Введение 3
Глава 1. Историко-правовые основы административного права в
Российской Федерации 6
1.1. Административное право: понятие, предмет и особенности 6
1.2. Исторические аспекты формирования административного права в
России 19
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития
административного права в Российской Федерации 34
2.1 Актуальные изменения в Кодексе об административных
правонарушениях РФ 34
2.2. Административное судопроизводство как новелла административного
права в российском законодательстве 40
2.3. Правовая природа и понятие судебного контроля в производстве по делам
об административных правонарушениях
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. Новеллы в административном праве Российской Федерации обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами:
1) экономическим - стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах;
2) политическим - необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка;
3) правовым - созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административной ответственности, административного наказания, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.
В конце 2001 г. был принят, а с 1 июля 2002 г. вступил в силу КоАП РФ. Действовавший ранее Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был принят еще в 1984 г. и отражал существовавшие тогда концепции государственного управления.
В новых социально-экономических условиях многие его нормы перестали учитывать реалии времени и фактически утратили силу. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, которые вносились в этот акт,
он являлся архаичной юридической конструкцией, не соответствовал во многом положениям Конституции РФ, не отвечал потребностям современного российского общества.
В этой связи возникла острая необходимость принять новый законодательный акт, который, с одной стороны, обеспечивал бы провозглашенные Конституцией РФ приоритет прав и свобод человека и
гражданина, способствовал защите безопасности личности, общества и
государства, всех видов собственности, а с другой - отражал потребности государственного регулирования экономики. Кодекс РСФСР допускал возможность установления ответственности за административные правонарушения не только самим Кодексом, но и другими федеральными законами, законами субъектов РФ, актами органов исполнительной власти, актами органов местного самоуправления.
Исходя из положения пункта «к» статьи 72 Конституции РФ о том, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, новый КоАП РФ закрепил норму, согласно которой законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов РФ об административных правонарушениях. При этом установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), относится к ведению Российской Федерации.
Существенной новеллой КоАП РФ является положение, исключающее возможность установления административной ответственности актами органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Объектом исследования является современное состояние и перспективы развития административного права в Российской Федерации.
Предметом исследования являются новеллы в административном праве Российской Федерации.
Основной задачей выпускной квалификационной работы является попытка исследования понятия, современного состояния и перспектив административного права в Российской Федерации в свете принятого КоАП РФ, а также рассмотрение административного судопроизводства как новеллу административного права РФ.
Исследуемая тема нашла свое отражение в работах таких выдающихся ученых, как Хазанов С.Д., Еврутин Ю.Е., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Лазарев В.В., Полумордвинов Д.И., Попова Л.Л., Хаманева Н.Ю и др. Законодательную основу данного исследования составили законы и подзаконные акты.
Методологическую основу исследования составили теоретический метод анализа и синтеза научной литературы; эмпирический метод изучения судебной практики и литературы, формально-юридический метод, включающий описание норм права, выработку правовых понятий, описание, анализ и обобщение судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена содержанием и целями исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, и список использованных источников.
Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления - это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.