ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ТИПУ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
§ 1.1 Групповая работа по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
§ 1.2 Психолого-педагогические условия формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста 20
§ 1.3 Предпроектное исследование особенностей сформированности
умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ТИПУ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА БАЗЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 47
§ 2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 48
§ 2.2 Опыт реализации проекта по формированию умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 54
§ 2.3. Анализ и интерпретация результатов проектной работы 75
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном мире, выдвинули целый ряд психолого-педагогических проблем в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Одной из ключевых является проблема развития умений и навыков социального взаимодействия в целом, и, в частности, организации целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию умений групповой работы по типу сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В современной психолого-педагогической науке накоплен немалый опыт исследования вопросов, связанных с определением результативности условий организации психолого-педагогической работы по социальному развитию дошкольников и отдельных его аспектов. Задаче развития общественной групповой работы по типу сотрудничества у детей дошкольного возраста посвящены труды современных отечественных ученых: Т. В. Антонова[7], А.И. Донцов [26, 27], Л. С. Выготский [23], М. И. Лисина[45], Б. Ф. Ломов[46], В.Я. Ляудис [47], Л.И. Уманский [65], Р.С. Буре [14], Е.Е. Кравцова [40], B.C. Мухина [51], Т.А. Репина [56], А.Г. Рузская [62], Г.И. Вергелес [17], Е.О. Смирнова [65] и многих других. Представленная проблема определяется авторами как важное условие социализации дошкольников, обеспечивающее их удачную интеграцию в общество сверстников и взрослых.
Общение в группе сверстников является одной из базовых потребностей детей старшего дошкольного возраста, реализующейся, как правило, в веду-щем виде деятельности - игровой. Этот период наиболее сензитивный для развития форм и умений групповой работы по типу сотрудничества между собой, способов взаимопонимания. Современные дошкольники нередко лишены возможности реализации потребности в общении со сверстниками спонтанно в условиях житейской повседневности. Сегодня ребенок дошкольного возраста в большей степени погружен во взаимодействие с электронными ресурсами виртуальной реальности, нежели получает опыт полноценной групповой работы по типу сотрудничества и общения с представителями социума. В этой связи дошкольная образовательная организация, ее пространство и ресурсы обладают мощным потенциалом для социального развития воспитанников: в непосредственно-образовательной деятельности, в процессе свободной игры и социального взаимодействия с детьми и взрослыми. Однако открытыми остаются вопросы отбора методов и средств, наиболее продуктивных для решения задач развития умений и навыков групповой работы по типу сотрудничества и социального взаимодействия современных дошкольников.
Актуальность темы обусловила определение проблемы исследования: каковы условия, обеспечивающие формирование умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста?
В соответствии проблемой и темой был определен методологический аппарат исследования.
Цель исследования - разработать и внедрить проект по формированию умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации, определить результативность организованных условий.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы до-школьной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
2. Произвести анализ современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Произвести диагностику актуального состояния сформированное™ умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и внедрить проект по формированию умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, реализовать его в условиях дошкольной образовательной организации.
6. Провести анализ и интерпретацию результатов проектной работы, определить ее результативность
Гипотеза исследования:
Формированию умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия, реализуемые в условиях дошкольной образовательной организации:
- внедрение в образовательный процесс форм групповой работы, предполагающих активизацию самостоятельного выбора детей, распределение, принятие и выполнение групповых ролей, создание ситуаций ответственности за результат совместной деятельности;
- разработка и реализация творческих, игровых проектов событийного характера, направленных на создание и презентацию продукта совместной деятельности, с привлечением ресурсов родителей воспитанников.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- теоретически и экспериментально доказана возможность формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего до-школьного возраста со сверстниками в различных видах деятельности;
- выявлены особенности умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности;
- определены основные показатели установления групповой работы по типу сотрудничества между детьми в различных видах деятельности;
- обоснована поэтапная технология, обеспечивающая последовательность освоения и применения детьми усложняющихся моделей групповой работы по типу сотрудничества в различных видах деятельности.
Практическая значимость исследования:
- разработан и апробирован проект «Играя, учимся дружить!», обеспечивающий формирование умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в разных видах со-вместной деятельности;
- предложена методика педагогической диагностики освоения умений групповой работы по типу сотрудничества детьми старшего дошкольного возраста;
- определена значимость работы по совершенствованию подготовки воспитателей к формированию умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, в разных видах совместной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса детского сада, повышения квалификации педагогических кадров дошкольных учреждений.
Методы исследования:
1) Анализ научной и учебно-методической педагогической и психологи-ческой литературы;
2) Диагностические методы, направленные на изучение умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста:
- проведение экспертного опроса;
- проведение комплексной педагогической диагностики исследования по Т-шкале умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, который проводится несколькими методами:
• наблюдения за совместной деятельностью детей в свободной игре на основе методики О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой [65].
• методика «Рукавички» Г.А. Цукерман [72] целью, которой было изучение действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления групповой работы по типу сотрудничества.
• беседа с педагогами экспериментальной группы.
3) Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
4) Методы качественного и количественного анализа и интерпретации результатов проектной работы.
База проведения исследования: автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «Детский сад «Лазурный». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, которые посещают детский сад «Лазурный», девочек - 11 человек и мальчиков - 12 человек.
В первой главе нами были определены теоретические предпосылки изучения проблемы формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей дошкольного возраста, а также описаны психолого-педагогические условия для формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в условиях до-школьного образовательного учреждения.
В современной научной литературе нет однозначного определения категорий «групповая работа» и «сотрудничество». Исследование различных аспектов феномена групповой работы по типу сотрудничества раскрыто в трудах многих как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Задаче развития общественной групповой работы по типу сотрудничества у детей дошкольного возраста посвящены труды современных отечественных ученых: Т. В. Антонова[7], А.И. Донцов [26, 27], Л. С. Выготский [23], М. И. Лисина[45], Б. Ф. Ломов[46], В.Я. Ляудис [47], Л.И. Уманский [65], Р.С. Буре [14], Е.Е. Кравцова [40], B.C. Мухина [51], Т.А. Репина [56], А.Г. Рузская [62], Г.И. Вергелес [17], Е.О. Смирнова [65] и многих других. Представленная проблема определяется авторами как важное условие социализации дошкольников, обеспечивающее их удачную интеграцию в общество сверстников и взрослых.
Групповая работа по типу сотрудничества - это форма организации со-вместной деятельности детей дошкольного возраста, при которой выстраивается эффективное взаимодействие между всеми участниками группы ради успешного достижения общей (коллективной) цели, получения совместного результата. При этом в процессе работы всей группы происходит активные изменения в самих субъектах групповой деятельности. Эффективная групповая работа по типу сотрудничества организовывается на принципах добро-вольности и самостоятельности и подразумевает вклад каждого ребенка, все дети разные, каждый может привнести что-то свое, что у него лучше всего получается, кто-то хорошо рисует, кто-то умеет интересно рассказывать, у кого-то получается хорошо придумывать и т.д. Общий результат достигается общими усилиями каждого из членов группы. Дети в совместной деятельности усиливают эффективность, усиливают способности и дополняют друг друга. Такая форма организации дошкольников способствует формированию умений детской групповой работы по типу сотрудничества: умению договариваться, прислушиваться к другим участникам группы, умению совершать совместный поиск решений, быть открытым к другим участникам группы, коммуникации способствует созданию творческой атмосферы, в группе усиливаются их личные качества, воспитывается характер.
На первом этапе эмпирической части исследования нами были разработаны критерии и охарактеризованы уровни для определения актуального уровня сформированности умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Была произведена диагностика, которая показала по итогам исследования детей в сентябре 2018 года, что из всей группы 23 человек с высоким уровнем развития умений групповой работы по типу сотрудничества всего 1 ребенок - 4%, со средним уровнем раз-вития умений групповой работы по типу сотрудничества 13 детей - 57% и с низким уровнем развития умений групповой работы по типу сотрудничества 9 детей - 39%.
Для формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образователь-ной организации необходимо создать комфортные психолого-педагогические условия. Проанализированные нами исследования доказывают, что условием формирования групповой работы по типу умений сотрудничества могут служить правильно организованные предметно-пространственная среда и организация совместной групповой деятельности в игре, в проектной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности, в трудовой деятельности, в творческой деятельности, в познавательной деятельности и т.д.
В проектном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, которые посещают «Автономную некоммерческую дошкольную образовательную организацию «Детский сад «Лазурный», а именно девочек - 11 человек и мальчиков - 12 человек.
Нами был разработан проект «Играя, учимся дружить!», который на-правлен на формирование умений сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Данный проект состоял из нескольких этапов.
I этап - Проектировочный. На данном этапе мы провели анализ состояния образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с целью определения проблемы сформированности умений групповой работы по типу сотрудничества у детей. Сформировали творческую группу педагогов по реализации проекта, подготовке и разработке методических рекомендаций. Подбирали материалы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и т.д.
II этап - Формирующий. На данном этапе проводилась систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий и проектов событийного характера для формирования умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Разрабатывались методические рекомендации. Формировалось позитивное общественное мнение, и привлекались педагоги и родители общественности к деятельности по проекту.
III этап - Заключительный. Итоговое мероприятие: самостоятельное проведение детьми старшего дошкольного возраста группы «Звездочки» выпускного бала в стиле постановки «Гарри Потер».
IV этап Рефлексивный. Он включает в себя анализ и интерпретацию, обобщение и оформление результатов проекта.
По окончании проекта в мае 2019 года нами был проведена повторная диагностика с детьми экспериментальной группы. Результаты проведённой диагностики позволили нам увидеть положительную динамику в переходе на более высокий уровень сформированности умений групповой работы по типу сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательной организации. Диагностика показала, что детей с высоким уровнем развития умений групповой работы по типу сотрудничества стало - 43%. Средний уровень развития умений групповой работы по типу сотрудничества у 35% детей и низкий уровень развития умений групповой работы по типу сотрудничества у 22% детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по формированию умений групповой работы по типу сотрудничества была результативна.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
2. Александрова О.А. Формирование навыков сотрудничества у дошкольников / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2015.
3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М: Творческий центр «Сфера», 2003.
5. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методическое пособие в помощь психологам и педагогам. М: Творческий центр «Сфера», 2003.
6. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10. - с. 25-30.
7. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2005. - №10. - с. 47-49.
8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта//Человек и общество. Вып.2. Изд. ЛГУ, с.67-245.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980. Т.1.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших уч.заведений.-М.: Аспект Пресс, 2000. с.476.
11. Аркин Е.А. Биологические особенности дошкольного возраста // Педагогическая энциклопедия / Е.А. Аркин - Т. 2. М., 1930.
12. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды // учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2012. Сер. Библиотека программы "Детство".
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Итос+, 2013. - 546 с.
14. Буре Р. С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 139 с.
15. Буре Р.С., Островская Л.С. Воспитатель и дети. М. 2001. 208 с.
16. Бурлакова ИА. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - №3. - С. 35-43.
17. Вергелес Г.И. Развитие анализа и синтеза у младшего школьника в условиях управления их умственной деятельностью в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1972. -22с.
18. Возрастные особенности развития детей в коллективе сверстников /отв. ред. Дубровина, И.В., Лисина М.И. - М.: Просвещение, 2012.
19. Воронова А.П. Азбука общения. С.-Петербург. 2003. 93с.
20. Врублевская О.А. О сущности понятия «Социальное взаимодействие» в научных исследованиях // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2006. № 5 (12). С. 60-65.
21. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб. СОЮЗ, 1997.
22. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1998. - №6.
23. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; 2005 - с. 18-20.
24. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. - М.: ИНТОР, 1996. 160 с.
25. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 1997. - 192 с.
26. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1998. № 2.- е.61-71.
27. Донцов А.И., Саркисян Ш.В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе// Вопросы психологии. 1980. № 4. - с.38-49
28. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга. СПб.: Питер пресс, 2009. с. 392-400.
29. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
30. Запорожец A.B. Воспитание и обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1976.
31. Запорожец А.В. Психология восприятия дошкольником детских произведений: тезисы докладов. — М., 1978. — №9. — с.41-47
32. Захарова Л.М., Русина Е.И., Силакова М.М. Психолого-педагогические аспекты социокультурного воспитания дошкольников//Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 79-80.
33. Ивлева К. В. Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 76-79.
34. Кахнович С.В., Вострякова О.В. Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста в подвижных играх в системе дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2012. № 2 (56). С. 18-26.
35. Коломинский Я. Л., Жизневский Б.П. Социально¬психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1979.№5.-с.38-44.
36. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984. - С. 217.
37. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание. 1986, №1.
38. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах.// Вопросы психологии 1971. №6. - с. 101 -111.
39. Косолапов Н. А. Социальная психология и международные отношения. М., 1983.
40. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
41. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб.: Акцидент, 1995.-80с.
42. Куприна Т.А. Влияние типов межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста на выбор игрового материала и игровую деятельность//Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 72-80.
43. Ледовских, Н. К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-26.
44. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение : брошюра / А.А. Леонтьев. - Москва-Нальчик : Эль-Фа, 1996. - 92 с.
45. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: Питер; СПб.; 2009 - с. 3-5.
46. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии// Проблема общения в психологии. -М.: Наука, 1981.
47. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.,1984. с.64-73.
48. Маврина И. В. Организация взаимодействия детей 3-5 лет на развивающих занятиях: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000. 163 с.
49. Маврина И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М.: Гном- Пресс, 2001. - С. 106-117.
50. Маврина И. Сотрудничество дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №11. С 18-22.
51. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2000. - с. 123-127.
52. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106.
53. Немов Р.С. Психология - К.2. - М., 2011. - с.97-101
54. Нечаева, В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Нечаева. - М., 1968. - 383 с.
55. Петровский А.В. Феномен субъективности в психологии личности. Дисс. в виде научного доклада . доктора психол. наук. M. , J 993.
56. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 148 с.
57. Римашевская, Л. С. Как развивать сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С. 3-18.
58. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.-423с.
59. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.-160с.
60. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. - 2010. -№3. - С. 5-19.
61. Рудовская И. Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей 5-го года жизни. - В сб.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. М., 1968, с. 43-47.
62. Рузская А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: Хрестоматия. М.: Академия, 2000. С. 5—19.
63. Сафронова М. А. Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития // Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С. Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации» (г. Москва, 15 - 17 ноября 2004 г.). М.: Изд-во РГГУ, 2005. 348 с.
64. Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 2-8.
65. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: проблемы, диагностика, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005. 158 с.
66. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Педагогика / Сост.: А.И. Кузьминский, В.Л. Омеляненко. - К., 2003. - С. 425-449.
67. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов /Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1977.-C.54-71.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - Режим доступа:http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
69. Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать? М. 2009. 187 с.
70. Хузеева Г.Р. Границы взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками//Мир психологии. 2008. № 3. С. 104-110.
71. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. - М.: Генезис, 2003. - 128.
72. Цукерман Г. А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. C.4-13.
73. Шипицына, Воронова, Защиринская: Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.)// Детство-Пресс, 2010 г.- С. 384.
74. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2009. - с. 136-141.