Введение 3
Раздел 1. Педагогические и методические условия организации фенологических наблюдений по биологии
1.1. Фенологические наблюдения по биологии: понятие, виды,
характеристика.
1.2. Характеристика школьного курса биологии 7 класса.
1.3. Методика организации фенологических наблюдений на примере зоологического содержания.
Раздел 2. Методические условия организации фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе
2.1. Анализ практики работы учителей по организации фенологических наблюдений по биологии.
2.2. Проведение фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе.
Заключение
Список литературы
Приложение
Фенологические наблюдение в природе отражают сущность всех закономерностей смены сезонов года и процессов, происходящих с живой и неживой природой в эти периоды. Им свойственна приуроченность к сезону года и ежегодная повторяемость. Однако это не значит, что смешения в сроках проявления того или иного процесса невозможно. Нарушения могут быть связаны как с абиотическими особенностями года, например, ранняя весна, так и антропогенными, например, нарушение среды обитания. Вторые, безусловно, наносят больший вред окружающей среде.
Важным аспектом обучения школьников является разъяснение цикличных процессов жизнедеятельности организмов в природе. Сезонность жизненного цикла становиться основой понимания всех процессов, происходящих на протяжении всей жизни организмов.
Основная задача биологии заключается в развитие интереса обучающихся к познанию окружающего мира через освоение таких эмпирических методов как наблюдение, распознание, эксперимент, моделирование. Осуществление любых вариантов исследовательской деятельности позволяет сформировать различные универсальные учебные действия (формулировать вопросы и найти на них ответы, анализировать и объяснять результаты, делать выводы, выбирать способ поиска и обработки полученной информации и др.).
Доступность проведения исследований методами фенологических наблюдений позволяет вовлекать в этот процесс школьников с возможностью выявления новых или подтверждения уже существовавших раннее процессов.
Вместе с тем в настоящее время при обучении биологии возможности фенологических наблюдений используются не в полной мере и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя с учетом современных требований к учебному процессу. Сложность реализации фенологических наблюдений в школе обусловлена недостаточно обширной материальнотехнической базой, времязатратностью на подготовку и реализацию фенологического наблюдения, низким уровнем развития познавательных и регулятивных учебных действий, необходимых для осуществления практических видов деятельности. Актуальность и проблемы школьной практики определили выбор темы исследования «Организация и методика фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе».
Цель: разработка педагогических и методических условий проведения фенологических наблюдений по биологии.
Задачи:
1. Изучить методические условия проведения фенологических наблюдения по зоологии.
2. Проанализировать программы по биологии для 7 класса с точки зрения возможности проведения фенологических наблюдений.
3. Разработать варианты проведения фенологических наблюдений на примере зоологического содержания .
Объект - образовательный процесс по биологии
Предмет - методические условия проведения фенологических наблюдений на примере зоологического содержания.
Гипотеза - фенологические наблюдения за животными будут способствовать формированию системы биологических понятий и исследовательских умений, если:
• систематически организуется в урочное и неурочное время;
• разработаны инструктивные карты для обучающихся;
• результаты наблюдений используются в учебной работе.
Методы - наблюдение, описание, сравнительный, моделирования.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого -педагогической литературы и методической, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, выделить основные принципы организации фенологических наблюдений в школе.
На втором этапе была разработана система фенологических наблюдений по зоологии, проведен анализ практики обучения биологии по реализации фенологических наблюдений.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны календарно - тематическое планирование по биологии для 7 класса к учебнику Н.И. Сонина, уроки по биологии с элементами фенологических наблюдений, внеклассные мероприятия, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МОУ Лицей №1 г. Ачинска, Красноярского края.
Результаты работы представлены на 3 школьных научно-практических конференциях для учащихся, на 2 заседаниях школьного и районного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающего 21 источник литературы и приложения. Общее количество страниц 65; количество таблиц - 8, количество рисунков - 10.
Фенология - система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Фенологические наблюдения позволяют оценить цикличные процессы, происходящие в природе. В частности, зоологические исследования интересны и сложны тем, что объекты подвижны и требуется больше времени для проведения работ и умения интерпретировать полученные результаты применительно к образу жизни животного.
Анализ практики обучения биологии показал, что фенологические наблюдения используются редко и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя. Несмотря на это программы по биологии 7 класса предполагают проведение фенологических исследований, которые могут включать: сроки разных периодов жизненного цикла, особенности спектра питания и способов кормодобывания.
Фенологические наблюдения за полевым и домовым воробьями могут проводиться как на экскурсионных занятиях, так и в период внеклассной работы (выполнение летнего задания, проведение сезонных наблюдений, исследовательские походы). Оформление полученных материалов может быть в виде исследовательских отчетов, календарей природы, таблиц, рисунков. Фенологические наблюдения могут быть самостоятельным методом обучения, а также является одним из элементов научно - исследовательской работы обучающихся.
1. Google Формы: бесплатно создавайте собственные онлайн-опросы [Электронный ресурс] // URL: https ://www. google. ru/intl/ru/forms/about/.
2. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
4. Базарова А. С. Биотопическое распределение и сезонная динамика близкородственных видов птиц на примере домового и полевого воробьев в г. Улан-Удэ / А. С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 109-112.
5. Боголюбов А. С. Исследовательский проект «Фенология птиц» / А. С.
Боголюбов // Экосистема. - 1996. - Режим доступа:
http ://ec o systema. ru/04materials/manuals/3 6. htm
6. Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия.
- 1969-1978. - Режим доступа:
http s ://dic. ac ademic. ru/dic. ns f/b se/144268/Фенология
7. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. Учеб. метод. пособие. М.: Высшая школа, 1998. 144 с.
8. Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения". - М.: Просвещение, 1990.
9. Быховский Б.Е. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/ Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова. - 26-е изд. - М.: Просвещение, 1998.
10. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун - т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264 с.
11. Захаров В.Б. Биология.7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
12. Коротков Д.В. Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами / Д.В. Коротков // Биология. - 2006. - № 3. - 13-21 с.
13. Куприянова М.К. Зимние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / М.К. Куприянова // Биология в школе. - 1980. - № 1.
14. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования. М.: Астрель, 2001. 66 с.
15. Леонова, Т. Ш. Пространственно-временные связи Passer domesticus L., 1758 и Passer montanus L., 1758 в условиях совместного обитания на урбанизированных территориях Республики Татарстан : дисс. ... канд. биол. наук : 03.02.08 - Экология / Леонова Тамила Шамильевна. - Казань, 2013. - 179 с....34