводенко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении
27. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003.
28. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995. - 560с.
29. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995.
30. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.. 1997. - 123 с.
31. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
32. Кошелева Л.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. - М.: НИИ семьи, 1997. - 65 с.
33. Кошельков Д.А. особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности//Альманах «Новые исследования». - М., 2009. № 2 (19). С 47-48
34. Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Яковенко В.А. и др. Применение транскраниальной микрополяризации в лечениии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков//Журнал неврологии и психиатрии. 2002. .№ 5.
35. Кузнецова Л.Э. психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции //Молодой ученый. 2016. №7 (111). С. 327-331 - URL:https://moluch.ru/archive/111/27644
36. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность. факторы риска и профилактика. - М., 1997. - 196с.83
37. Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности
нормального и аномального развития // 1-я Международная конференция
памяти А.Р. Лурия / Ред. Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина. - М., 1998. - с. 193-200.
38. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002 - 136 с.
39. Минигалиева М. Р. "Психологическое консультирование: теория и практика/ М. Р. Минигалиева. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. .
40. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство/Морозовская Е.Р.; Одесса, Институт проективных карт, 2013. - 116с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 361с.
42. Насырова О.А. Психологические критерии диагностики гиперактивного поведения у детей.// Материалы докл. итоговой науч.практ. конф. АГПИ, (23 апр. 2006 г.). Астрахань, 1998. -41 с.
43. Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15 июня 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина - Новосибирск: Изд-во сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы 2017. - 110 с.
44. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья.- М., 1997. - Т. 4, №4. - с. 34¬43.
45. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Академия, 1999. — 160 с.
46. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. - М.: СПб.: Еврознак, 2001. - 481с.84
47. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Карвасарского Б.Д. - СПб.: ЗАО “Издательство “Питер”, 1999.
48. Психотерапия: Учеб. для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. СПб.: Питер, 2003.
49. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: Основные термины и понятия по психологии и психиатрии: В 2 тт:/ Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. - М.: Аванта, 2007. - 560с.
50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996. - 528с.
51. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. М, Независимая фирма "Класс", 1994 - 144 с.
52. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. - СПб, Питер, 2009. - 1097 с.
53. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
54. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.; Педагогика, 1989.— 208 с.
55. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] / А. В. Грибанов; под общ. ред. А. В. Грибанова. - Москва : Академический проект, 2004. - 142 с.
56. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Практическая психология».) - 293 с.
57. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). М., 2000.
58. Славина Л.С. Трудные дети. - М.: Владос, 1998 - 374 с.85
59. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2009. - 208с.
60. Справочник детского психиатра и невропатолога /Под ред. JI.A. Булаховой. -Киев: Здоровья., 1985. 285 с.
61. Столяренко Л.Д., ПОсновы психологии^, Ростов-на-Дону, Феникс , 2002
62. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания. М., 2001.
63. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с
гиперактивностью. [Электронный ресурс]:
http://www.xenoid.ru/materials/materials psy/psy-book18.php
64. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте: Методическое пособие для студентов мед. вузов и врачей. - Н.-Новгород. 1995.
65. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
66. Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика
саморегуляции. - М.: Издательство «Спорт и Культура - 2000», 2017. - 128с.
67. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.
68. Чикина, Е.С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Е.С. Чикина// Трудный пациент. 2007. - №2. -С. 52-55.
69. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.,1990. - 127 с.
70. Шанько Г.Г. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007.
71. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. М., 1997.86
72. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически ориентированная психотерапия. М., 1998.
73. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 319 с.
https://www.healthline.com ,RannaParekh, M.D., M.P.H. July
2017APAhttps://www.psychiatry.org/patients-families/adhd/what-is-adh
75. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. — СПб: Питер, 2000.
76. Алексеева А.М. Психологические аспекты проблемы СДВГ: основные направления психокоррекционной работы // СДВГ и родственные формы когнитивных нару- шений, эмоциональных дисфункций и поведенческих расстройств: Материалы конференции «Мнухинские чте- ния», 19 мая 2006. — СПб, 2006. — С. 5-7.
77. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. — СПб: НПК «Омега», 2010. — 160 с.
78. Брязгунов И. П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. — М.: Издательство Института психотерапии, 2003. — 96 с.
79. Брязгунов И.П. и др. Психосоматика у детей. — М.: Психотерапия, 2009. — 480 с.
80. Демьянов А.Ю. Нарушение внутрисемейных взаимоотношений у детей с гипердинамическим синдромом // СДВГ и родственные формы когнитивных нарушений, эмоциональных дисфункций и поведенческих рас- стройств: Материалы конференции «Мнухинские чтения», 19 мая 2006. — СПб, 2006. — С. 19-23.
81. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Под ред. М.М. Безруких. — М.: НПО «МОДЭК», 2009. — 248 с.
82. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. — СПб: Речь, 1998.
83. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: Моно- графия. — СПб: Речь, 2007. — 186 с.
84. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010. — 336 с.
85. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — СПб: Наука и Техника, 2010. — 384 с.
86. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: Питер, 2000. — 656 с.
87. Barkley R. Defiant children: A clinician’ s manual for assessment and parent training. — N.Y.: Guilford Press, 1997. 14. Barkley R. Attention deficit hyperactivity disorder: A hand-book for diagnosis and treatment. — N.Y.: Guilford Press, 1996.