Введение 3
Глава I. Особенности функционирования римской военной организации 6
Глава П. Исторические судьбы позднереспубликанских легионов Цезаря 19
Глава Ш. Рабочая программа факультативного курса 65
§ 1. Факультативные занятия как форма внеурочной деятельности ... 65
§ 2. Факультативный курс «легионы позднереспубликанского Рима» 69
Заключение 78
Список рекомендуемой литературы и источников 80
Актуальность темы. Особая роль отводится предмету история. Важную роль занимает курс истории древнего мира. Изучая историю Древнего мира в 5 классе, дети узнают основные понятия и умения, которые в дальнейшем нужны для материала в последующих классах. Поэтому необходимо хорошо сформировать эти умения.
Нужно отметить, что учебники по истории для 5 классов включают в себя достаточно информации, однако некоторые темы недостаточно раскрыты. В школьном курсе истории древнего мира в разделе «Древний Рим» уделяется внимание римской военной истории, военной организации римской державы и ее завоеваниям. Для лучшего раскрытия этих тем мы предлагаем лучше изучить их в нашей работе.
Объект исследования - военная организация позднереспубликанского Древнего Рима в рамках факультативного курса.
Предмет исследования - особенности изучения военной организации позднереспубликанского Древнего Рима в рамках факультативного курса.
Цель работы - выявить особенности и значение изучения организации, структуры и тактики боевых действий римского легиона в позднее республиканское время (II-I вв. до н. э.) .
Задачи:
1. Дать общую характеристику римской военной организации во II-I вв. до н. э.
2. Описать структурные элементы легиона.
3. Дать характеристику вооружения и снаряжения воинов легиона.
4. Охарактеризовать тактику действий легионеров в боевых условиях.
5. Разработать методическую программу по теме «легионы позднереспубликанского Рима» в рамках факультативного курса.
Методология исследования. В исследовании данной темы мы основывались на применении принципов анализа и синтеза в отношении исторических источников и историографической литературы.
Степень изученности проблемы. Методических работ по теме Древний мир достаточно, однако конкретно по тематике древнего Рима и в частности по теме «легионы позднереспубликанского Рима» не так много. Поэтому степень изученности данной темы небольшая, что дает возможность изучить данную тему.
Источники и историография. В качестве нарративных источников в работе используются произведения Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия, Полибия, Полиэна, Саллюстия.
Среди работ по римской истории, необходимо выделить исследование немецкого ученого Т. Моммзена «История Рима» , в своих трудах по римской истории автор касается римской армии, высказываясь о характере и роли римской военной организации.
В исследовании Ганса Дельбрюка - «История военного искусства в рамках политической истории» , для нас наибольший интерес представляет первый и второй том работы, охватывающий исторический период от зарождения римской республики до падения Империи.
Среди обобщающих работ по истории Рима, необходимо отметить исследования ученых второй половины ХХ века, которые не утратили своего значения до настоящего времени, это фундаментальные труды И. Марквардта, Г. Альфелди, авторы дают подробное освещение римской военной организации и характеризуют основные этапы ее эволюции .
Вторая половина XX в. отметилась активным внедрением новых исследовательских подходов. В качестве примера можно указать сборник статей Ж. Карпино, К. Криста .
Социально-политическая история императорской армии исследована в работе Я. Ле Боэка о римской армии I-II века н.э. , французский исследователь в своем труде освещает вопросы военной организации, структуры, снаряжения, а также жалования римских легионеров.
Ценные сведения по римской армии эпохи принципата можно найти в монографиях Э. Голдсворти, и Г. Вебстера, И.А. Голыженкова, их работы посвящены генезису и изменениям римской императорской армии I-II веков н.э .
Изучаемый нами вопрос рассматривается в монографии Г. Уотсона «Римский воин» , в которой подробно описана структура римской армии, распределение сил в сражениях, подробно расписаны особенности военных формирований и их назначение.
Дополнительно мы воспользовались работами А.А. Батузова, Н.И. Соловьянова, Б. Добсона (Dobson B.) П. Холдера ( Holder, Paul.) Дж. Лендеринга (Lendering J.) и О. Штолла (Stoll Oliver).
Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, библиографии.
Структура данной работы обусловлена самими целями и задачами работы.
Подводя итоги, мы можем сказать, что добились поставленных целей и задач.
В первой главе были раскрыты задачи, поставленные в данной работе, а именно:
1. дали общую характеристику римской военной организации во II-I вв. до н. э.
2. Описали структурные элементы легиона.
3. Дали характеристику вооружения и снаряжения воинов легиона.
4. Охарактеризовали тактику действий легионеров в боевых условиях
Во второй главе данной работы все вышеперечисленные задачи были раскрыты более детально на примерах некоторых римских легионов.
Первый параграф третьей главы рассказывает о методических особенностях факультативных занятий. Были описаны цели и функции факультативов и другие отличительные черты факультативных занятий. Дополнительно глава содержит основные рекомендации по разработке и организации факультативных занятий. Эти рекомендации представляют значительную роль при разработке рабочей программы факультатива.
Во втором параграфе третьей главы данной работы была составлена рабочая программа факультативного курса по теме «легионы позднереспубликанского Рима». Разработанная нами программа составлена в соответствии с государственными требованиями и содержит в себе все основные части. Представлены цели и задачи рабочей программы, технологии, используемые при изучении курса, количество часов, а также виды работ, выполняемых учащимися. Помимо этого, в программе содержится перечень требований к уровню подготовки обучающихся и средств контроля.
Данная рабочая программа может быть реализована рамках курса древнего мира в общеобразовательной школе. Мы считаем, что данная программа составлена с учетом всех основных требований и может быть введена в процесс обучения педагогом.