Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурная жизнь эпохи позднего сталинизма

Работа №16633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
895
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ПОЗДНЕГО СТАЛИНИЗМА. .9
1.1. Послевоенные идеологические кампании и репрессии 9
1.2. Литература позднего сталинизма 18
1.3. Наука и образование позднего сталинизма 24
1.4. Послевоенная архитектура 30
ГЛАВА 2. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ПОЗДНЕГО СТАЛИНИЗМА...40
2.1. Особенности развития кинематографии, телевидения и радиовещания. 40
2.2. Развитие периодики и издательского дела в 1945-1953 гг 54
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65


Актуальность. Сталинский тоталитаризм по сей день является объектом ярых споров. Послевоенный период, которого называют поздним сталинизмом, занимает особое место в этих спорах. Дело в том, что после Великой Отечественной войны советский народ ждал перемен. Но именно период позднего сталинизма считается апогеем сталинского тоталитаризма.
После победы советского народа в Великой Отечественной войне, в обществе, и прежде всего в среде научной и творческой интеллигенции, витали надежды на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Появилось стремление к развитию и укреплению культурных контактов с США, Англией, Францией. Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась «холодная война». В стране началась массированная кампания, проводившаяся под флагом борьбы за «утверждение советского патриотизма «против «тлетворного влияния Запада», за «перевоспитание» интеллигенции. В этих условиях руководство СССР перешло к осуществлению политики «завинчивания гаек» в отношении интеллигенции, давление на которую несколько ослабло в последние годы войны.
Этот период был отмечен взаимодействием ряда противоречивых тенденций. Одни из них демонстрировали апогей сталинской системы. Другие - складывание предпосылок для ее трансформации в несталинскую авторитарную модель советского социализма. К числу первых относились усиление личной власти Сталина; проведение масштабных идеологических и репрессивных кампаний; экспансия Гулага; консервативная социально-экономическая политика. К числу вторых - реформистские ожидания советского общества, порожденные победой; кризисные явления в экономике, вызванные, прежде всего, стагнацией сельского хозяйства и социальной сферы; дестабилизация Гулага.
Но сталинский тоталитаризм оставил в нашей истории не только один большой кровавый след. Именно благодаря Сталину СССР стал мощной индустриальной державой, стала победителем в Великой Отечественной войне и смогла за считанные годы восстановить свою экономику после войны. Разумеется, ради таких целей было сложно не выполнить задачу, не замарав при этом руку. Резонней все же, другой вопрос, а не высока ли была цена за это? На этот вопрос сложно найти однозначный ответ, и вряд ли у историков когда-нибудь он появится.
Вопрос тоталитаризма и единовластия одного человека также является актуальным и для современной России. Немало нынешних россиян считают, что очередное переизбрание президентом В.В. Путина является грубой ошибкой со стороны нашего общества. Что тем самым они полностью дали зеленый свет на укрепление монополизации власти в нашей стране одним человеком. Особо большие споры стали возникать в последние годы, когда наша страна и наш президент в первую очередь имеет сложные политические отношения с Западом.
Помимо этого у некоторых жителей нашей страны также появляются споры насчет идолизации и почитания героев Великой Отечественной войны. От того и возникает проблемы с переписыванием и переосмыслением истории, сознательной демонизации как советской, так и нашей современной власти, без какого-либо анализа положительных их сторон.
По этим перечисленным причинам проблема тоталитаризма периода позднего сталинизма становится особенно актуальным, когда в наше время появляются некоторые параллели в истории. И тем важнее вопрос, а какой именно должны запомнить историю наши потомки. Какую оценку нам все же надо придерживаться, чтобы хоть как-то объективно оценить нашу историю.
Новизна исследования заключается в том, что период позднего сталинизма рассматривается в контексте культурной политики и массовой культуры того периода.
Объектом исследования является культурная жизнь советского общества позднего сталинизма.
Предметом исследования является культура, наука и образование в период позднего сталинизма.
Целью исследования является изучение основных особенностей культурной жизни советского общества позднего сталинизма.
Для выполнения цели исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть послевоенную культурную политику сталинского тоталитаризма;
изучить основные особенности науки и культуры позднего сталинизма; изучить основные особенности массовой культуры (кинематограф и СМИ) данного периода.
Хронологические рамки исследования охватывают, так называемый, период позднего сталинизма, начинавшийся после Великой Отечественной войны в 1945 г и вплоть до самой кончины И.В. Сталина в 1953 г.
Историография. Историографию проблемы можно разделить на несколько категорий.
Прежде всего, это группа работ, объединяющая историографические исследования, посвященные непосредственно периоду позднего сталинизма. Они содержат информацию об этапах научного обобщения работ по изучаемой теме. Историографические исследования, анализирующие работы по сталинизму, появляются на современном этапе. Несмотря на их относительную немногочисленность, их обзор имеет большое значение для определения уровня научной разработки темы и тесно связанных с этим научных перспектив нашего исследования.
К указанной группе трудов относится, прежде всего, ряд историографических статей, посвященных отдельным историографическим проблемам в изучении периода 1930-1950-х гг. Несмотря на то, что статьи объединены под заголовком «Историография сталинизма», анализ обнаруживает традиционность подхода, примененного при составлении данного труда. Так, авторы ставят задачу «постижения сталинской системы в целом» и аккумуляции историографического опыта изучения феномена «сталинизма». Они точно отмечают особенности этой исторической темы - отношение к И.В. Сталину, как символ групповой самоидентификации. Но задача, заявленная во введении - диалог историографических полюсов, - не представляется нам решенной в полной мере.
Фактически период так называемого сталинизма, рассмотренный в хронологическом порядке, разбивается на ряд статей, каждая из которых представляет историографический обзор по определенному направлению, так или иначе связанному с периодом 1930-1950-х гг. Типичными примерами служат названия статей «Сталинизм и индустриальный «рывок»: основные тенденции советской и постсоветской историографии», «Суд над генералиссимусом: современные дискуссии о роли И.В. Сталина в Великой Отечественной войне», «И.В. Сталин в 1945-1953 гг.: новые источники и опыт осмысления».
Очевидно, что эти работы не объединены общей концепцией понимания периода позднего сталинизма, - авторы представляют читателю свое понимание данной проблемы, которое, однако, оказывается весьма нечетким. Так, М.И. Смирнова и И.А. Дмитриева называют сталинизм «крайне причудливым организмом, который при тех условиях оказался чрезвычайно жизнеспособным».
В пользу труда говорит тот факт, что, помимо обширного привлеченного историографического материала, в статьях можно проследить историографические направления изучения феномена. Так, И.Б. Орлов выделяет представителей объективистов, субъективистов и сторонников цивилизационного подхода, но только в рамках собственной темы - соотношения сталинизма и индустриального рывка.
Таким образом, в совокупности статей отсутствует определение данного явления или его целостный анализ. Данный труд представляет собой историографическое исследование, один из опытов обобщения исследований по теме, говорящий об уровне и направлении движения, характерного для историографии феномена «сталинизма» в последние годы.
При анализе научных исследований отечественной исторической науки 1970-1980-х г. Отечественные истории, к примеру, А.Л. Литвин придерживается концепции, объясняющей сталинизм с точки зрения теории тоталитаризма, т. е. принимая сторону одного из современных направлений в исследовании этого феномена. В связи с этим представленные в сборнике выводы, по сути, встроены в систему аргументов в пользу мнения о тоталитарном характере советского государства, его репрессивной природе и режиме личной власти И.В. Сталина.
Разделы, обобщающие результаты научной разработки проблемы, сгруппированы в соответствии с уже сложившимся тематическим принципом: внимание уделяется биографии Сталина, политической системе, проблемам индустриализации и коллективизации, террору и внешней политике. Важнейшей заслугой автора является обобщение результатов публикаций источников по теме: документов, мемуаров, воспоминаний и дневников.
Несмотря на то, что А.Л. Литвин, актуализируя тему, уделяет много внимания современной журналистике и данным соцопросов, работа является скорее исторической, чем историографической: с помощью историографических обобщений автором создаются исторические обзоры по темам репрессий, экономики, политики, биографии И.В. Сталина.
Помимо разысканий 1990-2000-х гг. попытки историографического анализа феномена «сталинизма» были предприняты в конце 1980-х гг. Структурно данные работы обобщают исследования проблемы либо по хронологическому принципу , либо в рамках одной концепции .
Также необходимо обратить внимание на работы, посвященные советской историографии и косвенно отражающие проблему функционирования феномена «сталинизма» в исторической науке. Эта тема рассматривается в контексте истории советской исторической науки разных периодов, ее методологии и взаимодействию с иными общественными и научными сферами .
Практическая значимость. Материалы исследования можно использовать для лекций и семинаров на тему культуры сталинской эпохи или отдельно по теме культуры позднего сталинизма. Отдельно следует отметить, что материалы работы будут представлены в конференциях и использоваться для обсуждения на тему сталинского тоталитаризма.
Методы исследования: биографическая эвристика была проведена с целью поиска материалов, относящихся периоду позднего сталинизма; систематический анализ был проведен для каталогизации собранных материалов; метод сравнения дал возможность оценить разные направления культуры (искусство, СМИ и т.д.); контент-анализ позволил рассмотреть не только общие черты, но и характерные особенности всех сфер культурной жизни общества позднего сталинизма.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Великая Отечественная война оказала огромное воздействие на духовный климат советского общества. Однако поколение победителей не соответствовало роли «винтика» государственного механизма, которую отводила человеку сталинская административно-командная система. В позднесталинскую эпоху это означало, что автономной личности в культуре быть не могло. А есть коллектив-общество, которому подчиняется все. Культура конца 40-х - начала 50-х гг. - это единообразный, единомышленный, неперсонифицированный поток.
Окончательно утверждается система нравственных ценностей, где ключевым звеном является обожествление личности вождя как воплощение коллективного идеала.
В конце 40-х гг. апофеоза своего могущества достиг метод социалистического реализма. Именно в этот период литература социалистического реализма обладала не только стереотипами образов, но и рядом языковых штампов. Авторский язык нивелировался, терял характерную для русского языка эмоциональную насыщенность и красочность. Культурный официоз заполнил практически все жизненное пространство общества.
Но именно тогда в литературе стали появляться такие имена, как М.А.Шолохов, К.М. Симонов, А.Т.Твардовский, которые не укладывались в императивные нормы и правила сталинизма. В их произведениях, чаще в завуалированной форме, имелось то, что свидетельствовало о неприятии социалистического реализма.
В целом же культура позднего сталинизма переживала глубокий кризис, обусловленный тем, что социалистический реализм оказался псевдореализмом, поскольку имел слишком мало общего с жизнью и реальными чувствами людей.
Исход к иному вектору развития культуры был неизбежен. Обозначившиеся признаки либерализации жизни с конца 40-х годов чрезвычайно беспокоили власть. И новым витком усиления идеологического воздействия на культуру явилась борьба с космополитизмом, людьми, преклонявшимися перед Западом. Набиравшая обороты «охота на ведьм» прекратилась лишь после смерти Сталина. Общественные и духовные процессы, начавшиеся после смерти Сталина и получившие название «оттепели» протекали в совершенно новых условиях. Приметой времени становилась тяга людей к неформальному общению. Уходила в небытие атмосфера всеобщей подозрительности, отнюдь не располагавшая к открытости. Свидетельством становления более доверительного стиля общения явилось начало движения авторской («бардоской») песни.
В авангарде духовных устремлений культуры эпохи «оттепели» вновь оказалась литература. Именно с помощью литературы постепенно начали размываться стереотипы о духовной монолитности и безликости светского общества и его культуры.
Тон в литературе задавала поэзия. Общество вдруг узнало об уникальности и самобытности творческих почерков Б.А. Ахмадулиной, Е.Н. Евтушенко, А.А. Вознесенского. В литературе, как в зеркальном отражении общества, обнаружился эффект «раздвоения» или «двоецентрия». Лагерь приверженцев и «охранителей» олицетворял журнал октябрь, лагерь «обновленцев» - журнал «Новый мир».
Таким образом «поздний сталинизм» характеризуется еще более ярко выраженным стремлением Сталина к укреплению своего единовластия. Главным оружием, в достижении этой цели, как и прежде, оставались органы государственной безопасности. В конце 40-х - начале 50-х гг., они оставались не просто под личным контролем Сталина, их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Другим орудием осуществления сталинской диктатуры и укрепления его единоличной власти была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Первая - миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая - иерархическая система партийной номенклатуры с мощным, хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной , верховная власть в которой принадлежала главе партии и государства - И.В. Сталину. В этих условиях Советы всех уровней не играли какой-либо существенной роли в руководстве СССР.
Тринадцать с половиной лет - с марта 1939 г. по октябрь 1952 г. - не созывались съезды партии. Пять с половиной лет с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. - пленумы ЦК. Даже Политбюро почти никогда не собиралось в полном составе. Все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга лиц сталинского окружения, куда входили: Молотов, Берия, Маленков, Каганович, Хрущев, Ворошилов. Нередко о принятых в узком кругу решениях Сталин не информировал ни Политбюро, ни правительство. Мы приходим к заключению, что к этому периоду режим личной власти Сталина, установившийся с конца 30-х гг. достиг своего апогея. Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности вождя.
Несмотря на частую и довольно обязательную критику сталинского тоталитаризма, все-таки не стоит односторонне рассматривать результаты и последствия для истории нашей страны. Именно из-за такого отношения к историю и возникают проблемы не только его переиначивания, но и намеренного искажения. Особенно сейчас через призму 70-летия победы советского народа и более 60 лет со дня смерти И.В. Сталина перед нами стоит задача не только сохранить все имеющие знания и уроки с событий сталинского тоталитаризма и периода позднего сталинизма в частности. Ведь вне зависимости от оценок историков, куда важней объективно смотреть не только на минусы, но и плюсы из истории нашего прошлого и любыми средствами защищать эти знания от их искажения в наше время.



1. Воробьева Е.В., Гибадуллин Р.М. Концепт тоталитаризма как историко-методологическая проблема в изучении сталинизма // Socio-версия: Альманах. - Казань, 2005. Вып. 2. - C. 92-100.
2. Денисов В.В. Сталинизм: опыт и уроки осмысления // ВИ КПСС. 1989. № 7. С. 137-142
3. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность: 1945-1953 г. - М., 1999 - 434 с.
4. Историография сталинизма: Сб. ст. - М., 2007. - 206 с.
5. Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России: современная историография. - М., 2009. - 236 с.
6. Ковалев В.А. Наука и тоталитаризм // Звезда №8. - М., 1998. - 435 с.
7. Костырченко Г. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. - М., 2010. - 412 с.
8. Маннова А.Н., Садина С.С. Школа российской провинции: особенности культуры повседневности периода позднего сталинизма (1945-1953 гг.) - М, 1997. - 376 с.
9. Орлов И.Б. Сталинизм и индустриальный «рывок»: основные тенденции советской и постсоветской историографии // Историография сталинизма... С. 108-137.
10. Юрганов А.Л. Русское национальное государство: жизненный мир историков эпохи сталинизма. - М., 2011. - 250 с.
Дополнительная литература
1. Агапов Б.Н. Советский очерк сегодня // Новый мир № 8. - М. 1949. - С. 222.
2. Броновицкая Н. Гостиница «Россия» в контексте Зарядья // Проект Россия. № 33 (2004/3). С. XIV.
3. Брунов Н.И. Русская архитектура. - М., 1940. - С. 121.
4. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия Политический портрет И.В.Сталина. - М., 1989. - С. 45-56.
5. Воронин Н. Н. У истоков русского национального зодчества (из истории зодчества периода феодальной раздробленности XI-XV вв.) // Ежегодник института истории искусств. 1952. Живопись. Архитектура. М., 1952. С. 261.
6. Душкин А.Н. Архитектура 1930-1950-х годов: Каталог выставки. М., 2004. С. 258-259.
7. Калинин А.С. Неумирающие корни. - М., 1956. - С. 6.
8. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - М., 1987. С. 288.
9. Олтаржевский В. К. Строительство высотных зданий в Москве. С. 3.
10. Посохин М. В. Дороги жизни: Из записок архитектора. - М., 1995. - С. 49.
11. Смирнова М.И., Дмитриева И.А. Социокультурные истоки сталинизма: историографический дискурс // Историография сталинизма. - С. 7-28.
12. Твардовский А.Д. Статьи и заметки о литературе. - М., 1972. - С.293.
13. Хмельницкий Д. Конец стиля. К пятидесятилетию гибели сталинской архитектуры // Проект Классика. XIII - MMIV. С. 148.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ