Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТИПОВ ПРИВЯЗАННОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Работа №165959

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Анализ понятия «привязанность» и психологические причины успешности и
удовлетворенности в танцевальном спорте 7
1.1 Понятие «привязанность» в научной психологии, типологии привязанности 7
1.2 Особенности проявления привязанности в подростковом возрасте 12
1.3 Понятия «успешность» и «удовлетворенность» в научной психологии .... 17
1.4 Психологические причины успешности и удовлетворенности в
танцевальном спорте 21
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Характеристика методов исследования 29
3 Обоснование связи типов привязанности и успешности в танцевальном
спорте 32
3.1 Диагностика типов привязанности и успешности 32
3.2 Результаты исследования и их обсуждения 33
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение А-В 51-58

Актуальность. Танцевальный спорт является спортом высших достижений и одним из самых активно развивающихся видов спорта. Анализируя систему подготовки спортсменов-танцоров, можно утверждать, что в танцевальном спорте активно набирают обороты в развитии техническая, тактическая, физическая подготовки. Однако система психологического обеспечения спортивно-танцевальной деятельности еще не сложилась [26].
В настоящее время есть тенденция завершения танцевально-спортивной деятельности в подростковом возрасте, что обусловлено психологическими причинами. Танцевальный спорт нуждается в психологическом сопровождении танцоров и есть острая необходимость в понимании причин завершения танцевальной карьеры и разработки психологических методов сопровождения спортивно-танцевальной деятельности.
Опираясь на теорию привязанности, мы предположили, что психологические причины завершения танцевальной карьеры могут быть связаны с характеристиками привязанности партнеров танцевальной пары, что, в свою очередь, влияет на показатели успешности в танцевальном спорте.
Успешность, по мнению таких авторов, как Л.К. Маркова, Л.Д. Чайнова, Я.С. Хаммер, является категорией, состоящей из двух компонентов: внешний — объективные показатели успешности (результативность);
внутренний — удовлетворенность процессов деятельности — психологическая категория.
Привязанность [9] — это поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком, необходимой для адаптации и выживания, которая обеспечивает ребёнку надёжную безопасность и эмоциональную поддержку. Тип привязанности как система отношения к миру формируется на фоне привязанности к родителям и далее транслируется на другие значимые отношения [45]. Танцевальный спорт — это парный вид спорта. Танцевальный партнер является значимой фигурой привязанности, что обуславливается рядом социально-психологических факторов: близкими эмоциональными отношениями, длительным опытом взаимодействия партнеров, совместным проживанием спортивных успехов и неудач.
В связи с этим, выстраиваются следующие стратегии поведения танцевальных пар.
Успешными в танцевальном спорте могут оказаться спортсмены, имеющие тревожно-амбивалентный тип привязанности. Данный факт можно объяснить тем, что подростки с данным типом привязанности обладают высокой тревожностью и повышенной потребностью в положительной оценке со стороны окружающих, что отражается и на отношении к тренировочному процессу и может выражаться в более качественной подготовке спортсменов [11]. Но при этом данные спортсмены могут обладать характеристиками неудовлетворенности процессов спортивно-танцевальной деятельности. Как правило, такие спортсмены, имея очень высокую потребность в признании и не получая поддержки от значимых фигур привязанности, чувствуют себя из-за этого неуверенно. Они часто ощущают себя несчастными, переживая недостаток признания и заботы со стороны других.
Спортсмены с надежным типом привязанности больше ориентированы на удовлетворенность от занятий танцевальным спортом. Они обладают высокой самооценкой, способны к эмпатии, позитивные аффекты которых преобладают над негативными. Спортсмены уверены в себе и в своем партнере, умеют быть в близких отношениях, открываться и доверять своему партнеру, способны справляться с кризисами в отношениях, умеют выстраивать конструктивный диалог с партнером [7; 8].
Объект исследования: психолого-педагогические сопровождение в танцевально-спортивной деятельности.
Предмет исследования: особенности влияния типов привязанности партнеров на уровень успешности в танцевальном спорте.
Цель исследования: обосновать влияние типов привязанности на успешность в танцевальном спорте подростков 14-16 лет.
Гипотезы исследования:
1. В парах с ненадежными типами привязанности у обоих партнеров показатели жизненной удовлетворенности, а также согласованности между поставленными и достигнутыми целями ниже, чем в парах с надежным типом привязанности.
2. В парах с надежным типом привязанности у обоих партнеров показатель результативности в танцевальном спорте ниже, чем в парах с ненадежными типами привязанности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «привязанность», «успешность» и
«удовлетворенность», «результативность».
2. Подобрать методики для выявления типов привязанности, уровня результативности и удовлетворенности в танцевальном спорте.
3. Обосновать особенности влияния типов привязанности партнеров на уровень успешности в танцевальном спорте.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической литературы.
2. Практические методы: метод опроса в виде анкетирование, диагностика успешности и удовлетворенности.
3. Методы математической статистики.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в психологическом сопровождении и психологическом консультировании спортсменов для достижения психологической удовлетворенности спортсмена и формирования мотивации к занятиям танцевальным спортом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе работы были изучены понятия «привязанность», «успешность» и «удовлетворенность».
п Привязанность - это поиск и установление эмоциональной близости о другим человеком, необходимой для адаптации и выживания, которая обеспечивает ребёнку надёжную безопасность и эмоциональную поддержку.
Тип привязанности как система отношения к миру формируется на фоне привязанности к родителям и далее транслируется на другие значимые отношения. Танцевальный спорт - это парный вид спорта. Танцевальный партнер является значимой фигурой привязанности, что обуславливается рядом социально-психологических факторов: близкими эмоциональными отношениями, длительным опытом взаимодействия партнеров, совместным проживанием кризисных ситуаций.
Успешность, по мнению таких авторов, как Л.К. Маркова, Л.Д. Чайнова, Я.С. Хаммер является психологической категорией, состоящей из двух компонентов: внешний — объективные показатели успешности (результативность); внутренний — удовлетворенность процессов деятельности.
Опираясь на теорию привязанности, в нашей работе мы предположили, что у танцевальных пар с ненадежными типами привязанности могут быть высокие показатели результативности в танцевальном спорте. Однако уровень удовлетворенности от занятий танцами может быть низким. В свою очередь, представители надежного типа привязанности больше ориентированы на удовлетворенность процесса спортивно-танцевальной деятельности, нежели на результат.
2. Были подобраны методики для выявления типов привязанности, уровня результативности и удовлетворенности в танцевальном спорте.
Для определения типа привязанности была применена методика «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков» М.В. Яремчук. Для выявления уровня жизненной удовлетворенности, а также показателя согласованности между поставленными и достигнутыми целями был применен опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» Б. Ньюгартена. Для определения результативности в танцевальном спорте была использована авторская анкета.
3. Была обоснована связь типов привязанности и успешности в танцевальном спорте. Проведен количественно-качественный анализ исследования. Обработка данных с использованием методики «Индекс жизненной удовлетворенности» Б. Ньюгартена с помощью U-критерия Манна-Уитни позволила установить различия результатов между двумя выборками. При помощи данного критерия было доказано, что в парах с ненадежными типами привязанности у обоих партнеров показатели жизненной удовлетворенности, а также согласованности между поставленными и достигнутыми целями ниже, чем в парах с надежным типом привязанности.
Кроме того, на основании авторской анкеты для выявления результативности в танцевальном спорте при помощи %2 - критерий Пирсона было подтверждено, что различия между уровнем результативности в танцевальном спорте в парах с надежным типом привязанности и в парах с ненадежными типами привязанности носят не случайный характер. Было доказано, что в парах с надежным типом привязанности у обоих партнеров уровень результативности в танцевальном спорте ниже, чем в парах с ненадежными типами привязанности.



1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. - Воронеж: МОДЕК, 1999. - 224 с.
2. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения
и привязанность ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 82-92.
3. Алмазова, О.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Алмазова Ольга Викторовна. - М., 2015. - 265 с.
4. Андреев, А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения / А.М. Андреева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2010. - № 4. - С. 120-125.
5. Арендачук, И.В. Структурно-функциональная организация
профессионализма личности в научно-педагогической деятельности: автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.03 / Арендачук Ирина Васильевна. - Ярославль, 2008. - 25 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
7. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
8. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
9. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности / К.Х. Бриш. - М.: Когито-Центр, 2012. - 316 с.
10. Бурменская, Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Г.В. Бурменская // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - C. 5-44.
11. Волкова, Е.Е. Типы привязанности студентов и их успешность обучения в вузе / Е.Е. Волкова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 123-128.
12. Волкова, Е.К. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов / Е.К. Волкова, Т.В. Капустина, И.И. Черемискина // Психология. Историко-критические обзоры и текущие исследования. - 2017. - №6. - С. 45-53
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 224 с.
14. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физическая культура и спорт, 1981. - 112 с.
15. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. - М.: Физическая культура и спорт, 1971. - 244 с.
16. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
17. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. - 304 с.
18. Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Ефремова Ольга Ивановна. - Ростов-н/Д., 1993. - 17 с.
19. Жихарева, Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перспективы науки и образования. - 2013. - №4. - С. 144-154.
20. Загайнов Р.М. Психолог в команде / Р.М. Загайнов. - М.: ФиС, 1984.- 144 с.
21. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 352 с.
Т1. Казанцева, T.B. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: дне. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Казанцева Татьяна Валерьевна. - СПб., 2011. - 205 с.
23. Карачарова, Ю.А. Профессиональная успешность человека и критерии ее оценки / Ю.А. Карачарова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - С. 62-67.
24. Климов, А.Е. Пути в профессионализм / А.Е. Климов. - М.: Флинта, 2003. - 320 с.
25. Козлов, Н.П. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека / Н.П. Козлов. - М.: АСТПРЕСС, 2003. - 304 с.
26. Лысакова, А.Н. Психологические особенности спортивно¬танцевальной деятельности / А.Н. Лысакова, М.С. Новицкая // Вестник Университета. - 2015. - №2. - С. 254-257.
27. Маркова, А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса / А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 1977. - № 4. - С. 41-51.
28. Овчинников, М.В. Научно-педагогическая деятельность: критерии успешности / М.В. Овчинников, Д.А. Циринг // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №2. - С. 3- 6.
29. Остапенко, Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г.С. Остапенко // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 54-60.
30. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапенко // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 109-110.
31. Плешакова, А.Н. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет / А.Н. Плешакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2018. - № 4. - С. 396-408.
32. Радионов, М.В. Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Радионов Михаил Владимирович. - Москва, 2011. - 154 с.
33. Родионов, А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 386 с.
34. Родионова, Е.А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия / Е.А. Родионова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. - № 2. - С. 109-115.
35. Рудик П.А. Психология / П.А. Рудик. - М.: ФиС, 1976. - 239 с.
36. Сабельникова, Н.В. Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии / Н.В. Сабельникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - №3. - С. 36-47.
37. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смрнова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 139-151.
38. Суворова, О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова // Вестник Минского университета. - 2016. - №2. - С. 1-17.
39. Сысоева, Л.В. Изучение взаимосвязи ведущего типа сепарации от родителей с типом привязанности к ним в юношеском возрасте / Л.В. Сысоева, В.А. Луговский // Вестник Комстровского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 3. - С. 41-45.
40. Теплинских, М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы / М.В. Теплинских // Ползуновский вестник. - 2006. - №3. - С. 252-257.
41. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я.С. Хаммер // Вопросы психологии. -2008. - № 4. - С. 147-153.
42. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
43. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Университетская книга, 1996. - 592 с.
44. Якунина, Ю.Е. Субъективные критерии оценки эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек - человек»: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Якунина Юлия Евгеньевна. - М., 2004. - 175 с.
45. Яремчук, М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков / М.В. Яремчук // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 86-94.
46. Ainsworth, M.D. Infant mother attachment / M.D. Ainsworth // American psychologist. - 1979. - № 3.
47. Berman, W.H. The structure and function of adult attachment / W.H Berman // New York-London: Guilford press. - 1994. - PP. 3-26.
48. Dutra, L. Relationship between attachment patterns and personality pathology in adolescents / L. Dutra // The American academy of child and adolescent psychiatry. - 2002. - No. 9. - PP. 1111-1123.
49. Erozkan, A. The attachment styles bases of loneliness and depression / A. Erozkan // International journal of psychology and counselling. - 2011. - PP. 186¬193.
50. Freeman, H. Primary attachment to parents and peers during adolescence: differences by attachment style / H. Freeman, B. Bradford Brown // Journal of youth and adolescence. - 2001. - No. 6. - PP. 653-674.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ