Логопедическая работа по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
пространственных представлений и пространственно-временной лексики у дошкольников 6
1.2. Формирование и развитие пространственно-временных представлений в онтогенезе. Связь пространственно-временных представлений и речи 10
1.3. Особенности пространственно-временной лексики у детей с ОНР III
уровня 14
1.4. Анализ современных методик по формированию пространственно-временной лексики 18
Глава II. Анализ констатирующего эксперимента 22
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Глава III. Анализ результатов формирующего эксперимента 38
3.1. Представление содержания логопедической работы по формированию
пространственно-временной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
Заключение 58
Библиография 63
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
пространственных представлений и пространственно-временной лексики у дошкольников 6
1.2. Формирование и развитие пространственно-временных представлений в онтогенезе. Связь пространственно-временных представлений и речи 10
1.3. Особенности пространственно-временной лексики у детей с ОНР III
уровня 14
1.4. Анализ современных методик по формированию пространственно-временной лексики 18
Глава II. Анализ констатирующего эксперимента 22
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Глава III. Анализ результатов формирующего эксперимента 38
3.1. Представление содержания логопедической работы по формированию
пространственно-временной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
Заключение 58
Библиография 63
Приложения
Актуальность. Развитие лексического строя считается одной из важнейших задач развития речи детей дошкольного возраста, и закреплено в качестве приоритетного направления на государственном уровне. Владение лексикой с пространственно-временным значением отражает способность восприятия и оценки пространства, а так же уровень речевого развития ребенка. Пространственно-временная лексика - это словарь понятий, определяющих форму, величину, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела [13]. Однако, при общем недоразвитии речи (ОНР) третьего уровня при относительной сохранности понимания обращенной речи имеются трудности в понимании логико-грамматических структур, отражающих пространственно-временные отношения [16]. Многие исследователи отмечают важность и необходимость сформированности пространственных представлений в целом. Недостаточное понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, и пространственно-временные отношения, большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов являются важными диагностическими признаками общего недоразвития речи (ОНР). По определению Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой ОНР - это специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Несмотря на то, что есть исследования о значении пространственно-временной лексики в развитии речи, гностических процессов и особенностей её формирования у дошкольников общим недоразвитием речи (Л.А. Брюховских, Л.В. Ковригина, И.А. Филатова), тем не менее, недостаточно научно-практических материалов по формированию и коррекции пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с ОНР Ш уровня.
Из выявленного противоречия вытекает проблема - разработка содержания логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: формирование пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Цель: разработка дифференцированного, на основе выявленных особенностей, содержания логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет более успешным при использовании целенаправленной логопедической работы, содержание которой предусматривает развитие базовых и речевых средств по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу, подходы к формированию пространственных представлений, пространственно-временной лексики.
2. Подобрать диагностические методики.
3. Провести констатирующий эксперимент в образовательной организации. Проанализировать полученные данные.
4. Разработать содержание логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Теоретико-методологической основой анализа являются:
1. Положение о мозговой организации деятельности (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др.).
2. Положение о психофизиологических основах восприятия пространства и времени детьми дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.).
3. Положение о развитии пространственно-временных представлений у дошкольников (Т.Д. Рихтерман, Т.А. Мусейибова, Е.И. Щербакова и др.).
Методы исследования: В исследовании использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - диагностика уровня сформированности у детей пространственно-временной лексики; психолого¬педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Организация исследования: базой для проведения констатирующего эксперимента послужило одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 15 детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи Ш уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были взяты за основу методики, разработанные А.Р. Лурией, представленные в работах М.М. Семаго, Н.Я. Семаго; А.В. Семенович, Е.А. Стребелевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной и адаптированные нами.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработан комплекс упражнений для формирования пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня. Результаты экспериментального исследования могут быть использованы специалистами дошкольного учреждения в работе с детьми 6-7 лет. Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Работа содержит таблицы и рисунки.
Несмотря на то, что есть исследования о значении пространственно-временной лексики в развитии речи, гностических процессов и особенностей её формирования у дошкольников общим недоразвитием речи (Л.А. Брюховских, Л.В. Ковригина, И.А. Филатова), тем не менее, недостаточно научно-практических материалов по формированию и коррекции пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с ОНР Ш уровня.
Из выявленного противоречия вытекает проблема - разработка содержания логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: формирование пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Цель: разработка дифференцированного, на основе выявленных особенностей, содержания логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет более успешным при использовании целенаправленной логопедической работы, содержание которой предусматривает развитие базовых и речевых средств по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу, подходы к формированию пространственных представлений, пространственно-временной лексики.
2. Подобрать диагностические методики.
3. Провести констатирующий эксперимент в образовательной организации. Проанализировать полученные данные.
4. Разработать содержание логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Теоретико-методологической основой анализа являются:
1. Положение о мозговой организации деятельности (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др.).
2. Положение о психофизиологических основах восприятия пространства и времени детьми дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.).
3. Положение о развитии пространственно-временных представлений у дошкольников (Т.Д. Рихтерман, Т.А. Мусейибова, Е.И. Щербакова и др.).
Методы исследования: В исследовании использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - диагностика уровня сформированности у детей пространственно-временной лексики; психолого¬педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Организация исследования: базой для проведения констатирующего эксперимента послужило одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 15 детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи Ш уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были взяты за основу методики, разработанные А.Р. Лурией, представленные в работах М.М. Семаго, Н.Я. Семаго; А.В. Семенович, Е.А. Стребелевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной и адаптированные нами.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработан комплекс упражнений для формирования пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня. Результаты экспериментального исследования могут быть использованы специалистами дошкольного учреждения в работе с детьми 6-7 лет. Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Работа содержит таблицы и рисунки.
Таким образом, к формированию представлений о пространстве и времени существуют различные концепции. Согласно одним, ведущая роль в формировании пространственных представлений принадлежит деятельности различных анализаторных систем (А.Р. Лурия). Другие подчеркивают важность психо-физиологических механизмов в отражении пространства и времени (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.).
Педагогические подходы подчеркивают главную роль в формировании пространственно-временных представлений практической деятельности и умственных действий, специально организованных игровых действий.
пространственные и временные представления - важнейшая составляющая целостного и гармоничного развития ребенка. Значимость пространственно-временных представлений в развитии речи дошкольников велика. От степени и уровня оформленности пространственно-временных представлений во многом зависит, насколько успешным будет овладение письмом, чтением, математическим знанием.
Согласно предложенным моделям онтогенетического развития пространственно-временных представлений, в основе выделения уровней, структурирующих данные представления, лежит поэтапность, последовательность овладения. Пререход к последующему уровню осуществляется только освоив предыдущий.
Формируясь во внутреннем плане, пространственно-временные отношения реализуются при помощи лексических средств, а именно предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.
общее недоразвитие речи - нарушение системного характера, охватывающее все компоненты сложной речевой системы: лексику, грамматику и фонематику. Нарушения выражены в большей или меньшей степени в зависимости от уровня речевого развития (по Р.Е. Левиной), на котором находится ребенок.
Несмотря на то, что на третьем уровне речевого развития некоторые показатели достигают нижнего порога возрастной нормы, все еще сохраняются трудности понимания и лексического оформления некоторых языковых единиц, в частности, логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и временные отношения. Для передачи пространственных отношений дети часто используют простые предлоги, но наблюдается ошибки в виде замен, пропусков. Причинные или временные отношения при помощи предлогов передаются реже.
В методиках по формированию пространственно-временных представлений и лексики обосновывается важность наглядной ситуации в материализации пространственно-временных представлений.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был составлен диагностический комплекс, состоящий из четырех блоков:
1 блок. Ориентировки в сомато-пространстве.
2 блок. Понимание предлогов и наречий с пространственным значением.
3 блок. Употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением.
4 блок. Исследование уровня сформированности временных представлений.
Изучение ориентировки детей в сомато-пространстве показало, что высокого уровня сформированности на выявлено.
Средний уровень сомато-пространственной ориентировки продемонстрировали 33% испытуемых.
Низкий уровень сомато-пространственной ориентировки продемонстрировали 67% испытуемых.
У большинства выявлены трудности при оценке пространственного взаиморасположения частей лица, дифференцировки рук и зрительно-пространственной организации движений. Это выражается в том, что испытуемые путают правую и левую руки, в сложных инструкциях на соотнесение допускают много ошибок, простые инструкции выполняют лучше.
Изучение понимания предлогов и наречий с пространственным значением показало, что детей с высоким уровнем не выявлено. Средний уровень отмечен у 80% испытуемых. Низкий уровень составляет 20%.
Изучение употребления предлогов и наречий с пространственным значением показало, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень выявлен у 40% испытуемых. Низкий уровень отмечен у 60% испытуемых. Анализ результатов свидетельствует о том, что понимание предлогов и наречий с пространственным значением в целом лучше сформировано, чем употребление в речи. Наиболее частые ошибки - замена одного предлога другим, непонимание точного значения.
Понимание простых предлогов «в», «на», «за», «под», «с» сформировано лучше, чем сложных предлогов «из-за», «из-под», предлога «между». Наиболее сложными как в понимании, так и в употреблении оказались предлоги «над», «из-под», «из-за», их заменяли предлогами «на», «из». Предлог «между» заменяется на «у». Предлог «в» в некоторых случаях заменяется предлогом «на».
Наречия с пространственным значением, как по горизонтальной оси, так и по вертикальной понимаются лучше, чем вербализируются.
Данные исследования временных представлений говорят о том, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень продемонстрировали 40% испытуемых. Низкий уровень отмечен у 60% испытуемых. Лучше сформированы представления о частях суток, временах года. Самые западающие категории: представления понятиях прошлом, настоящем, будущем, названия месяцев. Затруднения в установлении последовательности. Отмечены трудности соотнесения «вчера» с прошлым, «завтра» с будущим, лучше выявлено соотнесение «сегодня» с настоящим,
Выявленные дефициты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы над формированием пространственно-временных категорий и их вербализацией.
Было разработано содержание логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня, которое включает направления:
1. Формирование лексики, связанной с обозначением пространства,
включающее этапы: освоение телесного пространства; освоение пространства по вертикальной оси; освоение пространства по горизонтальной оси; усвоение предложных конструкций.
2. Формирование лексики, обозначающей временные представления: формирование представлений о частях суток; формирование представлений о прошлом, настоящем и будущем; формирование представлений о временах года; формирование представлений о месяцах.
На каждом этапе конкретизированы задачи. Дидактический инструментарий представлен играми, упражнениями, заданиями, практической деятельностью с использованием наглядных средств.
Содержание работы было дифференцировано на основе уровневого подхода. Включало задания по степени сложности. Дифференцированно использовалась помощь педагога, материальные опоры.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность разработанного нами содержания логопедической работы. Улучшились результаты по каждой исследуемой категории. Отмечено снижение количества ошибок и повышение уровней сформированности.
Улучшилось понимание взаиморасположения частей лица; выросло число испытуемых, которые не испытывают трудностей в дифференцировке рук и в зрительно-пространственной организации движений. Отмечено улучшение дифференцировки правой и левой рук. Дети усвоили приемы определения правой и левой сторон, стали лучше соотносить правую и левую руки с другими частями лица и тела.
Наблюдается положительная динамика употребления простых предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «с». Относительно сложных предлогов заметен минимальный сдвиг в положительную сторону, несмотря на то, что их употребление в речи еще затруднено. Есть небольшая динамика в употреблении предлога «между».
Отмечено повышение представлений о частях суток. Это проявляется в том, что испытуемые стали лучше соотносить части суток с соответствующей деятельностью, передавать последовательность с использованием материальных опор и без.
Есть небольшая динамика ориентировки в прошлом, настоящем и будущем.
Улучшились представления о последовательности времен года. В некоторых случаях и без материальной опоры.
Наблюдается минимальная динамика ориентировки в названиях месяцев. Но трудности в определении их последовательности еще сохраняются.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
Педагогические подходы подчеркивают главную роль в формировании пространственно-временных представлений практической деятельности и умственных действий, специально организованных игровых действий.
пространственные и временные представления - важнейшая составляющая целостного и гармоничного развития ребенка. Значимость пространственно-временных представлений в развитии речи дошкольников велика. От степени и уровня оформленности пространственно-временных представлений во многом зависит, насколько успешным будет овладение письмом, чтением, математическим знанием.
Согласно предложенным моделям онтогенетического развития пространственно-временных представлений, в основе выделения уровней, структурирующих данные представления, лежит поэтапность, последовательность овладения. Пререход к последующему уровню осуществляется только освоив предыдущий.
Формируясь во внутреннем плане, пространственно-временные отношения реализуются при помощи лексических средств, а именно предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.
общее недоразвитие речи - нарушение системного характера, охватывающее все компоненты сложной речевой системы: лексику, грамматику и фонематику. Нарушения выражены в большей или меньшей степени в зависимости от уровня речевого развития (по Р.Е. Левиной), на котором находится ребенок.
Несмотря на то, что на третьем уровне речевого развития некоторые показатели достигают нижнего порога возрастной нормы, все еще сохраняются трудности понимания и лексического оформления некоторых языковых единиц, в частности, логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и временные отношения. Для передачи пространственных отношений дети часто используют простые предлоги, но наблюдается ошибки в виде замен, пропусков. Причинные или временные отношения при помощи предлогов передаются реже.
В методиках по формированию пространственно-временных представлений и лексики обосновывается важность наглядной ситуации в материализации пространственно-временных представлений.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был составлен диагностический комплекс, состоящий из четырех блоков:
1 блок. Ориентировки в сомато-пространстве.
2 блок. Понимание предлогов и наречий с пространственным значением.
3 блок. Употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением.
4 блок. Исследование уровня сформированности временных представлений.
Изучение ориентировки детей в сомато-пространстве показало, что высокого уровня сформированности на выявлено.
Средний уровень сомато-пространственной ориентировки продемонстрировали 33% испытуемых.
Низкий уровень сомато-пространственной ориентировки продемонстрировали 67% испытуемых.
У большинства выявлены трудности при оценке пространственного взаиморасположения частей лица, дифференцировки рук и зрительно-пространственной организации движений. Это выражается в том, что испытуемые путают правую и левую руки, в сложных инструкциях на соотнесение допускают много ошибок, простые инструкции выполняют лучше.
Изучение понимания предлогов и наречий с пространственным значением показало, что детей с высоким уровнем не выявлено. Средний уровень отмечен у 80% испытуемых. Низкий уровень составляет 20%.
Изучение употребления предлогов и наречий с пространственным значением показало, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень выявлен у 40% испытуемых. Низкий уровень отмечен у 60% испытуемых. Анализ результатов свидетельствует о том, что понимание предлогов и наречий с пространственным значением в целом лучше сформировано, чем употребление в речи. Наиболее частые ошибки - замена одного предлога другим, непонимание точного значения.
Понимание простых предлогов «в», «на», «за», «под», «с» сформировано лучше, чем сложных предлогов «из-за», «из-под», предлога «между». Наиболее сложными как в понимании, так и в употреблении оказались предлоги «над», «из-под», «из-за», их заменяли предлогами «на», «из». Предлог «между» заменяется на «у». Предлог «в» в некоторых случаях заменяется предлогом «на».
Наречия с пространственным значением, как по горизонтальной оси, так и по вертикальной понимаются лучше, чем вербализируются.
Данные исследования временных представлений говорят о том, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень продемонстрировали 40% испытуемых. Низкий уровень отмечен у 60% испытуемых. Лучше сформированы представления о частях суток, временах года. Самые западающие категории: представления понятиях прошлом, настоящем, будущем, названия месяцев. Затруднения в установлении последовательности. Отмечены трудности соотнесения «вчера» с прошлым, «завтра» с будущим, лучше выявлено соотнесение «сегодня» с настоящим,
Выявленные дефициты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы над формированием пространственно-временных категорий и их вербализацией.
Было разработано содержание логопедической работы по формированию пространственно-временной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ш уровня, которое включает направления:
1. Формирование лексики, связанной с обозначением пространства,
включающее этапы: освоение телесного пространства; освоение пространства по вертикальной оси; освоение пространства по горизонтальной оси; усвоение предложных конструкций.
2. Формирование лексики, обозначающей временные представления: формирование представлений о частях суток; формирование представлений о прошлом, настоящем и будущем; формирование представлений о временах года; формирование представлений о месяцах.
На каждом этапе конкретизированы задачи. Дидактический инструментарий представлен играми, упражнениями, заданиями, практической деятельностью с использованием наглядных средств.
Содержание работы было дифференцировано на основе уровневого подхода. Включало задания по степени сложности. Дифференцированно использовалась помощь педагога, материальные опоры.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность разработанного нами содержания логопедической работы. Улучшились результаты по каждой исследуемой категории. Отмечено снижение количества ошибок и повышение уровней сформированности.
Улучшилось понимание взаиморасположения частей лица; выросло число испытуемых, которые не испытывают трудностей в дифференцировке рук и в зрительно-пространственной организации движений. Отмечено улучшение дифференцировки правой и левой рук. Дети усвоили приемы определения правой и левой сторон, стали лучше соотносить правую и левую руки с другими частями лица и тела.
Наблюдается положительная динамика употребления простых предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «с». Относительно сложных предлогов заметен минимальный сдвиг в положительную сторону, несмотря на то, что их употребление в речи еще затруднено. Есть небольшая динамика в употреблении предлога «между».
Отмечено повышение представлений о частях суток. Это проявляется в том, что испытуемые стали лучше соотносить части суток с соответствующей деятельностью, передавать последовательность с использованием материальных опор и без.
Есть небольшая динамика ориентировки в прошлом, настоящем и будущем.
Улучшились представления о последовательности времен года. В некоторых случаях и без материальной опоры.
Наблюдается минимальная динамика ориентировки в названиях месяцев. Но трудности в определении их последовательности еще сохраняются.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольного слухового восприятия детей 5-6 лет с ОНР (Методика развития речи)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Формирование речемыслительной деятельности у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на
логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022



