Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
пространственных представлений и пространственно-временной лексики у дошкольников 6
1.2. Формирование и развитие пространственно-временных представлений в онтогенезе. Связь пространственно-временных представлений и речи 10
1.3. Особенности пространственно-временной лексики у детей с ОНР III
уровня 14
1.4. Анализ современных методик по формированию пространственно-временной лексики 18
Глава II. Анализ констатирующего эксперимента 22
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Глава III. Анализ результатов формирующего эксперимента 38
3.1. Представление содержания логопедической работы по формированию
пространственно-временной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
Заключение 58
Библиография 63
Приложения
Актуальность. Развитие лексического строя считается одной из важнейших задач развития речи детей дошкольного возраста, и закреплено в качестве приоритетного направления на государственном уровне. Владение лексикой с пространственно-временным значением отражает способность восприятия и оценки пространства, а так же уровень речевого развития ребенка. Пространственно-временная лексика - это словарь понятий, определяющих форму, величину, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела [13]. Однако, при общем недоразвитии речи (ОНР) третьего уровня при относительной сохранности понимания обращенной речи имеются трудности в понимании логико-грамматических структур, отражающих пространственно-временные отношения [16]. Многие исследователи отмечают важность и необходимость сформированности пространственных представлений в целом. Недостаточное понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, и пространственно-временные отношения, большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов являются важными диагностическими признаками общего недоразвития речи (ОНР). По определению Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой ОНР - это специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Несмотря на то, что есть исследования о значении пространственно-временной лексики в развитии речи, гностических процессов и особенностей её формирования у дошкольников общим недоразвитием речи (Л.А. Брюховских, Л.В. Ковригина, И.А. Филатова), тем не менее, недостаточно научно-практических материалов по формированию и коррекции пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с ОНР Ш уровня.
Из выявленного противоречия вытекает проблема - разработка содержания логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: формирование пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Цель: разработка дифференцированного, на основе выявленных особенностей, содержания логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет более успешным при использовании целенаправленной логопедической работы, содержание которой предусматривает развитие базовых и речевых средств по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу, подходы к формированию пространственных представлений, пространственно-временной лексики.
2. Подобрать диагностические методики.
3. Провести констатирующий эксперимент в образовательной организации. Проанализировать полученные данные.
4. Разработать содержание логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Теоретико-методологической основой анализа являются:
1. Положение о мозговой организации деятельности (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др.).
2. Положение о психофизиологических основах восприятия пространства и времени детьми дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.).
3. Положение о развитии пространственно-временных представлений у дошкольников (Т.Д. Рихтерман, Т.А. Мусейибова, Е.И. Щербакова и др.).
Методы исследования: В исследовании использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - диагностика уровня сформированности у детей пространственно-временной лексики; психолого¬педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Организация исследования: базой для проведения констатирующего эксперимента послужило одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 15 детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи Ш уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были взяты за основу методики, разработанные А.Р. Лурией, представленные в работах М.М. Семаго, Н.Я. Семаго; А.В. Семенович, Е.А. Стребелевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной и адаптированные нами.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработан комплекс упражнений для формирования пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня. Результаты экспериментального исследования могут быть использованы специалистами дошкольного учреждения в работе с детьми 6-7 лет. Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Работа содержит таблицы и рисунки.
Таким образом, к формированию представлений о пространстве и времени существуют различные концепции. Согласно одним, ведущая роль в формировании пространственных представлений принадлежит деятельности различных анализаторных систем (А.Р. Лурия). Другие подчеркивают важность психо-физиологических механизмов в отражении пространства и времени (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.).
Педагогические подходы подчеркивают главную роль в формировании пространственно-временных представлений практической деятельности и умственных действий, специально организованных игровых действий.
пространственные и временные представления - важнейшая составляющая целостного и гармоничного развития ребенка. Значимость пространственно-временных представлений в развитии речи дошкольников велика. От степени и уровня оформленности пространственно-временных представлений во многом зависит, насколько успешным будет овладение письмом, чтением, математическим знанием.
Согласно предложенным моделям онтогенетического развития пространственно-временных представлений, в основе выделения уровней, структурирующих данные представления, лежит поэтапность, последовательность овладения. Пререход к последующему уровню осуществляется только освоив предыдущий.
Формируясь во внутреннем плане, пространственно-временные отношения реализуются при помощи лексических средств, а именно предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.
общее недоразвитие речи - нарушение системного характера, охватывающее все компоненты сложной речевой системы: лексику, грамматику и фонематику. Нарушения выражены в большей или меньшей степени в зависимости от уровня речевого развития (по Р.Е. Левиной), на котором находится ребенок.
Несмотря на то, что на третьем уровне речевого развития некоторые показатели достигают нижнего порога возрастной нормы, все еще сохраняются трудности понимания и лексического оформления некоторых языковых единиц, в частности, логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и временные отношения. Для передачи пространственных отношений дети часто используют простые предлоги, но наблюдается ошибки в виде замен, пропусков. Причинные или временные отношения при помощи предлогов передаются реже.
В методиках по формированию пространственно-временных представлений и лексики обосновывается важность наглядной ситуации в материализации пространственно-временных представлений.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был составлен диагностический комплекс, состоящий из четырех блоков:
1 блок. Ориентировки в сомато-пространстве.
2 блок. Понимание предлогов и наречий с пространственным значением.
3 блок. Употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением.
4 блок. Исследование уровня сформированности временных представлений.
Изучение ориентировки детей в сомато-пространстве показало, что высокого уровня сформированности на выявлено.
Средний уровень сомато-пространственной ориентировки продемонстрировали 33% испытуемых.
Низкий уровень сомато-пространственной ориентировки продемонстрировали 67% испытуемых.
У большинства выявлены трудности при оценке пространственного взаиморасположения частей лица, дифференцировки рук и зрительно-пространственной организации движений. Это выражается в том, что испытуемые путают правую и левую руки, в сложных инструкциях на соотнесение допускают много ошибок, простые инструкции выполняют лучше.
Изучение понимания предлогов и наречий с пространственным значением показало, что детей с высоким уровнем не выявлено. Средний уровень отмечен у 80% испытуемых. Низкий уровень составляет 20%.
Изучение употребления предлогов и наречий с пространственным значением показало, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень выявлен у 40% испытуемых. Низкий уровень отмечен у 60% испытуемых. Анализ результатов свидетельствует о том, что понимание предлогов и наречий с пространственным значением в целом лучше сформировано, чем употребление в речи. Наиболее частые ошибки - замена одного предлога другим, непонимание точного значения.
Понимание простых предлогов «в», «на», «за», «под», «с» сформировано лучше, чем сложных предлогов «из-за», «из-под», предлога «между». Наиболее сложными как в понимании, так и в употреблении оказались предлоги «над», «из-под», «из-за», их заменяли предлогами «на», «из». Предлог «между» заменяется на «у». Предлог «в» в некоторых случаях заменяется предлогом «на».
Наречия с пространственным значением, как по горизонтальной оси, так и по вертикальной понимаются лучше, чем вербализируются.
Данные исследования временных представлений говорят о том, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень продемонстрировали 40% испытуемых. Низкий уровень отмечен у 60% испытуемых. Лучше сформированы представления о частях суток, временах года. Самые западающие категории: представления понятиях прошлом, настоящем, будущем, названия месяцев. Затруднения в установлении последовательности. Отмечены трудности соотнесения «вчера» с прошлым, «завтра» с будущим, лучше выявлено соотнесение «сегодня» с настоящим,
Выявленные дефициты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы над формированием пространственно-временных категорий и их вербализацией.
Было разработано содержание логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня, которое включает направления:
1. Формирование лексики, связанной с обозначением пространства,
включающее этапы: освоение телесного пространства; освоение пространства по вертикальной оси; освоение пространства по горизонтальной оси; усвоение предложных конструкций.
2. Формирование лексики, обозначающей временные представления: формирование представлений о частях суток; формирование представлений о прошлом, настоящем и будущем; формирование представлений о временах года; формирование представлений о месяцах.
На каждом этапе конкретизированы задачи. Дидактический инструментарий представлен играми, упражнениями, заданиями, практической деятельностью с использованием наглядных средств.
Содержание работы было дифференцировано на основе уровневого подхода. Включало задания по степени сложности. Дифференцированно использовалась помощь педагога, материальные опоры.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность разработанного нами содержания логопедической работы. Улучшились результаты по каждой исследуемой категории. Отмечено снижение количества ошибок и повышение уровней сформированности.
Улучшилось понимание взаиморасположения частей лица; выросло число испытуемых, которые не испытывают трудностей в дифференцировке рук и в зрительно-пространственной организации движений. Отмечено улучшение дифференцировки правой и левой рук. Дети усвоили приемы определения правой и левой сторон, стали лучше соотносить правую и левую руки с другими частями лица и тела.
Наблюдается положительная динамика употребления простых предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «с». Относительно сложных предлогов заметен минимальный сдвиг в положительную сторону, несмотря на то, что их употребление в речи еще затруднено. Есть небольшая динамика в употреблении предлога «между».
Отмечено повышение представлений о частях суток. Это проявляется в том, что испытуемые стали лучше соотносить части суток с соответствующей деятельностью, передавать последовательность с использованием материальных опор и без.
Есть небольшая динамика ориентировки в прошлом, настоящем и будущем.
Улучшились представления о последовательности времен года. В некоторых случаях и без материальной опоры.
Наблюдается минимальная динамика ориентировки в названиях месяцев. Но трудности в определении их последовательности еще сохраняются.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 296 с.
2. Алле, А.Х., Власенко, И.Т., Голод В.И. Нейропсихологический метод диагностики нарушений речевого развития // Методы обследования речи детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.
3. Ананьев, Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. - 1968. - №4
4. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
5. Афанасьева, Е.А., Фомичева, М.Ф. Овладение пространственными представлениями основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи// Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2008.
6. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция /Актуальные проблемы логопедии; отв. ред. М.Г. Храковская. СПб.: Акционер и К°, 2004.
7. Ахутина, Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
8. Бадалян, Л.О. Детская неврология : учебное пособие / Л.О.Бадалян.- 4- еизд.- М.: МЕДпресс - информ, 2016. - 608с.: ил.
9. Белова-Давид, P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Нарушения речи у дошкольников; под ред. P.A. Беловой-Давид. М.: Просвещение, 1972
10. Блохина, Ю.А. Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями // Вестник Шадринского государственного университета. № 3 (43) 2019
11. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - (Большая университетская библиотека)
12. Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. 1975. - № 5
13. Брюховских, Л. А. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе / Л. А. Брюховских, О. А. Козырева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 5-6. - С. 36-40.
14. Брюховских, Л. А. Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией / Л. А. Брюховских // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2008. - № 1. - С. 106¬ 111.
15. Брюховских, Л. А. Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией / Л. А. Брюховских // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2008. - № 1. - С. 106 - 111.
16. Брюховских, Л. А. Объективизация пространственных отношений при формировании предложных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития / Л. А. Брюховских // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3(33). - С. 150 - 154.
17. Брюховских, Л. А. Формирование пространственной лексики у младших школьников с задержкой психического развития / Л. А. Брюховских, К. М. Валецкая, Д. В. Нестерова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: Сборник трудов по материалам II Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 10 октября 2020 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2020.- С. 116 - 125.
18. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии. М.: Академия, 2008. - 238 с.
19. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
20. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: «ДЕТСВО- ПРЕСС», 2007. - 472 с.
21. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. - М.: «Мир», 2004. - 496 с., ил.
22. Градова Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. . ..канд.пед. наук: 13. 00.03/ Г.Н. Градова. СПб., 2010
23. Диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Под ред. Л.В. Лопатиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 272 с.
24. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Эксмо, 2017. - 288 с.: ил.
25. Иванов М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М.В. Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - с. 245 - 248.
26. Иншакова, О.Б., Колесникова, А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. - М.В. Секачев, 2006 - 80 с.
27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников ( формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: Союз, 2001. - 160с.
28. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001. - 159 с.
29. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: 1999. - 160 с.
30. Левина, P.E. Нарушения речи и письма у детей / Избранные труды. М.: АРК-ТИ, 2005. - 221 с.
31. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
32. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - 4-е изд. - М., Просвещение, 2002. - 157 с.
33. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак.пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2009. - 703 с.
34. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. - СПб. : Питер, 2019.-768с.: ил. - Серия (Мастера психологии)
35. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции. - Питер, 2018. - 768с.
36. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
37. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования. М: Издательский центр «Академия», 2002. - 352 с.
38. Макарова, В.Н., Фандеева, Т.А. / Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения // Ученые записки Орловского государственного университета. № 1(74), 2017, с. 173 - 176
39. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
40. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи. автореф. дис. ...канд. пед. наук Е.Л. Малиованова. - М., 2009. - 25 с.
41. Манелис, Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. -1997. № 3. - Т. 4. - С. 25-37.
42. Медведева, Е.Ю., Ольхина, Е.А. // К вопросу о коррекции и развитии пространственных представлений у дошкольников с ОНР/ Балтийский гуманитарный журнал 2019. Т. 8. № 3 (28)
43. Микадзе, Ю.В.. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
44. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. СПб.: «Детство-пресс», 2009. - 212 с.
45. Мухина, B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 2003. - 400 с.
46. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 частях. Часть 1/ Колганова, В.С., Пивоварова, Е.В. - Айрис-пресс, 2016. - 416 с.
47. Панкова, С.Ю. Пространство и время в этнической картине мира: монография / С.Ю. Панкова. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 236с.
48. Педагогика: большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 478 с.
49. Пиаже, Ж. Б. Инельдер. Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации/ Перевод с французского Э.М. Пчелкиной/ Издательство иностранной литературы. М., 1963. - 448 с.
50. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2002. - 256 с.
51. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.
52. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-педежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2005. - 217 с.
53. Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис- Пресс, 2005. - 24 с.
54. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н.Я. Семаго. - Москва: Айрис - пресс, 2007. - 112 с.
55. Семаго, Н.Я. Пространственные представления в речи. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
56. Семенович, A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с.
57. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие/ А.В. Семенович ., 5-е изд., - Москва: Генезис, 2017. - 321с.
58. Специальная психология / В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2004. - 464 с.
59. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004 - 224 с.
60. Филичева, Т.Е., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: ДРОФА, 2009. - 189 с.
61. Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сферы в структуре дефекта у детей с ОНР // Дефектология. 1994. - № 2.
62. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 320 с.
63. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. М.; Воронеж, 2000. - 304 с.
64. Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
65. Шохор-Троцкая, (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. - М.: ЭКСМО-Пресс; В. Секачев, 2000. 368 с.
66. Яцель, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах /О.С. Яцель. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 48 с.
67. Hodgkiss, A., Gilligan-Lee, K.A., Thomas, M.S., Tolmie, A.K. and Farran, E.K. (2021), The developmental trajectories of spatial skills in middle childhood.
68. Miller, H.E., Vlach, H.A. and Simmering, V.R. (2017), Producing Spatial Words Is Not Enough: Understanding the Relation Between Language and Spatial Cognition.