Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №166219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие литерализации полушарий и межполушарного
взаимодействия головного мозга 7
1.2 Особенности межполушарного взаимодействия у младших
школьников 15
1.3 Обобщенный опыт образовательной практики по развитию
межполушарного взаимодействия у младших
школьников 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 38
2.1 Диагностическая программа исследования межполушарных
взаимодействий у младших школьников 38
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3 Комплекс упражнений для развития межполушарных
взаимодействий у младших
школьников 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68-78

Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое полушария выполняют различные функции, но в основе полноценной деятельности мозга находится их сотрудничество.
На протяжении нескольких десятилетий функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга постоянно удерживает внимание исследователей и интересует их. За это время накоплено много материала по данной теме как в теоретической части, так и в практической. В данной работе будет говорится об особенностях работы мозга - о том, что у всех людей одинаковое устройство мозга, но в то же время совершенно разные способности и способ работы с информацией, а также с её усвоением.
Неврологи считают, что правое полушарие отвечает за осознание фоновой информации и взаимосвязи вещей, а в левом полушарии происходит обработка всех деталей, которые находятся на переднем плане [Филлипс, 2013, с. 2]. Нужно помнить о том, что деятельность больших полушарий - это особая психическая деятельность [Павлов, 2017, с. 5], а функциональная асимметрия полушарий сильно расширяет возможности мозга, она совершенствует их. Но об асимметрии нельзя сказать, что это однозначное явление, ведь некоторыми свойствами обладает лишь одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и всё это находится в очень сложной взаимозависимости. Оба полушария тесно взаимодействуют друг с другом, но в то же время совершенно по-разному воспринимают явления окружающей среды. Также отличается их роль в работе мозга, когда дело касается творчества.
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Нельзя забывать о том, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Данная тема актуальна в настоящий момент времени, потому что, усвоив некоторые приёмы межполушарного взаимодействия, можно было бы повысить работоспособность, свой интеллект, научиться правильно и грамотно усваивать информацию [Соловьёва, 2005, с. 18].
Доктор Джо Диспенза говорит о том, что времена меняются и, следовательно, нужно пересмотреть подход ко всем сферам жизни общества, в особенности к образованию, к вопросу повышения интеллектуальной активности детей - нашего будущего [Диспенза, 2019].
Уровень развития межполушарных взаимодействий головного мозга младших школьников- это актуальная проблема и она должна быть изучена и понята каждым учителем, ведь чтобы повысить успеваемость ребёнка, нужно прежде всего познакомиться с его психофизиологическими особенностями. Именно педагог находится рядом с ребёнком во время его нахождения в школе, а значит, на нём лежит доля ответственности за то, как ученик чувствует себя на уроке и включён ли он в учебный процесс. Влияние особенностей межполушарных взаимодействий головного мозга очень важно изучать, ведь часто эта особенность остаётся неучтённой при организации и планировании уроков младших школьников.
Изучение межполушарных взаимодействий также помогает в нахождении индивидуального подхода к обучению детей, позволяет подобрать методики, соответствующие типу мышления и учитывающие особенности познавательных процессов ученика. Это, в свою очередь, способствует достижению целей, установленных в пункте №21 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - Электронный ресурс]
Важно развивать межполушарные связи ещё и потому, что, только сумев объединить работу правого полушария, отвечающего за творческое мышление, и левого, отвечающего за логическое, возможно добиться улучшения работоспособности и качества усваиваемого материала.
Объект исследования: процесс развития межполушарных
взаимодействий головного мозга.
Предмет исследования: актуальное состояние межполушарных взаимодействий у младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень сформированности межполушарных взаимодействий проявляется умением последовательно и точно переключаться с одного действия на другое, переориентироваться в пространстве, владеть собственным телом, речевой регуляцией движений, понимать понятия «право-лево» и находится преимущественно на среднем уровне.
Цель работы: описать процесс развития межполушарных взаимодействий головного мозга в практике начального образования, провести констатирующее исследование на предмет изучения актуального состояния межполушарных взаимодействий у младших школьников, обсудить полученные результаты и предложить методические рекомендации для развития межполушарного взаимодействия у младших школьников в учебном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выделение критериев для изучения объекта исследования.
3. Формулирование гипотезы для эмпирического изучения объекта.
4. Подбор методик, проведение констатирующего исследования.
5. Анализ полученных результатов и их обсуждение.
6. Подобрать комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий у младших школьников.
При исследовании вопроса используем следующие методы:
1) изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2) классификация и систематизация материала;
3) обобщение отобранного материала.
Таким образом, развитие межполушарного взаимодействия у детей — запрос времени, ведь у современного ребёнка серьёзная обучающая нагрузка, его окружает большой поток разнообразной информации, которая постоянно обновляется. Наиболее эффективным способом дифференцированного обучения младших школьников является обучение на основе учёта межполушарных взаимодействий учеников. Этот способ сложен, мало разработан, но более продуктивен, чем поиск совершенных методов обучения, потому что ни один метод в равной мере не подходит сразу для всех учеников.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие - важнейшие психические функции, необходимые для процесса обучения, а также повысится работоспособность и успеваемость.
В данном исследовании использовались теоретические (анализ источников литературы: классификация, систематизация и обобщение материала) и эмпирические (методы констатирующего эксперимента) методы исследования.
Данный эксперимент проходил на базе МБОУ «Аэропортовская СОШ» пгт. Емельяново во 2 классе. В эксперименте приняло участие 15 учеников.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении знаний по вопросу межполушарного взаимодействия у младших школьников в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для коррекции развития межполушарного взаимодействия у младших школьников в учебном процессе.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
1. В теоретической части исследовании было выявлено, что переработка информации правым и левым полушариями головного мозга происходят по- разному. Если правое полушарие предполагает конкретно-образное мышление человека, то левое - словесно-логический характер познавательных процессов.
Важным является то, что и работоспособность детей с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга различна, что должно быть учтено педагогом в ходе образовательного процесса.
2. Для изучения объекта исследования мы выделили следующие критерии: умение последовательно и точно переключаться с одного действия на другое, переориентироваться в пространстве, владеть собственным телом и речевой регуляцией движений, а также понимать понятия «право-лево».
3. На основании выделенных критериев мы сформулировали следующую гипотезу: уровень сформированности межполушарных взаимодействий проявляется умением последовательно и точно переключаться с одного действия на другое, переориентироваться в пространстве, владеть собственным телом, речевой регуляцией движений, понимать понятия «право-лево» и находится преимущественно на среднем уровне.
4. Подобрали методики в соответствии с выделенными критериями и провели констатирующее исследование.
5. Гипотеза данного исследования оказалась верна: развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников находится на среднем уровне. На наш взгляд, данный факт обосновывается тем, что межполушарные связи формируются у детей до 12-15 лет, а возраст младших школьников составляет от 6-7 до 10-11 лет, когда межполушарное взаимодействие может быть скорректировано грамотной работой педагогов в младших классах. Проблема межполушарной асимметрии становится все более распространенной и получает большое освещение не только в научных трудах, но и в массовой литературе, с которой может ознакомиться любой родитель. Данный факторы способствуют тому, что педагоги и родители стараются развивать межполушарное взаимодействие у детей, хотя, как мы видим, из результатов среза - недостаточно, чтобы достигнуть высокого уровня развития межполушарных связей.
6. На основе одного из направлений метода «Образовательная кинестетика» нами была разработана программа «Гимнастика для мозга». Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет школьнику развить межполушарные взаимодействия до более высокого уровня, научиться одновременно выполнять разные движения, последовательно и точно переключаться с одного действия на другое и владеть собственным телом. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661
2. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. - 288 c.
3. Банич, М. Т. Недостающее звено: Роль межполушарного взаимодействия в обработке внимания. Мозг и познание, 2018. - 320с
4. Банич, М. Т., Пассаротти, А. Межполушарное взаимодействие способствует выполнению задач в условиях избирательного внимания. Рукопись представлена к публикации. 2021. - 280с.
5. Белджер, А., & Банич, М. Т. Затраты и выгоды от интеграции информации между полушариями головного мозга: вычислительная перспектива. Нейропсихология, 2019. - 429с.
6. Вайсман, Д. Х., Банич, М. Т. Роль межполушарной связи в снижении последствий глобально-локальных помех. Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения, 2021. - 482с.
7. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 с.
8. Волков, Б.С. Психология возраста / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2013. - 511 с.
9. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 140 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 160 с.
11. Гилева, О. Б. Психофизиологические предикторы успешности учебной деятельности школьников: автореф. дис. на соиск. учён. степ. докт. биол. наук (07.05.13) / О. Б. Гилева; ФГБУ «Научно- исследовательский институт молекулярной биологии и биофизики» СО РАМН. - Екб, 2003. - 40 с.
12. Гидд, Дж. Н., Рамси, Дж. М., Кастелланос, Ф. Х., Раджапаксе, Дж. К., Кайсен, Д., Вайтузис, А. К., Ваусс, Ю. К., Гамбургер, С. Д., & Рапопорт, Дж. Л. Количественное МРТ - исследование мозолистого тела у детей и подростков. Исследование мозга в процессе развития, 2020. - 344с.
13. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 с.
14. Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития современных детей / О. В. Гударёва, Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 3. С. 24-34.
15. Демарева В. А., Серова М. С. Успешность деятельности на уроке английского языка у учеников 3-го класса с разными профилями латеральной организации / В. А. Демарева, М. С. Серова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - С. 1-13...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ