РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие логического мышления детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Роль математических игр и досугов в развитии логического
мышления детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ .... 36
2.1. Диагностика логического мышления детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Организация работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие логического мышления детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Роль математических игр и досугов в развитии логического
мышления детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ .... 36
2.1. Диагностика логического мышления детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Организация работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность данной темы обусловлено прежде всего тем, что сегодня обществу нужен высокоинтеллектуальный человек, способный нестандартно мыслить, а также обладающий информационной компетентностью, в основе которой лежит совокупность знаний, умений и навыков поиска, анализа, структурирования информации, способность использовать компьютерные и мультимедийные технологии. В связи с этим значение компьютерной грамотности возрастает, а значит возникает потребность в развитии логического мышления.
Проблемой становления и развития детского мышления занимались зарубежные и отечественные исследователи: П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К. Распэ, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак, Е.А. Сергиенко и др.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и уже в старшем дошкольном возрасте происходит формирование логического мышления. Именно поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени на развитие мыслительных операций.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования акцент делается на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Все это способствует развитию логического мышления.
Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, необходимо включать различные игры логического содержания, которые часто используются в рамках математического развития.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
Объект исследования: логическое мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
Гипотеза исследования: развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста будут способствовать математические игры и досуги при соблюдении следующих педагогических условий:
- отбор математических игр и досугов основывается на следующих
принципах: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами и играми, направленными на развитие логического мышления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе и выявить особенности логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Обозначить роль математических игр и досугов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста .
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы, используемые при написании работы:
- теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ методической литературы, диссертационных исследований);
- экспериментальные: «Классификация по заданному принципу» (Е.Я. Агаевой); «Свободная классификация» (Е.Я. Агаевой); «Нелепицы» (Р.С. Немова).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Проблемой становления и развития детского мышления занимались зарубежные и отечественные исследователи: П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К. Распэ, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак, Е.А. Сергиенко и др.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и уже в старшем дошкольном возрасте происходит формирование логического мышления. Именно поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени на развитие мыслительных операций.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования акцент делается на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Все это способствует развитию логического мышления.
Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, необходимо включать различные игры логического содержания, которые часто используются в рамках математического развития.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
Объект исследования: логическое мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
Гипотеза исследования: развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста будут способствовать математические игры и досуги при соблюдении следующих педагогических условий:
- отбор математических игр и досугов основывается на следующих
принципах: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами и играми, направленными на развитие логического мышления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе и выявить особенности логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Обозначить роль математических игр и досугов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста .
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы, используемые при написании работы:
- теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ методической литературы, диссертационных исследований);
- экспериментальные: «Классификация по заданному принципу» (Е.Я. Агаевой); «Свободная классификация» (Е.Я. Агаевой); «Нелепицы» (Р.С. Немова).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Функция развития логического мышления является важнейшим среди функций коммуникативных технологий. От того, какую методику обработки задач выберет воспитатель, зависит степень продуктивности мышления будущих школьников, степень развития приемов умственных действий. Одним из средств развития логического мышления выступает математика.
Поэтому ребенок, овладевший способами логического мышления и математическими умениями, будет способен осознанно применять их в процессе своей жизнедеятельности в различных сферах в течение всей жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду, где логическое мышление - это тип мышления, суть которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и выводы, основанные на законах логики, их сравнении и сопоставлении с действиями или набором психически логически надежных действий или операций мышления, связанных с причинно-следственными связями, которые позволяют согласовывать знания с целью описания и преобразования объективной реальности. Пик развития логического мышления приходиться на старший дошкольный возраст, так как это является переходным периодом от наглядно-образного к логическому мышлению. Ребенок готовиться к поступлению в школу, он способен в отличии от младшего и среднего дошкольного возраста оперировать более сложными понятиями и категориями.
Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов в рамках исследования были выявлены педагогические условия:
- отбор математических игр и досугов основывается на следующих принципах: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами и играми, направленными на развитие логического мышления.
Далее была проведена диагностика сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста, в результате которой было выявлено, что дети в основном находиться на низком и среднем уровнях развития логического мышления.
После реализации выделенных педагогических условий была проведена повторная диагностика, по результатом которой было выявлена положительная динамика развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Это позволило сделать вывод о том, что математические игры и досуги способствуют развитию логического мышления при выделенных педагогических условиях. Тем самым цель исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась.
Поэтому ребенок, овладевший способами логического мышления и математическими умениями, будет способен осознанно применять их в процессе своей жизнедеятельности в различных сферах в течение всей жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду, где логическое мышление - это тип мышления, суть которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и выводы, основанные на законах логики, их сравнении и сопоставлении с действиями или набором психически логически надежных действий или операций мышления, связанных с причинно-следственными связями, которые позволяют согласовывать знания с целью описания и преобразования объективной реальности. Пик развития логического мышления приходиться на старший дошкольный возраст, так как это является переходным периодом от наглядно-образного к логическому мышлению. Ребенок готовиться к поступлению в школу, он способен в отличии от младшего и среднего дошкольного возраста оперировать более сложными понятиями и категориями.
Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов в рамках исследования были выявлены педагогические условия:
- отбор математических игр и досугов основывается на следующих принципах: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами и играми, направленными на развитие логического мышления.
Далее была проведена диагностика сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста, в результате которой было выявлено, что дети в основном находиться на низком и среднем уровнях развития логического мышления.
После реализации выделенных педагогических условий была проведена повторная диагностика, по результатом которой было выявлена положительная динамика развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Это позволило сделать вывод о том, что математические игры и досуги способствуют развитию логического мышления при выделенных педагогических условиях. Тем самым цель исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Влияние групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в старшем дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Использование групповых и коллективных игр в совместной деятельности по математическому развитию дошкольников (Каслинский промышленно-гуманитарный техникум)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Использование логических приёмов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017



