Введение
1. Теоретические аспекты формирования умения решать текстовые задачи на движение у младших школьников
1.1. Роль текстовых задач в обучении младших школьников
1.2. Виды задач на движение в начальном курсе математики и критерии умения решать задачи на движение
1.3. Описание методических приемов обучения младших школьников решению задач и задач на движение в частности
Выводы по главе 1
2. Исследование актуального уровня сформированности умения решать задачи на движение у младших школьников
2.1. Исследование уровня сформированности умения решать задачи на движение у обучающихся 4 класса
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ
2.3. Рекомендации по организации учебной деятельности
учащихся, направленной на повышение уровня
сформированности умения решать задачи на движение
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Математика сегодня - это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Решение задач на начальной ступени обучения имеет большое значение для развития мышления обучающихся, для овладения теоретическими знаниями, формирования у них полноценных математических представлений, определяемых программой [1]. Обучающиеся через решение задач знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, с построением цели, определенных задач. Основную часть текстовых задач в начальном курсе математики составляют задачи на движение [10].
В связи с этим возникает необходимость организации учебной деятельности обучающихся начальной школы таким образом, чтобы способствовать выработке у них умения решать текстовые задачи. Решение данного вопроса и составило проблему нашего исследования.
В ходе выполнения исследования нами была выдвинута гипотеза: Уровень сформированности умения решать задач на движение у обучающихся одинаково зависит от уровня сформированности умений анализировать условие задачи, проводить поиск плана решения задачи и его реализацию, осуществлять проверку правильности решения . У младших школьников уровень сформированности умения решать задачи на движение находится на низком и среднем уровнях.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению задач на движение.
Предмет исследования: организация учебной деятельности младших школьников, способствующей повышению уровня сформированности умения решать задачи на движение.
Цель исследования: разработать рекомендации по организации учебной деятельности младших школьников с целью повышения уровня сформированности умения решать текстовые задачи.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выделить виды задач на движение, решаемые в начальной школе.
3. Изучить опыт отечественных педагогов по работе над задачами на движение с младшими школьниками.
4. Составить программу диагностики актуального уровня
сформированности умения решения текстовых задач .
5. Провести экспериментальную работу по определению актуального уровня сформированности умения решения текстовых задач по составленной программе и проанализировать результаты проведенной диагностики.
6. Разработать рекомендации по организации учебной деятельности младших школьников с целью повышения уровня умения решать задачи на движение согласно результатам проведенной диагностики.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы.
• Эмпирический: разработка и реализация диагностической программы,
анализ ее результатов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
База исследования: МАОУ «СОШ №5» г. Сосновоборска Красноярского края.
Решение задач — это упражнения, развивающие мышление. Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. [10]
В ходе работы первая часть гипотезы подтвердилась, действительно, для формирования умения решать задач на движение у обучающихся формировать такие умения, как умение анализировать условия задачи, умение проводить поиск плана решения задачи, умение реализовать найденный план решения задачи, умение осуществлять проверку правильности решения задачи и коррекцию. А вторая часть гипотезы, утверждающая, что отмеченные умения находятся преимущественно на среднем уровне, подтвердилась частично - большая часть умений у испытуемой группы обучающихся 4 класса до начала эксперимента находилась на низком уровне.
Во время исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, рассмотрены различные задачи на движение. Так же были раскрыты особенности работы над задачами на движение, в этом помог опыт отечественных авторов.
Таким образом, можно сделать вывод.
Во-первых, решение задач на движение служит одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отношениями. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения [14].
Во-вторых, при решении задач на движение следует опираться на опыт учащихся, широко использовать практический и наглядный методы, различной сложности задачи, таблицы. Применять на уроках коллективную работу, чтобы обучающимся было легче усваивать материал [20].
В-третьих, при ознакомлении младших школьников со скоростью движения и изучения связи между величинами скорость, время, расстояние, необходимо использовать задачи развивающего характера, которые повышают интерес у учащихся, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление [52]. После ознакомления со скоростью движения и изучения связи между величинами, скорость, время, расстояние, необходимо сформировать у учеников умения и навыки решения задач на встречное движение, а также умение решать и составлять задачи по чертежам и таблицам. Ученики должны научиться сравнивать задачи и выявлять сходное и различное, составлять задачи по выражениям [5].
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Анипченко, З.А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. - М., 1997.
2. Бантова, М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ, отд-ний пед. уч-щ. -М.: Просвещение, 1984.
3. Бантова, М. А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях / М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, с. И. Волкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 158 с.
4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курслекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 455 с.
5. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
6. Виленкин, Н. Я. Математика 4 - 5 классы. Теоретические основы / Н. Я. Виленкин. - М.: Просвещение, 1974. - 75 с.
7. Волкова, С.И. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 -го класса 1-4. Пособие для учителей / С.И. Волкова. - М.: Просвещение,1990г. - 36 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педогогика-Пресс, 1996. - 540 с.
9. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии: Учебное пособие / М. А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с.
10. Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе / В. А. Далингер, Л.П.Борисова. -Москва: Юрайт, 2016. - 207 с.
11. Глейзер, Г.И. История математики в школе: 4 -6 кл. Пособие для учителей.
• М.: Просвещение, 1981. - 239 с., ил.
12. Гончарова, М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - Антал, 1995. - 40 с.
13. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: кн. для учителя / Я. И. Груденов. - М.: Просвещение, 1990. - 224с.
14. Гусев, В.А. Изучение величин на уроках математики и физики в школе / В.А. Гусев, А.И. Иванов, О.Д. Шебалин. - М.: Просвещение, 1981. - 79 с., ил.
15. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. - М.: Просвещение, 1994. - 25 с....54