РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСНЫМ ПЕЙЗАЖЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСНЫМ ПЕЙЗАЖЕМ 7
1.1. Анализ сущности и содержания категории художественного
восприятия 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты развития художественного
восприятия детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Организация ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЖИВОПИСНЫМ ПЕЙЗАЖЕМ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня развития художественного восприятия детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописным пейзажем 35
2.3. Проверка эффективности формирующих мероприятий 41
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСНЫМ ПЕЙЗАЖЕМ 7
1.1. Анализ сущности и содержания категории художественного
восприятия 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты развития художественного
восприятия детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Организация ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЖИВОПИСНЫМ ПЕЙЗАЖЕМ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня развития художественного восприятия детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописным пейзажем 35
2.3. Проверка эффективности формирующих мероприятий 41
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Детство - это удивительный и волшебный мир ребенка. С первого года жизни дети слушают музыкальные произведения, сказки, рассматривают красочные, яркие картинки. Искусство становится для детей источником радостных переживаний. Ребенок является первооткрывателем, исследуя окружающий мир, он встречается с яркими и красочными предметами, которые вызывают у него заинтересованность, чувство удовольствия.
Проблема развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей в настоящее время. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания художественное восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
О важности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста говорили многие ученые (Г. Рошаль, В. Шацкая, Н. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова). А так же в психолого¬педагогических исследованиях (Е.А. Флёрина, О.П. Котикова, И.Ф. Смольянино, Л.П. Печко, В.Г. Кухаронак, Д.И. Салеев) [3, с. 89].
Современная педагогика определяет художественное восприятие, как процесс формирования эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, рассматривая его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности.
По мнению Т.Г. Казаковой, художественное восприятие тесно связано с чувственным восприятием окружающего мира, где особое значение имеет «внешний облик мира, а именно его «форма», все что можно непосредственно воспринимать чувствами» [25, с. 34].
Для ребенка художественное восприятие окружающего мира представляет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с художественными качествами предметов и явлений действительности. Художественное восприятие включает в себя эмоциональный отклик на все прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка художественное восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию прекрасного и произведений искусства [6, с. 41].
О необходимости развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста прописано в таких документах, как федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО): «... развитие предпосылок к становлению художественного отношения к окружающему миру.» [28, п. 2.6.]. И в примерной основной образовательной программе дошкольного образования: «.развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.» [25, с. 33]. Учитывая выше сказанное, была сформулирована тема нашей выпускной квалификационной работы «Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописным пейзажем».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние специально организованной работы по ознакомлению с живописным пейзажем на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с живописным пейзажем.
Гипотеза исследования: развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально организованная работа по ознакомлению с живописным пейзажем, включающая формирование у детей интереса к репродукциям, обогащение словарного запаса, развитие умений понимать настроение репродукции и передавать его в своей деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития
художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать возможность использования живописного пейзажа в процессе развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста при помощи комплекса диагностических методик.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленный на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста, включающий ознакомление с живописным пейзажем.
5. С помощью контрольного обследования проверить эффективность формирующего эксперимента.
Методы исследования:
- анализ, философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, классифицирование;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), тестирование, беседа;
Методики исследования:
1. Тест «Пейзаж», авторы Е.М. Торшилова и Е.М. Морозова;
2. Методика изучения восприятия картины, автор Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ Х г. Ачинска Красноярского края с детьми старшего дошкольного возраста. Для этого были сформированы экспериментальная и контрольная группа, каждая группа состояла из 12 детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Проблема развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей в настоящее время. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания художественное восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
О важности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста говорили многие ученые (Г. Рошаль, В. Шацкая, Н. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова). А так же в психолого¬педагогических исследованиях (Е.А. Флёрина, О.П. Котикова, И.Ф. Смольянино, Л.П. Печко, В.Г. Кухаронак, Д.И. Салеев) [3, с. 89].
Современная педагогика определяет художественное восприятие, как процесс формирования эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, рассматривая его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности.
По мнению Т.Г. Казаковой, художественное восприятие тесно связано с чувственным восприятием окружающего мира, где особое значение имеет «внешний облик мира, а именно его «форма», все что можно непосредственно воспринимать чувствами» [25, с. 34].
Для ребенка художественное восприятие окружающего мира представляет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с художественными качествами предметов и явлений действительности. Художественное восприятие включает в себя эмоциональный отклик на все прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка художественное восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию прекрасного и произведений искусства [6, с. 41].
О необходимости развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста прописано в таких документах, как федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО): «... развитие предпосылок к становлению художественного отношения к окружающему миру.» [28, п. 2.6.]. И в примерной основной образовательной программе дошкольного образования: «.развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.» [25, с. 33]. Учитывая выше сказанное, была сформулирована тема нашей выпускной квалификационной работы «Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописным пейзажем».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние специально организованной работы по ознакомлению с живописным пейзажем на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с живописным пейзажем.
Гипотеза исследования: развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально организованная работа по ознакомлению с живописным пейзажем, включающая формирование у детей интереса к репродукциям, обогащение словарного запаса, развитие умений понимать настроение репродукции и передавать его в своей деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития
художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать возможность использования живописного пейзажа в процессе развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста при помощи комплекса диагностических методик.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленный на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста, включающий ознакомление с живописным пейзажем.
5. С помощью контрольного обследования проверить эффективность формирующего эксперимента.
Методы исследования:
- анализ, философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, классифицирование;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), тестирование, беседа;
Методики исследования:
1. Тест «Пейзаж», авторы Е.М. Торшилова и Е.М. Морозова;
2. Методика изучения восприятия картины, автор Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ Х г. Ачинска Красноярского края с детьми старшего дошкольного возраста. Для этого были сформированы экспериментальная и контрольная группа, каждая группа состояла из 12 детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Проблема развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей в настоящее время. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания художественное восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
О важности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста говорили многие ученые (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова). А так же в психолого¬педагогических исследованиях (Е.А. Флёрина, О.П. Котикова, И.Ф. Смольянино, Л.П. Печко, В.Г. Кухаронак, Д.И. Салеев).
Художественное восприятие в педагогической литературе рассматривается как процесс формирования эстетического отношения в процессе которого происходит развитие умений анализировать и создавать на основе увиденного художественные образы. Основная цель искусства заключается в художественном образе, так как эстетическое отношение к окружающему нас миру может быть сформировано только на основе восприятия тех или иных художественных образов и выразительность явлений окружающего нас мира.
Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее раннее его проявления — это детские высказывания, жесты, мимика, рисунки и игры. Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов.
Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предьявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.
Таким образом, развитие художественного восприятия неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности ребенка. Старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития художественного восприятия. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения. Художественное восприятие и чувство красоты формируется через практическую деятельность и накопление собственного опыта старших дошкольников. Накопление собственного опыта создает у ребёнка определенную установку на восприятие действительности, что способствует развитию художественного восприятия.
Для ребенка художественное восприятие окружающего мира представляет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с художественными качествами предметов и явлений действительности. Художественное восприятие включает в себя эмоциональный отклик на все прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка художественное восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию прекрасного и произведений искусства.
Маленький человек смотрит на воспитателя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий. Проведем маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества.
О важности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста говорили многие ученые (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова). А так же в психолого¬педагогических исследованиях (Е.А. Флёрина, О.П. Котикова, И.Ф. Смольянино, Л.П. Печко, В.Г. Кухаронак, Д.И. Салеев).
Художественное восприятие в педагогической литературе рассматривается как процесс формирования эстетического отношения в процессе которого происходит развитие умений анализировать и создавать на основе увиденного художественные образы. Основная цель искусства заключается в художественном образе, так как эстетическое отношение к окружающему нас миру может быть сформировано только на основе восприятия тех или иных художественных образов и выразительность явлений окружающего нас мира.
Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее раннее его проявления — это детские высказывания, жесты, мимика, рисунки и игры. Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов.
Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предьявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.
Таким образом, развитие художественного восприятия неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности ребенка. Старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития художественного восприятия. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения. Художественное восприятие и чувство красоты формируется через практическую деятельность и накопление собственного опыта старших дошкольников. Накопление собственного опыта создает у ребёнка определенную установку на восприятие действительности, что способствует развитию художественного восприятия.
Для ребенка художественное восприятие окружающего мира представляет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с художественными качествами предметов и явлений действительности. Художественное восприятие включает в себя эмоциональный отклик на все прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка художественное восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию прекрасного и произведений искусства.
Маленький человек смотрит на воспитателя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий. Проведем маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия развития
ценностно-смыслового восприятия произведений живописи
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



