Культура древнего Рима на уроках 5 класса: формы и методы преподавания
|
Введение
Глава 1. Психологические и методические основы учащихся средней школы 9
1.1 Активизация познавательной деятельности на уроках истории 9
1.2 Психолого-педагогические основы учащихся средней школы 18
1.3 Методические основы обучения в 5 классе 24
Глава 2. Формы и методы преподавания вопросов культуры по истории
Древнего Рима 35
2.1 Теоретические основы исследования современных образовательных
технологий обучения 35
2.2 Формы преподавания культуры в средней школе по истории Древнего
Рима 40
2.3 Методы преподавания истории Древнего Рима в 5 классе 46
Глава 3. Практика преподавания культуры древнего Рима на уроках 5 класса 54
2.1 Разработка урока истории в 5 классе с использованием
инновационных методик 54
2.2 Разработка форм контроля знаний с использованием инновационных
методик 62
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Глава 1. Психологические и методические основы учащихся средней школы 9
1.1 Активизация познавательной деятельности на уроках истории 9
1.2 Психолого-педагогические основы учащихся средней школы 18
1.3 Методические основы обучения в 5 классе 24
Глава 2. Формы и методы преподавания вопросов культуры по истории
Древнего Рима 35
2.1 Теоретические основы исследования современных образовательных
технологий обучения 35
2.2 Формы преподавания культуры в средней школе по истории Древнего
Рима 40
2.3 Методы преподавания истории Древнего Рима в 5 классе 46
Глава 3. Практика преподавания культуры древнего Рима на уроках 5 класса 54
2.1 Разработка урока истории в 5 классе с использованием
инновационных методик 54
2.2 Разработка форм контроля знаний с использованием инновационных
методик 62
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Динамичное развитие современной мировой цивилизации в конце ХХ - начале ХХ1 века, стремительные изменения в технике и технологиях, интеллектуализация труда, рост социальной мобильности, повышение роли личности в общественной жизни свидетельствуют о формировании черт нового типа общества, которое приходит на смену индустриальному обществу (техногенной цивилизации), что находится в кризисном состоянии. Рассматривая различные аспекты общества будущего, философы называют его постиндустриальным (Д. Белл), информационным (И.Масуда), ноосферным (В. И. Вернадский), открытым обществом (К. Поппер). Характерными его признаками являются укрепление свободы личности, приоритетность сферы услуг, в которой центральное место занимают наука и образование, ведущая роль ученых и специалистов определенных отраслей в социальной структуре общества, а отсюда - и решающее значение в обществе компетентности и профессионализма; преобразование выработки, распределения и использования информации в господствующую сферу деятельности и тому подобное.
Общество нового типа - это постоянно меняющееся общество. В этом понимании оно является инновационным, то есть широко открытым для разнообразных нововведений. Насущной потребностью общества становится изучение и внедрение нововведений, что влечет за собой появление инноватики - науки о создании, восприятии, оценке, освоении и применении инноваций.
Новое общество выдвигает новые требования перед образованием. Технология завтрашнего дня, - отмечал английский философ А.Тоффлер, - требует не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечных монотонных работах, не людей, которые выполняют приказы, не моргнув глазом, сознавая, что цена хлеба - это механическое подчинение власти, но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в реальности, что быстро меняется.
Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к стремительным изменениям в мире - эти черты личности становятся важнейшими на современном этапе исторического развития. Их формирование требует новых подходов к процессу обучения. В современных условиях образовательные знания становятся все более доступными для тех, кто хочет овладеть ими, - подчеркивается в Концепции развития общего среднего образования, - поэтому переосмысливается самоценность знаний, зато возрастает роль умений добывать, перерабатывать информацию, полученную из разных источников, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования человека. Это обусловливает уменьшение удельного веса готовой информации, изменение соотношения между структурными элементами содержания в пользу усвоения учащимися способов познания, приобретение личного опыта творческой деятельности, усиление мировоззренческого компонента содержания.
Актуальность - В современном меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности. Пятый класс, как утверждают психологи, — следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям. В связи с изменениями в мире происходит и изменения в структуре исторического знания, все больше уделяется внимания проблемам развития культуры, взаимосвязи культуры и общества. В школьную программу введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.
Объект исследования - культура Древнего Рима в историческом образовании общей школы.
Предмет исследования - формы и методы преподавания культуры Древнего Рима на уроках 5 класса.
Цель - выявить формы и методы преподавания культуры Древнего Рима на уроках 5 класса.
Задачи:
- выявить психологические особенности школьников 5 класса, для учета их на уроках
- определить понятие "формы и методы преподавания".
- выяснить, какие формы и методы преподавания подходят для преподавания вопросов культуры Древнего Рима.
- рассмотреть конкретные формы и методы преподавания отдельных вопросов культуры древнего Рима на уроках истории в 5 классе.
Сегодня система образования ориентирована на компетентностный подход и требует подготовки всесторонне развитой личности, которая умеет правильно понимать смысл человеческой деятельности, правильно определять гуманитарные социально-экономические приоритеты в жизни. Историческое образование имеет решающее значение для формирования современного типа личности. Преподавание истории в современной школе направлено на формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, на понимании вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества, морально-нравственных ценностей, поведения, присущих российскому народу. Одним из образовательных приоритетов школьного курса истории выделен культурологический подход, задачей которого является формирование особенности школьников воспринимать культурные особенности конкретных обществ. Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. На материале древней истории начинается формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации, способности применять знания о культуре для понимания сути современных общественных явлений.
Все вышесказанное определило актуальность и выбор темы исследования «Культура древнего Рима на уроках 5 класса: формы и методы преподавания».
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, труды античных историков и учебная литература. Рассмотрим каждую группу источников.
Нормативно-правовые акты представлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и федеральными государственными образовательными стандартами. В действующем Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что в «целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации...». Ведущие целевые установки Федеральных государственных образовательных стандартов направлены на развитие основных универсалий культуры, личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий, основанных на овладении культурными смыслами, моральными нормами, социальными и межличностными отношениями, формировании гражданской идентичности и т.д. Формирование универсальных учебных действий, согласно, стандартам, осуществляется с учетом приобретения опыта проектной, исследовательской, диалогической деятельности как основных форм культурной деятельности человека XXI века, использования инструментария компьютерных технологий.
При написании работы была использована следующая учебно-методическая литература: Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории, включающий в себя Историко-культурный стандарт, который содержит основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого; учебник по истории Древнего мира авторы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, созданный с учетом достижений современной исторической науки. Материал о культуре Древнего мира вводит школьников в мир первобытной культуры, культуры Древнего Египта, Индии и Китая, культуры Древней Греции и Древнего Рима; рабочая программа по всеобщей истории; методические пособия таких авторов, как Г.И. Г одер, Е.Е. Вяземский, Н.Г. Дайри, Ф.П. Коровкин, М.В. Короткова, А. И. Пометун, А.Т. Степанищев, М.Т. Студеникин.
При разработке урока по культуре Древнего Рима были использованы такие труды (фрагменты трудов) древних авторов, как «История» Геродота, «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, трактат «Об Исиде и Осирисе» Плутарха, фрагменты сочинения жреца Манефона, «Поучение Хети» автор Хети.
При написании работы была использована следующая литература: работы, которые рассматривают общие вопросы преподавания культуры в школе, в частности, статьи М. А Логиновой, М.В. Коротковой, К.В. Поляковой, Д.В. Ратниковой и Ю.К. Старцевой; работы, которые касаются конкретных тем преподавания культуры в школе, в частности, статья В. Ю. Даниловой, А.А. Шляпиной и Н.В. Ворошиловой; работы, которые анализируют эффективность отдельных форм и методов преподавания истории в школе, в частности, статьи И. А Костюк, О. И. Шапран, Г.И.Щукин.
Исходным положением работы является то, что процесс обновления школьного исторического образования находится под влиянием комплекса объективных (состояние развития общества в целом и отдельных его отраслей) и субъективных (отношение учителей и учеников к учебе вообще и к конкретным его аспектам) факторов. Поскольку школьное историческое образование является составляющей общего среднего образования, которое реализует новую парадигму, то отход от одной образовательной парадигмы к другой отражается на обучении истории в школе и в переходный период имеет смешанные признаки обеих парадигм. С другой стороны, содержание школьного исторического образования формируется на основе исторической науки, поэтому методологические изменения в освещении истории непосредственно отражаются на обучении истории в школе.
Методологические изменения в совокупности с существующей традицией обучения и актуальными потребностями общества в наличии у граждан государства определенных качеств влияют на коррекцию целей школьного исторического образования и определения новых доминант, которые становятся ведущими ориентирами трансформации содержания образования и закрепляются в учебных планах и программах. В условиях внедрения личностно ориентированного подхода изменения в программах происходят в направлении уменьшения конкретизации содержательной части и четкого определения требований к результатам обучения, что дает возможность для внедрения компетентностного подхода и требует стандартизации образования.
Структура работы: Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Общество нового типа - это постоянно меняющееся общество. В этом понимании оно является инновационным, то есть широко открытым для разнообразных нововведений. Насущной потребностью общества становится изучение и внедрение нововведений, что влечет за собой появление инноватики - науки о создании, восприятии, оценке, освоении и применении инноваций.
Новое общество выдвигает новые требования перед образованием. Технология завтрашнего дня, - отмечал английский философ А.Тоффлер, - требует не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечных монотонных работах, не людей, которые выполняют приказы, не моргнув глазом, сознавая, что цена хлеба - это механическое подчинение власти, но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в реальности, что быстро меняется.
Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к стремительным изменениям в мире - эти черты личности становятся важнейшими на современном этапе исторического развития. Их формирование требует новых подходов к процессу обучения. В современных условиях образовательные знания становятся все более доступными для тех, кто хочет овладеть ими, - подчеркивается в Концепции развития общего среднего образования, - поэтому переосмысливается самоценность знаний, зато возрастает роль умений добывать, перерабатывать информацию, полученную из разных источников, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования человека. Это обусловливает уменьшение удельного веса готовой информации, изменение соотношения между структурными элементами содержания в пользу усвоения учащимися способов познания, приобретение личного опыта творческой деятельности, усиление мировоззренческого компонента содержания.
Актуальность - В современном меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности. Пятый класс, как утверждают психологи, — следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям. В связи с изменениями в мире происходит и изменения в структуре исторического знания, все больше уделяется внимания проблемам развития культуры, взаимосвязи культуры и общества. В школьную программу введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.
Объект исследования - культура Древнего Рима в историческом образовании общей школы.
Предмет исследования - формы и методы преподавания культуры Древнего Рима на уроках 5 класса.
Цель - выявить формы и методы преподавания культуры Древнего Рима на уроках 5 класса.
Задачи:
- выявить психологические особенности школьников 5 класса, для учета их на уроках
- определить понятие "формы и методы преподавания".
- выяснить, какие формы и методы преподавания подходят для преподавания вопросов культуры Древнего Рима.
- рассмотреть конкретные формы и методы преподавания отдельных вопросов культуры древнего Рима на уроках истории в 5 классе.
Сегодня система образования ориентирована на компетентностный подход и требует подготовки всесторонне развитой личности, которая умеет правильно понимать смысл человеческой деятельности, правильно определять гуманитарные социально-экономические приоритеты в жизни. Историческое образование имеет решающее значение для формирования современного типа личности. Преподавание истории в современной школе направлено на формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, на понимании вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества, морально-нравственных ценностей, поведения, присущих российскому народу. Одним из образовательных приоритетов школьного курса истории выделен культурологический подход, задачей которого является формирование особенности школьников воспринимать культурные особенности конкретных обществ. Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. На материале древней истории начинается формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации, способности применять знания о культуре для понимания сути современных общественных явлений.
Все вышесказанное определило актуальность и выбор темы исследования «Культура древнего Рима на уроках 5 класса: формы и методы преподавания».
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, труды античных историков и учебная литература. Рассмотрим каждую группу источников.
Нормативно-правовые акты представлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и федеральными государственными образовательными стандартами. В действующем Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что в «целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации...». Ведущие целевые установки Федеральных государственных образовательных стандартов направлены на развитие основных универсалий культуры, личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий, основанных на овладении культурными смыслами, моральными нормами, социальными и межличностными отношениями, формировании гражданской идентичности и т.д. Формирование универсальных учебных действий, согласно, стандартам, осуществляется с учетом приобретения опыта проектной, исследовательской, диалогической деятельности как основных форм культурной деятельности человека XXI века, использования инструментария компьютерных технологий.
При написании работы была использована следующая учебно-методическая литература: Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории, включающий в себя Историко-культурный стандарт, который содержит основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого; учебник по истории Древнего мира авторы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, созданный с учетом достижений современной исторической науки. Материал о культуре Древнего мира вводит школьников в мир первобытной культуры, культуры Древнего Египта, Индии и Китая, культуры Древней Греции и Древнего Рима; рабочая программа по всеобщей истории; методические пособия таких авторов, как Г.И. Г одер, Е.Е. Вяземский, Н.Г. Дайри, Ф.П. Коровкин, М.В. Короткова, А. И. Пометун, А.Т. Степанищев, М.Т. Студеникин.
При разработке урока по культуре Древнего Рима были использованы такие труды (фрагменты трудов) древних авторов, как «История» Геродота, «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, трактат «Об Исиде и Осирисе» Плутарха, фрагменты сочинения жреца Манефона, «Поучение Хети» автор Хети.
При написании работы была использована следующая литература: работы, которые рассматривают общие вопросы преподавания культуры в школе, в частности, статьи М. А Логиновой, М.В. Коротковой, К.В. Поляковой, Д.В. Ратниковой и Ю.К. Старцевой; работы, которые касаются конкретных тем преподавания культуры в школе, в частности, статья В. Ю. Даниловой, А.А. Шляпиной и Н.В. Ворошиловой; работы, которые анализируют эффективность отдельных форм и методов преподавания истории в школе, в частности, статьи И. А Костюк, О. И. Шапран, Г.И.Щукин.
Исходным положением работы является то, что процесс обновления школьного исторического образования находится под влиянием комплекса объективных (состояние развития общества в целом и отдельных его отраслей) и субъективных (отношение учителей и учеников к учебе вообще и к конкретным его аспектам) факторов. Поскольку школьное историческое образование является составляющей общего среднего образования, которое реализует новую парадигму, то отход от одной образовательной парадигмы к другой отражается на обучении истории в школе и в переходный период имеет смешанные признаки обеих парадигм. С другой стороны, содержание школьного исторического образования формируется на основе исторической науки, поэтому методологические изменения в освещении истории непосредственно отражаются на обучении истории в школе.
Методологические изменения в совокупности с существующей традицией обучения и актуальными потребностями общества в наличии у граждан государства определенных качеств влияют на коррекцию целей школьного исторического образования и определения новых доминант, которые становятся ведущими ориентирами трансформации содержания образования и закрепляются в учебных планах и программах. В условиях внедрения личностно ориентированного подхода изменения в программах происходят в направлении уменьшения конкретизации содержательной части и четкого определения требований к результатам обучения, что дает возможность для внедрения компетентностного подхода и требует стандартизации образования.
Структура работы: Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Сегодня система образования ориентирована на компетентностный подход и требует подготовки всесторонне развитой личности, которая умеет правильно понимать смысл человеческой деятельности, правильно определять гуманитарные социально-экономические приоритеты в жизни. Историческое образование имеет решающее значение для формирования современного типа личности. Преподавание истории в современной школе направлено на формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, на понимании вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества, морально-нравственных ценностей, поведения, присущих российскому народу. Одним из образовательных приоритетов школьного курса истории выделен культурологический подход, задачей которого является формирование особенности школьников воспринимать культурные особенности конкретных обществ. Курс «История Древнего Рима» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. На материале древней истории начинается формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации, способности применять знания о культуре для понимания сути современных общественных явлений.
Методика обучения по предмету история предлагает большое количество различных разработок, которые решают многие образовательные задачи и тем самым открывает педагогу широкий простор для творческой работы, для исследований в этой области. Даже в наше время до сих пор нет определенного понятия «метод» и «форма», и их классификации. В зависимости от объекта преобразования трансформации школьного исторического образования подразделяются на методологические изменения в подходах к обучению истории, которые вытекают из новых взглядов на движущие силы и закономерности процесса обучения, роль и характер взаимоотношений участников учебного процесса (психолого -педагогический аспект); на сущность истории как науки, особенности исторических явлений и процессов и тому подобное (научно-исторический аспект); содержательные изменения в содержании школьного исторического образования, происходящие вследствие методологической трансформации и оказываются в новых приоритетах, в просмотре необходимых для современного образования знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров. Трансформации содержания конкретизируются в изменении учебных планов, программ, учебников, пособий и дидактических материалов; организационно-технологические трансформации - изменения во внутренней подчиненности, согласованности и взаимодействия различных компонентов процесса обучения, которые находят свое отражение в новых вариантах построения учебного процесса (моделях, технологиях), новых формах, методах, приемах и средствах контроля за учебным процессом и оценка результатов учебных достижений учащихся.
Важной методологической основой трансформации школьного исторического образования является теоретическая разработка и начало практического внедрения личностно ориентированной образовательной парадигмы, которая предполагает сосредоточение на потребностях учащихся; диагностическую основу обучения, преобладание учебного диалога; сотрудничество, сотворчество учащихся и учителя; ситуация выбора и ответственности; забота об эмоциональном благополучии учащихся; приспособление методик к учебным возможностям учащихся; стимулирование развития и саморазвития школьника.
Личностно-ориентированная образовательная парадигма требует трансформации школьного исторического образования, опираясь на базовые принципы гуманизации.
Если для сравнения взять европейские страны и их методику обучения, то у них существуют разные подходы к определению цели и задач школьного исторического образования, что зависит от исторических традиций, сложившихся, особенности ментальности, своеобразия современных задач, которые стоят перед страной и так далее. Ведущими тенденциями в целеопределении школьного исторического образования является направление на формирование исторического сознания, воспитание патриотизма и гражданской позиции, ознакомление с прошлым, развитие исторического мышления учащихся и тому подобное. Для стран постсоветского пространства, как и для части европейских стран, присуще комплексное формулирование цели исторического образования, отражающая образовательный, развивающий и воспитательные функции истории. В течение последнего времени происходит переход от сферы к развивающей и воспитательной доминанты в обучении истории.
Содействие формированию исторического сознания учащихся является стратегической целью школьного исторического образования, поскольку именно через нее происходит социальная идентификация учащихся. Но ее достижение зависит от реализации тех целей, которые должны обеспечить этот процесс, а именно: развитие исторического мышления, основанный на исторической памяти учащихся и привлечении их к системе ценностей.
Важнейшая задача школы с особенной очевидностью встающая в настоящее время- это пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
В настоящее время важнейшей задачей школы, как образовательного учреждения - это повысить уровень любознательности, воспитание и развитие в школьниках тяги к познавательному процессу, а самое главное потребность к самообразованию и саморазвитию. Очень важно в процессе обучения обеспечить позитивную обстановку в классе, чтобы учебный процесс для учащихся проще и интересней воспринимался, для этого педагогу и представлен огромный спектр различных форм и методов проведения урока.
Правильное построение урока с методологической и психологической точки зрения способствует повышению эффективности преподавания.
Методика обучения по предмету история предлагает большое количество различных разработок, которые решают многие образовательные задачи и тем самым открывает педагогу широкий простор для творческой работы, для исследований в этой области. Даже в наше время до сих пор нет определенного понятия «метод» и «форма», и их классификации. В зависимости от объекта преобразования трансформации школьного исторического образования подразделяются на методологические изменения в подходах к обучению истории, которые вытекают из новых взглядов на движущие силы и закономерности процесса обучения, роль и характер взаимоотношений участников учебного процесса (психолого -педагогический аспект); на сущность истории как науки, особенности исторических явлений и процессов и тому подобное (научно-исторический аспект); содержательные изменения в содержании школьного исторического образования, происходящие вследствие методологической трансформации и оказываются в новых приоритетах, в просмотре необходимых для современного образования знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров. Трансформации содержания конкретизируются в изменении учебных планов, программ, учебников, пособий и дидактических материалов; организационно-технологические трансформации - изменения во внутренней подчиненности, согласованности и взаимодействия различных компонентов процесса обучения, которые находят свое отражение в новых вариантах построения учебного процесса (моделях, технологиях), новых формах, методах, приемах и средствах контроля за учебным процессом и оценка результатов учебных достижений учащихся.
Важной методологической основой трансформации школьного исторического образования является теоретическая разработка и начало практического внедрения личностно ориентированной образовательной парадигмы, которая предполагает сосредоточение на потребностях учащихся; диагностическую основу обучения, преобладание учебного диалога; сотрудничество, сотворчество учащихся и учителя; ситуация выбора и ответственности; забота об эмоциональном благополучии учащихся; приспособление методик к учебным возможностям учащихся; стимулирование развития и саморазвития школьника.
Личностно-ориентированная образовательная парадигма требует трансформации школьного исторического образования, опираясь на базовые принципы гуманизации.
Если для сравнения взять европейские страны и их методику обучения, то у них существуют разные подходы к определению цели и задач школьного исторического образования, что зависит от исторических традиций, сложившихся, особенности ментальности, своеобразия современных задач, которые стоят перед страной и так далее. Ведущими тенденциями в целеопределении школьного исторического образования является направление на формирование исторического сознания, воспитание патриотизма и гражданской позиции, ознакомление с прошлым, развитие исторического мышления учащихся и тому подобное. Для стран постсоветского пространства, как и для части европейских стран, присуще комплексное формулирование цели исторического образования, отражающая образовательный, развивающий и воспитательные функции истории. В течение последнего времени происходит переход от сферы к развивающей и воспитательной доминанты в обучении истории.
Содействие формированию исторического сознания учащихся является стратегической целью школьного исторического образования, поскольку именно через нее происходит социальная идентификация учащихся. Но ее достижение зависит от реализации тех целей, которые должны обеспечить этот процесс, а именно: развитие исторического мышления, основанный на исторической памяти учащихся и привлечении их к системе ценностей.
Важнейшая задача школы с особенной очевидностью встающая в настоящее время- это пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
В настоящее время важнейшей задачей школы, как образовательного учреждения - это повысить уровень любознательности, воспитание и развитие в школьниках тяги к познавательному процессу, а самое главное потребность к самообразованию и саморазвитию. Очень важно в процессе обучения обеспечить позитивную обстановку в классе, чтобы учебный процесс для учащихся проще и интересней воспринимался, для этого педагогу и представлен огромный спектр различных форм и методов проведения урока.
Правильное построение урока с методологической и психологической точки зрения способствует повышению эффективности преподавания.
Подобные работы
- Формирование и развитие общества и государства на примере деятельности политических лидеров Древних Афин на уроках обществознания в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Внутренняя политика Октавиана Августа: исторические и методические аспекты преподавания на уроках истории в средней школе (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Методика изучения личности на уроках истории на примере Франклина Делано Рузвелта
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Антологическая диэтика как явление: история, типология, методика
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Лексико - стилистические средства изображения исторического фона
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Представления о красоте в римском обществе IV века н.э.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ПИЩА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Абсолютизм и самодержавие - сравнительный анализ в контексте
формирования понятий в школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



