Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр и упражнений

Работа №166273

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Монологическая речь в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности дошкольников с OHPIII
уровня 13
1.3. Проблемы формирования монологической речи у старших
дошкольников с OHP III уровня 20
1.4. Обзор диагностических и коррекционных методик монологической
речи в трудах ученых 23
Выводы по главе 1 29
Глава II. Исследование уровня сформированности монологической речи старших дошкольников с OHP III уровня 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов уровня сформированности монологической речи
старших дошкольников с OHP III уровня 35
Вывод по главе 2 42
Глава III. Логопедическая работа по формированию монологической речи старших дошкольников с OHP III уровня 44
3.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию
монологической речи у дошкольников 5 - 6 лет с OHP III уровня 46
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 50
Вывод по главе 3 56
Заключение 68
Список использованных источников 62
Приложения 69


Актуальность исследования. На современном этапе дошкольного образования одной из актуальных задач является развитие связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, так как данное речевое нарушение является сложной формой речевого высказывания и представляет собой умение логично и в системе формулировать высказывание. Речь старшего дошкольника к моменту получения школьного образования должна быть логически завершенной, последовательной и выразительной, что составляет существенную проблему для дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в связи с трудностями у этой категории детей определять качества и свойства предмета, устанавливать причинно-следственные зависимости, пространственные отношения между предметами, событиями, явлениями, использовать адекватные языковые средства с учетом конкретной ситуации (С.Н. Сазанова, Ф.А. Сохина) [48].
В учреждениях дошкольного образования, согласно статистическим данным, получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья в количестве свыше 517 343 человек, что составляет около 6,8% от общего числа воспитанников [41].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основной задачей образования дошкольника является формирование потребности (мотивации) в овладении знаниями, способами практического использования их в соответствии с познавательными установками [46].
Проблема формирования связной монологической речи изучалась в трудах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левина, Е.М Мастюковой, Н.А. Никашиной, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.П. Якубинский и др. [9;14;21;28;36;43;59;62;66].
Так же значимый вклад в изучение проблемы развития связной монологической речи внесли практики дошкольного образования О.И. Соловьева, В.В. Гербова, А.К. Маркова, и др. [50;12;38].
Известны исследования психологов В.И. Ядэшко, Л.С. Выготский, которые выявили основные звенья и определили механизмы овладения связной речью [18;10].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью организации коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня, так как формирование монологической речи является важной составляющей работы логопеда и приобретает значимость из-за структуры речевого нарушения, что превращает рассматриваемую проблему в сложную актуальную задачу.
Проблема исследования. На сегодняшний день существуют исследования по осуществлению коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня, но авторы используют разные педагогические приемы, что свидетельствует об отсутствии единых механизмов коррекционной работы и необходимости совершенствования логопедических подходов в работе с данной группой дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, изучить и сформировать монологическую речь старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием комплекса игр-заданий, дидактических упражнений в сочетании с комплексным взаимодействием участников образовательных отношений.
Объект исследования: монологическая речь старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование игр- заданий, дидактических упражнений в сочетании с комплексным взаимодействием участников образовательных отношений (учитель-логопед, воспитатель, родители) будет способствовать повышению уровня сформированности связного монологического высказывания в целом у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме формирования связной монологической речи у старших дошкольников в онтогенезе и дизонтогенезе.
2) Изучить уровни сформированности связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
3) Определить содержание коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений связного монологического высказывания у рассматриваемого контингента дошкольников.
4) Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: определялись в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К теоретическим относятся: анализ психолого-педагогической документации на дошкольников. К эмпирическим относятся: наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании характера речевого нарушения у старших дошкольников с ОНР III уровня, а также уточнении и дополнении научных представлений об особенностях речевых нарушений у рассматриваемой группы дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в изучении уровня сформированности монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня с целью осуществления коррекционно-логопедической работы. Полученные результаты могут быть полезны в работе учителей- логопедов, воспитателей дошкольных организаций и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 132 в период с 2020 по 2021 г. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проходил в три этапа:
1 этап (сентябрь 2020 - октябрь 2020) - изучение и анализ литературы, формулирование цели задач и гипотезы исследования, составления плана экспериментальной работы, составление коррекционно-логопедического содержания работы.
2 этап (ноябрь 2020 - декабрь 2020) - организация и проведение констатирующего эксперимента
3 этап (январь 2021 - март 2021) - организация и проведение формирующего эксперимента, контрольный срез
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Связная монологическая речь представляет собой грамматически оформленное высказывание, состоящее из законченных, развернутых и логически связанных между собой предложений. Жизненные реалии предъявляют высокие требования к речевому оформлению старших дошкольников. Речь детей с ОНР III уровня характеризуется недоразвитием лексико-грамматических форм языка. Существенное влияние на развитие связной монологической речи оказывают условия воспитания ребенка в семье. Известно, что четкая, связная речь является основой формирования личности ребенка.
Проблемой изучения связной монологической речи дошкольников с ОНР рассматривали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко и многие другие, указавшие в своих трудах на значимость коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Констатирующий эксперимент осуществлялся на базе МБДОУ № 132 г. Красноярска в октябре 2020 года, в котором приняли участие 10 старших дошкольников с ОНР III уровня, среди которых 4 девочки и 6 мальчиков.
Проанализировав логопедическую документацию, мы выявили, что по заключению ПМПК у всех старших дошкольников имело место ОНР III уровня.
Для реализации цели констатирующего эксперимента нами было проведено исследование уровня сформированности монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
С целью изучения уровня сформированности монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, нами использовались задания предложенные В.П. Глуховым.
Оценка заданий происходила по 4-бальной системе.
Критериями оценки являлись:
■ полнота изложения и последовательность,
■ степень самостоятельности при составлении рассказа,
■ смысловое соответствие с наглядным материалом,
■ связность фразовой речи.
Обобщив результаты выполнения диагностических заданий, нами были получены количественные и качественные результаты сформированности монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
В результате проведенного констатирующего исследования были выявлены следующие специфические особенности сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а именно:
7) лексико-грамматические нарушения (слабо выражена связь между предложениями),
8) пропуски смысловых звеньев,
9) наличие лексических повторов,
10) трудности языковой реализации текста, как следствие
ограниченного словаря,
11) нарушения синтаксических конструкций,
12) отсутствие подробных характеристик действующих лиц, места и времени действия.
Выявленные специфические особенности состояния сформированности монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня определили необходимость осуществления коррекционно-логопедической работы, направленной на устранение выявленных нарушений.
Определение содержания коррекционно-логопедической работы осуществлялось с учетом выявленных особенностей сформированности монологической речи старших дошкольников 5 - 6 лет с ОНР III уровня.
Формирующий эксперимент проводился в период с середины января 2021 года по март 2021 года и длился 2,5 месяца.
Для решения поставленных задач и направлений коррекционно-логопедической работы нами использовались задания, предложенные Т.А. Ткаченко. Авторский вклад заключался в подборе приемов работы со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, которые были основаны на составлении повествовательных высказываний.
Целью коррекционно-логопедической работы с данной группой старших дошкольников с ОНР III уровня являлось формирование монологической речи с использованием игр и игровых упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя группы и родителей дошкольников. Были предложены такие задания как:
а) пересказать рассказ по одной сюжетной картинке;
б) составить рассказ по показанному действию;
в) пересказать рассказ по серии сюжетных картинок;
г) составить рассказ, используя сюжетные картинки.
Коррекционно-логопедическая работа предусматривала соблюдение этапности в работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня.
Междисциплинарное взаимодействие участников образовательных отношений, а именно учителя-логопеда, воспитателя и родителей старших дошкольников с ОНР III уровня позволило определить содержание деятельности каждого специалиста и родителей.
В рамках решения следующей задачи исследования нами был организован контрольный эксперимент с целью определения динамики развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Были определены 2 группы - контрольная группа (КГ), которая получала логопедическую помощь с учетом традиционных подходов в работе и экспериментальная группа (ЭГ), с которой был организован формирующий (обучающий) эксперимент, продолжавшийся 2,5 месяца.
Было организовано повторное обследование сформированности монологической речи с использованием методики В.П. Глухова, как и на этапе констатирующего эксперимента. В результате сравнительного изучения эффективность коррекционно-логопедической работы с использованием комплекса игр-заданий, упражнений и комплексной работы специалистов и родителей ребенка, у экспериментальной группы по сравнению с контрольной повысилась за указанный период в среднем на 15%. Незначительная динамика указывает на недостаточный срок организации коррекционно-логопедической работы, но свидетельствует об устойчивой динамике.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что использование комплекса игр-заданий, дидактических упражнение в сочетании с комплексным взаимодействием участников образовательных отношений будет способствовать повышению уровня сформированности связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня, нашла подтверждение.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 400 с.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4 - 5 лет с ОНР. Альбом Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 32 с.
3. Бабаева Т.И. Детство: примерная образовательная программа
дошкольного образования [текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобидзе, О.В. Солнцева [и др.] - СПб.: Детство-пресс. - 2014. - 528 с.
4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Развиваем связную речь у детей 4 - х лет с ОНР [Текст] / Т.Ю. Бардышева. - М.: «Скрипторий 2003». - 2016. - 80 с.
5. Баскакина И.В. День рождения Р. Логопедические игры / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 32 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов
дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС. - 2002. - 680 с.
7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 680 с.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М. - 2006. - 158 с.
9. Воробьева В.К. Методика равития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2009
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание,
бессознательное / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2001. - 366 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 96 с.
13. Гриншпун Б.Н., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. - № 3.
14. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009. № 4 - 68 с.
15. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у
детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно- практической деятельности // Коррекционно-развивающая
направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.
- 1985.
16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
17. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий [Текст] / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера. - 2007. - 96 с
18. Дошкольная педагогика [Текст] Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др. /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина, - М.: Просвещение. - 1978. - 416 с.
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный к нижный центр, 2015. - 221 с.
20. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. / Н.И. Жинкин; [Предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова]. - М. : Наука, 1982. - 159 с.
21. Жукова Н.С. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопедов [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР. - 2000. - 320 с.
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
23. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Н.Д. Зарубина. - М.: Русский язык, 1997. - 308 с.
24. Крупенчук О.И. Стихи для развития детей / О.И. Крупенчук. - СПб. - 2007.
25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить./ М.М. .Кольцова - М. «Сов. Россия», 1973 - 160 с..
26. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. Характеристика связной речи детей 6 - 7 лет [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1999. - 187 с.
27. Лалаева Р.И. Лопатопсихология: учебное пособие для студентов [Текст] / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС. - 2011. - 464 с.
28. Левина Р.Е. Основы теории практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М., 2008. - 113 с.
29. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. - 366 с.
30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб, 2003. - 287 с.
31. Леонтьев А.А. Основы речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука. - 1994. - 368 с.
32. Лисина М.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.И. Лисина. - М.: ВЛАДОС. - 1992. - 276 с
33. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб. - 2003. - 192 с.
34. Лубовский В.И. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М.: - 2006. - 232 с.
35. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия, Под редакцией Е. Д. Хомской. - М. :Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
36. Мастюкова Е.М. Дизартрия [Текст] : Логопедия / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2002. - 268 с.
37. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет [Текст] /Н.В.
Макарова. - СПб.: КАРО, 2014. - 48с.
http: //duymovo chka 5.ucoz. ru/Logoped/prichiny_rechevykh_na rushenij .pdf
38. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1961. - С. 59 - 70
39. Мариничева О.В., Елкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» / О.В Мариничева., Н.В. Елкина - Ярославль: Академия развития, 2002
40. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда по формиррованию связной речи детей с III уровнем речевого развития [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 84 - 92.
41. Министерство просвещения Российской Федерации по вопросу
поступления детей с ОВЗ в детский сад
https://edu.gov.ru/activity/main_activities/preschool_education
Дата входа: 10.11.2020г.
42. Нестеренко А.А. Развитие импрессивной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Нестеренко. В.А. Дегальцева // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 236-239
43. Никашина Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н.А. Никашина // Логопедия: Метод. наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. фак. пед .вузов: В 5-1 кн. / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2003. - Кн. 5. - С. 153 - 157. - (Библиотека учителя-дефектолога)
44. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. - 2001. - 143 с.
45. Правдина О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М.: Просвещение.
- 1969. - 310 с.
46. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный № 30384
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.
48. Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазанова. - 2е-е изд., испр. - М.: Academia, 2015. - 144 с.
49. Селиверстов В.И., Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / Селиверстов В.И. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 287 с
50. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение. - 1996. - 176 с.
51. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи / Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. 1999. №. 4
52. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение. - 1984. - 296 с.
53. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология; Педагогика и методика дошкольного образования [Текст] / Н.А. Стародубова. - М.: Академия. - 2009. - 256 с.
54. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. / Т.А. Сидорчук., А.Б. Кузнецова.- Челябинск, 2000. - 45 с.
55. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук., Н.Н. Хоменко - Ульяновск, 2005. - 95 с.
56. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев. - М.: Наука. - 1973. - 424
57. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо. - 2005. - 134 с.
58. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Литера. - 2007. - 34 с.
59. Ткаченко Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4 - 7 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента. - 2008. - 240 с.
60. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2004, - 277 с.
61. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева [под ред. Д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.] - М. : Эксмо, 2017. - 608 с.Филичева
62. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение. - 1989. - 223 с.
63. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
64. Шапкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р Шапкина. - М.: Академия. - 2003. - 240 с.
65. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Изд., центр «Академия», 2014. - 256 с.
66. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционировние [Текст] / Л.П. Якубинский. - М.: Просвещение. - 1986. - 58 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ