ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие логического мышления детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Роль математических игр и досугов в развитии логического
мышления детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ .... 36
2.1. Диагностика логического мышления детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Организация работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность данной темы обусловлено прежде всего тем, что сегодня обществу нужен высокоинтеллектуальный человек, способный нестандартно мыслить, а также обладающий информационной компетентностью, в основе которой лежит совокупность знаний, умений и навыков поиска, анализа, структурирования информации, способность использовать компьютерные и мультимедийные технологии. В связи с этим значение компьютерной грамотности возрастает, а значит возникает потребность в развитии логического мышления.
Проблемой становления и развития детского мышления занимались зарубежные и отечественные исследователи: П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К. Распэ, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак, Е.А. Сергиенко и др.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и уже в старшем дошкольном возрасте происходит формирование логического мышления. Именно поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени на развитие мыслительных операций.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования акцент делается на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Все это способствует развитию логического мышления.
Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, необходимо включать различные игры логического содержания, которые часто используются в рамках математического развития.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
Объект исследования: логическое мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
Гипотеза исследования: развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста будут способствовать математические игры и досуги при соблюдении следующих педагогических условий:
- отбор математических игр и досугов основывается на следующих
принципах: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами и играми, направленными на развитие логического мышления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе и выявить особенности логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Обозначить роль математических игр и досугов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста .
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы, используемые при написании работы:
- теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ методической литературы, диссертационных исследований);
- экспериментальные: «Классификация по заданному принципу» (Е.Я. Агаевой); «Свободная классификация» (Е.Я. Агаевой); «Нелепицы» (Р.С. Немова).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Функция развития логического мышления является важнейшим среди функций коммуникативных технологий. От того, какую методику обработки задач выберет воспитатель, зависит степень продуктивности мышления будущих школьников, степень развития приемов умственных действий. Одним из средств развития логического мышления выступает математика.
Поэтому ребенок, овладевший способами логического мышления и математическими умениями, будет способен осознанно применять их в процессе своей жизнедеятельности в различных сферах в течение всей жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду, где логическое мышление - это тип мышления, суть которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и выводы, основанные на законах логики, их сравнении и сопоставлении с действиями или набором психически логически надежных действий или операций мышления, связанных с причинно-следственными связями, которые позволяют согласовывать знания с целью описания и преобразования объективной реальности. Пик развития логического мышления приходиться на старший дошкольный возраст, так как это является переходным периодом от наглядно-образного к логическому мышлению. Ребенок готовиться к поступлению в школу, он способен в отличии от младшего и среднего дошкольного возраста оперировать более сложными понятиями и категориями.
Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и досугов в рамках исследования были выявлены педагогические условия:
- отбор математических игр и досугов основывается на следующих принципах: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами и играми, направленными на развитие логического мышления.
Далее была проведена диагностика сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста, в результате которой было выявлено, что дети в основном находиться на низком и среднем уровнях развития логического мышления.
После реализации выделенных педагогических условий была проведена повторная диагностика, по результатом которой было выявлена положительная динамика развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Это позволило сделать вывод о том, что математические игры и досуги способствуют развитию логического мышления при выделенных педагогических условиях. Тем самым цель исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 12.01.2019).
2. Агамагомедова Н.К. Развитие логического мышления детей
дошкольного возраста посредством логико-математических игр [Электронный ресурс] // Для дошкольников. URL:
http://raguda.ru/ds/logicheskoe-myshlenie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения 22.11.2018).
3. Алексеев A. A. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребёнка. СПб.: Питер, 2001. 89 с.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 2014. 318 с.
5. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание.— 2009. № 1. С. 54-60.
6. Барылкина Л.П., Фалькович Т.А. Формирование математических представлений. М., 2012. 95 с.
7. Белкина В.Н. Соотношение приёмов логического запоминания у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.... к.пс.н. М., 1996. 19 с.
8. Белолуцкая А. К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. №2. С. 44-54.
9. Белошистая А.В. развитие логического мышления у дошкольников. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. 120 с.
10. Блонский П.П. Память и мышление. Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. С.9-85.
11. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: АПН, 1978. 240 с.
12. Богданова Л.Я., Волков И.П. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 2009. 76 с.
13. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998. 87 с.
14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теоретические основы дошкольного образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2016. 460 с.
15. Власова О. В., Добровольский Ю. А., Токарев А. А. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста // III Международной научной конференции «Современная психология» (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 24-26.
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. 162 с.
17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 160 с.
18. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Собрание сочинений. Т 4. М.: Наука, 1998. 432 с.
19. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №3. С.34¬44.
20. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2016. 430 с.
21. Давидчук А. Н. Восприятие и модели памяти. СПб., 1998. 361 с.
22. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Мысль, 2000. 121 с.
23. Жуйкова Т.П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста // Международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 115-117.
24. Иванова Л. В., Пудеева Е. А. Развитие образного мышления и
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №7. URL: https ://e-
koncept.ru/2016/march.htm (дата обращения 13.03.2019)
25. 3инченко В. П. Образование: от реформ к становлению формы. М.: Прогресс, 1996. 132 с.
26. Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском. саду. Тбилиси: Инта, 2000. 140 с.
27. Костюк Г. С. Теории мышления в современной психологии. М. Мир, 2000. 323 с.
28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 2011. 230 с.
29. Ладымир С.А. Умозаключения и специфика их формирования. // Психология и педагогика. 1995. №7. С. 23-27.
30. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М.: Педагогика, 1998. 235 с.
31. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 2012. 430 с.
32. Метлина А.С. Занятия по математике в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. М.: «Альдебаран», 2011. 115 с.
33. Мухина В.С. Детская психология. М., 2006. 180 с.
34. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Владос, 2009. 460 с.
35. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование научного мышления у ребёнка). М.: Наука, 1994. 431 с.
36. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1998. 246 с.
37. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 190 с.
38. Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 146 с.
39. Пономарёва Е.А. Познавательная активность в системе процессов памяти (интеллектуальный тренинг). М.: Энергия, 1999. 188 с.
40. Рубинштейн С.Л. Краткий словарь психологических понятий. М.: Наука, 1996. 436 с.
41. Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности. М.: Эксмо, 2013. 263 с.
42. Свиридов E.H., Севостьянова С.А. Совершенствование логической подготовки младших школьников. СПб.: Акцидент, 1999. 116 с.
43. Смирнов A.A. Взаимоотношение образа и слова в развитии памяти. Избр. психол. тр. / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1996. С. 186¬203.
44. Сохина В.П., Спиваковский A.C. Роль «предметного моделирования» в формировании у дошкольников зрительного анализа формы предметов. М.: Рост, 1989. 134 с.
45. Спиридонова М. Н. Предметно-развивающая среда в развитии игровой деятельности ребенка // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. № 7. С. 59-61
46. Тарунтаева Т.В. Игра. СПб.:Акцидент, 1998. 56 с.
47. Тихомирова А.В.., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2011. 56 с.
48. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 96 с.
49. Хозиев В.Б. практикум по формированию продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2002. 68 с.
50. Черкасова О.В. Основные идеи методики М. Монтессори. На пути к практической психологии: междисциплинарные исследования. Самара: СамГУ, 1999. С. 143.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.