Формирование представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста (на примере млекопитающих)
|
Введение 3
Глава 1 . Теоретико-методологические основы формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Дикие животные (млекопитающие) как объект изучения детей дошкольного возраста 7
1.2. Сезонные изменения в жизни диких животных 16
1.3. Изучение диких животных (на примере млекопитающих) в дошкольном образовании 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2 . Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о диких животных (на примере млекопитающих) у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений о диких
животных у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Формирование представлений о диких животных у детей старшего
дошкольного возраста 32
2.3. Обобщение проведенного исследования и определение эффективности
проведенного исследования 53
Выводы по 2 главе 56
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение
Глава 1 . Теоретико-методологические основы формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Дикие животные (млекопитающие) как объект изучения детей дошкольного возраста 7
1.2. Сезонные изменения в жизни диких животных 16
1.3. Изучение диких животных (на примере млекопитающих) в дошкольном образовании 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2 . Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о диких животных (на примере млекопитающих) у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений о диких
животных у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Формирование представлений о диких животных у детей старшего
дошкольного возраста 32
2.3. Обобщение проведенного исследования и определение эффективности
проведенного исследования 53
Выводы по 2 главе 56
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений и социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздников, о плане Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1, с. 7].
В связи с этим, в программах дошкольного образования предусмотрено продолжение формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста то есть ознакомление с их сезонными изменениями в жизни, расширение их взаимодействия с объектами живой и неживой природы.
Естественная среда - это место обитания диких животных, где находят убежище для жилья и пищу для обеспечения энергией. Но среда действует на животных абиотическими, биотическими и антропогенными факторами, животные должны приспособиться к постоянно меняющимся нелегким условиям среды. Поэтому между неживой и живой природой существует тесное взаимодействие. Дети должны установить элементарные причинно¬следственных связей между дикими животными и средой и живыми организмами (растениями, животными).
Исследования С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, Н. М. Рыжовой, С. В. Дерябои других доказывают, что на воспитание у дошкольников субъективного отношения к представителям живой природы как к живому организму оказывает существенное влияние степень сформированности у детей представления об отдельных группах животных: знание главнейших отличительных признаков внешнего вида, потребностей в питании и связи со средой посредством приспособления к ней.
Через формирование представлений о диких животных дети начинают осознанно понимать, что в природе все взаимосвязано, каждое животное выполняет свою «работу», что травоядные и хищные животные, вредители и паразиты одинаково нужны в природе и сохранение многообразия видов необходимо.
Среди диких животных млекопитающие, или звери, являясь наиболее высокоорганизованными, встречаются всюду и активны все сезоны года, а одомашненные виды всегда находятся рядом с человеком. Поэтому млекопитающие, или звери, являются главнейшими объектами живой природы в программе дошкольного образования.
Дикие звери почти не всегда доступны для непосредственного наблюдения детей. К настоящему времени, благодаря развитию информационно-образовательной среды (ИОС) в дошкольном образовании появилась возможность успешное формирование представлений о диких млекопитающих.
В соответствии с рекомендацией авторов программы «От рождения до школы», для реализации федерального государственного образовательного стандарта, непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированных занятий способствует более эффективному развитию детей. В связи с этим возникает проблема исследования: каковы условия формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить условия формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: процесс формирования представлений о диких животных у дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста..
Гипотеза исследования: мы предполагаем, успешное формирование представлений о диких животных (на примере млекопитающих) возможно, если:
- целенаправленно оснащать предметно-образовательную среду, включая информационно-образовательную (ИОС);
- использовать интегрированные занятия с использованием всех видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о диких животных у детей старшего дошкольного возраста..
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста..
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на ежегодной научно-практической конференции студентов, проводимой в рамках мероприятий Программы развития деятельности студенческих объединений, Всероссийского фестиваля науки HAUKA 0+, посвященной Году Экологии в России и Году молодежных инициатив в Туве 14 апреля 2017 года (г. Кызыл).
База исследования: Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №37 города Кызыла. В эксперименте принимали участие 26 детей старшего дошкольного возраста..
Методическую основу исследования составили образовательные линии комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В связи с этим, в программах дошкольного образования предусмотрено продолжение формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста то есть ознакомление с их сезонными изменениями в жизни, расширение их взаимодействия с объектами живой и неживой природы.
Естественная среда - это место обитания диких животных, где находят убежище для жилья и пищу для обеспечения энергией. Но среда действует на животных абиотическими, биотическими и антропогенными факторами, животные должны приспособиться к постоянно меняющимся нелегким условиям среды. Поэтому между неживой и живой природой существует тесное взаимодействие. Дети должны установить элементарные причинно¬следственных связей между дикими животными и средой и живыми организмами (растениями, животными).
Исследования С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, Н. М. Рыжовой, С. В. Дерябои других доказывают, что на воспитание у дошкольников субъективного отношения к представителям живой природы как к живому организму оказывает существенное влияние степень сформированности у детей представления об отдельных группах животных: знание главнейших отличительных признаков внешнего вида, потребностей в питании и связи со средой посредством приспособления к ней.
Через формирование представлений о диких животных дети начинают осознанно понимать, что в природе все взаимосвязано, каждое животное выполняет свою «работу», что травоядные и хищные животные, вредители и паразиты одинаково нужны в природе и сохранение многообразия видов необходимо.
Среди диких животных млекопитающие, или звери, являясь наиболее высокоорганизованными, встречаются всюду и активны все сезоны года, а одомашненные виды всегда находятся рядом с человеком. Поэтому млекопитающие, или звери, являются главнейшими объектами живой природы в программе дошкольного образования.
Дикие звери почти не всегда доступны для непосредственного наблюдения детей. К настоящему времени, благодаря развитию информационно-образовательной среды (ИОС) в дошкольном образовании появилась возможность успешное формирование представлений о диких млекопитающих.
В соответствии с рекомендацией авторов программы «От рождения до школы», для реализации федерального государственного образовательного стандарта, непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированных занятий способствует более эффективному развитию детей. В связи с этим возникает проблема исследования: каковы условия формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить условия формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: процесс формирования представлений о диких животных у дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста..
Гипотеза исследования: мы предполагаем, успешное формирование представлений о диких животных (на примере млекопитающих) возможно, если:
- целенаправленно оснащать предметно-образовательную среду, включая информационно-образовательную (ИОС);
- использовать интегрированные занятия с использованием всех видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о диких животных у детей старшего дошкольного возраста..
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста..
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на ежегодной научно-практической конференции студентов, проводимой в рамках мероприятий Программы развития деятельности студенческих объединений, Всероссийского фестиваля науки HAUKA 0+, посвященной Году Экологии в России и Году молодежных инициатив в Туве 14 апреля 2017 года (г. Кызыл).
База исследования: Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №37 города Кызыла. В эксперименте принимали участие 26 детей старшего дошкольного возраста..
Методическую основу исследования составили образовательные линии комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В соответствии с программой дошкольного образования предусмотрено продолжение формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных: ознакомление с их сезонными изменениями в жизни, расширение их взаимодействия с объектами живой и неживой природы.
Естественная среда - это место обитания диких животных, где находят убежище для жилья и пищу для обеспечения энергией. Но среда действует на животных абиотическими, биотическими и антропогенными факторами, животные должны приспособиться к постоянно меняющимся нелегким условиям среды. Поэтому между неживой и живой природой существует тесное взаимодействие. Дети должны установить элементарные причинно¬следственных связей между дикими животными и средой и живыми организмами (растениями, животными) факторами, животные должны приспособиться к постоянно меняющимся нелегким условиям среды. Поэтому между неживой и живой природой существует тесное взаимодействие. Дети должны установить элементарные причинно¬следственных связей между дикими животными и средой и живыми организмами (растениями, животными).
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале эксперимента подтвердилась: мы предполагаем, успешное формирование представлений о диких животных (на примере млекопитающих) возможно, если:
- целенаправленно оснащать предметно-образовательную среду, включая информационно-образовательную (ИОС);
- использовать интегрированные занятия с использованием всех видов детской деятельности.
Естественная среда - это место обитания диких животных, где находят убежище для жилья и пищу для обеспечения энергией. Но среда действует на животных абиотическими, биотическими и антропогенными факторами, животные должны приспособиться к постоянно меняющимся нелегким условиям среды. Поэтому между неживой и живой природой существует тесное взаимодействие. Дети должны установить элементарные причинно¬следственных связей между дикими животными и средой и живыми организмами (растениями, животными) факторами, животные должны приспособиться к постоянно меняющимся нелегким условиям среды. Поэтому между неживой и живой природой существует тесное взаимодействие. Дети должны установить элементарные причинно¬следственных связей между дикими животными и средой и живыми организмами (растениями, животными).
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале эксперимента подтвердилась: мы предполагаем, успешное формирование представлений о диких животных (на примере млекопитающих) возможно, если:
- целенаправленно оснащать предметно-образовательную среду, включая информационно-образовательную (ИОС);
- использовать интегрированные занятия с использованием всех видов детской деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХИЩНЫХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



