ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности развития речи у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Влияние речи на развитие мышления младших школьников 24
1.4. Психолого-педагогические приемы работы по развитию мышления и
речи 33
Выводы по 1 главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 44
2.1. Методическая организация констатирующего эксперимента 44
2.2. Анализ экспериментальных данных по выявлению уровня развития речи
и мышления младших школьников 56
2.3. Программа по развитию мышления и речи младших школьников 66
Выводы по 2 главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности развития речи у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Влияние речи на развитие мышления младших школьников 24
1.4. Психолого-педагогические приемы работы по развитию мышления и
речи 33
Выводы по 1 главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 44
2.1. Методическая организация констатирующего эксперимента 44
2.2. Анализ экспериментальных данных по выявлению уровня развития речи
и мышления младших школьников 56
2.3. Программа по развитию мышления и речи младших школьников 66
Выводы по 2 главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Проблема взаимосвязи речи и мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и соответственно притягательных предметов изучения. Пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь значительного труда в области психологии, лингвистики и философии, в котором в той или иной форме не обсуждался бы или, по крайней мере, не ставился бы этот вопрос. Сложность проблемы обусловлена, прежде всего, неоднозначностью и противоречивостью природы мышления и речи.
Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и речь, и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. «В единстве социального и индивидуально-биологического проявляется наиболее общая специфика и речи и мышления» [32].
Проанализировав целый ряд психолого-педагогической литературы, можно прийти к выводу, что теоретические вопросы, связанные с изучением понятий речь и мышление, поднимались в трудах таких учёных как: Д.Б. Элъконин, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.А. Леонтьев, А.Н. Соколов, Б.М. Теплов и многие другие исследователи.
В соответствии с тенденциями общественного развития, обусловившими возникновение современной образовательной ситуации, когда в массовую школу приходит всё больше детей с проблемами развития, в том числе, с речевыми нарушениями, а также с трудностями со стороны мышления, продуктивная деятельность образовательных учреждений становится немыслимой без квалифицированной всесторонней помощи детям [18].
Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Поэтому столь важно комплексное (прежде всего, психологическое) обследование речи и мышления учащихся, среди которых значительное число детей, имеющих проблемы в данных процессах.
Следует отметить, что успешное обучение в среднем и старшем звене предполагает развитие словесно-логического мышления, которое начинает развивается в начальной школе. Поэтому нужно понимать какие свойства данного вида мышления развиты менее и акцентировать на этом внимание.
Следовательно, данная проблема является актуальной и требует к себе внимания.
Цель исследования: изучить особенности мышления и речи младших школьников; разработать программу по развитию мышления и речи младших школьников.
Объект исследования: словесно-логическое мышление и устная речь младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития словесно-логического мышления и устной речи младших школьников.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
1. У младших школьников недостаточно развито словесно-логическое мышление и требует дополнительных мер по его развитию. Прежде всего данные сложности проявляются в способности классифицировать и обобщать понятия по различным признакам.
2. Учащиеся начальных классов испытывают трудности в устной речи.
Это проявляется в неумении выстраивать связный текст.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогические характеристики мышления и речи младших школьников.
3. Изучить теоретические основы взаимосвязи мышления и речи у младших школьников.
4. Выявить приёмы работы по развитию мышления и речи младших школьников.
5. Подобрать методики для выявления актуального уровня развития мышления и речи младших школьников.
6. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития речи и мышления у учащихся начальных классов.
7. Проанализировать и описать полученные в результате диагностики данные.
8. Разработать программу по развитию мышления и речи младших школьников.
9. В данной работе используются следующие методы исследования:
10. Анализ психолого-педагогической литературы;
11. Обобщение психолого-педагогической литературы.
12. Эмпирические: психодиагностические методики.
13. Методы количественного и качественного анализа данных.
Структура представленной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
В диагностический инструментарий исследования вошли методики Р. С. Немова по исследованию речи младших школьников: «Определения понятий», «Выяснение пассивного словарного запаса», «Определение активного словарного запаса». А также методика «Исследования словесно - логического мышления младших школьников» Э. Ф. Замбацявичене по исследованию словесно логического мышления.
База исследования: МАОУ СШ №81 Кировского района, города Красноярска. Участники эксперимента: 21 учащихся в возрасте 9-10 лет.
Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и речь, и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. «В единстве социального и индивидуально-биологического проявляется наиболее общая специфика и речи и мышления» [32].
Проанализировав целый ряд психолого-педагогической литературы, можно прийти к выводу, что теоретические вопросы, связанные с изучением понятий речь и мышление, поднимались в трудах таких учёных как: Д.Б. Элъконин, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.А. Леонтьев, А.Н. Соколов, Б.М. Теплов и многие другие исследователи.
В соответствии с тенденциями общественного развития, обусловившими возникновение современной образовательной ситуации, когда в массовую школу приходит всё больше детей с проблемами развития, в том числе, с речевыми нарушениями, а также с трудностями со стороны мышления, продуктивная деятельность образовательных учреждений становится немыслимой без квалифицированной всесторонней помощи детям [18].
Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Поэтому столь важно комплексное (прежде всего, психологическое) обследование речи и мышления учащихся, среди которых значительное число детей, имеющих проблемы в данных процессах.
Следует отметить, что успешное обучение в среднем и старшем звене предполагает развитие словесно-логического мышления, которое начинает развивается в начальной школе. Поэтому нужно понимать какие свойства данного вида мышления развиты менее и акцентировать на этом внимание.
Следовательно, данная проблема является актуальной и требует к себе внимания.
Цель исследования: изучить особенности мышления и речи младших школьников; разработать программу по развитию мышления и речи младших школьников.
Объект исследования: словесно-логическое мышление и устная речь младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития словесно-логического мышления и устной речи младших школьников.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
1. У младших школьников недостаточно развито словесно-логическое мышление и требует дополнительных мер по его развитию. Прежде всего данные сложности проявляются в способности классифицировать и обобщать понятия по различным признакам.
2. Учащиеся начальных классов испытывают трудности в устной речи.
Это проявляется в неумении выстраивать связный текст.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогические характеристики мышления и речи младших школьников.
3. Изучить теоретические основы взаимосвязи мышления и речи у младших школьников.
4. Выявить приёмы работы по развитию мышления и речи младших школьников.
5. Подобрать методики для выявления актуального уровня развития мышления и речи младших школьников.
6. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития речи и мышления у учащихся начальных классов.
7. Проанализировать и описать полученные в результате диагностики данные.
8. Разработать программу по развитию мышления и речи младших школьников.
9. В данной работе используются следующие методы исследования:
10. Анализ психолого-педагогической литературы;
11. Обобщение психолого-педагогической литературы.
12. Эмпирические: психодиагностические методики.
13. Методы количественного и качественного анализа данных.
Структура представленной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
В диагностический инструментарий исследования вошли методики Р. С. Немова по исследованию речи младших школьников: «Определения понятий», «Выяснение пассивного словарного запаса», «Определение активного словарного запаса». А также методика «Исследования словесно - логического мышления младших школьников» Э. Ф. Замбацявичене по исследованию словесно логического мышления.
База исследования: МАОУ СШ №81 Кировского района, города Красноярска. Участники эксперимента: 21 учащихся в возрасте 9-10 лет.
Таким образом, на данный момент проблема влияния развития речи на мышление младших школьников достаточно актуальна, так как речь и мышление являются единством; две взаимосвязанные составляющие, которые в процессе онтогенеза претерпевают различные изменения.
В данной работе мы придерживаемся следующих определений мышления и речи:
«Мышление - психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно» [32, с. 64].
«Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения». (С. И. Лец «Большой психологический словарь») [20].
В своём исследовании мы выявили особенности мышления и речи у учащихся начальных классов. Их мышление становится понятийно¬конкретным, и выступает в форме наглядных образов; а речь обогащается словарным запасом и обеспечивает перестройку познавательных процессов.
По результатам проведенных методик мы выяснили, что у 57.14% младших школьников речь развита на среднем уровне. Также и словесно¬логическое мышление находится на том же уровне развития и составляет 47.62% у учащихся начальных классов. Однако, у детей имеются затруднения в силу возрастных особенностей. При выполнении заданий учащиеся иногда путали понятия, неправильно проводили аналогии, а также ошибочно классифицировали слова.
Помимо этого, при составлении устного рассказа некорректно выстраивали текст, который имел несвязную структуру.
Результаты констатирующего эксперимента по вышеописанным трём методикам показал, что мышление и речь у школьников третьего класса находятся на среднем уровне, однако у них проявляются следующие затруднения:
- неумение выстраивать связную речь;
- неумение корректно классифицировать и обобщать понятия;
- трудности в таком явлении, как умозаключение по аналогии .
В связи с вышеописанными проблемами нами была разработана программа, которая направлена на развитие мышления и речи младших школьников. В её состав входит 6 занятий по 2 темам. Данная программа рассчитана на комплексное развитие речи: способность владеть описательной речью, развитие коммуникации, речевых умений, умение при помощи вопросов извлекать определенную информацию. А также способствует усовершенствованию словесно-логического мышления: развитие способности классифицировать понятия и обобщать понятия; усовершенствование способности составлять умозаключения по аналогии на основе схожих или отличных признаков.
Таким образом, цель данной исследовательской работы нами была достигнута, гипотеза - подтверждена.
В данной работе мы придерживаемся следующих определений мышления и речи:
«Мышление - психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно» [32, с. 64].
«Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения». (С. И. Лец «Большой психологический словарь») [20].
В своём исследовании мы выявили особенности мышления и речи у учащихся начальных классов. Их мышление становится понятийно¬конкретным, и выступает в форме наглядных образов; а речь обогащается словарным запасом и обеспечивает перестройку познавательных процессов.
По результатам проведенных методик мы выяснили, что у 57.14% младших школьников речь развита на среднем уровне. Также и словесно¬логическое мышление находится на том же уровне развития и составляет 47.62% у учащихся начальных классов. Однако, у детей имеются затруднения в силу возрастных особенностей. При выполнении заданий учащиеся иногда путали понятия, неправильно проводили аналогии, а также ошибочно классифицировали слова.
Помимо этого, при составлении устного рассказа некорректно выстраивали текст, который имел несвязную структуру.
Результаты констатирующего эксперимента по вышеописанным трём методикам показал, что мышление и речь у школьников третьего класса находятся на среднем уровне, однако у них проявляются следующие затруднения:
- неумение выстраивать связную речь;
- неумение корректно классифицировать и обобщать понятия;
- трудности в таком явлении, как умозаключение по аналогии .
В связи с вышеописанными проблемами нами была разработана программа, которая направлена на развитие мышления и речи младших школьников. В её состав входит 6 занятий по 2 темам. Данная программа рассчитана на комплексное развитие речи: способность владеть описательной речью, развитие коммуникации, речевых умений, умение при помощи вопросов извлекать определенную информацию. А также способствует усовершенствованию словесно-логического мышления: развитие способности классифицировать понятия и обобщать понятия; усовершенствование способности составлять умозаключения по аналогии на основе схожих или отличных признаков.
Таким образом, цель данной исследовательской работы нами была достигнута, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- Актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Изучение словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связанной речи младших школьников
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2013 - Формирование культуры речевого общения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ДОБРЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



