Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №166382

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Понятие «психологическая компетентность» в психолого-педагогической
литературе 12
1.2. Специфика психологической компетентности родителей,
воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.3. Психолого-педагогические условия повышения психологической
компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 39
2.2. Анализ результатов предпроектного исследования 47
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках реализации проекта, направленного на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 55
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа исследования по итогам реализации проекта 61
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81


Актуальность. В настоящее время отмечается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в детских садах, школе.
Проведенный анализ статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019-2020 гг. . по 85 субъектам Российской Федерации показал, что именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью. Наблюдается увеличение количества новорождённых детей с патологией развития, что связано как с неблагоприятными биологическими и социальными факторами, так и с успехами медицины по сохранению жизни недоношенным детям. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, педагоги, логопеды, дефектологи [6].
Известно, что семья занимает одну из главных ролей в развитии и социализации ребенка. Родитель становится субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации.
Современные условия жизни диктуют необходимость изменения воспитательных и образовательных приоритетов. На первый план выходит формирование таких личностных качеств у детей, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность выстроить свой профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни [44].
Психолого-педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей с трудностями обучения и развития, должна строиться таким образом, чтобы содействовать формированию этих качеств у детей. В центре внимания - не проблема, а личность ребенка - уникальная, развивающаяся, самоценная. И главной задачей профессиональной деятельности педагога- психолога является не только коррекция проблемы, но и содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего ресурса, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию [8].
Так на уровне Российской Федерации в 2019 г. в рамках национального проекта «Образование» стартовал проект «Поддержка семей, имеющих детей». Это первый проект в сфере образования, ориентированный на родителей с целью создания условий, направленных на повышение родительской компетентности в области воспитания и развития детей. Данный проект дает возможность родителям почувствовать действенную поддержку со стороны специалистов в воспитании, развитии и обучении детей; получить консультацию в центрах психолого¬педагогической, медицинской и социальной помощи и необходимую помощь для их ребенка.
Следует отметить, что среди различных форм нарушений детского развития задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее часто встречающихся [8].
Замедление темпа развития ребенка дошкольного возраста может проявляться в незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, интеллектуальных и эмоциональных нарушениях [8].
Данная категория детей нуждается в специальной комплексной коррекционно-развивающей помощи, активными участниками которой должны стать специалисты, педагоги и родители.
Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [57]. Поэтому появляется необходимость в формировании грамотного, психологически компетентного родителя, способного сопровождать развитие своего ребенка.
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей.
Понятие психологическая компетентность в научных источниках определяется неоднозначно. Так, А.П. Тряпицина определяет психологическую компетентность родителя как «обобщенный показатель, определяющий способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитания, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей ребенка»; Н.Г. Кормушина характеризует данный феномен как «возможность создания условий, в которых ребенок чувствует себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии»; Р.В. Овчарова. и М.А. Екимова предлагают следующее определение: «Психологическая компетентность родителя - это система знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия».
Анализ данных источников позволяет выделить в структуре психологической компетентности родителя три компонента: когнитивный (через трансляцию представлений о ребенке), эмоциональный (на основе проявления чувств и эмоций, связанных с ребенком), поведенческий (посредством выбора и реализации способов взаимодействия с ребенком) [2].
Проведенный анализ состояния проблемы позволил сделать вывод, что многие родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости повышении их психолого-педагогической культуры, воспитательного потенциала, следовательно, в повышении психологической компетентно сти.
Психологически компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. По мнению Р.В. Овчаровой, компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому [48;49].
Изучение и анализ научной литературы позволяет говорить о наличии противоречия между необходимостью повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью практических аспектов данной проблемы - эффективных технологий, в этой области крайне мало.
Необходимость разрешения указанного противоречия обуславливает актуальность настоящего исследования и обозначает его проблему, которая заключается в определении психолого-педагогических условий повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологические основы работы:
• системный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
• исследования психологических особенностей детей с ЗПР
(Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская М.С. Певзнер);
• положения исследований психолого-педагогической
компетентности личности (М.О. Ермихина, Н.И. Мизина, Р.В. Овчарова).
Цель проектной работы: теоретически обосновать, реализовать и оценить эффективность психолого-педагогических условий повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект проектной работы: психологическая компетентность родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет проектной работы: психолого-педагогические условия повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проектная идея: повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• расширение знаний родителей об особенностях ребенка;
• формирование позиции принятия по отношению к ребенку;
• освоение техник общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивающих его развитие.
Задачи проектной работы:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие «психологическая компетентность», выделить компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Эмпирически выявить и охарактеризовать компоненты психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Обосновать психолого-педагогические условия, разработать и реализовать комплекс мероприятий в рамках программы «Принимай, помогая», обеспечивающих повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Оценить эффективность программы повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
В проектной работе использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования - опрос, анкетирование, проективный метод; статистический анализ (Т-критерия Вилкоксона); качественная и количественная обработка полученных данных на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования, анализ и интерпретация эмпирических данных.
Данное исследование проводилось на базе: Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Красноярска.
В исследовании участвовало: 24 родителя (из них 22 матери и 2 отца).
Этапы проектной работы.
Реализация проекта осуществлялась с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в три этапа, на каждом из которых осуществлялся ряд мероприятий.
I. Предпроектный этап (сентябрь 2021 г.).
Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение компонентов и диагностика психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
II. Проектный этап (сентябрь - декабрь 2021г.).
Разработка и реализация программы «Принимай, помогая» направленной на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
III. Аналитический этап (декабрь 2021г. - январь 2022г.). Анализ результатов. Контрольная диагностика психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования: на основе анализа научной литературы раскрыто понятие «психологическая компетентность», выделены компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Эмпирически выявлены и охарактеризованы особенности психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке программы «Принимай, помогая», направленной на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Разработанная программа может использоваться психологами дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - в практике работы с семьями, воспитывающими детей с ЗПР.
Результаты проекта опубликованы в 2-х сборниках статей и представлены на научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века » (Красноярск, 2021-2022 г.).
Описание структуры ВКР:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Во введении обоснована актуальность темы проектной работы, определены объект и предмет, идея и задачи проектной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты проблемы психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» раскрыто понятие «психологическая компетентность», охарактеризованы компоненты, рассмотрены показатели психологической компетентности родителей, также определены возможности повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Красноярска.
Во второй главе «Разработка и апробация проекта, направленного на повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» представлены результаты предпроектного исследования, аннотация и содержание проекта, его результативность.
В заключении выпускной квалификационной работы сформулированы выводы о результатах реализации проекта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Перспективы данного проекта заключается в следующем:
1. Проект можно использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
2. На основании данной работы можно осуществлять поиск новых форм, методов работы с родителями, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста по повышению психологической компетентности родителей.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
- На основе анализа научной литературы раскрыто понятие «психологическая компетентность», выделены компоненты, показатели повышения психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Эмпирически выявлены и охарактеризованы особенности психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- Обоснованы психолого-педагогические условия, разработан и реализован комплекс мероприятий в рамках программы «Принимай, помогая», обеспечивающих повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Оценена эффективность программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проектная идея о том, что повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий: расширение знаний родителей об особенностях психического и личностного развития детей с ЗПР; формирование позиции принятия по отношению к ребенку, рефлексия собственной воспитательной стратегии; освоение эффективных техник общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивающих его полноценное психическое и личностное развитие - доказана.
Проект «Принимай, помогая» эффективен, для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Работа может быть применена педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций, Центров, в качестве самостоятельного методического пособия, а также дополнительного источника в русле данной темы.
Проект «Принимай, помогая» позволяет оказать просветительскую, практическую помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Передача собственного психолого-педагогического опыта путем публикации материалов о результатах реализации проекта в научном сборнике.



1. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 4. (54). С. 108-117.
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Мир науки, 2018.Т 6. № 4. С 36.
3. Абшилава Э.Ф. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающего гиперактивного ребенка // Наука. Мысль. Электронный научный журнал. 2016. С. 91-101.
4. Боулби Дж. Привязанность М.: Гардарики, 2003. 477 с.
5. Бабкина Н.В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития // Дефектология. 2020. № 1. С. 3-17.
6. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития. М.: Наука, 2020. 213 с.
7. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. 2019. Т 8. № 3. С. 125-142.https://www.doi.org/10.17759/cpse.2019080307 (дата обращения: 22.03.2021).
8. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 36-44.
9. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. 2014. № 1. С. 87-102.
10. Беляева Н.Д., Григорян Е.Н. Актуальные проблемы психологии воспитания. Оценка психолого-педагогической компетентности современных родителей // Всероссийская весенняя психологическая сессия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 23-27.
11. Баринова Г.В. Феномен материнства: Проблема принятия и неприятия ребенка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки 2019. № 1 С. 33-42.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
13. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (Варги А.Я., Столина В.В) для семьи, воспитывающей особого ребенка // Клиническая и специальная психология. 2017. Т.6. № 2. С. 109-129.
14. Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 3. С. 52-64.
15. Галасюк И.Н. Теоретико-методологические основы
психологического сопровождения семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: монография. М.: ИИУ МГОУ, 2014. С. 216.
16. Грибанова Д.Я. К вопросу об определении родительской компетентности в современных англоязычных источниках // Вестник Псковского государственного университета. 2017. № 6. С. 232.
17. Грибов Д.Е. Современная школа для детей с ОВЗ. Какая она? //
Вестник образования. 2021. № 1. [Электронный ресурс]. URL:
https://vestnik.edu.ru/main-topic/sovremennaia-shkola-dlia-detei-s-ovz-kakaia-ona(дата обращения: 09.02.2021).
18. Дедов Е.Г., Новиков А.С., Багинский А.Л. Исследование сущностных характеристик понятий Компетенция и Компетентность // Смоленский медицинский альманах. 2016. №2. С. 22-26.
URL:htps://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-suschnostnyh-
harakteristik-ponyatiy-kompetentsiya-i-kompetentnost (дата обращения:
25.10.2020).
19. Дмитриева Е.Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Школьная пресса ИГПУ им. Минина. Н. Новгород. 2017. № 5. С. 33-38.
20. Евдокимова М.А. Формирование родительской компетентности
посредством коучинга детско-родительских отношений // Ассоциация супервизоров и консультантов Электронный ресурс].
http://www.ww.supervis.ru/content/199658493(дата обращения: 25.10.2020).
21. Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Педагогика и психология образования. 2013. № 3. С. 95-106.
22. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях ДОУ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1. С. 8.
23. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009 № 2. С. 7-13.
24. Захарова Е.И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 151-156.
25. Истратова О.Н. Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и школьного возраста. // Электронный научный журнал 2014. № 5. С. 37.
26. Инденбаум Е.Л. К чему приводит стихийная инклюзия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 4. С. 32-38.
27. Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития. Иркутск. ВСГАО, 2012. 180 с.
28. Инденбаум Е.Л., Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2019. 47 с.
29. Ипполитова Н.В. Анализ понятия педагогические условия: Сущность, классификация. Generaland Professional Education 1/2012.pp. 8-14. ISSN 2084-1469.
30. Концепция развития образования детей с оганиченными
возможностями здоровья на период 2030 г. // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 39. [Электронный ресурс].
https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/(дата обращения: 20.07.2021).
31. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. [Электронный ресурс].http://www.consultant.ru/(дата обращения 20.07.2021).
32. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация
образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2017. № 2. С. 3-13.
33. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021.Т.10 № 2 С. 239-252.
34. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум. Педагогика и психология: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. № 1. М.: МЦНО. 2017. С. 43-47.
35. Камзина О.А. Взаимосвязь родительской тревожности и родительской компетентности, обусловленной социальными ожиданиями // Социальные явления. 2016. № 4. С. 55-60.
36. Капустин С.А. Использование экзистенциального критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.
2015. № 2. С. 51-62.
37. Коробейников И.А. Дифференциация образовательных
потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического здоровья. // Дефектология. М.: Школьная пресса, 2020. № 3. 80 с.
38. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. С. 240.
39. Локтионова А.В. Интегративная (интрапсихическая-
интерсубъективная-система) психотерапия младенцев, детей, подростков (ИИИС Детская психотерапия): методическое пособие. // Издательский дом ВГУ Воронеж. 2016. С. 172.
40. Лебединская К.С Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. М.: Педагогика, 2012.
С. 127.
41. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15-26.
42. Минина А.А. Взаимосвязь компетентности родителей и их образования // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: Актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Тула. 2018. С. 25-27.
43. Мизина Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 7. С 8-10
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-materey-kak-sredstvo-razvitiya-kompetentno sti-v-vo spitanii-detey(дата обращения 28.10.2020).
44. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Proetcontra. 2010 Т.14 № 1. С. 6-19.
45. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика М.: Компенс-центр, 1993. С. 198.
46. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты. Альманах института коррекционной педагогики Российской академии образования. 2019. № 36. [Электронный ресурс].https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ (дата обращения: 20.07.2021).
47. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства . М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
48. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.:
МПСИ, 2010. С. 496.
49. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Козьмина Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200.
50. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. psyedu.ru2015. Т.7 № 3 С. 1-11.
51. Рудинский И.Д., Давыдова Н.А., Петров С.В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход //Под.ред. И.Д. Рудинского. М: Горячая линия - Телеком, 2019. С. 240.
52. Садуллоева М.Б. К вопросу об уточнении понятий Компетентность и Компетенция // Инновационная наука. 2016. № 10.
С 2. URL:htps://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-utochneni-
ponyatiykompetentnost-i-kompetentsiya(дата обращения: 25.10.2020).
53. Суворова О.В. Специфика структуры психологической компетентности родителей // Мир науки, 2014 № 6. С.49.
54. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]. http: //www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-do shkolno go-obrazovaniya[дата обращения: 25.12.2021].
55. ТерещенкоЕ.А. Деловая игра с родителями «Как понять своего ребенка» [Электронный ресурс] //URL: htps://multiurok. ru/files/dielovaia-ighra-s-roditieliami-kak-poniat-svoiegho.html(дата обращения: 28.10.2020).
56. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 10. С. 256-262.
57. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru(дата обращения 21.01.2022).
58. Холодова О.Г., Кабанченко Е.А. Развитие психологической компетентности родителей в условиях детского образовательного Центра психологической помощи. Вестник Алтайского государственного университета. 2018 № 4 С. 86-88.
59. Шкурко Т.А., Сериков Г.В., Литвина С.А., Брандао К. Особенности взаимоотношений в семье в связи с выраженностью социально¬психологических потребностей родителей // Российский психологический журнал. 2016. № 4. С. 254-268.
60. Шипова Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития // Л.В. Шипова. Саратов. 2018. С. 86.
61. AmorA.M., HagiwaraM., ShogrenK.A., ThompsonJ.R.,
VerdugoM. A. etal. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23. No. 12. P. 1277-1295. https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1445304


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ