ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Познавательная сфера как предмет психологического анализа 7
1.2. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста 13
1.3. Методы развития познавательной сферы в раннем возрасте 19
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Результаты эмпирического исследования 30
2.3. Программа развития познавательной сферы детей раннего возраста
посредством игровой деятельности 36
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность темы: В периоды психического развития в раннем детстве закладываются основы будущей личности. И именно в это время наибольшее внимание уделяется изучению таких областей, как воспитание и обучение. В последние годы современные психологические исследования располагают все большим количеством психодиагностических и развивающих инструментов, позволяющих диагностировать и развивать познавательную сферу детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей с года до трех лет характеризуются сензитивностью, то есть восприимчивостью, к разного рода обучающим и воспитательным педагогическим воздействиям. Ранний возраст детей прост в понимании, потому что в нем, как ни в каком возрасте можно выделить основополагающее звено, влияющее на разворачивание дальнейшего хода процесса развития. Этим процессом является восприятие и именно с него начинается все остальное психическое развития ребенка. Поэтому данный возраст называют золотой порой сенсорного развития ребенка. В это время закладывается фундамент всей познавательной сферы, и если взрослые будут учитывать психофизические особенности детей, то процесс развития будет осуществляться плавно, степенно, без особых затруднений.
Ранний дошкольный возраст - уникальный и решающий период в развитии ребенка, когда закладываются базовые основы личности, активно развиваются различные виды самостоятельной деятельности ребенка, появляется способность к волевому поведению (А.В. Запорожец) и инициатива как основа творчества (Д.Б. Богоявленская), возникает познавательная сфера (Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко, Л.А. Парамонова), все эти и другие жизненно важные навыки вырабатываются прежде всего в играх, в частности детских (А.В. Запорожец), приобретая значение ведущих в дошкольном детстве.
Актуальность данной работы объясняется результатами множества исследований, проводимые психологами, которые показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми на момент начала обучения в школе, характеризуется недостаточной гибкостью и точностью восприятия. А следовательно, их психическое развитие в совокупности всех процессов, характеризуется плохо сформировавшейся основой.
Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях и даже в яслях педагогами организуются занятия по развитию познавательной сферы. Также на государственном уровне, осуществление развития познавательной сферы в раннем возрасте прописывается как одно из обязательных условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Объект исследования: познавательная сфера детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности познавательной сферы детей раннего возраста.
Цель выпускной квалификационной работы: особенности
познавательной сферы детей раннего возраста.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ проблемы познавательной сферы в психологии;
• рассмотреть особенности познавательной сферы детей раннего возраста;
• описать методы развития познавательной сферы детей раннего возраста;
• провести диагностику уровня развития познавательной сферы детей раннего возраста;
• проанализировать результаты констатирующей диагностики;
• разработать психологическую программу развития познавательной сферы детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что познавательная сфера детей раннего возраста отличается у девочек и мальчиков.
Теоретической основой исследования являются исследования, характеризующие:
• положения и подходы к работе с детьми с проблемами интеллектуального развития (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн, Е.А. Стребелева, Ж.И. Шиф и др.);
• игру как средство развития познавательной сферы дошкольников (А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Ф.И. Фрадкина и др.).
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация.
• эмпирические - тестирование.
• методы обработки данных: процентный анализ.
Методика исследования познавательной сферы детей раннего возраста на основе анализа ориентировочно-исследовательских действий: модифицированные задания методики Т.Д. Марцинковской («Поймай шарик», «Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидку», «Найди парные картинки», «Цветные кубики», «Сложи разрезные картинки», «Построй из палочек (молоточек или домик)», «Достань тележку», «Нарисуй (дорожку или домик)».
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ХХХХ». В состав выборки вошли 20детей в возрасте 2,5-3 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволят расширить научные представления о познавательной сфере у детей раннего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа развития познавательной сферы может быть использована в процессе воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 35 источников.
Актуальность данной работы объясняется результатами множества исследований, проводимые психологами, которые показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми на момент начала обучения в школе, характеризуется недостаточной гибкостью и точностью восприятия. А следовательно, их психическое развитие в совокупности всех процессов, характеризуется плохо сформировавшейся основой.
Позже внесли изменения и поправки такие ученые как: У. Найссер, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник и др.
Познавательная сфера включает в себя восемь познавательных психических процессов, протекающих в коре головного мозга человека, с помощью которых он осуществляет свою познавательную деятельность и состоит из ощущения, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления, речи и внимания.
В период раннего детства разные системы организма еще недостаточно регулируется со стороны нервной системы. Нервная система еще недостаточно развита, а регуляция жизнедеятельности осуществляется в основном по основным жизненным функциям. Сначала ребенок стремится к удовлетворению лишь органических потребностей с помощью механизма безусловных рефлексов. Они служат основой для ранней адаптации ребенка к окружающей среде. Затем, по мере того как младенец взаимодействует с окружающим миром, постепенно появляются дополнительные желания: потребность в подвижности, желание обращаться с предметами, любопытство к окружающему миру и стремление к общению.
Рассмотрев теоретические аспекты исследования, мы обратились к эмпирическому исследованию, направленному на выявление уровня, развития познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста.
Целью эмпирического исследования является диагностика уровня познавательной сферы детей раннего возраста, а именно девочек и мальчиков.
Базой эмпирического исследования выступает Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ХХХХ». В состав выборки вошли 20детей в возрасте 2,5-3 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков, которые были разделены на две группы: группа девочек и группа мальчиков.
В качестве методики для изучения развития познавательной сферы детей выбранной группы, мы использовали методику, разработанную Т.Д. Марцинковской, а также задания, входящие в выбранную методику, представленные в работе Т.В. Артемьевой, которые включали в себя задания на основе анализа ориентировочно-исследовательских действий детей, а именно: «Поймай шарик», «Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидку», «Найди парные картинки», «Цветные кубики», «Сложи разрезные картинки», «Построй из палочек (молоточек или домик)», «Достань тележку», «Нарисуй (дорожку или домик)».
По результатам эмпирического исследования были получены результаты:
• у девочек преобладает средний уровень познавательной сферы, 40% (4 девочки), низкий и высокий уровень определен по 30% (по 3 девочки);
• у мальчиков преобладает низкий и средний уровень познавательной сферы по 40% (по 4 мальчика), высокий уровень определен у 20% (по 2 мальчика);
• при сопоставлении уровней развития познавательной сферы у девочек и мальчиков показал, что у девочек познавательная сфера развиты лучше, у них низкий уровень наблюдается у 30% девочек, а у мальчиков у 40%. Средний уровень одинаковый, высокий уровень выявлен у 30% девочек и у 20% мальчиков.
Следовательно, гипотеза исследования, предположение о том, что познавательная сфера детей раннего возраста, а именно мальчиков и девочек различна, и требуется целенаправленная работа по ее развитию, нашла свое подтверждение.
Для целенаправленной работы по развитию познавательной сферы детей раннего возраста нами разработана программа.
Цель: привести к условной возрастной норме уровень познавательной сферы детей раннего возраста, посредством реализации комплекса развивающих игр.
Форма проведения занятий: индивидуальная. Динамика: 2 раза в неделю. Длительность занятий: от 20 до 25 минут. Объем: 20 занятий.
Для реализации программы нами был разработан тематический план и комплект игр и упражнений.
Разработанная программа будет способствовать развитию познавательной сферы детей раннего возраста, в частности, способности определять и учитывать цвет, форму, размер и текстуру предметов; группировать предметы по цвету, форме, размеру и текстуре на основе образца; обозначать различные предметы на основе характерных сенсорных признаков; использовать слова, названия для обозначения формы, цвета; общей и мелкой моторики; расширять представления об окружающем мире.
1. Артемьева Т.В. Методы изучения нарушений психического развития детей дошкольного возраста. К: Отечество, 2013. 142 с.
2. Баксанский О.Е. Кучер Е.Н. Познание познания: когнитивные науки // Эпистемология и философия науки: электрон. журн. 2005. Т.УП. №1. C. 22-29.
3. Батюта М.Б. Князева Т.Н. Возрастная психология. М.: Логос,
2011. 306 с.
4. Блохина В.Б. Игра как условие познавательной сферы дошкольника // В сборнике: Инновации в науке: пути развития. Материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2017. С. 31-33.
5. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994. 68 с.
6. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии: учебное пособие. М.: Национальный книжный центр, 2016. 112 с.
7. Венгер Л.А. Переход от дошкольного к младшему школьному
возрасту// Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего
возраста. М.: Просвещение, 1987. 389 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2011. 160 с.
9. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос Серия: Педагогика и воспитание, 2007. 304 с.
10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998. 563 с.
11. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 425 с.
12. Гордиенко Н.В., Опара Н.В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников // Тенденции развития науки и образования. 2019. №55-8. С. 33-35.
13. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010. 315 с.
14. Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2017. Т 12. С. 19-22.
15. Денисова В.А. Диагностика уровня познавательной сферы дошкольников //Академическая публицистика. 2018. №6. С. 128-132.....41