Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия формирования толерантности школьников в образовательной среде

Работа №166344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы толерантности 7
1.1. Основные подходы к термину «толерантность» в научной литературе 7
1.2. Характеристика компонентов понятия «толерантность». Условия и
принципы формирования толерантности в образовательном процессе 20
Вывод по первой главе 29
Глава II. Эмпирическое исследование процесса формирования толерантности школьников во внеурочной деятельности 31
2.1. Организация проекта «Школа толерантности», как условие формирования
толерантной позиции школьника 31
2.2. Результаты опытно - экспериментальной работы 40
Вывод по второй главе 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 55

Одним из фундаментальных свойств природы, общества и существования человека в них является многообразие. Расовые, половые, национальные, возрастные, профессиональные, конфессиональные и другие отличия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между индивидами и социальными группами и нередко ведут к непониманию или открытому противостоянию. Без устойчивого функционирования механизмов,
нейтрализующих или мягко смягчающих многочисленные противоречия, возрастает риск самоуничтожения общества. Это актуализирует интерес к проблеме формирования толерантности, как к одному из возможных путей преодоления социальной напряженности.
Российская Федерация всегда была многонациональной и
многоконфессиональной страной, которая сочетала в себе множество
разнообразных и непохожих друг на друга культур, в которой периодически возникали проблемы в сфере межкультурных отношений.
Проблемам воспитания толерантности уделяется недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в структуре и философии образования, в междисциплинарных и педагогических теориях, в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении сводят сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору локальных и бессистемных акций.
Федеральный государственный образовательный стандарт гласит, что у обучающегося в ходе освоения основной образовательной программы должно быть сформировано «толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения...». [ФГОС, 2014]
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что вопросом толерантности занимались различные науки: философия, социология, политология, психология, педагогика и т. д.
В философии изучением толерантности занимались: Аристотель,
Тертуллиан, Аврелий А., Лейбниц Г., Кант И., Дж.Ст.Миль; считается, что теоретический фундамент в изучении толерантности заложил Джон Локк; современные отечественные философы, изучающие толерантность -Золотухин В.М., Хомяков М. Б., Лекторский В.А.
Политологи - Мендус С., Николсон П., Хомяков М., Перцев А., Шалин В., Игнатьев М., Емельянов С. М., Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. - рассматривали толерантность как моральную норму и установку для участников конфликтных ситуаций, связанных с ведением демократического процесса.
В психологии толерантность изучают как зарубежные, так и отечественные исследователи - Уоцлер М., Юнг К. Г., Васильев В. А., Асташов Н. А. Тишков А. А. и т. д. Данный феномен в работах ученых исследуется с разных позиций. Клепцова Е.Ю., Третьякова Е. Н., Зиновьева Д. В. - рассматривают толерантность как качество личности. Асташов Н. А. изучает толерантность как ценность социокультурной системы. Швачко Е. В., Магомедова Е. В. трактуют толерантность как принцип культуры и ключевой механизм для достижения гуманного общества.
В педагогике толерантность рассматривается как формируемое качество личности. Изучением данного вопрос занимались еще в советское время - Крупская Н. К., Макаренко А. С., Дружицкая К.А., Расина Л. В., Радина Е.И., Жуковская Р. И. В современное время данным вопросом занимаются исследователи - Абульханова - Славская К.А., Байбаков А.М., Байбородова Л.В., Безюлева Г.В., Вульфов Б. З., Дмитриев А. Г., Рожков М.И., Степанов П.В., Шеламова Г.М. и др.
Значительное количество педагогических исследований посвящено
изучению толерантности, но организационно-педагогические условия
формирования толерантной личности изучены недостаточно.
Актуальность исследования заключается в том, что в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта у обучающегося в ходе освоения программы должно быть сформировано толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. Поэтому существует необходимость выявления тех организационно-педагогических условий, форм внеурочной деятельности, применение которых будет способствовать формированию толерантного сознания и поведения обучающихся.
Недостаточная научная разработанность, актуальность данной проблемы определили выбор темы: «Организационно-педагогические условия формирования толерантности школьников в образовательной среде».
Цель исследования: теоретически обосновать организационно­
педагогические условия формирования толерантности школьников в образовательной среде, разработать содержание и структуру проекта «Школа толерантности», апробировать данную форму работы в образовательном пространстве.
Объект исследования - воспитательный процесс формирования личности школьника.
Предмет исследования - организационно - педагогические условия
формирования толерантности школьников в образовательной среде.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к термину «толерантность» в научной литературе.
2. Определить и охарактеризовать основные составляющие термина «толерантность».
3. Выявить условия и принципы формирования толерантного сознания учащихся в образовательном процессе.
4. Разработать и апробировать проект «Школа толерантности».
5. Осуществить анализ опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования, интернет-ресурсов, систематизация, сравнение, анализ); эмпирический (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент). Для обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.
Исследование было организовано на базе МАОУ СШ№149 города Красноярска. В опытно-экспериментальной работе участвовали обучающиеся седьмых классов.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
• разработаны и апробированы организационно-педагогические условия формирования толерантности у обучающихся, посредствам проекта «Школа толерантности»;
• разработан и предложен к внедрению в учебный процесс проект «Школа толерантности», направленный на повышение уровня толерантной позиции обучающихся.
Исследование получило апробацию:
1. В практической деятельности на базе МАОУ СШ№149 города Красноярска;
2. Выступление на V Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых».
3. По теме исследования опубликована статья «Организационно­педагогические условия формирования толерантности школьников в образовательной среде» в электронном сборнике материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых».
Логика исследования определила структуру выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
Анализ литературы позволил нам определить, что понятие толерантность - многогранно, оно формировалось на протяжении долгого времени. В разные исторические временные рамки термин вбирал в себя жизненно-исторический контекст эпохи. Изучением толерантности занимается множество наук, среди них - философия, социология, политология, психология, педагогика и т. д. Педагогическая наука рассматривает толерантность как формируемое морально­нравственное качество личности, характеризующееся способностью индивида принимать «иных» во всем их многообразии, признавать индивидуальность других, уважать чужие убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, независимо от физического состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации.
Толерантность, как социальное явление, имеет определённые критерии: равноправие (равный доступ к социальным благам), взаимоуважение различных групп по отношению друг к другу, равные возможности для участия в политической жизни, сохранение культуры национальных меньшинств, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем. И выполняет следующие функции: устойчивость, побуждающую функцию, адаптационную, оценочно - прогностическую и интеграционную.
Опираясь на анализ психолого-педагогической, методической литературы, мы выделили организационно - педагогические условия формирования толерантности, к ним относятся:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
2. Семейные отношения, выстроенные в духе взаимоуважения и толерантности по отношению друг к другу.
3. Компетентный педагог. Владеющий информацией о сущности процесса формирования толерантности, её содержании и проявлениях.
4. Мониторинг уровня сформированности толерантности.
5. Целенаправленная организация внеурочной деятельности, ориентированная на формировании толерантной позиции обучающихся.
6. Подбор материала и методических ресурсов для организации занятий.
Определенные условия были апробированы на базе МАОУ СШ№149 города Красноярска, посредствам проекта «Школа толерантности». Программа проекта состояла из: мониторинга уровня сформированности толерантной позиции учащихся и целенаправленной деятельности педагога: теоретических, практических занятий и индивидуальных заданий. В ходе занятий обучающиеся формировали позитивные стереотипы мышления и поведения в межкультурном общении, получали дополнительные знания по вопросам межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия.
По итогам проекта «Школа толерантности», совместно с обучающимися был создан социальный видеоролик «Что такое толерантность». Его цель - познакомить людей с понятием толерантность и наглядно продемонстрировать ситуации, связанные с нетерпимостью. Материалы видеоролика можно использовать на уроках или внеурочных занятиях, чтобы знакомить школьников с понятием толерантность.
Мониторинг уровня сформированности толерантной позиции обучающихся продемонстрировал повышение уровня толерантности в экспериментальной группе. В контрольной группе уровень толерантной позиции остался на прежнем уровне.
Таким образом организационно-педагогические условия формирования толерантности способствовали повышению уровня толерантной позиции обучающихся МАОУ СШ№149, что подтверждают результаты опытно­экспериментальной работы.
Разработанная и апробированная программа «Школа толерантности» в дальнейшем может быть реализована в образовательной среде всей школы.


1. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в 4-х томах. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - С. 294.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия
«толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
3. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе
образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование
толерантных отношений: сборник научно-методических статей. - М.:
Московский психолого-педагогический институт: Модэк, 2002. - С. 74-83.
4. Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. Воспитательный процесс в современной школе/ Л.В. Бейбородова/ Учеб.пособие. - Ярославль, 2013. - С. 278.
5. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании//Экзистенциальная и гуманистическая психология. 2010. URL: http://hpsy.ru/public/x831 .html (Дата обращения: 15.04.2019).
6. Бюзелева, Г.В., Шеламова, Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение/ Г.В. Безюлева. - М.: Вербум, 2013. - С. 168.
7. Васильев, В. А. К вопросу о толерантности в современной России // Социальногуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 249-262.
8. Воспитание толерантности: хрестоматия / сост. И. И. Барахович, В. П. Калинина; Краснояр. Гос. Пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - С. 214.
9. Вострухина, Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях
многонационального окружения / Т.Н. Вострухина. - М.: Школьная Пресса, 2012
• С. 112.
10. Гречко П.К. Различия: от терпимости к культуре толерантности: учеб. пособие.
• М.: Изд-во РУДН, 2006. - С.323.
11. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной
конференции ЮНЭСКО 16 ноября 1995 г.: URL //
http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm (дата обращения:
20.04.2019).
12. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Современное образование, 2012. - С. 208.
13. Дронова Т.А., Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. Разработки занятий, классные часы, праздники / Т.А. Дронова. - М.: Панорама, 2012. - С. 240.
14. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность - ее сущностные
характеристики // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 51-60.
15. Золотухин, В. М. Две концепции толерантности. - Кемерово: КГТУ, 2008. - С. 140....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ