ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Ретроспектива становления дополнительного образования 10
1.2. Экологическое образование обучающихся как составная часть
основного образования 15
1.3. Возможности учреждений города Красноярска в организации дополнительного экологического образования 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1. Правила по организации и проведению выездных мероприятий
организованных групп обучающихся образовательных учреждений в места проведения учебно-тематических экскурсионных занятий 36
2.2. Анализ действующих рабочих программ по биологии 39
2.3. Методика проведения дополнительных общеразвивающих
экологических занятий 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность исследования определяется ФГОС основного общего образования, который предписывает, что при разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности школы в формировании социально-личностного развития обучающихся.
ФГОС ООО устанавливает основные требования к результатам освоение обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: «...формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [3, с. 5-7].
Мы убеждены, что одним из способов решения этой проблемы является введение дополнительного общеразвивающего образования для обучающихся. Термин «дополнительное образование» введен в педагогический обиход Законом РФ «Об образовании» в 1992 году [1].
Одним из важнейших направлений экологического образования мы в след за Суравегиной И.Т., Зверевым И.Д., Захлебным А.Н., Пономаревой И.Н., Мироновым А.В. считаем дополнительное общеразвивающее экологическое образование, т.к. в современном мире экологические проблемы встают довольно остро. Отражение этих проблем опирается на экологическое образование, просветительская задача которого уменьшить «экологическую нагрузку» на окружающую природу, т.е. воспитание экологически позитивного поколения.
Мы согласны с мнением Ефремова К.Д., что экологическое образование следует понимать как непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение и систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и развитие общей экологической культуры [15].
Поскольку экологическое образование - область школьного образования, теоретическое и практическое развитие которой осуществляется и в настоящее время, одной из важнейших образовательных целей является формирование необходимого комплекса экологических знаний. По мнению Смирновой Н.З. и Галкиной Е.А.: «...наивысший успех в экологическом образовании возможен только при использовании разнообразных форм, методов и приемов работы и их разумном сочетании» [36, с. 114].
ФГОС основного общего образования предписывает, что при разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности школы в формировании социально-личностного развития обучающихся. Для этого школе предписано сформировать такую социокультурную среду, в которой будут созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности, однако этого невозможно достичь в полной мере в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширить контакты обучающихся с природой, вовлечь их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды. Именно с этой целью ФГОС определяет 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах и прочее. Требования обязательные при реализации основной образовательной программы основного общего образования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Изучение биологии требует организации материальной базы, позволяющей вести занятия c использованием живых растений и животных в качестве наглядных и практических методов [11, с. 355-363].
Еще во второй половине XIX века А.Я. Г ерд. выступал, за то, чтобы в школе наряду с теоретическими знаниями имело место прикладное направление.
В общей методике обучения биологии Н.М. Верзилина отмечается, что «.живые уголки это одна из форм организации учебной деятельности, обеспечивающие живыми объектами уроки, внеурочные работы и внеклассные занятия для опытов, наблюдений и демонстраций» [11, с. 355].
Живой уголок - собрание живых растений и животных, используемых для наблюдений и опытов в школе, детском саду и т. п. [42].
В условиях современной школы содержание растений и животных затруднено. Животных в учебном классе размещать запрещено, для этого нужна отдельная, специально оборудованная комната в соответствии с требованиями СанПиН, где обучающимся можно только наблюдать за живыми объектами, трогать и брать на руки запрещено. Для уборки за животными должен быть назначен сотрудник школы. Обучающимся убирать за животными из живого уголка запрещено. Содержание растений так же имеет ряд ограничений. Санитарные правила гласят, что растения не должны стоять на подоконниках, так как они загораживают солнечный свет. Размещать растения предписано в переносных цветочницах, или подвесных кашпо на межоконных простенках, цветочные горшки не должны быть тяжелыми и наполнены большим количеством почвы. Более подробно с требованиями можно ознакомиться в официальном документе Санитарно
эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10) [5].
В связи со сложными обстоятельствами и трудностями организации живых уголков мы вынуждены искать альтернативные способы изучения живых объектов в школе. Мы предполагаем, что альтернативную роль живого уголка могут выполнять современные парки, зоопарки, ботанические сады, музеи. Предварительное посещение которых позволило нам сформировать вывод, о том, что они могут сыграть немаловажную роль в образовательном процессе для экологического образования обучающихся. Отметим, что последние годы сфера исследований в области образования в парках, зоопарках значительно расширилась, что демонстрирует их образовательную ценность [47].
Для того, чтоб начать изучать методические особенности предложенных нами альтернатив, нужно выяснить, что мы понимаем под понятиями «парк», «зоопарк», «контактный зоопарк», «ботанический сад» и «музей».
Парк представляет собой большой сад, рощу с аллеями, цветниками, прудами и т. п. [34].
Зоопарк, сокращение от зоологический парк — научно
просветительское учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших ограждённых площадях, близких к естественным местообитаниям) диких и некоторых домашних животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства [8].
Как отмечает Серовайская Д.Е. в своей статье: «...Контактный зоопарк — это особый формат зоопарка, особенностью которого является непосредственный контакт посетителей с его обитателями: животных можно гладить, кормить, а некоторых, особенно дружелюбных брать на руки. Такие зоопарки совершенно новое явление в познании животного мира. В обычном зоопарке посетители могут только наблюдать за животными, размещенными в вольерах или клетках издалека. Организаторы контактных зоопарков предлагают возможность непосредственного контакта с представителями фауны контактного зоопарка» [33, с. 75-80].
Под ботаническим садом мы понимаем территорию, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон. В городе Красноярске это Ботанический сада им. Вс. М. Крутовского [8, с. 28-29].
Мы убеждены, что изучение школьных предметов «Биология» и «Природа и экология Красноярского края» более эффективно при использовании практических методов исследования. Площадками для практических исследований, по нашему мнению, могут стать современные парки, зоопарки, в том числе контактные, ботанические сады, музеи - учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс экологического образования школьников средствами
образовательного потенциала учреждений
общеразвивающего обучения будет успешным, если:
• определены теоретические основы, выявлены возможности и создана методика экологического образования обучающихся средствами дополнительного общеразвивающего образования, отвечающая требованиям развития личности с учетом возрастных особенностей;
• определены организационно-педагогические условия успешного функционирования методики экологического образования обучающихся средствами дополнительного общеразвивающего образования.
Заинтересовавшись описанной выше проблемой, мы сформулировали цель нашего исследования - научно обосновать и разработать методику экологического образования обучающихся средствами дополнительного общеразвивающего образования.
Объектом исследования является процесс обучения биологии.
Предметом обучения биологии является методика экологического образования обучающихся средствами дополнительного общеразвивающего образования.
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи нашего исследования:
• изучить историю становления и современное состояние дополнительного образования в России;
• выявить образовательный потенциал парков, зоопарков, контактных зоопарков, ботанических садов, музеев в дополнительном экологическом образовании обучающихся;
• разработать и экспериментально апробировать методику
экологического образования обучающихся средствами
дополнительного общеразвивающего образования.
Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области дополнительного образования (Герд А.Я., Верзилин Н.М., Корсунская В.М., Макаренко А.С.), Современные исследования теории и методики дополнительного образования (Захлебный А. Н., Пасечник В.В., Пономарева И.Н., Смирнова Н.З.)
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и внедрена в учебный процесс методика дополнительных общеразвивающих экологических занятий с обучающимися, осуществлен выбор методов и приемов обучения в соответствии с возможностями выбранных нами площадок для проведения дополнительных общеразвивающих экологических занятий с обучающимися.
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических, и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение понятий, обобщение, дедукция, индукция, аналогия. Эмпирические методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности, тестирование обучающихся, измерение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 139».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на школьном методическом объединении в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 139» (2019 г.), на X Всероссийской научнометодической конференции с международным участием «Инновации в естественнонаучном образовании» в рамках VIII международного научно- образовательный форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (октябрь 2018 г.), на XVIII всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» в рамках XX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2019 г.), на XIX всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников «Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» в рамках XXI международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2020 г.) [29, 30, 31].
Наше исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе осуществлялся анализ литературы по проблемам дополнительного общеразвивающего экологического образования школьников, изучалась сущность проблемы организации дополнительного образования разрабатывалась структура магистерской диссертации, осмысливались теоретические основы исследования, его аппарат, формулировалась гипотеза.
На втором этапе проходило педагогическое исследование с использованием дополнительного общеразвивающего экологического образования школьников.
На третьем этапе был проведен анализ полученные данных, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: диссертация состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Термин «дополнительное образование» введен в педагогический обиход Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.). Этот вид образования возник в России в результате преобразования внешкольных учреждений в общеобразовательные. В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей населения в систему образования в качестве одного из звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях за пределами основных образовательных программ, а также в учреждениях дополнительного образования.
2. Выявлен образовательный потенциал парков, зоопарков, контактных зоопарков, ботанических садов, музеев в экологическом образовании обучающихся. В ходе исследования в городе Красноярске нами выявлены важные на наш взгляд площадки для проведения дополнительных экологических занятий с обучающими. Такими площадками являются: Красноярский парк флоры и фауны «Роев Ручей», Контактный зоопарк «Страна Енотия», КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей», Ботанический сад имени Вс. М. Крутовского, Татышев-парк.
3. Разработана методика экологического образования обучающихся средствами дополнительного общеразвивающего образования, которая эффективно функционирует при наличии комплекса организационнопедагогических условий - использование объекта флоры и фауны как средства обучения; разработка системы знаний практико-ориентированной направленности; отбор эффективных форм и методов организации образовательного процесса; использование особых методик и методических приемов, позволяющих формировать экологические понятия на основе экскурсионных коммуникаций. Реализация представленных занятий позволила успешно использовать возможности выбранных площадок в формировании УУД, экологических знаний обучающихся. Эти данные подтверждаются методами статистической обработки результатов.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция)
3. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] / ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты. URL : https://fgos.ru (дата обращения 10.11.2019)
4. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (с изменениями и дополнениями)
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений N 4, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 N 8). М.: Перспектива, 2019. 424 c.
6. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. 2-е изд.,исправл. М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
7. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебнометодическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. М. : ВентанаГраф, 2017. 88 с.
8. Большой энциклопедический словарь : [А-Я] / Гл. ред. А. М.
Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 1997. - 1434, [16] с.
9. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учеб.- метод. Пособие для руководителей детских творческих объединений. Новосибирск, 1999. 158 с.
10. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей // От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных документов и нормативных материалов для дополнительного образования детей. М. : ВЛАДОС, 1999. 541, [1] с.
11. Верзилин Н. М. Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 3-е издание. М.: Просвещение, 1972.
12. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования // Учебник пособия для студ. учреждений сред, проф. образования. М.: Просвещение, 2004. 9-54 с.
13. Дементьева Т. П. Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками. М.: ЦРИБ «Турист», 1973. 57 с.
14. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России // Воспитание школьников. 2009. №6. С. 33-36.
15. Ефремов К.Д. Теория и практика экологизации образования // Народное образование. №8. 2005....50