Организация и методика фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе
|
Введение 3
Раздел 1. Педагогические и методические условия организации фенологических наблюдений по биологии
1.1. Фенологические наблюдения по биологии: понятие, виды,
характеристика.
1.2. Характеристика школьного курса биологии 7 класса.
1.3. Методика организации фенологических наблюдений на примере зоологического содержания.
Раздел 2. Методические условия организации фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе
2.1. Анализ практики работы учителей по организации фенологических наблюдений по биологии.
2.2. Проведение фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе.
Заключение
Список литературы
Приложение
Раздел 1. Педагогические и методические условия организации фенологических наблюдений по биологии
1.1. Фенологические наблюдения по биологии: понятие, виды,
характеристика.
1.2. Характеристика школьного курса биологии 7 класса.
1.3. Методика организации фенологических наблюдений на примере зоологического содержания.
Раздел 2. Методические условия организации фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе
2.1. Анализ практики работы учителей по организации фенологических наблюдений по биологии.
2.2. Проведение фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе.
Заключение
Список литературы
Приложение
Фенологические наблюдение в природе отражают сущность всех закономерностей смены сезонов года и процессов, происходящих с живой и неживой природой в эти периоды. Им свойственна приуроченность к сезону года и ежегодная повторяемость. Однако это не значит, что смешения в сроках проявления того или иного процесса невозможно. Нарушения могут быть связаны как с абиотическими особенностями года, например, ранняя весна, так и антропогенными, например, нарушение среды обитания. Вторые, безусловно, наносят больший вред окружающей среде.
Важным аспектом обучения школьников является разъяснение цикличных процессов жизнедеятельности организмов в природе. Сезонность жизненного цикла становиться основой понимания всех процессов, происходящих на протяжении всей жизни организмов.
Основная задача биологии заключается в развитие интереса обучающихся к познанию окружающего мира через освоение таких эмпирических методов как наблюдение, распознание, эксперимент, моделирование. Осуществление любых вариантов исследовательской деятельности позволяет сформировать различные универсальные учебные действия (формулировать вопросы и найти на них ответы, анализировать и объяснять результаты, делать выводы, выбирать способ поиска и обработки полученной информации и др.).
Доступность проведения исследований методами фенологических наблюдений позволяет вовлекать в этот процесс школьников с возможностью выявления новых или подтверждения уже существовавших раннее процессов.
Вместе с тем в настоящее время при обучении биологии возможности фенологических наблюдений используются не в полной мере и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя с учетом современных требований к учебному процессу. Сложность реализации фенологических наблюдений в школе обусловлена недостаточно обширной материальнотехнической базой, времязатратностью на подготовку и реализацию фенологического наблюдения, низким уровнем развития познавательных и регулятивных учебных действий, необходимых для осуществления практических видов деятельности. Актуальность и проблемы школьной практики определили выбор темы исследования «Организация и методика фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе».
Цель: разработка педагогических и методических условий проведения фенологических наблюдений по биологии.
Задачи:
1. Изучить методические условия проведения фенологических наблюдения по зоологии.
2. Проанализировать программы по биологии для 7 класса с точки зрения возможности проведения фенологических наблюдений.
3. Разработать варианты проведения фенологических наблюдений на примере зоологического содержания .
Объект - образовательный процесс по биологии
Предмет - методические условия проведения фенологических наблюдений на примере зоологического содержания.
Гипотеза - фенологические наблюдения за животными будут способствовать формированию системы биологических понятий и исследовательских умений, если:
• систематически организуется в урочное и неурочное время;
• разработаны инструктивные карты для обучающихся;
• результаты наблюдений используются в учебной работе.
Методы - наблюдение, описание, сравнительный, моделирования.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого -педагогической литературы и методической, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, выделить основные принципы организации фенологических наблюдений в школе.
На втором этапе была разработана система фенологических наблюдений по зоологии, проведен анализ практики обучения биологии по реализации фенологических наблюдений.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны календарно - тематическое планирование по биологии для 7 класса к учебнику Н.И. Сонина, уроки по биологии с элементами фенологических наблюдений, внеклассные мероприятия, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МОУ Лицей №1 г. Ачинска, Красноярского края.
Результаты работы представлены на 3 школьных научно-практических конференциях для учащихся, на 2 заседаниях школьного и районного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающего 21 источник литературы и приложения. Общее количество страниц 65; количество таблиц - 8, количество рисунков - 10.
Важным аспектом обучения школьников является разъяснение цикличных процессов жизнедеятельности организмов в природе. Сезонность жизненного цикла становиться основой понимания всех процессов, происходящих на протяжении всей жизни организмов.
Основная задача биологии заключается в развитие интереса обучающихся к познанию окружающего мира через освоение таких эмпирических методов как наблюдение, распознание, эксперимент, моделирование. Осуществление любых вариантов исследовательской деятельности позволяет сформировать различные универсальные учебные действия (формулировать вопросы и найти на них ответы, анализировать и объяснять результаты, делать выводы, выбирать способ поиска и обработки полученной информации и др.).
Доступность проведения исследований методами фенологических наблюдений позволяет вовлекать в этот процесс школьников с возможностью выявления новых или подтверждения уже существовавших раннее процессов.
Вместе с тем в настоящее время при обучении биологии возможности фенологических наблюдений используются не в полной мере и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя с учетом современных требований к учебному процессу. Сложность реализации фенологических наблюдений в школе обусловлена недостаточно обширной материальнотехнической базой, времязатратностью на подготовку и реализацию фенологического наблюдения, низким уровнем развития познавательных и регулятивных учебных действий, необходимых для осуществления практических видов деятельности. Актуальность и проблемы школьной практики определили выбор темы исследования «Организация и методика фенологических наблюдений при обучении биологии в 7 классе».
Цель: разработка педагогических и методических условий проведения фенологических наблюдений по биологии.
Задачи:
1. Изучить методические условия проведения фенологических наблюдения по зоологии.
2. Проанализировать программы по биологии для 7 класса с точки зрения возможности проведения фенологических наблюдений.
3. Разработать варианты проведения фенологических наблюдений на примере зоологического содержания .
Объект - образовательный процесс по биологии
Предмет - методические условия проведения фенологических наблюдений на примере зоологического содержания.
Гипотеза - фенологические наблюдения за животными будут способствовать формированию системы биологических понятий и исследовательских умений, если:
• систематически организуется в урочное и неурочное время;
• разработаны инструктивные карты для обучающихся;
• результаты наблюдений используются в учебной работе.
Методы - наблюдение, описание, сравнительный, моделирования.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого -педагогической литературы и методической, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, выделить основные принципы организации фенологических наблюдений в школе.
На втором этапе была разработана система фенологических наблюдений по зоологии, проведен анализ практики обучения биологии по реализации фенологических наблюдений.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны календарно - тематическое планирование по биологии для 7 класса к учебнику Н.И. Сонина, уроки по биологии с элементами фенологических наблюдений, внеклассные мероприятия, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МОУ Лицей №1 г. Ачинска, Красноярского края.
Результаты работы представлены на 3 школьных научно-практических конференциях для учащихся, на 2 заседаниях школьного и районного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающего 21 источник литературы и приложения. Общее количество страниц 65; количество таблиц - 8, количество рисунков - 10.
Фенология - система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Фенологические наблюдения позволяют оценить цикличные процессы, происходящие в природе. В частности, зоологические исследования интересны и сложны тем, что объекты подвижны и требуется больше времени для проведения работ и умения интерпретировать полученные результаты применительно к образу жизни животного.
Анализ практики обучения биологии показал, что фенологические наблюдения используются редко и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя. Несмотря на это программы по биологии 7 класса предполагают проведение фенологических исследований, которые могут включать: сроки разных периодов жизненного цикла, особенности спектра питания и способов кормодобывания.
Фенологические наблюдения за полевым и домовым воробьями могут проводиться как на экскурсионных занятиях, так и в период внеклассной работы (выполнение летнего задания, проведение сезонных наблюдений, исследовательские походы). Оформление полученных материалов может быть в виде исследовательских отчетов, календарей природы, таблиц, рисунков. Фенологические наблюдения могут быть самостоятельным методом обучения, а также является одним из элементов научно - исследовательской работы обучающихся.
Анализ практики обучения биологии показал, что фенологические наблюдения используются редко и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя. Несмотря на это программы по биологии 7 класса предполагают проведение фенологических исследований, которые могут включать: сроки разных периодов жизненного цикла, особенности спектра питания и способов кормодобывания.
Фенологические наблюдения за полевым и домовым воробьями могут проводиться как на экскурсионных занятиях, так и в период внеклассной работы (выполнение летнего задания, проведение сезонных наблюдений, исследовательские походы). Оформление полученных материалов может быть в виде исследовательских отчетов, календарей природы, таблиц, рисунков. Фенологические наблюдения могут быть самостоятельным методом обучения, а также является одним из элементов научно - исследовательской работы обучающихся.
Подобные работы
- ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ В ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2015 - Фенологические особенности
растительности ландшафтных районов севера Среднего Урала
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Использование фенологических наблюдений в курсах естественнонаучных предметов и применение во внеклассной работе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение фенологических различий в зеленении разновозрастных групп берез в различных экологических условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Концепция организации учебно - исследовательской деятельности по биологии для студентов Камышловского района Свердловской области
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Разработка программы внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Фенологические различия в сезонном развитии березы в городе Екатеринбурге
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017





