ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ
К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению жизнестойкости
в психологической науке 6
1.2. Характеристика девиантного поведения как социально-психологического явления 17
1.3. Жизнестойкость подростков как предмет психологического анализа 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования жизнестойкости нормативных подростков и подростков, склонных к девиантному поведению 28
2.3. Программа занятий, направленная на формирование
жизнестойкости у подростков, склонных к девиантному поведению 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным.
Актуальность. Подростковый возраст является сложным кризисным периодом развития, в котором типичными чертами личности подростка являются эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, конфликтность, склонность к крайним суждениям и оценкам.
Э. Эриксон вводит понятие «психологический мораторий», означающий кризисный период, в течение которого в личности происходят сложные процессы обретения взрослой идентичности. В этом возрасте подросток сталкивается с множеством трудностей и не всегда в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы их преодоления, что выражается в девиациях в поведении.
В этой связи особую теоретическую и практическую значимость приобретает изучение способов оптимизации процесса социально-психологической адаптации и факторов формирования жизнестойкой личности подростка. Субъективными компонентами деятельности личности при адаптации к среде являются процессы саморегуляции, поэтому важно также изучение уровней личностного функционирования, которые определяют возможность саморегуляции, что позволит не только выявить факторы формирования жизнестойкости у подростков, но и сравнить их у подростков без отклонений в поведении и подростков с отклоняющимся поведением.
Проблема исследования. Проблемы, связанные с девиантным поведением подростков, привлекают особое внимание ученых и постоянно рассматриваются в отечественных и зарубежных научных работах. Но необходимо констатировать недостаток работ, которые посвящены изучению именно жизнестойкости детей подросткового возраста с девиантным поведением. Какова особенность жизнестойкости детей подросткового возраста, склонных к девиантному поведению?
Цель исследования: выявление особенностей жизнестойкости подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: жизнестойкость подростков.
Предмет исследования: жизнестойкость подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: уровень жизнестойкости подростков, склонных к девиантному поведению, ниже, чем у нормативных подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы жизнестойкости в психологической литературе.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей жизнестойкости подростков.
3. Выявить особенности жизнестойкости подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Разработать программу занятий, направленную на формирование жизнестойкости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: Тестирование, опросники.
Методики:
1. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений ( Е.В. Сидоренко).
2. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А. Леонтьев.
3. Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
4. «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).
Методы математической статистики:U-критерий Манна - Уитни.
Изучив жизнестойкость подростков, склонных к девиантному поведению, можно сделать следующие выводы.
Девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных право-нарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций, жизнестойкости и ценностно¬нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
В экспериментальном исследовании по результатам анализа методик можно сделать следующие выводы:
1. Подростки, склонные сегодняшним днем, их планы не воспринимают себя как субъекта к девиантному поведению, живут всегда имеют опору в настоящем, не жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.
2. Подростки не имеют определенных представлений о своем будущем и о своем месте в мире, их жизнь представляется менее осмысленной, чем у нормативных подростков.
3. Принимают самостоятельные действия склонны к побуждениям, которые могут причинить вред и не соответствуют социальным ожиданиям, важное место в жизни занимает стремление к новизне, что зачастую придает им глубокие переживания.
Гипотеза исследования подтвердилась, большинство подростков, склонных к девиантному поведению, имеют низкий уровень жизнестойкости
1. Айдарбеков К.А. Разработка и внедрение в специальных учреждениях по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. СПб. Правда. 2013. С. 148-149.
2. Агеева, Л. Г. Дефект социализации личности учащихся общеобразовательной школы // Вестник социальной работы. 2012. Вып. 8. С. 113-119.
3. Андросенко, М. Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Практическая психология и психоанализ. 2011. N3. С. 3-17.
4. Аркадьев Г.И. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий. N2. 2000. С. 141¬147.
5. Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». М. 1996.
6. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». М. 2006.
7. Божович Л. Личность и се формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2002.
8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Союз, 2002.
9. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992.
10. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М. 1987.
11. Горбунова Г.Д. Тагирова Г.Ф. Игротерапевтические методы работы с социально-дезадаптированными подростками: Метод. пособие. Уфа: ООО «Дизайн Полиграф Сервис», 2012. 68 с.
12. Двойменный И.А. Социально-психологические особенности
несовершеннолетних преступников // Социс. 1994. N8. С. 28-31.
13. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками . Ростов - на - Дону: Феникс, 2005. 288 с.
14. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2011. С. 10-12.
15. Долженко Я.А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости // Актуальные вопросы современной педагогики. Уфа: Лето, 2013. С. 15-18.
16. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Педагогика, 1975.
17. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М. 2003. 156 с.
18. .Жигинас Н.В. Проблема агрессивности девиантных подростков// Вестник ТГПУ N1. 2005. С. 77-82.
19. Зайцевская Т. Уличная социальная работа // Социальная работа с детьми и подростками «группы риска». СПб.: Правда, 2011. С. 198-199.
20. Зубок Ю.А. Риск как фактор социального развития молодежи. М.: Российская Академия наук, Институт социально-политических исследований. 2003. 47 с.
21. Ивлева Л.В. «Трудные» ребята: в поисках себя // Учитель. 2002. N4. С. 59-61.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций. СПб. Издательство "Питер", 2000. 464 с.
23. Казанская В. Подросток. Трудности взросления. СПб. Питер, 2006. 102 с.
24. Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. СПб. Питер, 2011. 85 с.
25. Капалин А.И. Психология отклоняющегося поведения. // Вестник институт развития образования и воспитания. 2012. N17. С. 78-83.
26. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Сфера, Юрайт, 2001. 65 с.
27. Клейберг Ю.А. Социально-психологические проблемы девиантного подростка. Монография. М. Страсбург. 2005. 147 с.
28. Кондратенко В.Т., Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. Аверсэв, 2004. 98 с.
29. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. Питер, 2005. 290 с.
30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 162 с.
31. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1976.
32. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. 1989. 377 с.
33. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Вопросы психологии. N11. 2001. С. 14-15.
34. Медведев А.М. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. 316 с.
35. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения. Спб. 2005. 445 с.
36. Невский И.Л., Колесова JI. C. Подростки «группы риска» в школе. М., 1996. 194 с.
37. Нефедова Ю.Е. Личностные особенности подростков с
девиантным поведением // Психологические науки. 2012. N2. С. 15.
38. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1995. 298 с.
39. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М. СК «Сфера», 2001. 524 с.
40. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Academia, 2004. 253 с.
41. Олиференко Л.Я. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: УРАО, 1997. 100 с.
42. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности. М., 2005. 456 с.
43. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник ТГПУ, 2010. N6. С. 195-197.
44. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 250 с.
45. Савина Н.Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков // Вестник ТГПУ 2011. N4. С. 91-93.
46. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. М., 2000. 199 с.
47. Селиванова, О. А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков // Педагогика. 2012. N10. С. 49-52.
48. Сизанов А.Н. Хриптович В.А. Социально-психологическая работа с детьми и подростками «группы риска». СПб.: Правда, 2010. С. 213¬215.
49. Хилько М.Е. Возрастная психология. М. ЮРАЙТ. 2010. 193 с.
50. Шестопалова, Л. Ф. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психологический журнал. 2013. N7. С. 66-71.
51. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. 2005. 336 с.