Введение 3
Глава 1. Возникновение и развитие международного терроризма во второй половине 20 века - начале 21 века 6
1.1 Возникновение феномена международного терроризма 6
1.2 Процесс эволюции международного терроризма в современном мире 11
Глава 2. Влияние событий 11 сентября 2001 г. на внутреннюю и внешнюю политику США 19
2.1 Нормативно-правовая база в антитеррористической политике США после
2001 г 19
2.2 Операция «Несокрушимая свобода» 29
2.3 Военная операция США в Ираке 36
Глава 3. Американская политика борьбы с международным терроризмом при администрации Б. Обамы, Д. Трампа и Дж. Байдена 40
3.1 Антитеррористическая политика Б. Обамы 40
3.2 Антитеррористическая политика Д. Трампа 47
Заключение 52
Список использованных источников 55
В последние несколько десятилетий феномен терроризма активно приобретает международный характер, что становится все более серьезной угрозой безопасности по отношению ко всем странам в мире. Стремительное распространение многочисленных международных террористических группировок, с которыми все сложнее вести борьбу, в значительной степени препятствует установлению международного правопорядка. Их деятельность, воздействующая как на социально-политическую жизнь внутри любого государства, так и на его межгосударственные связи, в современных реалиях все больше выходит за пределы одного государства, а также приобретает эскалацию в отношении частоты и способов осуществления терактов.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема распространения международного терроризма затрагивает значительную часть внутригосударственных сфер всех стран мира. Вместе с государствами и транснациональными корпорациями, можно утверждать, что террористические группировки стали полномасштабными акторами в современных международных отношениях. Деятельность в рамках международного терроризма направлена на подрыв международного правопорядка, а также на применение насилия, направленного по отношению как к конкретным политическим лидерам, так и ко всему обществу в целом. Осуществление такого вида террористической деятельности происходит на территории целого ряда стран, независимо от сторонних акторов и различных государственных структур.
Масштабность и серьезность рассматриваемого явления подтверждается тем фактом, что определенные государства прямо или косвенно оказывают поддержку международным террористическим группировкам с целью дальнейшей кооперации с ними. В основном, такие страны отличаются рядом схожих признаков: низким уровнем социально-экономического, политического и культурного развития, отсутствием соблюдения правопорядка, наличием вооруженных конфликтов на территории собственного государства и т.д. Подобная форма сотрудничества дает террористам массу преимуществ, связанных с техническим оснащением и финансированием. Использование государственной ресурсной базы позволяет террористическим организациям существенно облегчить поставленную задачу на этапе организационноподготовительной работы, необходимой для совершения террористического акта.
Основная опасность подобного рода деятельности заключается в многочисленных жертвах среди мирного населения. Под влиянием глобализации и научно-технического прогресса формы и средства осуществления терактов стремительно меняются, что с каждым разом приводит к значительно большему количеству жертв. Именно поэтому межгосударственное сотрудничество в отношении противостояния международному террору является одним из ключевых подходов в решении данной проблемы, что и подтверждает актуальность работы.
Целью работы стало рассмотрение способов борьбы с международным терроризмом на примере политики Соединенных Штатов Америки.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Изучить развитие международного терроризма;
2. Выявить изменения, которые произошли с
международным терроризмом с начала его появления;
3. Проанализировать стратегию ведения внешней и внутренней политики США после терактов 11 сентября 2001 года;
4. Рассмотреть американскую антитеррористическую
политику за время президентства Б. Обамы и Д. Трампа.
Объектом исследования является деятельность США по борьбе с международным терроризмом.
Предметом исследования является деятельность проводимых США кампаний, направленных на борьбу с террористическими группировками.
В качестве методологии были выбраны исторический метод исследования, а также метод сравнительного анализа.
Новизна данной работы заключается в том, что были обработаны и проанализированы последние данные не только о террористических актах 2001 года в США, но и о стабильно обновляющейся информации о феномене международного терроризма, поскольку период его существования, относительно явления терроризма в целом, достаточно невелик. Более того, в работе упоминается радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещённое в РФ), которое в августе 2021 г. пришло к власти в Афганистане, и до сих пор руководит этим государством.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Изучив развитие феномена международного терроризма, можно прийти к выводу о том, что темпы его развития и распространения достаточно быстрые, что и делает его одной из самых серьезных угроз современности. Глобальный характер данной проблемы также является одним из факторов, свидетельствующих о необходимости ее решения. Среди множества видов международных террористических группировок большинство являются исламистскими, представляющими наибольшую опасность из-за наибольшей распространенности по миру. Определенная их часть была образована на почве межэтнических конфликтов. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии проблемы самоопределения наций в странах Востока и арабского мира, что является одним из факторов появления международных преступных группировок.
Что касается изменений, произошедших с явлением международного терроризма, то в основном им способствовали процессы глобализации и научно-технического прогресса. Столкновение западной и восточной цивилизаций привело к увеличению числа террористических группировок, а научно-технический прогресс дал возможность террористам использовать новые виды оружия и технологий для совершения террористических актов. В пример можно привести тенденции к совершению кибератак, осуществляемых по отношению к правительственным сегментам, а также разработку и использование оружия массового поражения. Кроме того, за несколько десятков лет изменились и сами формы проявления международного терроризма. В то время, как раньше акты международного террора проявлялись преимущественно в силовом захвате власти или нанесении физического ущерба структурам другого государства, то сейчас к ним добавился и фактор борьбы за информацию, которая может быть использована в качестве шантажа. Также стоит сказать и про взаимосвязь международного терроризма и транснациональной преступности, элементы которых зачастую интегрируются между собой в связи с ростом темпов распространения оружия, наркотиков и т.д.
Проанализировав стратегию ведения внешней и внутренней политики США после терактов 11 сентября, можно сделать вывод о том, что в период президентства Дж. Буша-младшего данное направление в американской политике было приоритетным. За этот период Вашингтоном было опубликовано большое количество документов, затрагивающих проблему борьбы с международным терроризмом различными методами, включая участие американских войск на территории других государств с целью ликвидации определенных международных группировок. Так, в период президентства Буша-младшего Соединенные Штаты начали проведение военных операций в Ираке, Афганистане и других странах, где деятельность преступных группировок могла угрожать интересам США и их союзникам. В связи с этим нельзя не отметить, что такая политика Штатов повлияла как на судьбу конкретных государств, так и на миропорядок в целом. Также проведение такой политики повлияло и на репутацию США на мировой арене в связи с жестким и зачастую исламофобским подходом к решению проблемы международного терроризма.
В ходе рассмотрения американской антитеррористической политики за период президентства Б. Обамы и Д. Трампа можно сказать, что подходы двух президентов сильно отличались. Так, администрация Б. Обамы приняла решение отхода от продолжения проведения агрессивной политики Буша- младшего, и взяла курс на развитие отношений с другими странами, а также на демократизацию определенных государств посредством использования «умной силы». Также при Обаме был опубликован ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отход от проведения полномасштабных военных операций в пользу локальной борьбы с определенными группировками. Что касается антитеррористической политики Д. Трампа, то он отказался от подходов Б. Обамы в своем внешнеполитическом курсе, и, несмотря на заявления о первостепенной важности борьбы с терроризмом, на практике этого не подтвердил. За период его правления был опубликован лишь один документ, регулирующий новый антитеррористический подход Соединенных Штатов. Более того, Д. Трамп значительно ухудшил американо-иранские отношения из- за нанесенного ракетного удара по базам в Иране, что подтверждает многочисленные заявления о необдуманном и резком подходе в своем внешнеполитическом курсе.
Таким образом, проблема международного терроризма является крайне серьезной угрозой, которой необходимо противостоять всем странам совместными силами. На примере одного из самых влиятельных государств планеты - США - можно сказать о том, что, несмотря на многочисленные достижения в борьбе с терроризмом, данная проблема так и не была полностью решена, и этому можно содействовать лишь в случае кооперации с другими государствами мира.
1. Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение. / В.П. Емельянов // Законность. - 2002. - № 7. - С. 11 — 22.
2. Илларионов С.И. Глобальная террористическая война. / С.И. Илларионов // Российская Государственная Библиотека - 2006. — С. 342.
3. Moran S. "Patrick Pearse and Patriotic Soteriology: The Irish Republican Tradition and the Sanctification of Political Self-Immolation," in The Irish Terrorism Experience / S. Moran // Dartmouth Press - 1991 - P. 66-70.
4. Huntington S. The clash of the civilizations / S. Huntington // Foreign affairs - 1993. - № 3. - P.22-49.
5. Ковалев Н.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом / Н.Д. Ковалев // Вестник Московского Университета - 2002. - 314 с.
6. Кудинов В. Проявить искреннюю коллективную политическую волю в борьбе с международным терроризмом / В. Кудинов // Вестник Московского Университета - 2002. — С. 254.
7. Иванов В. Новые мусульмане вступают в борьбу с Западом / В. Иванов // Независимое военное обозрение - 2006. - С. 79-81
8. Мирский Г. Исламская цивилизация, исламизм и терроризм / Г. Мирский // Российская Государственная Библиотека: [сайт]. - 2003. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001860216? (дата обращения 30.04.2022).
9. Гришин В.И. Политический экстремизм: основные тенденции и причины эскалации / В. И. Гришин // Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова - 2017. - 93 с.
10. Bass W. Support Any Friends: Kennedy's Middle East and Making of the US-Israeli Alliance. / W. Bass // New York: Oxford University Press. - 2003. - P. 269-271.
11. Максименко В.И. Фундаментализм и экстремизм в исламе / В.И. Максименко // Власть - 1999. - С. 9.
12. Ланда Р.Г. Политические волнения в арабском мире: видимость и суть / Р.Г. Ланда // Российская Государственная Библиотека - 2012. - С 29.
13. Кольтюков А.А. Международный терроризм — угроза глобальной и региональной безопасности: особенности проявления и пути противодействия / А.А. Кольтюков // Право и безопасность - 2007. — № 4. - С. 54.
14. Левицкий Ю.В. Роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе мер борьбы с терроризмом / Ю.В. Левицкий // Вестник Московского Университета - 2002. — 287 с.
15. Мартынов Б.Ф. Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества. / Б.Ф. Мартынова // Право и безопасность - 2006. -С. 20-27.
... всего 63 источников