Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ В 5-М - 6-М КЛАССАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»

Работа №166147

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы реализации этнокультуроведческого компонента
в практике преподавания русского языка 8
1.1 Понятие этнокультуроведческого компонента в современной
методической литературе 8
1.2 Понятие интегрированного урока 16
2 Практический аспект реализации этнокультуроведческого компонента на
уроках русского языка в 5 - 6 классах 26
2.1 Отражение этнокультуроведческого компонента в учебниках
русского языка в 5-6 классах 26
2.2 Конспект интегрированного урока по русскому языку и истории по теме: «в лесу старинных слов: устаревшие слова. Архаизмы. Историзмы» 28
2.3 Методические рекомендации по реализации этнокультуроведческого
компонента на уроках русского языка в 5 - 6 классах 33
Заключение 42
Список использованных источников 46

Развитие современной методики преподавания русского языка характеризуется поиском результативных путей обучения, изучаемых явлений языка, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту. В последнее время в обществе значительно возрос интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде.
В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, которые связаны с одной стороны, закономерностями педагогического процесса, с другой стороны - национально-религиозными, историческими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.
Методические идеи использования в образовательном процессе региональных языковых средств, не нашли подходящих требований разработки и введения в практику современного преподавания русского языка в школе.
Особенно результативно региональный компонент может быть реализован при междисциплинарном подходе при изучении дисциплин. Так, интеграция уроков русского языка и истории способствует формированию культуроведческой компетенции у обучающихся.
Сегодня мы можем сказать, что нельзя дать качественное образование, используя устаревшие методы обучения. Школа должна вводить интеграцию предметов для того чтобы решить ряд задач.
Интеграция - это объединение в целое частей, элементов. Слово «интеграция» восходит к латинскому слову integer - (целый) - и переводится как восстановление, восполнение. Одно из значений, которое употребляется в «Толковом словаре русского языка» И.Ю. Шведовой С.И. Ожегова, - это сближение наук и процесса связи, происходящих наряду с процессами их дифференциации [23].
Отсюда следует, одним из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегрированности его содержания. Направление актуально сейчас по двум причинам: во-первых, главной задачей интеграции является создание у ребёнка целостного, общего представления о мире, то есть формирование, развитие мировоззрения, а в этом и содержится одна из задач школы. Во-вторых, интегрированное обучение даёт глубокие знания и высокие возможности в обучении, нежели традиционное обучение. Интегрированные уроки способствуют устранению недостатков предметного обучения, а также помогают обучающимся развить творческий потенциал. Всё выше сказанное объясняет актуальность выпускного исследования.
Цель: проанализировать и описать возможности реализации этнокультуроведческого компонента в практике преподавания интегрированных уроков по русскому языку и истории.
Объектом исследования является этнокультуроведческий компонент на уроках русского языка.
Предмет исследования - этнокультуроведческий компонент на интегрированных уроках русского языка при изучении раздела «Лексика».
Задачи:
1) представить понятие «этнокультуроведческий компонент» на основе научной и методической литературы;
2) определить суть понятия «интегрированный урок»;
3) изучить УМК по русскому языку на предмет выявления отражения этнокультуроведческого компонента;
4) разработать методические рекомендации по реализации этнокультуроведческого компонента на интегрированных уроках русского языка в 5 - 6 классах при изучении раздела «Лексика».
Методологическую основу исследования составили научно - методические работы: Ф. И. Буслаева, А. А. Шахматова, А. М. Виноградова, М.И. Богомолова.
Проблемой этнокультуроведческого компонента занимались такие исследователи, как ВТ. Белинский, З.А. Богатеева, М.И. Богомолов, А.М. Виноградова, К. Д. Ушинский и др.
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, систематизации и обобщения.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации «Реализация этнокультуроведческого компонента на интегрированных уроках русского языка в 5 - 6 классах при изучении раздела «Лексика» на http://znanio.ruи доклада научно - практической внутривузовской конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 2021 г.)
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающегося 43 наименований. Объем работы - 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Необходимые условия для осуществления этнокультурной направленности содержания общего образования присутствуют в современной российской общеобразовательной школе. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов всех ступеней общеобразовательной школы не превышают учебного времени.
Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира является задачами общего среднего образования. Овладение обучающимся соответствующим мировому уровню общей культурной жизненного самоопределения; интеграция личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру; содействие этнической и гражданской идентификации личности ученика, интегрированного в современное ему общество и способного совершенствовать его.
Использование местного языкового материала на уроках русского языка не только повышает интерес к предмету, но и помогает развивать интерес к родине, расширяет знания об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только человека любящего свою страну - патриота, но и гуманного, социально культурную личность.
На основе проектного метода в образовательном процессе педагогические возможности могут быть реализованы в школе при актуализации, как в учебном, так и в воспитательном процессе
Нам необходимо обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требования к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Процесс формирования патриотизма необходимо реализовывать через этнокультурные тексты. Использование таких текстов, решает данную воспитательную задачу. Языковая компетентность учеников можно развивать при помощи специальных текстов, в которые акцентируют внимание на лексике, с национальной спецификой. Следовательно, происходит воспитание этнического самосознания путем приобщения к ценностям национальной культуры, осмысления изученных текстов. Этнокультурные исследования способствуют повышению уровня интереса на уроке русского языка.
Таким образом, становлению языковой личности школьника, уважительно относящейся к другим культурам, и повышению эффективности образовательного процесса в целом помогает включение материалов с этнокультурной направленностью.
Для определения связи русского языка, возможно, показать смысл существования в языке определенного явления и его стилевое употребления, а также иметь представление о тех предметах, которые позволяют показать принцип существования факторов современного русского языка. Н. Н. Ушаков указывает на то, что подобные связи являются сопоставительными. Для примера он указывает на связь русского языка с историей культуры и иностранными языками в школьном изучении.
Таким образом, проанализировав школьные учебники, мы сделали вывод о том, что в современных школьных программах не акцентируется внимание на этнокультуроведческом компоненте. Многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, является работа с региональными языковыми факторами которые не должны и не могут вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Правильное включение регионального лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное - актуальным.
В итоге, можно говорить о высокой эффективности использования различных приемов на интегрированных уроках русского языка. Интегрированный урок отличается от традиционного тем, что предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Учитель, используя различные методические приемы, делает урок увлекательным, оформляет учебный материал в доступном формате для всех обучающихся. Интеграция на уроках способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика, повышению его креативности и самостоятельности, позволяет разнообразить анализ произведения, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Интегрированные уроки дают возможность решать конкретные и перспективные задачи. Учителю следует учитывать, что данные уроки требуют большой подготовки и определенного уровня развития класса. Не каждый урок можно сделать интегрированным, нужно соответствие тем и целеполагания.
При интегрированном преподавании учителя «делят» между собой не только материал, но и приемы, методы, которые дополняют друг друга и помогают найти наиболее подходящие формы объяснения и закрепления материала, освоения новых умений и навыков.
Интегрированное обучение действительно создает перспективные условия деятельности учителя и учащихся, так как основано на сотрудничестве и взаимодействии нескольких учителей. По-новому строятся и взаимоотношения учителей с учениками, что способствует созданию атмосферы содружества, самовыражению учеников, их большей раскрепощённости на уроке. При подготовке к интегрированному уроку в старших классах значительная нагрузка ложится на самих учеников. Обучающиеся сопоставляют факты, суждения о каких-либо явлениях, событиях, выступают оппонентами, учатся устанавливать связи и видеть закономерности. В целом это учит детей воспринимать мир целостным и свободно ориентироваться в нем.
В настоящее время уровень развития методики обучения языкам характеризуется обостренным интересом к культуроносной функции языка, как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка способствует развитию этнокультуроведческой компетенции, которую называют также национально - культурным уровнем владения языком. Этнокультуроведческая компетенция предполагает осмысление языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально - культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально - маркированными единствами языка, русским речевым этикетом, культурой межэтнического общения.



1. Баранов, М.Т. Методика лексики : учебное пособие / М.Т. Баранов. - Москва : Просвещение, 1983. - 44 с.
2. Баранов, М.Т. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Троснецова. - Москва : Просвещение, 2012. - 192 с.
3. Баринова, Е.А. Основы методики развития связной речи : учебное пособие / Е. А. Баринова. - Москва : Русская словесность, 1996. - 39 с.
4. Бадмахалгаева, Н.М. Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку / Н.М. Бадмахалгаева // Русский язык в школе. - 2005. - №5. - С. 22 - 24.
5. Белянкова, Н.М. Интегрированный урок в обучении школьников : пособие для учителя / Н.М. Белянкова. - Москва : Просвещение, 2015. - 400 с.
6. Благова, Н. Г. О концепции обучения русскому языку с учётом регионального компонента (Для общеобразовательной школы) / Н.Г. Благова, О. Д. Родченко // Русский язык в школе. - 1993. - №4. - С. 16 - 20.
7. Бойцова, И.В. Методологические основы преподавания русского языка в современной школе : учебное пособие / И.В. Бойцова. - Москва : Грамота, 2009. - 25 с.
8. Буряченко, Т.И. Этнокультурный текстовый материал на занятиях по русскому языку как неродному : учебное пособие / Т. И. Буряченко, Г. С. Калыкова. - Москва : Просвещение, 2019. - 188 с.
9. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка : сборник статей / Ф. И. Буслаев. - Москва : Просвещение, 1992. - 342 с.
10. Быстрова, Е. А. Русский язык 6 класс : учебник для 5 класса
общеобразоват. учреждений / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева. -
Москва : «Русское слово - учебник», 2015. - 280 с.
11. Быстрова, Е.А. Русский язык 6 класс : учебник для 6 класса
общеобразоват. учреждений / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева. -
Москва : «Русское слово - учебник», 2014. - 260 с.
12. Гельман, 3.A. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории, науки и культуры : учебное пособие / З.А. Гельман. - Москва : Вестник высшей школы, 1991. - № 12. - 629 с.
13. Глинкина, Г.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка / Г.В. Глинкина // Русский язык в школе. - №12. - С. 14 - 16.
14. Грищенко, Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам : учебное пособие / Н.В. Грищенко. - Москва : Просвещение, 1995. - 21 с.
15. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия : в 6 т. / В.В. Давыдов. - Москва : Большая российская энциклопедия, 1999. - Т.2. - 232с.
16. Данилюк, А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы : учебное пособие / А.Я. Данилюк. - Москва : Просвещение, 1997. - №1. - 69 с.
17. Жеребилова, Т.В. Интегрированный урок в 5 классе : учебное пособие / Т. В. Жеребилова. - Назрань : Пилигрим, 2015 - 488 с.
18. Ипполитова, Н.А. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - Москва : Академия, 2000. - 368 с.
19. Коренева, Л. А. Национально-региональный компонент предмета «Русский язык» в школе: содержание, пути реализации : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Корнева. - Москва, 1995. - 157 с.
20. Ладыженская, Т. А. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений : науч. изд. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - Моска : Просвещение, 2007. - 317 с.
21. Ладыженская, Т. А Русский язык. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Троснецова. - Москва : Просвещение, 2012. - 192 с.
22. Лапатухина, М. С. Методика преподавания русского языка : учебник / М. С. Лапатухина. - Москва : Учпедгиз, 1960. - 483 с.
23. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка : учебное пособие / М. Р. Львов. - Москва : Просвещение, 2002. - 172 с.
24. Львова, С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 11 кл. : учебное пособие / С.И. Львова. - Москва : Мнемозина, 2006. - 134 с.
25. Макарова, М.Е. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку как фактор обновления языкового содержания учебников / М. Е. Макарова // Русский язык в школе. - 2018. - С. 28 - 34.
26. Мартынова, М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков : учебное пособие / М. В. Мартынова. - Томск : 2003. - 153 с.
27. Марьева, М. В. Интегрированный урок «Из истории языка русской деловой речи» / М. В. Марьева // Русский язык в школе. - 2014. - № 7. - С. 36 - 38.
28. Молочко, Г.А. Лексика и фразеология русского языка : учебное пособие / Г. А. Молочко. - Минск : Нар. асвета, 1985. - 160 с.
29. Новикова, Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры : дис. д-ра пед. наук / Л.И. Новикова. - Москва, 2005. - 515 с.
30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. - Азъ, - 1992.
31. Панов, М. В. Как преподавать лексику в школе : учебное пособие / М. В. Панов, В. В. Луковицкий. - Москва : Чистые пруды, 2006. - 32 с.
32. Пахнова, Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2000. - №4. - С.54 - 56.
33. Прудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А. В. Прудникова. - Москва : Просвещение, 1979. - 144 с.
34. Разумовская, М. М. Русский язык. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова. - Москва : Просвещение, 2012. - 317 с.
35. Разумовская, М. М. Русский язык. 6 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С.И. Львова. - Москва : Просвещение, 2013. - 335 с.
36. Рябченко, Н.Н. Этнокультурная направленность уроков русского языка в средней общеобразовательной школе / Н. Н. Рябченко // Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - 2016. - № 15. - 416 с.
37. Токомбаева, Ж. Ю. Использование этнокультуроведческих текстов на занятиях русского языка / Ж. Ю. Токомбаева // Русский язык в школе. - 2017. - № 3. - С. 91 - 95.
38. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические труды: В 8-ми т. Т.6 - Москва : Педагогика, 1978. - 508 с.
39. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения : учебное пособие / Г. Ф. Федорец. - Москва : Дрофа, 1999. - 96 с.
40. Харитонова, Е. И. Программы для общеобразовательных
учреждений. Русский язык. 5 - 9 кл. : учебное пособие / Е. И. Харитонова. - Москва : Дрофа, 2008. - 222 с.
41. Шанский, Н. М. Концепция образования по русскому (родному) языку / Н. М. Шанский // Русский язык в школе. - 2000. - №2. - С. 27 - 32.
42. Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование :
учебник / Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 1975. - 184 с.
43. Яковлева, Т. В. Этнокультуроведческий текст как средство формирования национального самосознания школьников : учебное пособие / Т. В. Яковлева, Н. В. Александрова. - Липецк : Просвещение, 2004. - 101 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ