Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры

Работа №166341

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования толерантности у учащихся шестых классов общеобразовательной школы 13
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «толерантность» 13
1.2. Учащиеся шестых классов как субъекты межкультурного
взаимодействия 29
1.3. Уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся
шестых классов средствами физической культуры 40
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры 52
2.1. Обоснование комплекса педагогических условий формирования
толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры 52
2.2. Апробация программы формирования толерантности у учащихся шестых
классов средствами физической культуры 60
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры 75
Выводы по второй главе 83
Заключение 86
Библиографический список 90
Приложения 99

Актуальность.
Этнически современная Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку и культуре, по духовному складу и национальному характеру.
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности.
Сегодня на улицах российских городов и деревень нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки процесса общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит её будущее. Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на мирное решение вопросов в области межнациональных отношений. В основополагающих документах в области образования (Декларации принципов толерантности, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Региональных концепции и программе-ориентире воспитания детей и молодёжи Красноярского края и др.) определены приоритеты отечественного и краевого образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. Так, в «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [24]
Современное состояние социально-культурной ситуации требует целенаправленного формирования толерантного сознания обучающихся, разработки новых требований к организации и содержанию школьного образования, которое призвано стать средством развития культурно­нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей. Общество, задающее направления и определяющее содержание образовательного процесса в русле социализации личности, важнейшую роль в формировании толерантности в человеческих отношениях, толерантного сознания личности отводит общеобразовательным организациям. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения концептуально определены и обеспечены программные требования к организации воспитательной работы с обучающимися.
Воспитание качеств духовно-нравственной личности может обеспечить толерантность, предполагающую развитие способности понять и принять иную точку зрения, готовность усваивать и перерабатывать информацию, разумно участвовать в общественной и политической жизни. Поэтому формирование толерантного сознания к окружающему миру становится чрезвычайно актуальным и требует от педагога знания проблем, связанных с реализацией данной воспитательной задачи.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться и не проявиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Вместе с тем, анализ проведенных исследований (работы А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, А. Грачева, Н. Едыгова и др.) свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности школьников на уроках физической культуры ещё не получил должного научного обоснования.
В настоящее время общеобразовательная школа, как и другие образовательные организации, являясь одним из важнейших общественных институтов, и отражая происходящие в обществе процессы, испытывает множество отрицательных последствий растущего социального расслоения. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, утилитаризм, происходит конфессиональная дифференциация обучающихся, в среде молодёжи возникает политический экстремизм. В связи с этим появляется потребность в формировании толерантности как ведущего субъекта учебно-воспитательного процесса.
Проблемой толерантности занимались А.Г. Асмолов, В.С. Библер, М.М. Бахтин, Е.Р. Блинова, Б.С. Гершунский и другие.
Ряд исследований посвящен проблеме формирования толерантности у учащихся (Т.Н. Бартнеева, Л.В. Байбородова, Г.В. Безюлева, В.В. Глебкин, Г.Д. Дмитриев и др.).
Результаты проведенных многочисленных исследований
свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности.
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности подростков, так как этот возраст является наиболее сензитивным периодом для ее формирования. Именно в подростковом возрасте у детей меняются ценностные ориентации, происходит активная социализация в обществе, в связи с этим подростковый возраст становится более податливым, «благоприятным» для появления, закрепления у него личностного качества «толерантность» и дальнейшего ее формирования. Предпосылками формирования толерантности выступает также высокая потребность в самореализации, самосознания, самооценки, правил и норм поведения. Таким образом, для того чтобы развитие толерантности как качество личности было результативным, нам необходимо создавать такие условия, которые будут усиливать этот процесс. Планируя работу с детьми, необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития личности.
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
• потребностью государства и общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее формирование и воспитание;
• потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса формирования толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике;
• нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группы, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;
• устойчивым убеждением, что толерантность не формируется на уроках физической культуры, и реальным потенциалом дисциплины в данном направлении воспитания.
Выделенные противоречия и выявленный сензитивный период формирования толерантности у школьников определили проблему
исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические
условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры. В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры».
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и опытно­экспериментальным путем проверить условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры будет эффективным, если:
• выявлены особенности формирования толерантности у учащихся шестых классов;
• изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры;
-определены уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры;
-разработана и реализована программа по формированию толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
• выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятия «толерантность».
2. Раскрыть особенности учащихся шестых классов как субъектов толерантного взаимодействия.
3. Определить и описать уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы по формированию толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
5. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Теоретико-методологическая основа: проблемы межнационального общения (Ю.В. Арутюнян, З.Г. Гасанов, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижева и др.); теоретические положения о сущности толерантности (Г.Г. Абдулкаримов, А.Г. Здравомыслов, Е.Ю. Клепцова, Г.Г. Маслова, Х.Х. Тилова и др.); теории и концепции формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, П.И. Лукьяненко, В.И. Лях и др.).
Методы педагогического исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, научно­методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно­программной документации по тематике исследования);
• эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе средней школы № 108 с углубленным изучением отдельных предметов г. Красноярска. В исследовании было задействовано 50 учащихся.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и междисциплинарной научно­теоретической базой; применением широкого арсенала методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализа; проверкой теоретических выводов на практике; положительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• раскрыто сущностное содержание понятия «толерантность», выражающееся в признании и уважении «другого», руководстве гуманистическими ценностями физической культуры и спорта, знании и понимании механизмов реализации толерантности, осуществлении в профессиональной деятельности конструктивного педагогического взаимодействия во время уроков физической культуры;
• выявлена структура толерантности в сфере физической культуры и спорта, включающая личностно-смысловой, рефлексивный, поведенческий компоненты;
• выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры;
• разработана и реализована программа формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры;
• доказана результативность данной программы.
Теоретическая значимость:
• проанализирована сущность понятия «толерантность»;
• разработана программа формирования толерантности учащихся шестых классов средствами физической культуры;
• разработаны уровни, критерии и показатели сформированности толерантности у учащихся шестых классов;
• описаны содержательные характеристики уровней сформированности толерантности у учащихся шестых классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры; разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа по формированию толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры. Результаты исследования могут быть использованы учителями при формировании толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Толерантность - это свойство личности, характеризующееся осознанием внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение с другими людьми; признанием духовных ценностей своей личности и проявлением ценностного отношения к другим людям и их взглядам; проявлением эмоциональной гибкости в реакции на новую ситуацию, отсутствием дискомфорта и страха при встрече с новым.
2. Процесс формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры представляется как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на принципах поликультурности, диалогичности и субъектности.
3. Формирование толерантности у учащихся шестых классов осуществляется через реализацию в учебно-воспитательном процессе школы комплекса организационно-педагогических условий: проведение системы уроков по олимпийскому образованию у учащихся шестых классов (уроки образовательно-познавательной направленности); организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования толерантности у учащихся шестых классов (уроки образовательно-предметной направленности); выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
4. Эффективность разработанного комплекса организационно­педагогических условий формирования толерантности у учащихся шестых классов доказывается изменением уровней сформированности толерантности, содержательные характеристики которых предполагают: высокий (школьник осознает потребность в формировании толерантности, заинтересован в развитии своих нравственных качеств; готов к признанию иных культур, признание права людей на иной образ жизни и свободное выражение своих взглядов; готов выслушать любую точку зрения), средний (учащийся демонстрирует в своем поведении основные содержательные качества толерантной личности, мало заинтересован в развитии нравственных, этических социальных качеств, таких как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание; сознает свою потребность в толерантности как качества личности, но слабо заинтересован в ее развитии) и низкий уровни (когда учащийся, ребенок не осознает своей потребности в формировании толерантности; во всех своих проблемах чаще всего обвиняет окружающих людей; тяжелая адаптация детей в коллективе, классе; замкнутость, необщительность, скрытость, изоляция; стремление снять с себя ответственность за происходящее.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования использовались при проведении опытно­экспериментальной работы в базе средней школе №108 с углубленным изучением отдельных предметов г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях I Всероссийской научно-практической конференции «Физкультурно­
оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе» (г. Красноярск, 26 апреля 2017 г.), Всероссийской научно­
практической конференции в рамках XVIII Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» (г. Красноярск, 16 мая 2017 г.), I Международной научно-практической конференции «Воспитание, обучение, образование: от теории к практике» (г. Самара, 31 января 2017), I international research and practice conference «Humanities and problems of modern communication» (г. Прага (Чехия), 30 сентября 2017 г.)
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка (68 источников), 7 приложений, 120 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема толерантности в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения содержания образования, которое направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование толерантности у учащихся шестых классов на уроках физической культуре в школе мало изучена. Проблема создания организационно-педагогических условия формирования толерантности у учащихся шестых классов не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Всё это послужило основание для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали следующие педагогические условия:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию учащихся шестых классов (уроки образовательно-познавательной направленности);
• организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования толерантности учащихся шестых классов (уроки образовательно-предметной направленности);
• выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
Для ее реализации необходимо создать воспитательное пространство, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры. Используя наиболее эффективные формы воспитания и современные диагностические методики необходимо выявить учащихся с развитой толерантностью, национальным самосознанием, обеспечить ее формирование и развитие в целом.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, введенные в диссертационное исследование. Базой формирования толерантности у учащихся является школьная среда. Нами уточнено понятие толерантности: это готовность спокойно принимать поведение, убеждения и взгляды людей, которые отличаются от собственных. Таким образом, мы приняли за рабочее определение понятия толерантность следующее определение: под толерантностью мы понимает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие.
Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней школы № 108 с углубленным изучением отдельных предметов г. Красноярска.
При диагностике сформированности толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры нами были выделены компоненты (эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческо-деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления толерантности у учащихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество учащихся(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики теста «Индекс толерантности» на 12%, в контрольной группе 8%, со средним уровнем на 16%, в контрольной группе на 4%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 28%, а в контрольной группе только на 4%.
При диагностике теста «Методика изучения толерантности детей» такого показателя как «Толерантность в кругу друзей» свидетельствует, что количество учащихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в ЭГ на 12%, в КГ 4%, со средним уровнем ЭГ на 12%, в КГ на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в ЭГ на 24%, а в КГ только на 8%. Показателя «Толерантность и окружающий мир», с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ на 4%; со средним- ЭГ на 4%, КГ на 2%; с низким ЭГ на 12%, КГ на 8%. Показателя «Толерантность у себя дома», с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ 4%; со средним ЭГ на 16%, КГ на 8%; с низким ЭГ на 24%, КГ 12%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования-теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия формирования толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у учащихся шестых классов средствами физической культуры подтвердила основные положения, выносимые на защиту.


1. Адольф, В.А. Вызовы времени - становление профессионально­образовательного сообщества / В.А. Адольф // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 9-13.
2. Адольф, В.А. Ценностные приоритеты учащихся старших классов в условиях современного общества / В.А. Адольф, Е.В. Валяева // Воспитание школьников. - 2012. - № 10. - С.9-23.
3. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: учебное пособие / А.Д. Алферов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 384 с.
4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М: Смысл, 2000. - 255 с.
5. Барбелко, Н.С. Психолого-педагогическое содержание понятия толерантность / Н. С. Барбелко. — 2013. — 5 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eprints.zu.edu.Ua/9567/1/22.pdf
6. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В.А. Бароненко. - М.: Альфа, 2009. - 335 с.
7. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. шеламова. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.
8. Богданова, А.И. Виртуальный диалог в образовательной среде вуза как условие формирования толерантности студента / А.И. Богданова, С.И. Осипова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (6) - С. 1308­1317.
9. Богинская, Ю.В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы / Ю.В. Богинская, Т.А. Байрак // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118-120
10. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова - 2-е изд., испр. - М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО "МПСИ", 2011. - 176 с.
11. Варфоломеева, З.С. Олимпийское образование как средство формирования этнической толерантности младших подростков в процессе обучения физической // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. - С. 1831-1835;
12. Веровой, Н.А. Толерантность. [Электронный ресурс] / Н.А. Веровой. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru [дата обращения: 13.02.2016]
13. Воробьёва, О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я. Воробьева. - 2-е изд., дополненное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 160 с.
14. Воспитание толерантности: хрестоматия / Авт.-сост. И.И. Барахович, В.П. Калинина. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. - 214 с.
15. Вульфов, Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16....68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ