ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 . Проблемы развития монологической речи в психолого-педагогической и
лингвистической литературе 7
1.2 . Проблема обучения пересказу старших дошкольников в методической
литературе 33
1. 3 . Мнемотехника как инновационный метод по развитию речи в детском саду. . 22 ГЛАВА II. ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Особенности пересказа старших дошкольников до обучения 22
2.2. Обучение пересказу старших школьников (на материале мнемотаблиц) 33
2.3 . Особенности пересказа старших дошкольников после обучении 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность исследования. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.
Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно,
связно и последовательно излагать свои мысли.
В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой [37, 71] отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях, так и вне занятий - в повседневной жизни. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими учеными [9].
Овладение связной монологической речью - одна из центральных задач развития дошкольников. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики. Она представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов - самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предполагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородич и других. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Подлинно художественные произведения развивают у детей эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей. Начиная со средней группы, программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Большое значение имеют индивидуальные и подгрупповые занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребёнка в пересказе.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы использования мнемотаблиц в детских садах.
Область исследования: речевая деятельность детей и пути её развития у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи старших дошкольников.
Предмет исследования: методика формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц.
Цель исследования: разработать методику обучения пересказу старших дошкольников с помощью мнемотаблиц и определить её эффективность при пересказывании художественных текстов.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование монологической речи как высшему достижению речевого воспитания дошкольников;
2. Провести исследование уровня пересказа художественных текстов у старших дошкольников;
3. Проверить эффективность методики обучению старших дошкольников пересказу с помощью мнемотаблиц.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование мнемотаблиц в обучении пересказу позволяет существенно повысить уровень развития монологической речи детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ общей и специальной психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования, поиск оптимальной методики исследования
монологической речи дошкольников, качественный анализ результатов работы.
2) Практические методы: констатирующий, формирующий и
контрольный эксперимент, анализ продуктов деятельности детей, качественный анализ результатов работы.
3) Методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.
Методологической основой исследования являются труды Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, А.Н. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов эксперимента в педагогическом процессе ДОУ.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 20 города Кызыла Республики Тыва».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей.
Обучение пересказу способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Пересказ - это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования монологической речи.
В процессе работы были реализованы цель и задачи исследования:
- дано теоретическое обоснование связной речи как высшему достижению речевого воспитания дошкольников;
- изучена традиционная методика обучения пересказу детей дошкольного возраста как одного из методов формирования монологической речи;
- спроектирована работа по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу сказок и коротких рассказов с помощью мнемотаблиц;
- проведено исследование уровня пересказа старших дошкольников (коротких сказок и рассказов);
- обоснована возможность (а в некоторых случаях и необходимость) использования мнемотаблиц для пересказа при формировании монологической речи.
Результаты контрольного эксперимента показывают, что 20% детей (4 из 20) старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень пересказа;
50% (10 из 20) - средний уровень; 30% (6 из 20) - низкий уровень пересказа, то есть у большинства детей сформировались навыки пересказа.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что использование мнемотаблиц в обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста повышает уровень развития монологической речи, подтвердилась.
Разработанная методика обучения пересказу старших дошкольников на материале мнемотаблиц эффективна и при внедрении её в педагогическую практику даёт положительные результаты:
во-первых, положительно влияет на развитие умения рассказывать, обогащает словарный запас ребёнка; улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязь составных частей литературного произведения;
во-вторых, развивает память; повышает уровень воображения, наблюдательность ребёнка; даёт ему возможность заметить особенности персонажей и окружающего мира.
Использование мнемотаблиц при пересказе позволяет развить монологическую речь старших дошкольников и, в целом, позволяет активизировать познавательную деятельность детей.
1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов, 2005. - 198 с.
2. Алабужева С. В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт. ун-т», 2003. - 445 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб, заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Новое знание, 1999. - 134 с.
5. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., Просвещение, 2004. - 255 с.
7. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду // Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. Соч. 6-ти томах. Т.2 - М.: Педагогика, 1982. - С. 6-361.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981 .
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. - 417с.
12. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» // Гербова В.В., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 2006. - 191с.
13. Гербова В.В. Составление описательных рассказов / Гербова В.В. // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 9.
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи- М., 2004. - 168 с.
15. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М.: Гардарики, 2001.
16. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М., Просвещение, 2007. - 224с.
17. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. -№1. - С. 27-34.
18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина. Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во «Совершенство», 1999. - 384с.
19. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.
20. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр.и доп. - М., Просвещение, 1982. - 128 с.
21. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова. - М.: Просвещение, 2004. - 398с.
22. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. канд.пед.наук. - М., 1977.
23. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 35, 1941. - С. 27-71.
24. Леонтьев А.Н. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. - М., 1974. - Ч.1. - С.169-172.
25. Лурия А. Р.Язык и сознание. // Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979.
26.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 102-115.
27. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. - М.: Сфера, 2010.
- С.113-115.
28. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.
- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009. - 64 с.
29. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2000. - 223с.
31. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
32. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
33. Смирнова Е.А. Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Дис. Канд. Пед наук. М., 1987 - 133с.
34. Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. - № 4. - С.54-59.
35. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. Русского языка и литературы. - М., 1980, - 231с.
36. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Изд.4. - М., 1972. - С. 212.
37. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
39. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша [Текст]: пособие для воспитателей детского сада. / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006. - 346с.
40. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М.: Ювента, 2007.
41. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.
42. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
43. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. док. пед. наук. - М., 1996.
44. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с.
45. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
46. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
47. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. - М.: Просвещение, 2001. - 234 с.
48. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.
49. Электронный ресурс: международный образовательный портал MAAM.RU
50. Электронный ресурс: сайт для работников дошкольного образования «Все для детского сада» http://www.ivalex.vistcom.ru/