Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фенологические различия в сезонном развитии березы в городе Екатеринбурге

Работа №99579

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 6
1.1 Географическое положение 6
1.2 Геология и рельеф 6
1.3. Климат 11
1.4. Природные воды 20
1.5. Почвенно - растительный покров и животный мир 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ 27
2.1. Характеристика фенологических методов 27
2.2. Методика полевых наблюдений 29
2.3. Обработка материала в камеральных условиях 31
2.4. Результаты фенологических наблюдений 33
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОЛОГИИ В ШКОЛЕ 40
3.1. Задачи фенологической работы и значение фенологии для современной
школы 40
3.2. Использование фенологических наблюдений в курсах
естественнонаучных предметов и применение во внеклассной работе 42
3.3. Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС ООО 45
3.4. Разработка программы кружка по фенологии 47
3.5. Результаты апробации кружка 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Актуальность темы исследования. С давних времен человек был тесно связан с природой и полностью зависел от нее, поэтому знания о сроках наступления природных явлений были важными в жизни. Наблюдения за сезонным развитием природы велись с давних времен и, как известно, ведутся и сейчас. Общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация немаловажна и необходима в жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах в природе. Данные фенологических наблюдений используются при организации мероприятий охраны природы, борьбы с вредителями и болезнями культурных растений, домашнего скота, в пчеловодстве и шелководстве. Результаты фенологических наблюдений используют при планировании размещения санаториев, домов отдыха, туристических маршрутов и походов. Крупномасштабные фенологические карты необходимы для планирования сезонных производств. Фенологические наблюдения определяют сезонное состояние природы, а также прогнозируют характер текущего вегетационного периода. Они преимущественно важны при введении новых видов растений и животных, а также при освоении новых территорий.
Природа нашей родины очень велика и разнообразна. На ее просторах можно наблюдать разные сезоны года от зимы и до лета, которые следуют в определенной последовательности.
Наша природа уникальна, ей отводится особая роль в формировании личности обучающегося, потому что природа окружает обучающихся с первых дней жизни. У обучающихся рано проявляется желание к познанию природы, которая имеет притягивающее значение для него, благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает яркие впечатления, радостные эмоции, заставляет исследовать еще не познанное и незнакомое. Со школьных скамей нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они уничтожат окружающую среду и тем самым себя. Наблюдая за сезонными изменениями, обучающиеся познают разные состояния природы, окружающей среды, а так же растительного и животного мира. И, таким образом, обучающиеся сами начинают воспитывать в себе любовь к природе через общение с ней, так же учатся воспринимать ее красоту и многообразие. В этой работе учителю нужно только направить обучающихся в правильное русло. Проводя наблюдения, обучающийся осознает, что в природе все взаимосвязано и закономерно и, что жизнь человека зависит от окружающей среды и ее нужно беречь.
Объект исследования: сезонное развитие березы в городе Екатеринбурге.
Предмет исследования: фенологические различия в сезонном развитии березы в городе Екатеринбурге.
Цель работы: выявить фенологические различия в сезонном развитии березы в городе Екатеринбурге.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть физико-географическую характеристику города Екатеринбурга.
2. Освоить методику фенологических наблюдений и обработку материала в камеральных условиях.
3. Разработать программу кружка по фенологии для обучающихся.
В ходе исследования были использованы описательный, сравнительно-географический, картографический, математический методы.
Основу работу составили материалы из научных источников и личные наблюдения.
Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в работе учителя географии при обучении соответствующим темам школьной географии, а также на внеклассных занятиях фенологической направленности.
Апробация работы и публикации. Основные положения работы были представлены в Уральском государственном педагогическом университете в 2015 и 2017 гг. на межрегиональной молодежной научно-практической конференции «Урал: природа, история, культура». По теме работы имеются 2 публикации, которые напечатаны в научно-методическом сборнике.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 55 страницах основного текста, содержит 6 рисунков, 11 таблиц. Список литературы включает 41 источник. Приложение содержит 1 анкету, 24 графика, диск с текстом ВКР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Фенология как наука имеет огромное значение для человека. Наблюдения за сезонным развитием природы велись с давних времен и, как известно, ведутся и сейчас. Общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация немаловажна и необходима в жизни людей. Данные фенологических наблюдений используются при организации мероприятий охраны природы, борьбы с вредителями культурных растений, домашнего скота, в пчеловодстве и шелководстве. Результаты фенологических наблюдений используют при планировании размещения санаториев, туристических маршрутов и походов и во многих других направлениях.
В результате работы были запланированы цели и задачи, которые в ходе работы были достигнуты. Были выявлены различия в сезонном развитии березы в городе Екатеринбурге по трем годам (2014, 2015, 2016).
Наблюдение за зеленением березы проводилось интегральным описательным методом, разработанным Батмановым В.А. Универсальность этого метода заключается в том, что в качестве объекта исследования может оказаться любой предмет как живой, так и не живой природы, кроме того этот метод одинаково хорош для сбора материала стационарным способом так же, как и маршрутным. В результате проведенных наблюдений были выявлены года, где процесс зеленения наступает раньше, а где запаздывает. Скорость зеленения березы была выше в 2014 году, а самая низкая скорость наблюдалась в 2016 году. Также были выявлены районы города Екатеринбурга, где процесс зеленения наступает раньше, а где запаздывает это, прежде всего, связано с местными особенностями территории. Раньше всего зеленение березы наступает в Харитоновском парке - 15 мая. Данная точка наблюдения находится на левом высоком берегу реки Исеть, которая возвышается над уровнем городского пруда на 30 метров и составляет 270 метров. Позже всего зеленеют березы в парке возле плотины на реке Исеть - 16 мая. Здесь процесс зеленения замедляется из-за инверсий температур в долине реки Исеть.
В ходе работы был собран и проанализирован материал по фенологии в рамках школьной программы. Также была проанализирована внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС ООО и на основе этого разработана программа кружка для обучающихся 7 классов. На сегодняшний день организовано немало кружков по теме «Фенология», однако актуальность изучения этого предмета не подлежит сомнению. Данный кружок учит школьников наблюдать за изменениями окружающего мира, делать правильные выводы на основе увиденного, а также формирует экологическую культуру и географическое мировоззрение.
На основе собранных и проанализированных материалов была проведена апробация в МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга. Итоги апробации проанализированы, выводы написаны.



1. Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей / учебное пособие / Н. П. Архипова. - Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2001. - 226 с.
2. Батманов В.А. Интегральный и экометрический методы
фенологического наблюдения / Доклады фенологического сектора. Выпуск 2: ГО СССР, 1966.С.19-26.
3. Батманов В.А. Календарь природы Свердловска и его окрестностей / учебное пособие /В. А. Батманов.- Свердловск. 1961. 54с.
4. Большой атлас Екатеринбурга. Уральская картографическая компания,2005. 22с.
5. Большаков В.Г. Звери Урала / В.Г. Большаков. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1977. - 139 с.
6. Галахов Н.Н. Фенология климатического режима / Н. Н. Галахов // Ботанический журнал.- 1964.-№6. - С.775 - 785.
7. Гафуров Ф.Г. Почвы Свердловской области Екатеринбург/ Гафуров Ф.Г. -Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 396 с.
8. Душина И.В. География в школе. Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников/ И.В. Душина, А.А. Летягин, Е.А. Беловолова.- М., 2009. - 43 с.
9. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие /И.В. Душина и др. - М.: «Астрель», 2004. - 203 с.
10. Иванова Ю.Р. Особенности зеленения березы в городе Екатеринбурге. - Материалы Региональной студенческой научно-практической конференции / О.В. Янцер, О.Ю. Гурьевских, Т.В. Ванюкова //ФГБОУ ВПО УрГПУ- Екатеринбург, 2014 - С.46-52.
11. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: В.ш., 1991.325с.
12. Капустин В.Г. Атлас Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней школы / В.Г. Капустин, И.Н. Корнев. — Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.
13. Капустин В.Г. География Свердловской области: учебное пособие для основной и средней школы / В. Г. Капустин, И.Н. Корнев.- Екатеринбург: изд-во Сократ, 2006. - 400 с.
14. Крючков В.В. Зависимость фенофаз у березы и ели от температуры самих деревьев /В. В. Крючков // Ботанический журнал.- 1962.- №7.- С.923-927.
15. Куприянова М.К. Изучение видов фенологической изменчивости растений (на примере сезонного развития сосны и березы в Свердловской области) / автореф. дис. ... канд. биолог, наук / М. К. Куприянова.- Свердловск, 1970. 24с.
16. Куприянова М.К., Фенологические наблюдения во внеклассной работе./ Куприянова М.К., Новозженов А.А. Щенникова З.Г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. 244 с.
17. Куприянова М.К. Интегральный описательный метод фенологических наблюдений Батманова В.А, Куприяновой М.К. Сезонные наблюдения в природе / учебное пособие / М. К. Куприянова, З. Г. Щенникова - Свердловск, 1985. 71 с.
18. Попов В.И. Фенологические наблюдения в школе / учебное пособие / В.И.Попов. Москва, 1958. 98с.
19. Прокаев В.И. Физико-географическое районирование Свердловской области. Учебник для студентов / В.И. Прокаев. - Свердловск: Свердловский пед.инст.,1976. 135с.
20. Прокаев В.И. Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование: курс лекций, ч. 1. Свердловск.: СГПИ, 1973. 125с.
21. Прокаев В.И. Физико-географическое районирование: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 176 с.
22. Проничева Н. Н. Методические рекомендации по организации фенологических наблюдений в педагогических училищах. М.: Министерство просвещения РСФСР, 1984. С.17.
23. Ромашова А. Т. Составление календарей природы. Сборник статей /под ред. Н. А. Аксёновой. М.: РАН, Русское Географическое общество, 1993. С.35.
24. Скок Н.В. Весенние фенологические различия между ландшафтными районами южной части гор Среднего Урала / Н.В. Скок // Физико-географиеские исследования на Урале. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т., 1990. С. 45-55.
25. Скок Н.В., Янцер О.В., Иванова Ю.Р. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 5. С. 1569-1572.
26. Токмус И.С. Связь фитофенофаз с количественными уровнями
годового хода температуры почвы и воздуха / автореф. дис. ... канд. геогр. наук / И.С. Токмус. - Вильнюс, 1966. 18с.
27. Туманова Д.Ф. Фенологические наблюдения и ландшафтные исследования / методическое пособие // Д. Ф. Туманова, Н.С. Чочия.- ЛГУ, 1959г. -87с.
28. Тюрин А.В. К познанию феноклиматических сезонов в лесах СССР / А. В. Тюрин // Лесной журнал.- 1965. С.3-7.
29. Фирсова В.П. Почвы таежной зоны Урала и Зауралья / учебное пособие // В. П. Фирсова.- Москва, 1962. 97с.
30. Шнелле Ф. Фенология растений / учебник // Ф.Шнелле.- Л.:Гидрометиоиздат,1961. 260 с.
31. Шульц Г.Э. Общая фенология / учебник // Г.Э. Шульц.- Л.: Наука,1981. 183с.
32. Шульц Г.Э. Индикационная фенология на современном этапе /
учебное пособие // Г.Э. Шульц.- ВГ.1972. 37 с.
33. Щенникова Н.К. К методике школьных фенологических наблюдений / учебное пособие // Н.К. Щенникова.- Свердловск, 1965. 57с.
34. Хомченко С. И. Как организовать фенологические наблюдения.// Биология в школе, 1986, №2. С. 68-72.
35. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т. Я. Ашихлиной. М.: АГАР, 2000. С.271.
36. Шульц Г. Э. Общая фенология. Л., Наука. С. 19.
37. Шульц Г. Э., Шамраевский В. Б. Фенологические наблюдения. Практическое руководство к производству наблюдений над сезонными явлениями живой природы. Л., Наука. С.19.
Интернет ресурсы:
38. Интернет-сайт Метеоцентра: данные о погоде. Режим доступа: http://rp5.ru/Архив погоды в Екатеринбурге. (дата обращения: 19.03.2017).
39. Погода в Екатеринбурге [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gismeteo.ru. (дата обращения: 21.03.2017).
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 5-9 классы; [Электронный ресурс] - Электронные данные. - 2010. - Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/938, свободный. (дата обращения: 17.02.2017).
41. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-
temu-vneurochnaya-deyatelnost-kak-vazhnoe-uslovie-realizacii-fgos-591572.html(дата обращения: 15.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ