Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе 7
1.1. Особенности восприятия младшими школьникам наглядных материалов 7
1.2. Классификация наглядных пособий 12
1.3. Требования ФГОС НОО по материально-техническому обеспечению
образовательного процесса по математике 33
1.4. Роль наглядности в формировании понятия числа 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе чисел 37
2.1. Изучение уровня сформированности и формирование понятия числа .. 33
2.2. Формирование понятия числа с использованием наглядных пособий .. 42
2.3. Анализ сформированности понятия числа с использованием наглядных пособий 43
Заключение -37
Список литературы 50
Для овладения младшими школьниками основами наук и формирования универсальных учебных действий, являющихся фундаментом начального образования, необходимы специально сконструированные наглядные пособия, которые представляют собой совокупность средств обучения, предназначенных как для демонстрации, так и для непосредственного усвоения знаний учащимися и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности.
Применение наглядных пособий развивает память и воображение, наблюдательность и ассоциативное мышление, помогает привить интерес к учебе. С помощью этих средств осуществляется один из главных принципов педагогики - принцип наглядности.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Проблема исследования: изучение возможностей использования наглядных пособий в процессе изучения чисел.
Цель исследования: теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: выявление путей эффективного
использования наглядных пособий на уроках математики при изучении чисел первого десятка.
Гипотеза исследования: если систематически использовать различные виды наглядных пособий на уроках математики в первом классе, то это способствует эффективному усвоению учащимися количественного и порядкового значения чисел и значения чисел как меры величин.
Задачи использования::
1. Проанализировать психолого-педагогическую и математическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках математики в начальных классах.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования по использованию наглядных пособий на уроках математики в начальной школе в трудах М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. Е. Царевой, пути и способы практического применения наглядности при изучении чисел в начальной школе в работах М. И. Моро, Л. Г. Петерсон и других.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, математической учебной литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся;
проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ Кара- Хаакской СОШ Кызылского района. В эксперименте участвовали учащиеся 1 «а» и 1 «б» классов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап. Постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап. Собственно-исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап. Интерпретационно-оформительский - обработка и систематизация материала..
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы в учебно¬воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, из списка использованной литературы.
Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной
чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.
Наглядные пособия одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.
Наглядные пособия по математике делятся на демонстрационные пособия (крупные) и индивидуальные (маленькие). Наглядные пособия подразделяются на две группы: группа средств предметно-образной наглядности и группа средств знаковой наглядности.
Практическое использование наглядных пособий на уроках математики в начальных классах очень широко. Некоторые виды работ с использованием наглядности на уроках математики в начальной школе даны в работе.
В результате работы нами было рассмотрено понятие «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе, определены особенности восприятия младшими школьниками наглядных пособий, выявлены условия использования наглядных пособий в процессе изучения математики в начальной школе.
В ходе исследования был предложен эксперимент. Он был направлен на подтверждение или опровержение гипотезы об эффективности использования наглядных пособий в процессе изучения числе первого десятка.
На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень развития математических представлений учащихся двух вторых классов, из которых затем были сформированы экспериментальная и контрольная группы. После проведения уроков с использованием наглядных пособий в обеих классах были обнаружены значимые отличия в уровне сформированности математических представлений. Учащиеся экспериментальной группы, где наглядные пособия использовались в полной мере, показали более высокий уровень развития математических представлений в результате повторной диагностики, чем учащиеся контрольной группы, где наглядные пособия почти не использовались.
Опыт показывает, что после проведения подобных экспериментов действительно оказывается, что систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Александрова Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) [Текст]: пособие для учителя четырехлетней начальной школы / Э. И. Александрова. - М.: Вита - Пресс, 2002. - 98 с.
2. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб, пособие для учащихся школ. отд. пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение,1984. - 338 с., ил.
3. Белон п-ютая А. В. Методика начального обучения математике [Текст]: книга для учителя. / А. В. Белошист^а^. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 288с.
4. Валеева Д. Ж. Этнопедагогическое воспитание младших школьников [Текст]: учебное пособие / Д. Ж. Валеева. - Чебоксары, 2005. - 176с.
5. Возлинкая М. Ф. Нестандартная математика в школе [Текст]: кн. для учителя / М. Ф. Возлинкая. - М.: Просвещение, 1993. - 174 с.
6. Волина В. А. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст]: учебное пособие для учителей / А. В. Волина. - М.: Просвещение, 1994. - 143 с.
7. Волков Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб, для сред. и высш. пед. учеб, заведений / Г. Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 168 с.
8. Гончарова М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике [Текст]: учебное пособие / М. А. Гончарова, Н. В. Решетникова. - Ростов Н / Д: Феникс, 2014.-264 с.- (Высшее образование)
9. Государственная итоговая аттестация школьников: от тестов к экспертной оценке [Текст] / под ред. А. И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 5.-279с.
10. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
11. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода [Текст]: кн. для учителя / О. Б. Епишева. - М.: Просвещение, 2003.¬223 с.
12. Истомина Н. Б. МетодБка обучения магемитике в насиеьныx каасых [кеаст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб, заведений. - 4-е изд., стереотип. / Н. Б. Истомина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001-288 с.
13. Казачкова С. П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности [Текст]: / C. П. Казачкова, М. С. Умнова. - М: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
14. Кенин-Лопсан М. Б. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва [Текст]: / К. Б. Салчак Г. Д. Сундуй, А. С. Шаалы. / научн. редактор О. Д. Натсак. - Кызыл: Институт развития национальной школы, 2011. - 34 с.
15. Коджаспирова Г. М. Словарь по пеаaгoгпкe [Tеккт]: словакс л Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Ростов н/Д.: издательский центр Март, 2005. - 448 с.
16. Концепция развития тla'к?]тамас't^^ате) образования и Рв ссийской Федерещии. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года. Подписана Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.
13. Кузнецов С. А. Болвшо й толковый c-Iоееpв русского язаIкт ко^екст]: ка ОТерс / С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2009. - 534с.
18. Кушнерук Е. Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах [Текст] / Е. Н. Кушнерук. - Минск, 1983. - 109 с.
19. МатематиМ. 1 квтте. [Теклт]: учТб. для рбщeoДеaзооaт. оааз'о<дeний р ирин, на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 6-е изд.-М.: Просвещение, 2015.- 128 с.:ил. - (Школа России).
20. Математика. 1 класс. [Текст]: учеб, для общеобрсзоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 6-е изд.-М.: Просвещение, 2015.- 1 с.:ил. - (Школа России).
21. Математика. 1 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику М. И. Моро, М. А. Бинтовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. I полугодие / авт.-сост. И.В. Арнгольд. - Волгоград: Учитель, 2014.-305 с.
22. Математика. 1 класс: технологические карты уроков по учебнику М. И. Моро М. А. Бинтовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. I полугодие / авт.-сост. И. В. Арнгольд.- Волгоград: Учитель, 2014.-250 с.
23. Монгуш, С. А. О несоответствии наглядного изображения образования чисел в переводных учебниках математики начальных классов (с русского на тувинский) [Текст]: кн. для учителя / С.А.Монгуш. - К.:
24. Начсльная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
25. Описание и иссние современных обрезнватеовныо сезльнтг^т ов начального общего образования [Текст]: / под ред. А. И. Адамского. - М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.- книга 2.-201с.
26. Описание и оценка современных обрсзовательных результатов начального общего образования [Текст]/ под ред. А. И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 2.-201с.
27.Описание современных обрсзовательных результатов основного общего образования и их мониторинг [Текст] / под ред. А. И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 3.-296с.
28. Перспективная модель государственной аккредитации общеобразовательного учреждения: от замысла к реализации [Текст]: /под ред. А. И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 6.¬194с.
29. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
30. Поташник М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС [Текст]: / методическое пособие / М. М. Поташник, М. В. Левин - М: Педагогическое общество России, 2015 - 320с.
31. Проектные задачи в начальной школе: пособие П 79 для учителя /[А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандартные второго поколения).
32. Психология. Словорь / Под вбщ. ред. А. В. Петровско го и М. Г. J^Ipoino.ского - 2-е из-., испр и до п. - М. ПoлIП'ивдaт, 1атО. 1990с.
33. Рабочая программа по математике. 1 класс / Сост. Т. Н. Ситникова.- М.: ВАКО, 2015.-80 с.
34. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. - М. «Просвещение», 2011. - 369 с.
35. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Научный руководитель
A. А. Плешаков. - М. «Просвещение», 2011. - 530 с.
36. Селиванов В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред.
B. П. Сластенина. - 2-е изд., испр. / В. А. Селиванов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 67 с.
37. Стойлова Л.П. Мааематика [Текст]: учебник дал сттуеиттв учреждении высш. проф. образования / Л. П. Стойлова. 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 464с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.- 31 с.- (Стандарты второго поколения).
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с. - (Кодексы. Законы. Нормы).
40. Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры [Текст]: метод. рекомендации / Т. Г. Харько, Воскобович В. В. - Санкт-Петербург, 2007. - 214 с.
41. ХолодоваО.А. Юным умникам и умницам: Задания по раз вити ю познавательных способностей (7-8 лет) [Текст]: методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС», - 3-е изд / О. А. Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2012.- 220 с.
42. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования /.С. Е. Царева - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 469 с. - (Сер. Бакалавриат).
43. Царёва С. Е. Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальном обучении математике [Текст]: пособие для учителя четырехлетней начальной школы / С. Е. Царёва. - Новосибирск, 1998. - 115 с.
44. Школьная система оценки результатов и качества общего образования: от модели к технологии [Текст]: /под ред. А. И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 4.-284с.