Введение 3
Глава I. Некоторые теоретические аспекты проблемы внимания 6
1.1. Понятие внимания 6
1.2. Особенности развития произвольного внимания у младших
школьников 17
1.3. Дидактическая игра как метод коррекционной работы по развитию
произвольного внимания младших школьников 26
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Экспериментальное исследование развития произвольного
внимания у младших школьников 33
2.1. Методическая организация исследования 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Программа развития свойств произвольного внимания у младших
школьников 50
Выводы по главе II 54
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложения 65
Проблема по изучению интеллектуального развития детей младшего школьного возраста во время обучения в школе весьма значима.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической.
Изучением процесса внимания занимались многие зарубежные (В. Вундт, Г. Лейбниц, Т. Рибо), а также отечественные (Л.С. Выготский, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский) ученые.
Исходя из отечественных исследований, произвольное внимание является важным условием, благодаря которому можно выявить хорошо успевающих учеников и их малопродуктивных одноклассников. Но все же, не все дети, которые только пришли в школу, обладают высокой устойчивостью внимания, поэтому главная задача педагога, работать над его развитием и совершенствованием. Внимательному ребенку легче дается для понимания учебный материал, он может четко и аккуратно выполнять движения рукой при написании букв и цифр, что является показателем эффективной учебной деятельности. При этом нужно учитывать уровни развития и других свойств внимания, например, таких как: объем, концентрация, распределение, переключаемость. Только высокий уровень развития всех свойств внимания обеспечивают младшему школьнику такое качество, как внимательность и произвольность, как психических процессов, так и поведения в целом.
Изучение качественных характеристик произвольного внимания младшего школьника актуальный вопрос, т.к. особенности произвольного внимания определяются с целью установки степени готовности ребенка к процессу обучению в школе. Важно при диагностике уровня познавательного развития школьника акцентировать на изучение внимания, так как , начиная, с первых дней в школе именно к этому процессу предъявляются высокие требования, особенно к его произвольности и устойчивости. Именно высокий уровень устойчивости внимания позволяет младшему школьнику удерживать внимание на педагоге, учебном материале, независимо от уровня его привлекательности. Следовательно, низкий уровень устойчивости и произвольности внимания приведет к постепенному непониманию материала, наличию ошибок при выполнении заданий на уроке и дома, к замечаниям от педагога, и ухудшению успеваемости, и соответственно, к постепенному снижению или полному исчезновению учебной мотивации.
Но, несмотря на имеющийся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, недостаточно работ по изучению развития произвольного внимания современных младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.
Цель работы - выявить актуальный уровень развития произвольного внимания и разработать программу по его развитию у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста
Предмет исследования - особенности произвольного внимания детей в младшем школьном возрасте.
Основная гипотеза состоит в том, что мы полагаем, что произвольное внимание является высшей психической функцией, обладает признаками ВПФ (опосредованность, осознанность, произвольность) и свойствами (концентрация, объем, устойчивость, переключаемость). И что процесс развития этих свойств произвольного внимания младших школьников будет успешен, если:
1) организовать групповые занятия, направленные на развитие произвольного внимания;
2) в рамках психолого-педагогической работы использовать техники, упражнения, задания, направленные на повышение уровня развития свойств произвольного внимания младших школьников.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Выделить критерии произвольного внимания и подобрать диагностический инструментарий.
3. Собрать данные в ходе констатирующего эксперимента и выявить уровни развития произвольного внимания испытуемых.
4. Дать качественный анализ полученных данных.
5. Разработать программу по развитию свойств произвольного внимания младших школьников
Методы исследования: анализ психолого-педагогических и
методических источников по проблеме исследования; психодиагностический метод; методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 71 младший школьник 1 «А», 2, 3 «Б» и 4 классов. Исследование проводилось на базе МБОУ Еловская СОШ, Емельяновского района, с.Еловое.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников, приложения.
В результате, соответственно поставленной цели в первой части теоретического исследования был рассмотрен термин внимания, раскрыты его физиологические и психологические особенности, описаны виды внимания и свойства, произведен анализ особенностей внимания младших школьников.
Существует множество трактовок понятия внимания, и все они правильные, выделить какое-то одно нельзя. Изучением процесса внимания занимались многие зарубежные (В. Вундт, Г. Лейбниц, Т. Рибо), а также отечественные (Л,С, Выготский, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский,).
Внимание может проявления в трех формах: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное (мыслительное) и моторное (двигательное). А так же внимание имеет ряд функций: обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности, активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов. Выделяют три вида внимания. Это непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. Внимание характеризуется такими свойствами: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, колебание, переключение.
Существует множество способов развития произвольного внимания. Одним из которых является дидактическая игра. Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Существует несколько видов дидактических игр для развития произвольного внимания: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
Такие методы как работа над сказкой и просмотр мультфильмов помогают создать дружескую атмосферу, настроить ребенка к работе. С помощью сказки ученик анализирует деятельность, характер героя, дает оценку поступкам. Мультфильмы, заменяют роль учителя, герои задают ребенку правила игры.
В практической части, были подобраны и описаны методики на выявление уровня развития внимания младших школьников. Проведен анализ результатов по таким критериям как: концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение.
Анализ показывает то, что детей с патологией по результатам методик не оказалось.
Динамика развития свойств неоднозначна, если такие свойства как объем и переключаемость с изменение класса уровень их развития возрастает. То развитие таких свойства как устойчивость и концентрация неравномерна: в первом и в четвертом классе встречаются учащиеся со слабым уровнем развития данных свойств. Работать над развитием свойств произвольного внимания учитель должен с первого по четвертый класс, одним из способов является включение в урок упражнений и заданий.
У учащихся первого и второго класса результаты тестирования показали низкий уровень развития свойств внимания, что способствовало разработке программы занятий. Занятия распределены на пять блоков. Каждый блок направлен на развитие одного из свойств произвольного внимания: концентрация, устойчивость, объем, распределение,
переключение.
Вопрос по активизации внимания школьников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное
58 значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
1. Агеносова, Н.Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов»/ Н.Л. Агеносова - Москва : «Просвещение», 1964.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника / А. Д. Алферов - Ростов на Дону, 2000. - 384 с.
3. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
4. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания школьника / Б.Г. Ананьев. - 2-е издание. - Москва: АПН РСФСР, 1946. - 50 с.
5. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника/ И.Л. Баскакова. -
Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. - Москва:, 2002.
6. Блонский, П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский - СПб.:, 2001. 288с.
7. Божович, Л.И. Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1950. - 192 с.
8. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст)/ Л.А. Венгер. - Москва, 1999. 72с.
9. Викторов, И.В. Произвольное внимание младших школьников// Известия. Серия педагогическая/ И.В.Викторов// 2001.- № 6. 34с.
10. Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Феноменология внимания. [Электронный документ]. (http://helpiks.org/3- 45376.html). Дата обращения 17.05.19.
11. Волокитина, М. Н. Очерки психологии младшего школьника/ М.Н. Волокина// М.: Изд-во АМН РСФСР, 1955
12. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // СПб., 2009. 113 с.
13. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н. Волкова. - М.: Просвещение, 2006. - 123 с.
14. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции / ред. О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1996. - 72 с.
15. Вундт, В. Введение в психологию: Einfuhrung in die Psychologie. (Из наследия мировой психологии). - М.: КомКнига, 2007. - 168 с.
ыготский, Л.С. Психология и педагогика внимания / Лев Семенович Выготский // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 53-76....66