Объект исследования - гостиница «BonHotel» (г. Минск).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты стимулирования и мотивации в процессе управления предприятием 6
1.1 Сущность и методы мотивации и стимулирования работников 6
1.2 Теории мотивации 15
1.3 Особенности мотивации и стимулирования труда работников на предприятии гостеприимства 22
2 Анализ системы стимулирования работников УП 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 32
2.2 Анализ действующей системы управления персоналом 41
2.3 Проблемы мотивации и стимулирования работников гостиницы 46
3 Направления развития системы стимулирования работников УП «Строминвест-Эстейт» гостиница «Bon Hotel» 52
3.1 Дифференцированный подход к реализации системы мотивации и стимулирования 52
3.2 Разработка современной системы оплаты труда и нематериальные методы стимулирования персонала 58
3.3 Расчет эффективности предложенных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 85
На сегодняшний день важной составляющей любой организации является персонал, который определяет ее успех. Особенно сотрудники важны в сфере гостиничного бизнеса, так как именно здесь они занимаются непосредственно предоставлением услуг. Высококвалифицированный и профессионально пригодный персонал, выполняющий свою работу качественно, будет привлекать новых клиентов, а также вызывать у них желание посетить гостиницу вновь, что гарантирует ее высокую прибыль. Эффективность работы сотрудников повышается в том случае, когда они заинтересованы в своей работе, для этого необходимо создать для них максимально благоприятные и комфортные условия. Именно поэтому каждой гостинице, каждому предприятию нужна эффективная мотивационная система. Из этого следует, что тема «мотивация персонала» является актуальной и на сегодняшний день.
Одним из методов повышения производительности труда является мотивация и стимулирование работников. Мотивация труда персонала является наиболее значимым направлением кадровой политики любого предприятия. Мотивация персонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного сотрудника компании.
По мнению специалистов, которые проводили оценку рынка труда, в Республике Беларусь ощущается серьезный кадровый дефицит в сфере услуг. В данной ситуации между работодателями складывается настоящая борьба за квалифицированных специалистов. Учитывая вышеизложенное, построение работодателем четкой и организованной, прозрачной системы мотивации и стимулирования работников во многом поспособствует привлечению высококвалифицированных кадров в организацию, что поможет создать работоспособный коллектив из высококлассных специалистов, которые способны достичь поставленных перед организацией целей.
Развитие системы стимулирования труда работников гостиницы основывается на подходе к пониманию того, что сотрудники представляют собой ресурсы организации, которые необходимо целесообразно и эффективно использовать. Для распределения работ, стимулирования работников по достижению целей организации менеджер использует формальные методы, реализуя функции планирования, организации и контроля. Параллельно с этим менеджер должен проводить уникальное управление, направленное на развитие осознанного качественного труда работников для достижения успеха организации.
В современном управлении основная цель процесса мотивации
сводится к получению максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить эффективность деятельности организации. Для стимулирования работников менеджеры используют как материальные, так и нематериальные методы. В то же время, однозначной картины о соотношении отдельно взятых аспектов мотивационной сферы работников и наиболее эффективных методов управления ими ни в теории управления, ни практике менеджмента организации не сформировалось.
Проблемы мотивации и стимулирования персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя и опубликован ряд трудов посвященных данной тематике. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.
Обеспеченность организации квалифицированной рабочей силой и степень ее мотивированности стали основными факторами конкурентоспособности. Интенсификация управления и повышение качества труда персонала будут возможны только в результате применения принципиально новых подходов в работе с кадрами. Новые подходы в работе с людьми заключаются в её комплексном технологическом характере, в более широком использовании элементов планирования, в применении индивидуальных форм работы. Неотъемлемым условием успешной деятельности по управлению персоналом организации является уточнение направлений работы и увеличение средств, выделяемых на работу с персоналом. Современные работники нуждаются в серьезной мотивирующей поддержке со стороны администрации предприятия, нуждаются в эффективной системе мотивации и стимулировании, дифференцированно направленной на удовлетворение осознанных индивидуальных потребностей работников, возможности всесторонней самореализации субъектов труда.
В этой связи представляет интерес изучение реального положения дел в части решения проблем мотивации и стимулирования труда в организации, которое активно развивает свою деятельность в новых условиях рынка.
Актуальность работы проявляется в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы
лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Цель работы – разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы стимулирования персонала в УП «Строминвест- Эстейт» («Bon Hotel»).
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить сущность и значение мотивации и стимулирования работников гостиницы;
- провести анализ действующей системы мотивации и стимулирования работников гостиницы;
- разработать пути совершенствования системы мотивации и стимулирования работников гостиницы.
Объект исследования – УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»).
Предмет исследования – механизм стимулирования труда работников гостиницы.
Указанные цель и задачи последовательно раскрыты в трех главах дипломной работы. Первая глава содержит теоретические аспекты управления процессами мотивации и стимулирования. Во второй главе проведен анализ системы мотивации персонала в УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»). В третьей главе разработаны направления совершенствования системы мотивации персонала в УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»). В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации работы.
Методы исследования: анализ теоретических источников и публикаций по проблеме, анализ документов деятельности предприятия, методы математико-статистического анализа, обобщение и интерпретация результатов исследования, формулирование предложений.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке дифференцированного подхода к реализации системы мотивации и разработке модели системы стимулирования, позволяющей не только учесть тарифную (постоянную) часть заработной платы, но и поставить доход наемного работника в зависимость от производительности труда и конечных результатов деятельности организации.
При написании дипломной работы использовались учебники и учебные пособия по менеджменту, социологии, психологии и теории управления, монографии и научные статьи в периодических изданиях, источики сети Интернет, а также учредительные, финансовые и другие документы УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»).
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1) в конкурентной рыночной среде основными факторами, способными повысить эффективность деятельности организации, являются внутренние резервы, среди которых первое место занимает система мотивации персонала.
В белорусской действительности, на стадии формирования рынка, путь к эффективному управлению лежит через понимание мотивации работников. Только с учетом мотивации работников можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления производством в целом.
Мотивация и стимулирование работников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.
Повышение производительности труда, снижение уровня конфликтности в коллективе, повышение престижа организации в деловом мире – это те важные компоненты общей системы управления, которые в том числе и в первую очередь обеспечивает современный и эффективный мотивационный механизм.
Большинство современных авторов выделяют 3 основные группы теорий мотивации: первоначальные; содержательные; процессуальные.
Применение первоначальных теорий мотивации на практике позволяет обеспечить качественное выполнение работником должностных обязанностей, но не способствует формированию внутреннего побуждения человека к эффективному труду.
Применение содержательных теорий мотивации на практике заключается в выявлении доминирующей потребности сотрудника и разработке стимулирующих мероприятий для ее удовлетворения с целью повышения эффективности трудовой деятельности.
Процессуальные теории мотивации направлены на формирование такого трудового поведения сотрудника, которая обеспечит эффективность его трудовой деятельности. Процессуальные теории мотивации более универсальны по сравнению с содержательными теориями мотивации, но, к сожалению, не учитывают весь спектр потребностей человека.
Отечественные теория и практика мотивации труда, как правило, сводятся к оплате труда, основанной на фиксированных тарифных ставках и должностных окладах, и малоэффективны. Поэтому при формировании
систем мотивации труда в организациях, особенно крупных, необходимо использование уже накопленного мировой практикой опыта.
Развитие функции мотивации в современном менеджменте связано с применением в практике управления новых концепций. Формирование этих концепций обусловлено развитием практики мотивации работников к более интенсивному и эффективному труду. В числе концепций, определяющих развитие функции мотивации в практике менеджмента компаний США, Японии и других стран, следует отметить:
- теорию и практику постановки целей и задач;
- теорию и практику подкрепления;
- проектирование мотивирующих рабочих программ;
- улучшение качества трудовой жизни;
- реализацию бизнес-партнерства менеджеров и подчиненных.
2) в УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel») существует следующая характеристика системы управления персоналом:
- основными методами управления персоналом в организации являются административные методы;
- в организации уделяется большое внимание профессиональному обучению персонала;
- основой материального стимулирования является организация заработной платы и премирования работников УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»).
Основными недостатками в области мотивации персонала на УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel») являются:
- практическое отсутствие социально-психологических методов мотивации персонала, так как в организации не уделяется внимания психологическим характеристикам персонала, не разработана система управления конфликтами, отсутствуют документированное обоснование организационной культуры (Кодекс или Положение);
- несовершенство материального стимулирования, так как оно построено на тарифной системе заработной платы, которая не ставит доход наемного работника в зависимость от производительности труда и конечных результатов деятельности организации;
- отсутствие дифференцированного подхода к реализации системы мотивации, учитывающего мотивационные факторы молодого и возрастного состава работников. Система премирования, программа обучения и повышения квалификации и другие нормативные документы по организации разработаны в целом по персоналу, а не для конкретных возрастных категорий, которым необходимы совершенно отличные друг от друга стимулы для работы.
3) на основании выявленных недостатков в развитии системы мотивации труда работников УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»), предложены следующие направления ее совершенствования:
- разработать дифференцированный подход к мотивации работников, с учетом уровня образования и половозрастных характеристик, занимаемых должностей. Разным социальным категориям необходима своя система мотивации, для людей предпенсионного возраста нужны социальные гарантии в полном объёме, для людей среднего возраста – карьера и высокая заработная плата, для молодых специалистов – высокая заработная плата и хорошие условия труда. Исходя из выводов, следует, что на УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel») необходимо создавать дифференцированную систему мотивации труда, по разным возрастным категориям, а также с учётом уровня образования и половой принадлежности;
- усовершенствовать систему материального стимулирования на основе на основе внедрения системы грейдов и показателей KPI. Предложенная модель системы стимулирования в организации позволит не только учесть тарифную (постоянную) часть заработной платы, но и поставить доход наемного работника в зависимость от производительности труда и конечных результатов деятельности организации;
- дальнейшее развитие корпоративной культуры, которая кроме формирования системы принципов и ценностей, позволяет всем в организации быть нацеленными на общий успех;
- разработать систему семинаров и тренингов для работников УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel»).
Таким образом, применив разработанные направления совершенствования системы мотивации в УП «Строминвест-Эстейт» («Bon Hotel») можно добиться повышения производительности труда, повышения уровня квалификации работников, создания благоприятной атмосферы в коллективе, что в общем итоге отразиться на основных социально- экономических показателях организации.
1 Баженова, Е.В. Мотивация и стимулирование на пути к успеху фирмы / Е. Баженова. – М.: АСТ, 2018. – 191 с.
2 Балдин, И.В. Менеджмент : пособие / И.В. Балдин, Г.Е. Ясников ; Белорус.гос. экон. ун-т. – Минск : БГЭУ, 2015. – 306 с.
3 Бовыкин, В.И. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала / В.И. Бовыкин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Экономика, 2022. – 362 с.
4 Брасс, А.А. Менеджмент и организационное поведение: конспект лекций / А.А. Брасс. – Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, 2016. – 349 с.
5 Вершигора, Е.Е. Менеджмент : учеб.пособие для вузов / Е.Е. Вершигора, А.В. Неверов. – Минск :Амалфея, 2021. – 496 с.
6 Ветлужских, Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика / Е.Ветлужских. – Москва: Альпина Паблишерз, 2019. – 148 с.
7 Винокуров, С.Г. Модели и методы оперативного менеджмента / С.Г. Винокуров. – М. : Экономика, 2021. – 207 с.
8 Глухов, В.В. Менеджмент : учеб. для вузов / В.В. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Лань, 2020. – 526 с.
9 Гончаров, В.И. Менеджмент : учеб.пособие для вузов / В.И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2019. – 640 с.
10 Дадашева, Э.А. Концептуальные подходы к эффективности управления / Э.А. Дадашева // Региональные проблемы преобразования экономики [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.rppe.ru/wp- content/uploads/2014/02/dadasheva-ea.pdf. – Дата доступа: 22.05.2024.
11 Дафт, Р.Л. Менеджмент: пер. с англ. / Р.Л. Дафт[и др.].– СПб.: Питер : Питер принт, 2022. – 829 с.
12 EKportal.ru [Электронный ресурс]/Информ. сайт по экономике. – Режим доступа: http://www.ekportal.ru/page-id-453.html. – Дата доступа: 12.04.2024.
13 Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов : учеб. / Н.И. Кабушкин. – М: Кнорус, 2013. – 416 с.
14 Кибанов, А. Формирование системы управления персоналом в организации / А. Кибанов, Д. Захаров. М., 2021. – 324 с.
15 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом : учебник / А.Я Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2018. – 445 с.
16 Клочков, А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник
практических инструментов [Интернет ресурс]. – Режим доступа: alldirector.ru›wp-content…2012/11/KPI-и-мотивация. – Дата доступа: 07.06.2024.
17 Лебедева, С.Н. Экономика гостиницы: Учеб.пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. – Минск: Новое знание, 2018. – 239 с.
18 Лебедева, С.Н. Экономика и организация труда / С. Н. Лебедева, Л. В. Мисникова. – Минск: Мисанта, 2019. – 166 с.
19 Маркин, Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов / Ю.П. Маркин. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 320 с.
20 Милл, Р.К. Управление рестораном / Р.К. Милл. – М.: Юнити- Дана, 2020. – 536 с.
21 Об утверждении Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2012 N 104 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовое информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Дата доступа: 14.01.2024.
22 Омаров, А.М. Менеджмент: управление – древнейшее искусство, новейшая наука : учебник / А.М. Омаров. – М. : Экономика, 2018. – 638 с.
23 Основы менеджмента : учеб.-практ. пособие / И.В. Балдин [и др.]; под ред. Н.П. Беляцкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : Белорус.гос. экон. ун-т, 2015. – 119 с.
24 О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда: Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2012 № 181 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовое информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Дата доступа: 17.02.2024.
25 Полевая, М.В. Управление персоналом в гостиничном сервисе: учебник / М. В. Полевая, А.Н. Третьякова. — М. : Издательский центр
«Академия», 2019. — 208 с.
26 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности организации
: учебник – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: 2019. – 425 с.
27 Самородский, В.А. Антикризисное управление : учебное пособие
/ В.А. Самородский, И.А. Хлусова. – М: Колос С, 2017. – 203 с.
28 Семенова, И.И. История менеджмента : учеб.пособие для вузов / И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 199 с.
29 Слепнева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 458 с.
30 Смольский, А. П. Управление безнадежным предприятием :
учебник / А. П. Смольский. – Минск: Регистр, 2018. – 172 с.
31 Смольский, А.П. Антикризисное управление : учебное пособие / А.П. Смольский. – Мн.: Современная школа, 2019. – 222 с.
32 Смольский, А.П. Общие и особенные причины банкротства белорусских предприятий. Стратегия и тактика развития производственно- хозяйственных систем: Материалы Международной научно-практической конференции. Гомель, 27-28.12003г. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2020. – 672 с.
33 Современный менеджмент. Теория и практика : учеб.пособие / А.Г. Комаров [и др.] ; под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб. [и др.] : Питер : Питер принт, 2020. – 432 с.
34 Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб.пособие / Г.З. Суша. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2016. – 470 с.
35 Татаурова, О.А. Проблемы несостоятельных организаций в современных условиях. Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий // Материалы международной научно-практической конференции / под ред. А.Е. Зубарева, И.Т. Пинегиной – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – С. 399- 402.
36 Теория системного менеджмента : учеб. для вузов / Рос. экон. акад. ; [подгот.: В.Г.Янчевский и др.] ; под общ. ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. – М. : Экзамен, 2018. – 512 с.
37 Титов, В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2019. – 416 с.
38 Травин, В.В.Основы кадрового менеджмента/ В.В. Травин. – М.: экономика, 2020. – 396 с.
39 Уткин, Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э.А. Уткин. М., 2018. – 412 с.
40 Феденя, А.К. Основы менеджмента : учеб.пособие для вузов / А.К. Феденя. – Минск :Бестпринт, 2019. – 324 с.
41 Федорова, Н.Н. Организационная структура управления предприятием : учеб.пособие для вузов / Н.Н. Федорова. – М. :КноРус : Велби, 2020. – 256 с.
42 Чернов, В.А. Экономический анализ: учебник / В.А. Чернов. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 640 с.
43 Черняк, В.З. Экономика и управление в организации / В.З. Черняк. – М.: КноРус, 2015. – 730 с.
44 Чуев, И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – М.: Дашков и К, 2018. – 368 с.
45 Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: учебно–практическое пособие / С.В. Шекшня. – М.: ЗАО
«Бизнес – школа», 2018. – 369 с.
46 Шеметов, П.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / П.В. Шеметов, Е.В. Маслов. – М.: «ИНФРА–М», 2017. – 196 с.
47 Щекин, Г.В. Теория и практика управления персоналом: учебно- методическое пособие / Г.В. Щекин. – 2-е изд., стереотип. – Калининград:
«МАУП», 2018. – 280 с.
48 Экономика предприятий: Учебное пособие / Н.В. Максименко и др.; Под общ.ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Мн.: Вышэйшая школа, 2016. – 542 с.
49 Экономика предприятия: Учебное пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан, Т.Г. Сачук [и др.]; Под общ.ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2017. – 698 с.
50 Экономика организации / Под редакцией Хрипача В. Я. – Минск: Финансы и учет, 2016. – 540 с.
51 Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Интернет источник]. – Режим доступа: http://www.smartcat.ru/Personnel/EffektivnayaMotivaciyaPersonalaPriMinimalny hCC.shtml. – Дата доступа: 20.07.2024.
52 Яковлева, Т.А. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда: практич. пособие / Т.А. Яковлева. – СПб.: Питер, 2019. – 240 с.
53 1С: для Беларуси [Интернет источник]. – Режим доступа: http://www.1pro.by/?yclid=2622880576437226437. – Дата доступа: 10.02.2024.
54 Биянов-Гайнуллин, А.И Основные методы мотивации и стимулирования труда и персонала на предприятии / А.И Биянов-Гайнуллин. – Ижевск : , 2021. – 130–280.