ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «межличностные отношения» 6
1.2. Особенности развития межличностных отношений в коллективе
первоклассников 18
1.3. Способы развития межличностных отношений в коллективе
первоклассников 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Методические рекомендации по улучшению межличностных отношений
в коллективе первоклассников 41
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Проблема межличностных отношений интересовала исследователей и продолжает интересовать по сей день. Это связано с тем, что взаимоотношения человека, так же как и ценности, образы и идеалы, на которых они построены, изменяются впоследствии времени.
Данной проблеме посвятили свои труды, такие ученые как Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Е.П. Ильин, В.Н. Мясищев и др., а изучению особенностей общения и межличностных отношений младших школьников со сверстниками - Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн.
Л. И. Божович в своих трудах описывает изменяющийся характер взаимоотношений между детьми. Так, на межличностные отношения младших школьников влияет оценка учителя. То есть, учитель играет важную роль при построении отношений в коллективе между учащимися. Советский психолог говорит о меняющемся отношении ребёнка к своим сверстникам в ходе личностного развития, а также о факторах, которые оказывают влияние на взаимоотношения школьников [7].
В современном обществе необходимо постоянно отслеживать происходящие изменения в системе взаимоотношений людей и соотносить их, с взглядами тех ученых, которые занимались изучением данной проблемы ранее. Современные исследования указывают на недостаточную социальную компетентность детей младшего школьного возраста. Зачастую младшие школьники подвержены развитию и обучению в группе с неблагоприятным психологическим климатом, что способствует повышению неуспеваемости, снижению активности учащихся, а также сказывается на поведении вне школьного учреждения. Из-за частых конфликтов, трудностей в понимании друг друга и низкого уровня эмоционального отклика снижается эффективность деятельности школьников, а также их стимул изучения школьных предметов. Также важно отметить влияние статусных позиций детей, которые обсуждали и продолжают обсуждать психологи и педагоги. Ведь преобладание позиции «игнорируемых» сказывается на деятельности школьников и их эмоциональном состоянии в группе, которой они обучаются. Поэтому, важно своевременно поддерживать и улучшать уровень межличностных отношений младших школьников.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Входя в диалог со сверстниками, школьник младших классов приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества. Именно межличностные отношения дают фундамент чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно. Адаптационный период первоклассника должен проходить в благоприятно созданном психологическом климате. Важно рассмотреть, как складываются межличностные отношения у современных первоклассников, и какие особенности они имеют.
Изучение межличностных отношений в младшем школьном возрасте даёт учителю возможность организовывать воспитательную и образовательную работу с учётом особенностей отношений на современном этапе.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость настоящей работы.
Цель исследования: определить актуальный уровень
сформированности межличностных отношений в коллективе
первоклассников и составить методические рекомендации по их улучшению.
Объект исследования: межличностные отношения в коллективе первоклассников.
Предмет исследования: актуальный уровень межличностных
отношений в коллективе первоклассников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень
сформированности межличностных отношений в коллективе
первоклассников находится на среднем уровне с тенденцией к низкому и
характеризуется доброжелательным психологическим климатом,
трудностями в проявлении активной позиции в общении, наличием всех статусных позиций в коллективе.
Для подтверждения сформулированной гипотезы и достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности развития межличностных отношений в
коллективе первоклассников;
3. Определить средства развития межличностных отношений в
коллективе первоклассников;
4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня сформированности межличностных отношений в коллективе первоклассников;
5. Разработать методические рекомендации по улучшению межличностных отношений в коллективе первоклассников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Социометрия.
Экспериментальная база: исследование проходило на базе МАОУ Гимназия №5 г. Красноярск. В эксперименте принимали участие 1 «А» класс в количестве 29 учеников в возрасте 6-7 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных аспектов считаем важным отметить следующее.
Межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Взаимоотношения играют особую роль в социализации ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте необходимо выстроить отношений в классе так, чтобы дети чувствовали себя комфортно и умели сотрудничать друг с другом [36].
В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
В современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения:
• социометрический (избирательные предпочтения детей);
• социокогнитивный (познание и оценка, решение социальных проблем);
• деятельностный (отношения - результат общения и совместной деятельности детей).
Для межличностных отношений в младшем школьном возрасте характерно:
• замена функционально-ролевых отношений эмоциональнооценочными, осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности;
• учебная деятельность и оценка учителя влияет на формирование взаимных оценок;
• доминирующим основанием для оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики сверстника.
При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:
1) изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление «лидеров», «отвергнутых» с помощью методики Дж. Морено;
2) изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов;
3) определение отношения учащихся к значимым людям.
Наличие прочных навыков межличностных отношений создаёт более благоприятное взаимодействие в любой среде. Развитие отношений с людьми включает в себя крепкую взаимосвязь с окружающими, демонстрацию нравственного поведения, совершенных навыков общения и эффективную работу в команде.
Анализируя современные способы развития межличностных отношений у младших школьников, следует отметить, что одной из самых продуктивных форм организации межличностных отношений является игровая деятельность. При взаимодействии с педагогом, детям совсем не просто освоить взрослые, учительские функции, необходимые для самостоятельного обучения. Ребёнку требуется общение с равным себе, то есть своим сверстником, для этого служит разнообразие форм организации деятельности. Характеристика ситуаций, в которых целесообразно начинать обучение детей навыкам межличностных отношений: все задания,
требующие самооценки и самоконтроля, выполняются лучше, при условии, что дети работают совместно, обсуждая и отстаивая свои мнения в коллективе.
По результатам исследования были выявлены следующие особенности межличностных отношений первоклассников:
1. Члены коллектива в определённых ситуациях сотрудничают друг с другом. Таким образом, можно говорить о среднем уровне психологического климата.
2. Навык общения сформирован на среднем уровне с тенденцией к низкому. В некоторых ситуациях члены коллектива проявляют активность в общении, договариваются.
3. Социометрия показала, что в классе присутствует лидер, есть дети «игнорируемые», с которыми остальные члены коллектива не вступают в контакт. Возникают групповые нормы, интересы. Так, можно сказать, что данная методика выявила средний уровень развития.
С целью улучшения уровня межличностных отношений первоклассников была создана программа игровых занятий. Занятия имеют определённую структуру, выполняют ряд задач. Планируемые результаты программы следующие: развитие умения взаимодействовать без
конфликтов; развитие умения договариваться друг с другом; формирование благоприятного психологического климата.
1. Абгарян И.Ц. Изучение межличностных отношений младших школьников. И.Ц. Абгарян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/izuchieniie-miezhlichnostnykh-otnoshienii-mladshik.html
2. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. В.В. Абраменкова. Вопросы психологии. - 1987. - № 5. С. 70 - 78.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. 366 с.
4. Битянова М. Р. Социальная психология. М. Р. Битянова. - СПб.: Питер,
2010. 368 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. -М.: Международная
педагогическая академия, 1995.
6. Бодалев, А.А. /Психология общения/ Избранные психологические труды. - 3-е изд.,перераб. и допол./ М.:НПО Модэк, 2002. 320 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, 2008. - 398 с.
8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. БС. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 272 с.
9. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 -ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Глебов С. Т. Формирование социально-психологических взаимоотношений в коллективе /Изд-во: Лаборатория книги, 2012. 55с.
11. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. Серия «Мастера психологии», 2002. 992 с.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. Н.В. Гишина - СПб.: Питер, 2000. 464 с.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. 264 c.
14. Дубровина И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Пригожан.- М.,2012. 461с.
15. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. С. В. Духновский. - СПб.: Речь, 2010. 141 с....56