ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ 8
1.1 Архитектор Л.А. Чернышев - яркий представитель сибирского модерна 8
1.2 Профессиональная деятельность Л.А. Чернышева 11
1.3 Культурное наследие и особенности его изучения в школьном курсе . 14
1.4 Особенности изучения культурного наследия в школьном курсе 22
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КВЕСТА «ПО СТОПАМ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Л.А. ЧЕРНЫШЕВА» 30
2.1 Квест-технология как технология обучения на уроках истории 30
2.2 Квест - игра на уроке истории «По стопам архитектурного наследия
Л.А. Чернышева» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность. Исследование культурного наследия является одной из наиболее значимых областей научных исследований в современном мире. Наследие культуры несет в себе коллективные достижения социума, сохраняющие его исторический опыт в хранилище социальной памяти. Этот ценный актив состоит из достижений разных эпох, которые сохраняют свою актуальность, передаваясь из поколения в поколения в разные эпохи. Популяризация среди учащихся осуществляется, как в специализированных, так и в общеобразовательных учреждениях национального культурного достояния, конкретно на уроках истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, а также посещений учреждений культуры и экскурсий на места, которые играют практическую и значимую роль. Организация внеклассных мероприятий имеет большое значение для приобщения молодежи к культурным ценностям.
Уроки истории служат эффективным инструментом воспитания патриотизма и гражданственности у учащихся. Они формируют их восприятие государства, прививая идеи об отношениях между отдельными людьми и их страной, ценности человеческой жизни, правах и свободах человека, а также моральных основах культурных, семейных, социально -исторических, религиозных традиций различных народов по всему миру, включая разнообразное население Российской Федерации, которые передавались из поколения в поколение. Исторические навыки могут укрепить веру учащегося в культурную самобытность своего народа, развить чувство культурной идентичности и привить чувство ответственности за будущее своей нации. Один из аспектов работы с историческими репрезентациями включает в себя развитие понимания исторических фигур.
Степень изученности проблемы. В настоящее время одной из главных областей научных исследований это задачи, связанные конкретно с культурным наследием.
Культурное достояние (наследие) - это понятие об общей сумме в целом всех культурных достижений социума, а также исторического опыта, который сохранился в арсенале памяти общества.
Получается, что это огромнейшая ценность всего нашего общества, так как это всё наследие, которое сохранялось на протяжении всех эпох, и передавалось из поколения в поколение.
Популяризация национального культурного наследия среди учащихся общеобразовательных и специализированных учебных заведений происходит на уроках истории, музыки, литературы и изобразительного искусства; значительную практическую роль играют посещения различных учреждений культуры и экскурсии на места.
Организация образовательного процесса в рамках различных внеклассных мероприятий имеет большое значение для приобщения к культурным ценностям народа.
Урок истории является эффективным средством патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Уроки истории формируют образ государства, представления об отношениях между человеком и страной, о ценности человеческой жизни, правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа Российской Федерации, передаваемых из поколения в поколение.
Исторические навыки могут укрепить веру студента в культурную уникальность своего народа, сформировать культурную идентификацию со своим народом и воспитать ответственность за судьбу своего государства.
Одним из видов работы с историческими репрезентациями является развитие представлений об исторических личностях.
Объект исследования: архитектурное творчество Чернышева Л.А. и возможности его использования на уроках истории России.
Предмет исследования: роль и место Чернышева в архитектуре Сибири 19-20 веков
Задачи исследования:
- Исследовать биографию зодчего Л.А. Чернышева.
- Выявить основные этапы профессиональной деятельности Л.А. Чернышева.
- рассмотреть методические аспекты организации урока-квеста.
- разработать урок-квест "По следам архитектурного достояния Л.А. Чернышева".
- сформировать компетентностный подход к обучению;
- расширить и углубить общеисторические знания учащихся через изучение краеведческого материала;
- расширить знания о родном крае и своей малой родине;
- формировать у детей духовно-нравственные ориентиры;
- познакомить учащихся с основами культурного наследия народов России на примере вклада в культурно-историческое наследие архитектора Л.А. Чернышева.
Цель исследования: углубить знания учащихся по истории России, воспитывать стремление к сохранению ее историко-культурного наследия через изучение элементов истории родного края на примере урока-квеста.
С каждым годом от школьника требуется все больше различных знаний, и учитель, наряду с историческими фактами, должен качественно преподать знания о культуре и культурном (и природном) наследии нашей страны. Но на деле классный руководитель, обычно не имея подробных знаний об истории того или иного памятника и не зная специфики того или иного искусства, должен, изучив соответствующий материал, кратко изложить учебную информацию и рассказать детям о данном объекте культурного и природного наследия.
Методология исследования: ряд последовательно применяемых средств познания: анализ и синтез; системный, сравнительный, структурный и функциональный анализ; метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Источниками исследования
В Государственном архиве Красноярского края хранится комплекс документов, характеризующих основные этапы жизни и творчества знаменитого красноярского зодчего Леонида Александровича Чернышева.
В фондах краевого государственного архива хранятся разные архитектурно-графические работы Л.А. Чернышева - планы административных зданий, учебных заведений, вокзалов, загородных домов, культовых сооружений. Комплект открыток с видами павильонов 1-й Западно¬Сибирской сельскохозяйственной и индустриальной экспозиции в Омске дает представление о работе архитектора над их проектированием, строительством и экспозицией.
В коллекции Г.В. Юдина хранится проект канализации и водопровода, выполненный Л.А. Чернышевым. Одно из самых знаменитых творений архитектора - здание Красноярского краевого музея, представляющее собой целостную стилизацию египетской темы. Чернышев не только выполнил проект, но и руководил строительством. Работа была исполнена им даром в качестве презента городу, но музей был построен только в 1929 году. Про это свидетельствуют документы, частично имеющиеся в краевом архиве.
Документы Красноярской городской думы и городского Совета содержат информацию об общественной деятельности Леонида Александровича, который был красноярцем в полном смысле этого слова.
В фонде Енисейской губернской канцелярии хранится "Дело о разрешении устроить в Красноярске фотографическое общество", учредителями которого были такие известные в городе люди, как А.Я. Афанасьев, А.А. Чернышев, Л.А. Чернышев и др. Л.А. Чернышев был первым в списке подавших заявление. Общество, зарегистрированное в декабре 1911 года, ставило своей целью объединение любителей фотографии для "практического и теоретического развития фотографического искусства, распространения фотографических знаний, собирания и сохранения фотографий как научного материала".
Хронологические и географические рамки: хронологические рамки исследования - первая половина XX века, географические рамки: Красноярский край.
Новизна исследования заключается в том, что богатое архитектурное наследие Л.А. Чернышева до сих пор не получило научной оценки. В данном исследовании эта задача ставится впервые, и, следовательно, не определено его значение для региональной и российской архитектуры. В исследовании представлен конспект квест-урока, который направлен на изучение личности архитектора Л.А. Чернышева и знакомит студентов с культурным наследием талантливого зодчего.
Практическая значимость заключается в том, что рассмотренный в работе опыт использования квест-технологии может быть применен для совершенствования изучения культурного наследия на уроках истории в школе.
Структура работы отражает специфику изучаемой темы, определяется целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава содержит описание профессиональной и биографической деятельности архитектора, а также раскрывает особенности изучения его культурного наследия для школьного курса. Вторая глава раскрывает сущность и преимущества квест-технологий в изучении культурного наследия. Представлено описание разработанного квест-урока и рекомендации по его применению.
В настоящее время Россия переживает глубокие преобразования в различных сферах жизни общества. Изменения, происходящие в социальной, экономической, культурной и образовательной сферах, тесно связаны с пониманием исторических, национальных и духовных ценностей. Воспитание у молодого поколения чувства родины имеет решающее значение для подготовки достойного будущего поколения и построения процветающего государства. В этом контексте сохранение и развитие архитектурных памятников играет важную роль в привитии чувства гордости за город, где рождается и воспитывается молодежь. Учителя истории призваны сыграть жизненно важную роль в использовании архитектурных памятников, таких как дворцы, медресе, павильоны, древние цитадели и другие сооружения, для укрепления связи учащихся с их родиной. Изучая исторические события и фигуры, связанные с этими архитектурными сооружениями, студенты могут получить духовное и нравственное воспитание, сформировать свое мировоззрение и гармонично развить свою личность.
Изучение истории в основном происходит в классной комнате, а основное содержание усваивается на школьных уроках. Поэтому учителям истории крайне важно преподносить информацию об архитектурных памятниках в увлекательной форме. Сопровождая свои рассказы иллюстрациями, слайдами и используя компьютерные технологии, учащиеся формируют яркие мысленные образы прошлого. Кроме того, для углубления и закрепления знаний учащиеся должны знакомиться с более широким спектром информации, изучая архитектуру как компонент общей культуры общества и получая панорамное представление о культурной жизни в определенные исторические периоды. Такой подход выходит за рамки простого понимания архитектурных памятников как простых объектов и позволяет студентам постигать сложные исторические события, одновременно способствуя усвоению исторических концепций и логики исторических процессов.
В заключение хочу сказать, что сохранение исторической памяти российского народа имеет первостепенное значение в настоящее время. Без сохранения этой памяти возрождение сильной и независимой Российской Федерации становится недостижимым. Проблемы национальной самоидентификации в настоящее время занимают приоритетное место в списке государственных приоритетов, побуждая к воссоединению с нашим культурным и историческим наследием. Крайне важно признать, что любая потеря этого богатства неизбежно повлияет на все аспекты жизни нынешнего и будущих поколений, приводя к духовному обнищанию. Такие потери не могут быть компенсированы современными культурными достижениями или созданием новых значимых произведений.
Таким образом, в настоящее время наиболее существенным и необходимым требованием для сохранения объектов культурного наследия является усовершенствованная государственная политика, учитывающая статус и состав этих объектов. В нем должны учитываться реальные перспективы органов власти, общественных и религиозных организаций, органов местного самоуправления, социально-экономические условия государства и уникальные культурные традиции различных народов Российской Федерации.
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»,http://www. gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program -/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ред. от 11.12.2020) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897): — URL:
http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot17122010-n-1897/ (дата
обращения: 15.02.2023).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об
образовании в Российской Федерации" // - Москва: -URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 23.02.2023).
4. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ.
(последняя редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286456/(дата обращения 20.02.2023)
Учебно-методическая литература
5. Ботирова Н. Значение архитектурных памятников в повышении
эффективности уроков истории // SAI. 2022. №B6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-arhitekturnyh-pamyatnikov-v- povyshenii-effektivnosti-urokov-istorii(дата обращения: 25.02.2023).
6. Ботирова, Н. Р. Использование материалов об архитектурных памятниках как
средство повышения эффективности уроков истории / Н. Р. Ботирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4536/(дата обращения: 28.02.2023).
Бортникова О. С., Черных Г. Н., Строганова Л. А. Актуальность сохранения памятников архитектурной среды // 2021. №14 (16). URL:
https:// scilead.ru/article/343 -aktualnost-sokhraneniya-pamyatnikov- arkhitektu(дата обращения: 19.02.2023).
7. Вержбицкий Ж. М. Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы». Российская академия художеств; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, СПб, 1998 [Электронный ресурс] //http://http://archi.ru/lib/book.html(дата обращения: 19.02.2023).
8. Габдрахманова Е. Сохранение национального достояния и архитектурного
наследия в РТ на примере дома Фукса (г. Казань) [Электронный ресурс] // Габдрахманова Е.., Мингазов И.Э. - Режим доступа:
https://core.ac.uk/download/pdf/197413769.pdf(дата обращения: 02.03.2023).
9. Гущин А. А. Роль личности в истории // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - C. 233-237.
10. Ерохина Марина Сергеевна Историческая личность: современная методика
изучения // Метаморфозы истории. 1997. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7istoricheskaya-lichnost-sovremennaya-metodika- izucheniya(дата обращения: 23.03.2023).
11. Ерохина, М.С. Историческая личность: современные методики изучения / М.С. Ерохина // Преподавание истории в школе. - М.: ПИШ, 1996. - №6. С.50-52.
12. Изотов, И. В. Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории / И. В. Изотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7708/(дата обращения: 23.03.2023).
13. Колосков, Н.Г. Формирование умений оценивать исторические факты / Н.Г. Колосков // Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. - М.: Мысль, 1998 г. - С. 96-99.
14. Короткова М. В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. М.: Русское слово - РС, 2006. - 151 с.
15. Куклинский И. В. Красноярский архитектор Леонид Чернышев
/ Красноярский краевой краеведческий музей; под ред. В. М. Ярошевской, И. В. Куклинского; вступ. ст. К. Ю. Шумова. — Красноярск:
ООО «Издательство Поликор», 2019. — 288 с.
16. Курбанов С.О. Размышления об исторической науке и роли личности в истории (С примерами из истории Кореи). - СПб.: Издательство РХГА, 2016. - 212 с.
17. Маланичева А. В. Развитие познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Маланичева Анна Владимировна - Барнаул, 2008. - 22 с. 30. Михайличенко В. Е. Психология развития личности : Монография / В. Е. Михайличенко - Х. : НТУ «ХПИ», 2015. - 388 с.
18.Орешко А.Н. Гуманизация архитектурной среды [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. - Режим доступа: Ы1р://аг^уи7.ги/2010_2/4(дата обращения: 19.02.2023).
19. Плеханов, Г. В. 1956. К вопросу о роли личности в истории. Избранные философские произведения: в 5 т. Т. 2 (с. 300-334). М.: Гос. изд-во полит. лит-ры.
20. Подласый И. П. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 576 с. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. - 738 с.
21. Проблема выбора возможностей в историческом процессе: Историко-
философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.03, кандидат философских наук Комоедов, Юрий Викторович. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/problema-vybora- vozmozhnostei-v-istoricheskom-protsesse-istoriko-filosofskii-aspekt.
22. Проскурина Н.В. Географические особенности изучения историко¬культурного наследия в школе: курс лекций / Н.В. Проскурина, В.А. Спицин. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2015. - 56 с.
23. Русакова Т.Г., Бреусова Т.А. Методические аспекты изучения архитектурных стилей в общеобразовательной школе. Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. - №5(180), с. 225-230.
24. Савицкая А.В., Чистова А.Е., Прядко И.П. Проблема сохранения
архитектурных памятников старой Москвы в оценке жителей мегаполиса[Электронный ресурс] // Строительство: наука и образование.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sohraneniya-
arhitekturnyh-pamyatnikov-staroy-moskvy-v-otsenke-zhiteley-megapolisa (дата обращения: 23.02.2023).
25. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие. М.: Академия, 2007. - 323 с.
26. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 269 с.
27. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2002. - 208 с.
28. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 1998. - 473 с.
29. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завебдений. М.: Владос, 2003. - 240 с.
30. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. - 253 с.
31. Вяземский Е. Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. М.: Школьная пресса, 2005. - 154 с.
32. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие. М.: Владос, 1999. 358 с. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы проф. Мастерства. М.: Владос. 2001. - 98 с