ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Понятие «психологическая компетентность» в психолого-педагогической
литературе 12
1.2. Специфика психологической компетентности родителей,
воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.3. Психолого-педагогические условия повышения психологической
компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 39
2.2. Анализ результатов предпроектного исследования 47
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках реализации проекта, направленного на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 55
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа исследования по итогам реализации проекта 61
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Понятие «психологическая компетентность» в психолого-педагогической
литературе 12
1.2. Специфика психологической компетентности родителей,
воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.3. Психолого-педагогические условия повышения психологической
компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 39
2.2. Анализ результатов предпроектного исследования 47
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках реализации проекта, направленного на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 55
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа исследования по итогам реализации проекта 61
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность. В настоящее время отмечается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в детских садах, школе.
Проведенный анализ статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019-2020 гг. . по 85 субъектам Российской Федерации показал, что именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью. Наблюдается увеличение количества новорождённых детей с патологией развития, что связано как с неблагоприятными биологическими и социальными факторами, так и с успехами медицины по сохранению жизни недоношенным детям. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, педагоги, логопеды, дефектологи [6].
Известно, что семья занимает одну из главных ролей в развитии и социализации ребенка. Родитель становится субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации.
Современные условия жизни диктуют необходимость изменения воспитательных и образовательных приоритетов. На первый план выходит формирование таких личностных качеств у детей, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность выстроить свой профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни [44].
Психолого-педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей с трудностями обучения и развития, должна строиться таким образом, чтобы содействовать формированию этих качеств у детей. В центре внимания - не проблема, а личность ребенка - уникальная, развивающаяся, самоценная. И главной задачей профессиональной деятельности педагога- психолога является не только коррекция проблемы, но и содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего ресурса, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию [8].
Так на уровне Российской Федерации в 2019 г. в рамках национального проекта «Образование» стартовал проект «Поддержка семей, имеющих детей». Это первый проект в сфере образования, ориентированный на родителей с целью создания условий, направленных на повышение родительской компетентности в области воспитания и развития детей. Данный проект дает возможность родителям почувствовать действенную поддержку со стороны специалистов в воспитании, развитии и обучении детей; получить консультацию в центрах психолого¬педагогической, медицинской и социальной помощи и необходимую помощь для их ребенка.
Следует отметить, что среди различных форм нарушений детского развития задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее часто встречающихся [8].
Замедление темпа развития ребенка дошкольного возраста может проявляться в незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, интеллектуальных и эмоциональных нарушениях [8].
Данная категория детей нуждается в специальной комплексной коррекционно-развивающей помощи, активными участниками которой должны стать специалисты, педагоги и родители.
Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [57]. Поэтому появляется необходимость в формировании грамотного, психологически компетентного родителя, способного сопровождать развитие своего ребенка.
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей.
Понятие психологическая компетентность в научных источниках определяется неоднозначно. Так, А.П. Тряпицина определяет психологическую компетентность родителя как «обобщенный показатель, определяющий способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитания, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей ребенка»; Н.Г. Кормушина характеризует данный феномен как «возможность создания условий, в которых ребенок чувствует себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии»; Р.В. Овчарова. и М.А. Екимова предлагают следующее определение: «Психологическая компетентность родителя - это система знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия».
Анализ данных источников позволяет выделить в структуре психологической компетентности родителя три компонента: когнитивный (через трансляцию представлений о ребенке), эмоциональный (на основе проявления чувств и эмоций, связанных с ребенком), поведенческий (посредством выбора и реализации способов взаимодействия с ребенком) [2].
Проведенный анализ состояния проблемы позволил сделать вывод, что многие родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости повышении их психолого-педагогической культуры, воспитательного потенциала, следовательно, в повышении психологической компетентно сти.
Психологически компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. По мнению Р.В. Овчаровой, компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому [48;49].
Изучение и анализ научной литературы позволяет говорить о наличии противоречия между необходимостью повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью практических аспектов данной проблемы - эффективных технологий, в этой области крайне мало.
Необходимость разрешения указанного противоречия обуславливает актуальность настоящего исследования и обозначает его проблему, которая заключается в определении психолого-педагогических условий повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологические основы работы:
• системный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
• исследования психологических особенностей детей с ЗПР
(Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская М.С. Певзнер);
• положения исследований психолого-педагогической
компетентности личности (М.О. Ермихина, Н.И. Мизина, Р.В. Овчарова).
Цель проектной работы: теоретически обосновать, реализовать и оценить эффективность психолого-педагогических условий повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект проектной работы: психологическая компетентность родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет проектной работы: психолого-педагогические условия повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проектная идея: повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• расширение знаний родителей об особенностях ребенка;
• формирование позиции принятия по отношению к ребенку;
• освоение техник общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивающих его развитие.
Задачи проектной работы:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие «психологическая компетентность», выделить компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Эмпирически выявить и охарактеризовать компоненты психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Обосновать психолого-педагогические условия, разработать и реализовать комплекс мероприятий в рамках программы «Принимай, помогая», обеспечивающих повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Оценить эффективность программы повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
В проектной работе использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования - опрос, анкетирование, проективный метод; статистический анализ (Т-критерия Вилкоксона); качественная и количественная обработка полученных данных на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования, анализ и интерпретация эмпирических данных.
Данное исследование проводилось на базе: Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Красноярска.
В исследовании участвовало: 24 родителя (из них 22 матери и 2 отца).
Этапы проектной работы.
Реализация проекта осуществлялась с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в три этапа, на каждом из которых осуществлялся ряд мероприятий.
I. Предпроектный этап (сентябрь 2021 г.).
Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение компонентов и диагностика психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
II. Проектный этап (сентябрь - декабрь 2021г.).
Разработка и реализация программы «Принимай, помогая» направленной на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
III. Аналитический этап (декабрь 2021г. - январь 2022г.). Анализ результатов. Контрольная диагностика психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научной литературы раскрыто понятие «психологическая компетентность», выделены компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Эмпирически выявлены и охарактеризованы особенности психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке программы «Принимай, помогая», направленной на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Разработанная программа может использоваться психологами дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - в практике работы с семьями, воспитывающими детей с ЗПР.
Результаты проекта опубликованы в 2-х сборниках статей и представлены на научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века » (Красноярск, 2021-2022 г.).
Описание структуры ВКР:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Во введении обоснована актуальность темы проектной работы, определены объект и предмет, идея и задачи проектной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты проблемы психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» раскрыто понятие «психологическая компетентность», охарактеризованы компоненты, рассмотрены показатели психологической компетентности родителей, также определены возможности повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Красноярска.
Во второй главе «Разработка и апробация проекта, направленного на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» представлены результаты предпроектного исследования, аннотация и содержание проекта, его результативность.
В заключении выпускной квалификационной работы сформулированы выводы о результатах реализации проекта.
Проведенный анализ статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019-2020 гг. . по 85 субъектам Российской Федерации показал, что именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью. Наблюдается увеличение количества новорождённых детей с патологией развития, что связано как с неблагоприятными биологическими и социальными факторами, так и с успехами медицины по сохранению жизни недоношенным детям. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, педагоги, логопеды, дефектологи [6].
Известно, что семья занимает одну из главных ролей в развитии и социализации ребенка. Родитель становится субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации.
Современные условия жизни диктуют необходимость изменения воспитательных и образовательных приоритетов. На первый план выходит формирование таких личностных качеств у детей, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность выстроить свой профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни [44].
Психолого-педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей с трудностями обучения и развития, должна строиться таким образом, чтобы содействовать формированию этих качеств у детей. В центре внимания - не проблема, а личность ребенка - уникальная, развивающаяся, самоценная. И главной задачей профессиональной деятельности педагога- психолога является не только коррекция проблемы, но и содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего ресурса, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию [8].
Так на уровне Российской Федерации в 2019 г. в рамках национального проекта «Образование» стартовал проект «Поддержка семей, имеющих детей». Это первый проект в сфере образования, ориентированный на родителей с целью создания условий, направленных на повышение родительской компетентности в области воспитания и развития детей. Данный проект дает возможность родителям почувствовать действенную поддержку со стороны специалистов в воспитании, развитии и обучении детей; получить консультацию в центрах психолого¬педагогической, медицинской и социальной помощи и необходимую помощь для их ребенка.
Следует отметить, что среди различных форм нарушений детского развития задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее часто встречающихся [8].
Замедление темпа развития ребенка дошкольного возраста может проявляться в незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, интеллектуальных и эмоциональных нарушениях [8].
Данная категория детей нуждается в специальной комплексной коррекционно-развивающей помощи, активными участниками которой должны стать специалисты, педагоги и родители.
Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [57]. Поэтому появляется необходимость в формировании грамотного, психологически компетентного родителя, способного сопровождать развитие своего ребенка.
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей.
Понятие психологическая компетентность в научных источниках определяется неоднозначно. Так, А.П. Тряпицина определяет психологическую компетентность родителя как «обобщенный показатель, определяющий способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитания, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей ребенка»; Н.Г. Кормушина характеризует данный феномен как «возможность создания условий, в которых ребенок чувствует себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии»; Р.В. Овчарова. и М.А. Екимова предлагают следующее определение: «Психологическая компетентность родителя - это система знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия».
Анализ данных источников позволяет выделить в структуре психологической компетентности родителя три компонента: когнитивный (через трансляцию представлений о ребенке), эмоциональный (на основе проявления чувств и эмоций, связанных с ребенком), поведенческий (посредством выбора и реализации способов взаимодействия с ребенком) [2].
Проведенный анализ состояния проблемы позволил сделать вывод, что многие родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости повышении их психолого-педагогической культуры, воспитательного потенциала, следовательно, в повышении психологической компетентно сти.
Психологически компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. По мнению Р.В. Овчаровой, компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому [48;49].
Изучение и анализ научной литературы позволяет говорить о наличии противоречия между необходимостью повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью практических аспектов данной проблемы - эффективных технологий, в этой области крайне мало.
Необходимость разрешения указанного противоречия обуславливает актуальность настоящего исследования и обозначает его проблему, которая заключается в определении психолого-педагогических условий повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологические основы работы:
• системный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
• исследования психологических особенностей детей с ЗПР
(Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская М.С. Певзнер);
• положения исследований психолого-педагогической
компетентности личности (М.О. Ермихина, Н.И. Мизина, Р.В. Овчарова).
Цель проектной работы: теоретически обосновать, реализовать и оценить эффективность психолого-педагогических условий повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект проектной работы: психологическая компетентность родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет проектной работы: психолого-педагогические условия повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проектная идея: повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• расширение знаний родителей об особенностях ребенка;
• формирование позиции принятия по отношению к ребенку;
• освоение техник общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивающих его развитие.
Задачи проектной работы:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие «психологическая компетентность», выделить компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Эмпирически выявить и охарактеризовать компоненты психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Обосновать психолого-педагогические условия, разработать и реализовать комплекс мероприятий в рамках программы «Принимай, помогая», обеспечивающих повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Оценить эффективность программы повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
В проектной работе использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования - опрос, анкетирование, проективный метод; статистический анализ (Т-критерия Вилкоксона); качественная и количественная обработка полученных данных на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования, анализ и интерпретация эмпирических данных.
Данное исследование проводилось на базе: Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Красноярска.
В исследовании участвовало: 24 родителя (из них 22 матери и 2 отца).
Этапы проектной работы.
Реализация проекта осуществлялась с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в три этапа, на каждом из которых осуществлялся ряд мероприятий.
I. Предпроектный этап (сентябрь 2021 г.).
Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение компонентов и диагностика психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
II. Проектный этап (сентябрь - декабрь 2021г.).
Разработка и реализация программы «Принимай, помогая» направленной на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
III. Аналитический этап (декабрь 2021г. - январь 2022г.). Анализ результатов. Контрольная диагностика психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научной литературы раскрыто понятие «психологическая компетентность», выделены компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Эмпирически выявлены и охарактеризованы особенности психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке программы «Принимай, помогая», направленной на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Разработанная программа может использоваться психологами дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - в практике работы с семьями, воспитывающими детей с ЗПР.
Результаты проекта опубликованы в 2-х сборниках статей и представлены на научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века » (Красноярск, 2021-2022 г.).
Описание структуры ВКР:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Во введении обоснована актуальность темы проектной работы, определены объект и предмет, идея и задачи проектной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты проблемы психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» раскрыто понятие «психологическая компетентность», охарактеризованы компоненты, рассмотрены показатели психологической компетентности родителей, также определены возможности повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Красноярска.
Во второй главе «Разработка и апробация проекта, направленного на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» представлены результаты предпроектного исследования, аннотация и содержание проекта, его результативность.
В заключении выпускной квалификационной работы сформулированы выводы о результатах реализации проекта.
Перспективы данного проекта заключается в следующем:
1. Проект можно использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
2. На основании данной работы можно осуществлять поиск новых форм, методов работы с родителями, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста по повышению психологической компетентности родителей.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
- На основе анализа научной литературы раскрыто понятие «психологическая компетентность», выделены компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Эмпирически выявлены и охарактеризованы особенности психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- Обоснованы психолого-педагогические условия, разработан и реализован комплекс мероприятий в рамках программы «Принимай, помогая», обеспечивающих повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Оценена эффективность программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проектная идея о том, что повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий: расширение знаний родителей об особенностях психического и личностного развития детей с ЗПР; формирование позиции принятия по отношению к ребенку, рефлексия собственной воспитательной стратегии; освоение эффективных техник общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивающих его полноценное психическое и личностное развитие - доказана.
Проект «Принимай, помогая» эффективен, для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Работа может быть применена педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций, Центров, в качестве самостоятельного методического пособия, а также дополнительного источника в русле данной темы.
Проект «Принимай, помогая» позволяет оказать просветительскую, практическую помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Передача собственного психолого-педагогического опыта путем публикации материалов о результатах реализации проекта в научном сборнике.
1. Проект можно использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
2. На основании данной работы можно осуществлять поиск новых форм, методов работы с родителями, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста по повышению психологической компетентности родителей.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
- На основе анализа научной литературы раскрыто понятие «психологическая компетентность», выделены компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Эмпирически выявлены и охарактеризованы особенности психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- Обоснованы психолого-педагогические условия, разработан и реализован комплекс мероприятий в рамках программы «Принимай, помогая», обеспечивающих повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Оценена эффективность программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проектная идея о том, что повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий: расширение знаний родителей об особенностях психического и личностного развития детей с ЗПР; формирование позиции принятия по отношению к ребенку, рефлексия собственной воспитательной стратегии; освоение эффективных техник общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивающих его полноценное психическое и личностное развитие - доказана.
Проект «Принимай, помогая» эффективен, для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Работа может быть применена педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций, Центров, в качестве самостоятельного методического пособия, а также дополнительного источника в русле данной темы.
Проект «Принимай, помогая» позволяет оказать просветительскую, практическую помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Передача собственного психолого-педагогического опыта путем публикации материалов о результатах реализации проекта в научном сборнике.
Подобные работы
- Реализация личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Эффективность использования компьютерной программы в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



