Введение 3
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках русского
языка 6
1.1. Понятие современных образовательных технологий в научно-методической
литературе 6
1.2. Классификация современных образовательных технологий 12
1.3. Место современных образовательных технологий на уроках русского
языка 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методические предпосылки изучения лексики в 5 классе с применением современных образовательных технологий 29
2.1. Актуальные вопросы изучения лексики в 5 классе школ с родным
(тувинским) языком обучения 29
2.2. Описание педагогического эксперимента 36
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, а также внедрение различных инновационных учебных программ.
В стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. В связи с этим возникли новые модели обучения, построенные на основе современных образовательных технологий, реализующих принципы личностно ориентированного обучения. В условиях научного прогресса современные образовательные технологии внедряются практически во все сферы деятельности человека.
Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения уроков, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и
практически значимой задачи. Применение на уроке современных
образовательных технологий - это особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Современные образовательные технологии призваны вывести процесс управления качеством образования на новый уровень, сделать эффективным процесс обучения, снизить энергозатраты со стороны, как педагогов, так и школьников. В центре учебного процесса - ученик, его познавательная и творческая деятельность. Современный урок русского языка должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому
использование современных образовательных технологий на уроках русского языка - потребность сегодняшнего дня. Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время.
Цель работы - выявление преимуществ использования современных образовательных технологий как одного из способов повышения эффективности урока русского языка при изучении лексики.
Задачи: изучить научно-методическую литературу по данному вопросу, рассмотреть разновидности современных образовательных технологий, используемых на уроках русского языка; отобрать материал по использованию современных образовательных технологий при изучении лексики в 5 классе; провести апробацию в школе.
Объект исследования - процесс внедрения современных образовательных технологий в урок русского языка при изучении лексики в 5 классе.
Предмет - современные образовательные технологии на уроках русского языка.
Методологической основой исследования являются положения отечественной педагогики, сформулированной в трудах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Ф. Виноградова и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучен и систематизирован теоретический и методический материал по данной проблеме, уточнено значение современных образовательных технологий обучения как средств повышения качества образования на уроках русского языка.
Практическая значимость работы связана, с тем, что методический материал может быть использован начинающими учителями и студентами- практикантами на занятиях и во внеурочной деятельности.
Апробация основных положений работы была во время педагогической практики в 2014 - 2015 гг., а также в виде докладов на Ежегодных научно¬практических конференциях студентов и аспирантов ТувГУ в 2015 и 2016 годах.
Методы исследования, использованные при написании выпускной квалификационной работы: классификация материала, моделирование, наблюдение за работой учащихся, эксперимент, индивидуальные беседы с учащимися, тестирование учащихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи, объект и предмет, методы исследования.
Первая глава посвящена научно-теоретическим основам современных образовательных технологий: рассматривается понятие педагогической технологии, описывается история ее развития, дается классификация современных образовательных технологий.
Вторая глава посвящена вопросам внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс, методическим аспектам по их использованию на уроках русского языка при изучении лексики (информационно-коммуникативные технологии, проектно-исследовательская работа, технология развития критического мышления и др.), а также даны результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе МБОУ СОШ №2 города Кызыла.
В заключении обобщены выводы.
Список литературы содержит 62 источника.
В приложении даны технологические карты уроков.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы решены следующие задачи: на достаточном уровне раскрыты понятия «современные образовательные технологии», «семантизация»; систематизированы основные виды семантизации; описана классификация современных образовательных технологий на основе изучения научных трудов ведущих ученых-педагогов, психологов, лингвистов;рассмотрены методы и приемы игровой, информационно-коммуникативной, проектно-исследовательской технологий обучения, используемых на уроках русского языка.Во второй главе рассмотрены вопросы об эффективности использования современных образовательных технологий на уроках русского языка при изучении лексики, актуальные вопросы изучения лексики в школе с родным (тувинским) языком обучения, а также описаны результаты педагогического эксперимента по использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка при изучении лексики в 5а классе, проведенного на базе МБОУ СОШ № 2 города Кызыла.
В результате изучения и анализа темы исследования мы пришли к следующим выводам:
1. От уровня профессиональной подготовки учителя, от умения правильно, творчески подходить к решению образовательных и методических задач, от постоянного стремления пополнять свои знания и совершенствовать свое педагогическое мастерство зависит эффективность каждого урока и всего обучения и воспитания в целом.
2. Несомненным достоинством использования современных образовательных технологий на уроках русского языка является то, что они позволяют вывести процесс управления качеством образования на новый уровень, сделать эффективным процесс обучения, снизить энергозатраты со стороны как педагогов, так и школьников. Особенно продуктивны при изучении лексики в 5 классе современные образовательные технологии: игровые технологии, технология развития критического мышления, ИКТ,
проектная и исследовательская технологии, эффективность которых подтверждают результаты педагогического эксперимента в 5 классе школы
№2 города Кызыла.
3. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе.- Ростовн / Д, 2006.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
3. Амонашвили Ш.А Школа радости.- М.,1998, с. 48.
4. Бабайцева В.В. Лексика русского языка.- М.,1999, с.38.
5. Баранов М.Т. Русский язык в школе.- / ж. «Русская словесность», 1998, №4.
6. Барыс-Хоо, В. С. Семантика глагола движения «подниматься» в русском языке в сравнении с семантикой глагола «унер» в тувинском языке / В. С. Барыс-Хоо // Русский язык и литература в национальной школе : опыт, поиск, перспективы. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009,С. 8.
7. Бегзи, Р. Р. Актуальные проблемы совершенствования преподавания и изучения русского языка в тувинских школах / Р. Р. Бегзи // Русский язык в Туве. - Кызыл, 1985. - С. 31-53.
8. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов. - Челябинск: Факел, 1995 -141 с.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
10. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1999.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб.для вузов. - СПб, 2000.
12. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - Спб.: Норинт, 2000.
13. Бреслаев, Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности. Формирование активности учащихся и студентов коллективе / Г. М. Бреслаев. - Рига, 1985. - 167с.
14. Бронштейн, И. В. Использование дефиниций один из способов работы над лексикой / И. В. Бронштейн // ИЯШ. - 1991. - №5.-98 с.
15. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2001.
16. Газман О.С. Педагогическая поддержка.- М.,2008,с 18.
17. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. - Изд. 3-е. - М.: Наука, 2008.
18. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в
интеллектуальномразвитии ребёнка. // Вопросы психологии. - 1997.,№4.
19. Епишева О.Б. Педагогические технологии обучения.- М.,2001,с 14
20. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1982.-124 с.
21. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.
22. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М.,
1994.
23. Ильина Е.Н. Педагогика сотрудничества.- М.,2001,с 40.
24. Калинин, А. В. Культура русского слова / А. В. Калинин, сост. Л. И. Рахманова, С. В. Светана, И. В. Толстой. - М.: Изд. МГУ, 1984.
25. Калинин, А. В. Лексика русского языка: учеб.пособие для вузов, 3-е изд. / А. В. Калинин. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
26. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. - 3-е изд, испр. и доп. - Спб.: Златоуст, 1999.
27. Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ.ред. В. А. Макаренко. - Изд. 2-е. - М.: Республика, 1995.
28. Кривобокова И. Я. Некоторые приемы работы над лексикой / И. Я. Кривобокова // ИЯШ. - 1990. - №2 - 98 с.
29. Курдюмов В.А. Русский язык и литература. Лексикология.- М.,1998, с 4.
30. Ладыженская Т.А. Русский язык (учебник).- М.,2000.
31. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.Просвещение, 2003.
32. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев. - М.: Высшая школа, 1996.-240 с.
33. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.
34. Монахов В.М. Учебный процесс в школе.- М.,1998, с 14.
35.Ожегов, С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1999, с.142.
36. Орус-оол Э.Д. Проблемы предупреждения и проеодоления лексико-семантической интерференции в русской речи учащихся- тувинцев.КД.М.,1990.
37. Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., 2007.
38. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д. 2002.
39. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М., 1987.
40. Рахманова, Л. И. Современный русский язык / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. - М.: 1997.
41. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования - М.: Школа- Пресс, 1994.
42. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. - М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1999. - 420 с.
43. Русский язык и литература в национальной школе : опыт, поиск,
перспективы: материалы ежегодной межрегиональной научно¬
практической конференции (7 ноября 2008 года, г. Кызыл) / отв. ред. О. О. Иргит. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009. - 100 с.
44. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). - 2-е изд. - М.: 1996.
45. Русский язык: Энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / гл. ред. Ю. Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997.
46. Савченко О. Я. Современный урок в современной школе. - М., 2000. - 302 с.
47. Селиверстова, Г. М. Проблемы двуязычия / Г. М. Селиверстова // Тув. правда. - 2008. - № 35. - 4 с.
48. Селиверстова, Г. М. система работы и упражнения по теме «Виды глагола» в 4-5 классах тувинской школы : пособие для учителя / Г. М. Селиверстова. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1984. - 86 с.
49. Селевко Г.К. Педагогическая технология обучения.- М.,2000, с 44.
50. Словарь новых слов русского языка / под ред. Н. З. Котеловой. - Спб.: Дмитрий Буланин, 1995.
51. Современный урок русского языка в национальной школе : пособие для учителя / сост. С. А. Чехоева, Н. Г. Евланова. - Л. : Просвещение, 1987. -
239 с.
52. Толковый словарь русского языка конца XX в. / ред. Г. Н. Скляревская. - Спб.: Фолио-пресс, 1998.
53. Тюков, А. А. Организационно-обучающие игры и моделирование процессов развития личности / А. А. Тюков. - Новосибирск, 1987. -133 с.
54. Формирование лексических навыков: учеб.пособие / под. ред. Е. И. Пассова, Е. С.Кузнецовой. - Воронеж : Альтернатива, 2002. -142 с.
55.Чирков В.И. Психология мотивации деятельности достижения. - Ярославль, 1994.
56. Шацкий С.Т. Школа для детей/ Труды в ж «Русская словесность».
57. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.
58. Шмалов, С. А. Игры для учащихся-феномен культуры /С. А. Шмалов. -
М.: Новая школа, 1994.-117 с.
59. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А. Н. Щукин. -М.: Просвещение, 2003. - 204 с.
60. Юнина. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. - 148 стр. 3. Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике об образовании: современные подходы и интерпретации // Образовательные технологии - 2005. - № 1. - с. 4.
61. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
62. Якиманская И.С. Разноуровневое обучение в современной школе.- М.,
1999 - 2001.