Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у будущих психологов готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях

Работа №166417

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 8
1.1. Готовность к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности готовности будущих психологов к профессиональной
деятельности в чрезвычайных ситуациях 18
1.3. Психолого-педагогические условия подготовки будущих психологов к
профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 33
2.1. Диагностика готовности будущих психологов к профессиональной
деятельности в чрезвычайных ситуациях 33
2.2. Опыт организации работы по формированию готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях в
условиях студенческого психологического добровольческого отряда 37
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. По статистическим данным Министерства чрезвычайных ситуаций большинство катастроф происходит по вене человека (72%), куда относят, дорожно-транспортные происшествия, пожары, взрывы в результате производства, аварии и крушения поездов, самолетов и судов, неправильное обращение с особо опасными веществами и многое другое, где меньшую часть (28%) занимают чрезвычайные ситуации природного характера куда относят, землетрясения наводнения, отрыв прибрежных льдов, оползни, снежные лавины, засуха, заморозки и другое. В результате чрезвычайных ситуаций в 2017 году погибло 556 человек и пострадало 36483 человека. Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время высшие учебные заведения одного из крупнейших регионов страны Красноярского края готовят будущих психологов к работе в различных учреждениях. Особое внимание внимание со стороны государства и общественности уделяется вопросам оказания качественной психологической помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, возникшей экстренно, - чрезвычайной ситуации. Однако профессиональное обучение специалистов-психологов для структур Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), как правило, сводятся к дополнительной переподготовке, уже поступивших на службу специалистов, имеющих другое базовое образование: медицинский психолог, педагог-психолог, бакалавр по направлению «Психология», «Психолого- педагогическое образование».
Ключевыми видами деятельности психолога МЧС является деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которая подразумевает обучение населения навыкам безопасного поведения. Также, каждый специалист - психолог, оказавшийся на месте происшествия, должен уметь оказать профессиональную психологическую помощь и поддержку пострадавшим и по необходимости, первую помощь, до приезда специалистов медиков.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующее противоречие:
- между потребностью государства и социума в специалистах-психологах, обладающих готовностью к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, и недостатком условий по подготовке студентов в образовательном процессе.
Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы условия, способствующие формированию готовности будущих психологов к профессиональной деятельности деятельности в чрезвычайных ситуациях?
С учетом выделенной проблемы можно конкретизировать тему исследования: «Формирование у будущих психологов готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях».
В соответствии с темой нами были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования:
Объект: процесс подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Предмет: психолого-педагогические условия формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Цель: теоретически обосновать и разработать психолого-педагогические условия по подготовке будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, апробировать и проверить их результативность в ходе экспериментальной работы.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Произвести диагностику актуального состояния готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия по формированию готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Гипотеза: работа по формированию готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях будет результативна, если:
- организована в пространстве студенческого
психологического добровольческого отряда;
- разработана и реализована программа занятий,
направленная на последовательно-поэтапное формирование
компонентов готовности;
- использованы формы активного практического обучения, предполагающие создание ситуаций, максимально приближенных к чрезвычайным.
Научная значимость исследования:
- раскрыта сущность и содержание понятия «готовность психолога к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях»;
- разработана и апробирована программа психолого- педагогической работы по формированию у будущих психологов готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Практическая значимость исследования:
- реализована программа психолого-педагогической работы по формированию у будущих психологов готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях;
- экспериментально доказана результативность психолого-педагогических условий формирования у будущих психологов готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования используются следующие методы и методики: теоретический анализ, метод констатирующего эксперимента, наблюдение, тестирование, метод формирующего эксперимента, методы математической обработки данных экспериментальной работы.
Базой исследования был выбран Сибирский филиал Центра экстренной психологической помощи МЧС России на базе, которого организован студенческий психологический добровольческий отрад. В работе приняли участие 19 студентов из пять вузов г. Красноярска, обучающиеся со второго по четвертый курс по направлению подготовки «психология».
Сроки проведения экспериментальной работы с октября 2018 года до май 2018 года.
Результаты исследования представлены на XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» и опубликованы:
Кузнецова Е.В., Черкасова Ю.А. Подготовка будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях в условиях студенческого психологического добровольческого отряда. // Молодежь и наука XXI века: материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 5-7 июня 2018 г. (Электронное издание).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема организации психолого-педагогической работы, направленной формирование готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли такие понятия, как чрезвычайные ситуации, готовность и профессиональная готовность, которые изучались в трудах таких ученых, как Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.С. Несисян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин, Ю.С. Шойгу, В.Г. Ромеком, В.А. Конторовичем, Е.И. Круковичем.
Также выделили понятие готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, под которым мы понимаем такое психическое состояние субъекта, при котором возможно максимально результативная актуализация имеющихся знаний и умений безопасного поведения, происходит осознание необходимости, определение и применение наиболее эффективных способов оказания психологической и доврачебной (первой) помощи пострадавшим.
Нами были выделены следующие особенности готовности психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях: устойчивая мотивация к профессиональной деятельности;
свободная ориентировка в области правил безопасного поведения, отвечает на вопросы, может привести примеры;
высокий уровень умений работы с аудиторией при обучении населения
правилам безопасного поведения;
высокий уровень знаний, умений и навыков в области психологической
поддержке пострадавшим;
высокий уровень знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим.
Для реализации экспериментальной работы, нами были выбраны 19 студентов, будущих психологов, обучающихся со второго по четвертый курс в различных университетах города Красноярска, являющихся членами студенческого добровольческого отряда, на базе Сибирского филиала «Центра экстренной психологической помощи МЧС России».
Диагностика готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях включала в себя карту наблюдений, для выявления умений работы с аудиторией, тестирование, направленное на выявление знаний, умений и навыков в области оказания первой помощи и психологической поддержке пострадавший, интервьюирование, для выявления уровня знаний в области безопасного поведения. Диагностика организованная на первом этапе эксперимента, позволила подтвердить низкий уровень готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы, а именно, 42% коллектива имеют низкий уровень готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуаций, 53% имеют средний уровень и всего 5% обладает высоким уровнем.
Нами была разработана последовательно-поэтапная программа подготовки будущих психологов, направленная на формирование готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Для подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях нами были выбраны такие методы работы, как интерактивные занятия направленные на формирование теоретических знаний безопасного поведений, первой помощи и психологической поддержке пострадавшим, которые также подкреплялись отработкой практических навыков. Формы активного практического обучения, для отработки умений и навыков на основе знаний, полученных на теоретических занятиях.
Реализуя данную программу, мы создавали такие психолого - педагогические условия, как проведение теоретических интерактивных занятий, направленных на формирование знаний в области безопасного поведения, первой помощи и психологической поддержки населений, а так же работы с аудиторией, активные формы практического обучения позволили сформировать четкие представления о профессиональной деятельности психолога МЧС России, сформировать умения и навыки оказание первой помощи и психологической поддержки населению, умение работать с аудиторией. Позитивные изменения уровня готовности происходили за счет правильно подобранных психолого-педагогических условий и последовательно -поэтапной реализации программы.
Последовательно-поэтапная реализация программы позволила более эффективно сформировать критерии готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Работа в условиях студенческого психологического добровольческого отряда позволила повысить результативность формирования критериев, за счет возможностей напрямую познакомиться с деятельностью специалистов, перенимая опыт профессиональной деятельности от первых лиц, опытных специалистов, не раз выезжающих на чрезвычайные ситуации и оказывающих квалифицированную психологическую помощь, а также возможность тесного сотрудничества с другими системными подразделениями МЧС России.
Проведя работу по подготовке будущих психологов, мы получили следующие результаты. Будущие психологи сформировали навыки оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим, умение работать с аудиторией и повысили уровень знание в области безопасного поведения. Уровень готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях повысился с низкого до высокого, а именно 0% из коллектива имеют низкий уровень готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, 42% имеют средний уровень и 58% обладают высоким уровнем.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута и были решены поставленные задачи. Общие выводы подтверждают правомерность гипотезы. Итак, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами в начале научно-исследовательской работы гипотеза находит свое подтверждение.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, и представляет собой частную попытку разработки и реализации психолого-педагогических условий по формированию готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в условиях студенческого психологического добровольческого отряда.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968. - С.218.
2. Арапов, Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны / Е.Д. Арапов. - М.: ВНИИПО, 1972. - С.110.
3. Бодалев A.A. Психология личности. М.: МГУ, 1988. - С.181.
4. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации» в процессе психологического отбора / В.А. Бодров; Л.Д. Спиркин;// Психологический «журнал, 2003. - №1. - С.73.
5. Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей. - М.:
Медицинская подготовка, 2008.- С.15-38.
6. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.,
1991. -С.67.
7. Бороздина, Галина Васильевна. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. - Москва : Юрайт, 2016.- С.24.
8. Брушлинский, Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы: учебник / Н.Н. Брушлинский. - Mi: МИПБ, 1998.-
С.9.
9. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. - М., 1999.- С.211.
10. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Издат «Академия», 2000.- С.20-49.
11. Голубев С.Г., . О формах бухгалтерской отчетности организаций Учеб. пособие. - М.: Алгоритм, 2006. -С. 262.
12. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997. С.38-193.
13. Губанова Л. В. Проблемы образования в современной зарубежной
психологии: учебное пособие : дополнение к курсу "Педагогическая
психология" / Л. В. Губанова. - Москва : ИНФРА-М, 2013.- 53с.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. -- С.57.
15. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. - С-Пб.: РГПУ, 2008.- С.101.
16. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.- С.26-119.
17. Диденко Л. А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / Л. А. Диденко. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015.- С.12.
18. Дружинин В.Ф., Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М., 1996.- С.59.
19. Дубровина И. В. Психологическая служба образования. Научные основания, цели, средства // Психологическая наука и образование. 1998. -С.102.
20. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005.- С.54.
21. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976.- С.210.
22. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 15 февраля 2016 года).- С.1.
23. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.- С.97.
24. Классификация чрезвычайных ситуаций//Гражданская защита. Энциклопедический словарь —М.:ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. - С.34.
25. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. - М.: Шанс,
1992. С.27.
26. Крутецкнй В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.- С.103.
27. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная
психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2001. - С.64.
28. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. Советская педагогика. - М., 1973.- С. 57.
29. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения. - М., 1957.- С.39.
30. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004. - С.97.
31. Орлов А.А., Исаев Е.И., Федотенко И.Л., Туревский И.М. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза // Педагогика. - 2004. - № 3.- С.53-60.
32. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Изд. Центр «Академия», 2006 - С.176.
33. Педагогика: пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - С.640.
34. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.- С.38.
35. Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. III (П - С) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.- С.102.
36. Поражение//Гражданская защита: Энциклопедия в 4 -х томах. Т. III (П
- С) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.-С.98.
37. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного
региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам
Всероссийской научно-практической конференции, 27 ноября - 5 декабря 2014 г. / [редкол.: Е. Н. Викторук и др.]. - Красноярск : СФУ, 2015.- С.13.
38. Посталюк, Н.Ю. Сетевое использование ресурсов региональных систем НПО и СПО // Журнал руководителя управления образованием. - 2010. - №4 (II полугодие): Методическое сопровождение. - С. 1-11.
39. Пучков В.А., Авдотьина Ю.С., Авдотьин В.П. Административно - правовые режимы управления природными и техногенными рисками —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. - С. 103.
40. Психологический справочник Майк Кордуэлл пер с англ. К. С. Ткаченко. М. ФАИР-ПРЕСС.2002.- С.26-79.
41. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2004. - С.256.
42. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» - СПб: Издательство "Питер", 2000.- С.154.
43. Савина, Н.М. Обучение педагогических кадров и сетевое взаимодействие: инновационные процессы //Народное образование. -2008.-№7.- С.130-134.
44. Савина, Н.М. Технология обучения педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия как средство развития инновационных процессов в системе образования // Дополнительное профессиональное образование. - 2007. - №8. - С.12-14,19.
45. Самыгин, Сергей Иванович. Психология и педагогика: учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Москва : КНОРУС, 2016.- С.46.
46. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю) Текст. /М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. - С.152.
47. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В.
А. Сластенин. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. - С.224.
48. Сластенин, В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности Текст. / В. А. Сластенин. // Научные труды. Серия: психолого - педагогические науки. -М.: МГПУ, 1995.-С.35-43.
49. Социальная психология. Учебное пособие. Под ред. Журавлева А.Л. 2002.- 204с.- С.117.
50. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998.- С.30-91.
51. Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. - М.: ВЦЭРМ-ЦЭПП МЧС России, 2002. - С.134.
52. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".-С.1.
53. Фуряева Т. В. Наблюдательные практики в профессионально-педагогической подготовке бакалавров: методическое пособие / Т. В. Фуряева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. — С.101.
54. Фуряева, Т.В. Профессиональное социальное образование в контексте
политики развития человеческого потенциала / Т.В. Фуряева // Социальная реабилитация: социокультурные и психолого-педагогические ресурсы и
практики: Материалы III Всероссийской научно- практической
межведомственной конференции с международным участием. Красноярск, 9 - 10 декабря 2010 г. -Красноярск, 2011. - Вып. 6. - С. 39 - 50.
55. Фуряева, Т.В. Профессиональное социальное образование: антропологические смыслы / Т. В. Фуряева // Психология обучения. - 2010. - № 10. - С. 113 - 123.
56. Холопова, Л.А. Гражданское образование учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Холопова. - Казань, 2010. - С. 69.
57. Черкасова, Ю.А. Актуальные проблемы организации практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» [Текст] / Ю.А. Черкасова, A.C. Ковалев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева // Организация учебных и производственных практик: опыт работы КГПУ им.
B. П. Астафьева. - Красноярск, 2011.- С. 54-58.
58. Черкасова Ю.А. Использование модели сетевого объединения в процессе профессионального социального образования будущих специалистов социальной работы [Текст] / Ю.А. Черкасова; Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева // Молодежь и наука XXI века: материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: Красноярск. 17 мая 2011 г. - Красноярск. 2011. - C. 53-57.
59. Черкасова, Ю.А. Профессиональное социальное образование в сетевой модели [Текст] / Ю.А. Черкасова // Идеи и идеалы. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2011. №4 (10), т.2. С. 103 - 108
60. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Гардарики, 2007.- С.100-170.
61. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996.- С.97.
62. Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007.- С.58.
63. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук. - С-Пб.: 2009.- С.69.
64. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. М., 1997.- С.75.
65. Шойгу Ю.С., Елисеева И.Н. Психологическая служба МЧС России. - СПб.: Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009. - С.20-69.
66. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества// Россия реформирующаяся / Под редакцией Л.М. Дробижевой. - Academia, 2002.- С.349-363.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ