Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели»: проблемы и методика преподавания в школьном курсе истории
|
Введение 3
Глава I. Место темы «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели»» в школьном курсе истории 11
1.1. Место темы в нормативных документах школьного образования 11
1.2. Методологические и методические подходы к преподаванию вопросов
культуры в школе 19
Глава II. Отражение темы «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели» в современных учебниках истории 23
2.1. Культурная жизнь «оттепели» на страницах учебника издательства
"Просвещение» 23
2.2. Репрезентация темы «Культура «оттепели» в учебнике издательства
«Дрофа» 28
2.3. Особенности освещения культуры «оттепели» в учебнике издательства
«Русское слово» 33
Глава III. Методические разработки по теме «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели» 39
3.1. Методическая разработка урока с применением кейс-технологии 39
3.2. Внеурочное мероприятие по теме: «Культура и духовная жизнь в СССР
эпохи «оттепели» 46
Заключение 49
Список источников и литературы 51
Приложения
Глава I. Место темы «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели»» в школьном курсе истории 11
1.1. Место темы в нормативных документах школьного образования 11
1.2. Методологические и методические подходы к преподаванию вопросов
культуры в школе 19
Глава II. Отражение темы «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели» в современных учебниках истории 23
2.1. Культурная жизнь «оттепели» на страницах учебника издательства
"Просвещение» 23
2.2. Репрезентация темы «Культура «оттепели» в учебнике издательства
«Дрофа» 28
2.3. Особенности освещения культуры «оттепели» в учебнике издательства
«Русское слово» 33
Глава III. Методические разработки по теме «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели» 39
3.1. Методическая разработка урока с применением кейс-технологии 39
3.2. Внеурочное мероприятие по теме: «Культура и духовная жизнь в СССР
эпохи «оттепели» 46
Заключение 49
Список источников и литературы 51
Приложения
Из-за нехватки времени тема культуры в школьном обучении затрагивается довольно поверхностно или же пропускается вовсе. Однако культура и духовная жизнь эпохи «оттепели» является определенной вехой, даже рубежом в развитии советского общества. Данная тема является важной, так как отражает не только особенности периода руководства Н.С. Хрущева, но и появление в СССР новых явлений в сфере искусства, литературы и культуры в целом. Несомненно, ученики должны знать политические процессы, происходившие в «хрущевский» период, ведь они в большей степени повлияли на развитие культуры в данный период времени. Но при этом нельзя упускать из внимания сами тенденции трансформации искусства и науки, так как не только политика власти влияла на них. Существуют и прочие факторы, которые изменяли культуру. Вместе с тем, сфера культуры, пожалуй, наиболее ярко воплотила в себе специфику и противоречия эпохи «оттепели», и без изучения культурно -исторического аспекта невозможно составить полное и объемное представление об этом важнейшем этапе отечественной истории.
Актуальность работы заключается еще и в том, что на данный момент изучение культуры становится неотъемлемой частью изучения всего курса истории, о чем свидетельствуют как тенденции развития исторической науки, так и содержание нормативных образовательных документов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта и Историко - культурного стандарта.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего общего образования указано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Данных результатов можно достичь при изучении различных тем и на разных уроках, однако именно изучение культуры, ее становления и развития, позволяет учителю формировать в учащихся вышеперечисленные качества. В культуре отражены:
1. патриотизм - развитие науки, техники, литературные и художественные памятники культуры;
2. гордость за свою Родину - многочисленные произведения искусства, отражающие знаковые события в истории. Именно благодаря литературным и художественным произведениям у учащихся формируется полное представление о знаковых событиях.
3. прошлое и настоящее многонационального народа России. Где, как не в произведениях искусства узнать о нашей необъятной Родине? Именно здесь можно узнать о быте и культуре разных национальностей.
4. общечеловеческие ценности и идеалы гражданского общества отражаются в повестях и рассказах, в кинофильмах, музыке и театре.
Однако, к сожалению, в данное время школьные учебники и пособия не ориентируются на раскрытие всей сущности культуры, основное внимание уделяется политико-экономической стороне истории. Сложилось мнение, что для понимания и представления исторических событий достаточно знать, кто управлял государством в то или иное время, как оно развивалось и какие были внешнеполитические связи. Безусловно, это важно знать. Однако для того, чтобы ученикам было интересно и у них сформировалось полное представление об определенном периоде, лишь этих фактов недостаточно.
Объект исследования - процесс преподавания вопросов культурного развития СССР в годы "оттепели" в школьном курсе истории.
Предмет - методические и содержательные аспекты преподавания культуры эпохи "оттепели" в школьном курсе истории.
Цель - выявить оптимальные методы и приемы преподавания темы «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели» в школьном курсе истории.
Задачи:
1. Определить место изучаемой темы в школьном курсе истории с учетом ФГОС и ИКС
2. Проанализировать содержательный и методический аспекты преподавания темы в современных школьных учебниках по истории России
3. Определить наиболее оптимальные методы преподавания темы в школьном курсе истории и внеурочной деятельности.
Степень изученности темы. В данной дипломной работе использованы: методические работы, позволившие выявить применимость различных подходов и методов к изучению культуры, а также исторические работы по культуре изучаемого периода.
Мною были использованы следующие методические работы:
Статья Ю.С. Репинецкой «Применение кейс - технологий в полной средней школе в контексте ФГОС» . В статье анализируется одна из современных технологий - «кейс-стади», формирование при помощи технологии коммуникативных УУД, результативность применения данной технологии.
Этой теме также посвящена статья Т.А. Гришиной «Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы» . В статье отражается новый взгляд на технологию метода кейс- стади. Автор, основываясь на теоретических выкладках и личном педагогическом опыте обучения истории и обществознания в средней школе, убедительно доказывает целесообразность и эффективность ее применения.
Короткова М. В. в статье «Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» рассматривает различные варианты подходов при изучении культуры в школьном курсе истории, приводит примеры реализации некоторых из них, анализирует потенциал различных методологических подходов к изучению истории культуры.
К историческим работам по культуре изучаемого периода можно отнести:
М.С. Качан «Культурная республика СОАН", или "Мой Академгородок, 1963» . В данной книге автор пишет свои воспоминания периода «оттепели». Для нас данная книга интересна тем, что автор описал взаимоотношения власти и интеллигенции изучаемой эпохи.
Валентин Тян «Эволюция власти и либерализация общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «оттепели» . В статье рассматривается проблема эволюции власти и либерализации общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «оттепели». Обосновывается концепция ограниченной либерализации в этот период (1953-1964).
Беляева К.С. в статье «Литература «оттепели» и тенденции ее развития (на примере творчества Е. Евтушенко)» рассматривает уникальная для культуры хрущёвской «оттепели» тенденции к духовному и гражданскому синтезу. Автор на примере творчества выдающегося поэта - «шестидесятника» Е. Евтушенко прослеживает главные жизненные стратегии и нравственные устремления литературных деятелей эпохи.
А. Прохоров «Унаследованный дискурс: парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели». Книга посвящена культуре «оттепели» - периода советской истории от смерти Сталина до начала 1970-х гг. На материале литературы и кинематографа оттепели, рассматривается, как писатели и режиссеры переосмыслили основные тропы сталинской культуры, оставив в неприкосновенности их определяющую значимость.
Кроме того, помощь в написании работы оказали и обобщающие труды по истории отечественной культуры, например, учебное пособие «История русской культуры IX - XX вв.» и др.
В целом указанных работ было достаточно для изучения как методических, так и исторических аспектов темы.
Источниковая база исследования. К источниковой базе, использованной нами, можно отнести нормативные источники - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего среднего образования , а также Историко-Культурный стандарт по истории России , в них сказано, какие компетенции и знания должны быть сформированы у школьников по курсу истории.
Также следует упомянуть про школьные учебники по истории России, так же являвшиеся источником для нашей работы:
1. Торкунов А.В. «История России», 10 класс ,М., Просвещение, 2016
2. Волобуев О. В. «История России 10 класс», М., Дрофа, 2015
3. В.А. Никонов, С.В. Девятов «История России 1914- начало XXI в.», М., Русское слово, 2019
Данные учебники были созданы уже с учетом требования ФГОС и Историко - культурного стандарта, они включены в список рекомендованных Министерством просвещения к использованию в общеобразовательной школе. Они были использованы нами для анализа подачи изучаемой темы в школьной учебной литературе, являющейся основным средством обучения на большинстве уроков. Соответствующие теме параграфы были проанализированы с содержательной и методической точек зрения, проведено сравнение подходов авторов учебников к изучению культуры и духовной жизни эпохи «оттепели».
В целом использованного комплекса источников в сочетание с упомянутой выше литературой достаточно для решения поставленных в работе задач.
Практическая значимость. Методические разработки могут быть использованы на уроках истории при изучении данной темы в школе, а также для изучения методики преподавания истории в педагогических вузах.
Апробация результатов исследования. Научная апробация результатов выпускного квалификационного исследования была осуществлена в ходе V Национальной научно-практической конференции, посвященной 75-летней годовщине великой Победы «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 29 апреля 2020 г. Статья «Применение метода кейсов в изучении культурной жизни СССР в годы «оттепели»» будет опубликована в сборнике материалов данной конференции.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений. Первая глава - теоретическая, в ней рассматривается место вопросов культуры в школьном курсе истории, основные проблемы, с которыми сталкивается учитель в процессе преподавания культуры в целом и периода «оттепели» в частности, описываются основные методологические подходы к преподаванию вопросов культуры на уроках истории. Во второй главе проведён сравнительный анализ школьных учебников по Истории России для 10-х классов. В третьей главе - практической, описан пример урока для преподавания темы «Культура «оттепели» на основе кейс- технологии, а также пример внеурочного мероприятия.
Актуальность работы заключается еще и в том, что на данный момент изучение культуры становится неотъемлемой частью изучения всего курса истории, о чем свидетельствуют как тенденции развития исторической науки, так и содержание нормативных образовательных документов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта и Историко - культурного стандарта.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего общего образования указано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Данных результатов можно достичь при изучении различных тем и на разных уроках, однако именно изучение культуры, ее становления и развития, позволяет учителю формировать в учащихся вышеперечисленные качества. В культуре отражены:
1. патриотизм - развитие науки, техники, литературные и художественные памятники культуры;
2. гордость за свою Родину - многочисленные произведения искусства, отражающие знаковые события в истории. Именно благодаря литературным и художественным произведениям у учащихся формируется полное представление о знаковых событиях.
3. прошлое и настоящее многонационального народа России. Где, как не в произведениях искусства узнать о нашей необъятной Родине? Именно здесь можно узнать о быте и культуре разных национальностей.
4. общечеловеческие ценности и идеалы гражданского общества отражаются в повестях и рассказах, в кинофильмах, музыке и театре.
Однако, к сожалению, в данное время школьные учебники и пособия не ориентируются на раскрытие всей сущности культуры, основное внимание уделяется политико-экономической стороне истории. Сложилось мнение, что для понимания и представления исторических событий достаточно знать, кто управлял государством в то или иное время, как оно развивалось и какие были внешнеполитические связи. Безусловно, это важно знать. Однако для того, чтобы ученикам было интересно и у них сформировалось полное представление об определенном периоде, лишь этих фактов недостаточно.
Объект исследования - процесс преподавания вопросов культурного развития СССР в годы "оттепели" в школьном курсе истории.
Предмет - методические и содержательные аспекты преподавания культуры эпохи "оттепели" в школьном курсе истории.
Цель - выявить оптимальные методы и приемы преподавания темы «Культура и духовная жизнь в СССР эпохи «оттепели» в школьном курсе истории.
Задачи:
1. Определить место изучаемой темы в школьном курсе истории с учетом ФГОС и ИКС
2. Проанализировать содержательный и методический аспекты преподавания темы в современных школьных учебниках по истории России
3. Определить наиболее оптимальные методы преподавания темы в школьном курсе истории и внеурочной деятельности.
Степень изученности темы. В данной дипломной работе использованы: методические работы, позволившие выявить применимость различных подходов и методов к изучению культуры, а также исторические работы по культуре изучаемого периода.
Мною были использованы следующие методические работы:
Статья Ю.С. Репинецкой «Применение кейс - технологий в полной средней школе в контексте ФГОС» . В статье анализируется одна из современных технологий - «кейс-стади», формирование при помощи технологии коммуникативных УУД, результативность применения данной технологии.
Этой теме также посвящена статья Т.А. Гришиной «Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы» . В статье отражается новый взгляд на технологию метода кейс- стади. Автор, основываясь на теоретических выкладках и личном педагогическом опыте обучения истории и обществознания в средней школе, убедительно доказывает целесообразность и эффективность ее применения.
Короткова М. В. в статье «Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» рассматривает различные варианты подходов при изучении культуры в школьном курсе истории, приводит примеры реализации некоторых из них, анализирует потенциал различных методологических подходов к изучению истории культуры.
К историческим работам по культуре изучаемого периода можно отнести:
М.С. Качан «Культурная республика СОАН", или "Мой Академгородок, 1963» . В данной книге автор пишет свои воспоминания периода «оттепели». Для нас данная книга интересна тем, что автор описал взаимоотношения власти и интеллигенции изучаемой эпохи.
Валентин Тян «Эволюция власти и либерализация общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «оттепели» . В статье рассматривается проблема эволюции власти и либерализации общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «оттепели». Обосновывается концепция ограниченной либерализации в этот период (1953-1964).
Беляева К.С. в статье «Литература «оттепели» и тенденции ее развития (на примере творчества Е. Евтушенко)» рассматривает уникальная для культуры хрущёвской «оттепели» тенденции к духовному и гражданскому синтезу. Автор на примере творчества выдающегося поэта - «шестидесятника» Е. Евтушенко прослеживает главные жизненные стратегии и нравственные устремления литературных деятелей эпохи.
А. Прохоров «Унаследованный дискурс: парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели». Книга посвящена культуре «оттепели» - периода советской истории от смерти Сталина до начала 1970-х гг. На материале литературы и кинематографа оттепели, рассматривается, как писатели и режиссеры переосмыслили основные тропы сталинской культуры, оставив в неприкосновенности их определяющую значимость.
Кроме того, помощь в написании работы оказали и обобщающие труды по истории отечественной культуры, например, учебное пособие «История русской культуры IX - XX вв.» и др.
В целом указанных работ было достаточно для изучения как методических, так и исторических аспектов темы.
Источниковая база исследования. К источниковой базе, использованной нами, можно отнести нормативные источники - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего среднего образования , а также Историко-Культурный стандарт по истории России , в них сказано, какие компетенции и знания должны быть сформированы у школьников по курсу истории.
Также следует упомянуть про школьные учебники по истории России, так же являвшиеся источником для нашей работы:
1. Торкунов А.В. «История России», 10 класс ,М., Просвещение, 2016
2. Волобуев О. В. «История России 10 класс», М., Дрофа, 2015
3. В.А. Никонов, С.В. Девятов «История России 1914- начало XXI в.», М., Русское слово, 2019
Данные учебники были созданы уже с учетом требования ФГОС и Историко - культурного стандарта, они включены в список рекомендованных Министерством просвещения к использованию в общеобразовательной школе. Они были использованы нами для анализа подачи изучаемой темы в школьной учебной литературе, являющейся основным средством обучения на большинстве уроков. Соответствующие теме параграфы были проанализированы с содержательной и методической точек зрения, проведено сравнение подходов авторов учебников к изучению культуры и духовной жизни эпохи «оттепели».
В целом использованного комплекса источников в сочетание с упомянутой выше литературой достаточно для решения поставленных в работе задач.
Практическая значимость. Методические разработки могут быть использованы на уроках истории при изучении данной темы в школе, а также для изучения методики преподавания истории в педагогических вузах.
Апробация результатов исследования. Научная апробация результатов выпускного квалификационного исследования была осуществлена в ходе V Национальной научно-практической конференции, посвященной 75-летней годовщине великой Победы «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 29 апреля 2020 г. Статья «Применение метода кейсов в изучении культурной жизни СССР в годы «оттепели»» будет опубликована в сборнике материалов данной конференции.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений. Первая глава - теоретическая, в ней рассматривается место вопросов культуры в школьном курсе истории, основные проблемы, с которыми сталкивается учитель в процессе преподавания культуры в целом и периода «оттепели» в частности, описываются основные методологические подходы к преподаванию вопросов культуры на уроках истории. Во второй главе проведён сравнительный анализ школьных учебников по Истории России для 10-х классов. В третьей главе - практической, описан пример урока для преподавания темы «Культура «оттепели» на основе кейс- технологии, а также пример внеурочного мероприятия.
В начале данной дипломной работы предо мной стояла цель - выявить наиболее оптимальные методы и приемы преподавания «Культуры и духовной жизни в СССР эпохи «оттепели» в школьном курсе истории.
Проанализировав нормативные документы и материалы научно¬методических исследований, мы пришли к выводу, что несмотря на зафиксированное в государственных стандартах признание важности изучения вопросов культуры в школьном курсе истории, на практике в этом вопросе сохраняется множество проблем - по-прежнему нехватка часов на изучение истории культуры; превалирование персоналистского подхода в ее преподавании, вынуждающего учащихся учить огромные списки имен и произведений в ущерб созданию комплексного, интегрированного представления о культурной жизни общества разных эпох; однообразие методических подходов к преподаванию историко-культурных тем. В значительной степени это касается и выбранной нами темы.
Анализ репрезентации темы в современных учебниках показал, что культурная жизнь СССР в годы «оттепели» освещается в них довольно поверхностно, игнорируются некоторые важные события (например, Международный фестиваль молодежи и студентов), а зачастую и целые сферы художественной жизни. Методический аппарат учебников, на наш взгляд, достаточно однообразен, вопросы и задания в большей степени нацелены на репродуктивную мыслительную деятельность.
На наш взгляд, разработанные нами варианты урока и внеурочного мероприятия при изучении данной темы не только соответствуют требованиям государственного стандарта и методическим представлениям о современной организации учебного процесса, но и могут восполнить ряд пробелов в изучении темы по учебникам. В основу представленного урока была положена кейс - технология, работа с которой позволяет не только расширить представления ребят об изучаемой теме в разрезе отдельных сфер художественной жизни, но и нацелена на активизацию самостоятельной работы школьников, развитие умений работы с различными историческими источниками, совершенствование навыков анализа, систематизации информации, выстраивания причинно-следственных связей, а также развитие их коммуникативных компетенций. Нехватку времени на всестороннее изучение темы поможет восполнить эффективная организация внеурочной работы учащихся по теме, нацеленная на развитие их проектных навыков и творческого потенциала. Предложенный вариант внеурочной деятельности - ролевая игра, позволит школьникам погрузиться в атмосферу духовной жизни «оттепели» через частичную реконструкцию одного из знаковых событий эпохи - VI Международного фестиваля молодежи и студентов, характеризуя наиболее яркие, с их точки зрения, произведения «оттепели» от лица его участников.
Проанализировав нормативные документы и материалы научно¬методических исследований, мы пришли к выводу, что несмотря на зафиксированное в государственных стандартах признание важности изучения вопросов культуры в школьном курсе истории, на практике в этом вопросе сохраняется множество проблем - по-прежнему нехватка часов на изучение истории культуры; превалирование персоналистского подхода в ее преподавании, вынуждающего учащихся учить огромные списки имен и произведений в ущерб созданию комплексного, интегрированного представления о культурной жизни общества разных эпох; однообразие методических подходов к преподаванию историко-культурных тем. В значительной степени это касается и выбранной нами темы.
Анализ репрезентации темы в современных учебниках показал, что культурная жизнь СССР в годы «оттепели» освещается в них довольно поверхностно, игнорируются некоторые важные события (например, Международный фестиваль молодежи и студентов), а зачастую и целые сферы художественной жизни. Методический аппарат учебников, на наш взгляд, достаточно однообразен, вопросы и задания в большей степени нацелены на репродуктивную мыслительную деятельность.
На наш взгляд, разработанные нами варианты урока и внеурочного мероприятия при изучении данной темы не только соответствуют требованиям государственного стандарта и методическим представлениям о современной организации учебного процесса, но и могут восполнить ряд пробелов в изучении темы по учебникам. В основу представленного урока была положена кейс - технология, работа с которой позволяет не только расширить представления ребят об изучаемой теме в разрезе отдельных сфер художественной жизни, но и нацелена на активизацию самостоятельной работы школьников, развитие умений работы с различными историческими источниками, совершенствование навыков анализа, систематизации информации, выстраивания причинно-следственных связей, а также развитие их коммуникативных компетенций. Нехватку времени на всестороннее изучение темы поможет восполнить эффективная организация внеурочной работы учащихся по теме, нацеленная на развитие их проектных навыков и творческого потенциала. Предложенный вариант внеурочной деятельности - ролевая игра, позволит школьникам погрузиться в атмосферу духовной жизни «оттепели» через частичную реконструкцию одного из знаковых событий эпохи - VI Международного фестиваля молодежи и студентов, характеризуя наиболее яркие, с их точки зрения, произведения «оттепели» от лица его участников.
Подобные работы
- Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг. Проблемы и методика изучения в школьном курсе истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2022 - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Формирование метазнаний и метаумений на уроках истории на основе работы с нарративными источниками (мемуарами советских и американских руководителей второй половины 1950-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Формирование общекультурных и познавательных компетенций обучающихся десятого класса на уроках «Мировой художественной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ЛИРИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ АЛЕКСАНДРА БЛОКА: ФОРМЫ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



