Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа №165719

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО -ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность понятия коммуникации, коммуникативные навыки 7
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у младших
школьников 15
1.3 Роль театрально-игровой деятельности в развитии коммуникативных
навыков младшего школьника 18
1.4 Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1 Методики, направленные на определение уровня развития
коммуникативных навыков 24
2.2 Анализ полученных результатов 30
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных навыков младшего
школьника средствами театрально-игровой деятельности 35
2.4 Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 53

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно -коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.
Фундаментальные проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов, таких как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, В.А. Лабунской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Л.И. Мищенко, В.С. Мухиной, и др.
Коммуникативные навыки - это умение общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, договариваться и настаивать на своих правах [30, с.14]. Эти навыки очень важны в обществе, так как человеку ежедневно приходится общаться со многими собеседниками. Необходимость во взаимодействии с различными людьми проявляется в профессиональных потребностях, психологическом удовлетворении, социальной реализации и просто для того, чтобы выжить. Людям, пренебрегающим этим навыкам труднее реализовать себя, они менее успешны в коллективе.
Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш.А. Амонашвили [32 c40], Л.И. Божович [33 c57], А.С. Валявского [34 c86], М.И. Лисиной [27 c79], В.С. Мухиной [35 c66] и др.
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный его путь освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома.
Навык как психолого-педагогическая категория исследован в работах Т.З. Адамьянц Н.А. Берншгейна, Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сигарова и др.
В контексте исследования контакта как условия и следствия коммуникативного взаимодействия (И.А. Зимняя, Ю. Хабермас) обозначены такие аспекты, как диалогические отношения (М.М. Бахтин, Г.И. Рузавин), диалоговое обучение (Ш.А. Амонашвили), учебное сотрудничество (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова), игровое взаимодействие (О.С. Газман, С.А. Шмаков), управление педагогическим взаимодействием (И.А. Кшесникова, Я.Л. Коломинский, Н.Е. Щуркова и другие). Выбор подходов, имеющих ключевое значение для настоящей работы определен в работах Т.М. Дридзе, Т.З. Адамьянц (относительно процесса формирования коммуникативных навыков, сущности сферы коммуникации); в работах Г.З. Каганова, А.С. Каргина, Л.Л. Куприяновой.
В теоретическом обосновании коммуникативных навыков, обеспечивающих эмоциональный и смысловой контакт в процессе коммуникативного взаимодействия, мы опирались на научные исследования Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, Л.Л. Куприяновой, Н.К. Мешко, Н.Г. Михайловой; их видовой классификации Б.В. Асафьева, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова, Б.М. Неменского; в вопросах информационного, инструктивно - методического обеспечения - на работы А.С. Каргина, Л.Л. Куприяновой.
Проблемам формирования коммуникативных навыков посвящены диссертационные исследования последних лет, где феномен «коммуникативные навыки» рассматривался в соответствии со сторонами и функциями общения (Э.И. Аюпова, Г.М. Бушуева, Т.Л. Волкова, И.А. Гришанова, Е.Ю. Кононова, О.П. Кравчук, Е.В. Кравченко, Л.А. Кузнецова, Л.Я. Лозован, И.М. Михайлова, О.Н. Мостова, А.В. Хаустов, Е.В. Хвостова и др.). Наряду с сущностными характеристиками исследуемого феномена как фактора коммуникативной успешности (И.А. Гришанова) ведется поиск способов педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у дошкольников и младших школьников.
Цель работы - выявить особенности коммуникативных навыков младшего школьника и разработать рекомендации по формированию коммуникативных навыков младшего школьника средствами театрально - игровой деятельности.
Задачи, необходимые решить в процессе изучения данной темы, следующие:
1) определить сущность понятий коммуникации и коммуникативных навыков;
2) охарактеризовать особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников;
3) изучить особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников;
4) разработать рекомендации, по формированию коммуникативных навыков младшего школьника средствами театрально-игровой деятельности.
Объектом исследования выступает коммуникативная деятельность младших школьников.
Предметом исследования является актуальный уровень развития коммуникативных навыков младших школьников.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что развитие коммуникативных навыков у младших школьников находится на среднем и низком уровнях и характеризуется низкой или средней способностью сотрудничества, речевых высказываний, учета позиции собеседника.
Методологическую основу исследования составили: психолого­
педагогические научные труды по проблемам коммуникации (Т.З. Адамьянц, Г.М. Андреева, А.А. Брудный, И.А. Гришанова, М.С. Каган, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик); идеи диалогичности (М.М. Бахтин, Т.М. Дридзе); комплексная междисциплинарная концепция Т.М. Дридзе; научные положения возрастной и педагогической психологии о становлении личности младшего школьника (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Теоретической основой исследования являются: теория деятельности (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теоретические подходы к формированию навыков (Т.З. Адамьянц, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин. С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, эксперимент, наблюдение, статистические методы обработки данных.
Экспериментальная база: эксперимент проводился в школе № 30 г. Красноярска. На этом этапе велась работа по выявлению исходного уровня развития коммуникативных навыков у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов.
Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 48 источников, и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникация очень важна в нашей жизни. Можно сказать, что без коммуникации невозможно существование ни одной из сфер нашей жизнедеятельности. Коммуникация лежит в основе формирования не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентичности. Коммуникация и диалог являются способами репрезентации человека, а сущностью диалога был всегда человеческий разговор, который предполагал «апогей саморождающегося внимания». Коммуникация - это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств.
Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности - это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.
У младшего школьника потребность в общении - одна из главных. В возрасте 7-10 лет коммуникативные действия весьма разнообразны, в общении со сверстниками возникают сложные формы поведения. Так же взаимодействия с ровесниками очень ярко эмоционально насыщены, пропадают общепринятые нормы поведения. В движениях, действиях и высказываниях прослеживается раскрепощенность и непредсказуемость. Диапазон эмоциональной окраски общения крайне велик в этом возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы (резкое возрастание значимости других детей в жизни ребенка; проявление избирательных привязанностей).
Одной из составляющих педагогической деятельности является развитие у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрально-игровой деятельности, которое происходит поэтапно. На первом этапе внимание детей педагог акцентирует на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребенку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. На втором этапе игровые ситуации позволяют ребенку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии обучающимся предоставляется возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. Третий этап - завершающий. В начале этого этапа проводятся специальные развивающие занятий с использованием игровых ситуаций на развитие способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои ' и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой, голосом в творчестве; на развитие способности сопереживать. <
Постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей в театрально-игровой деятельности, требуют от них обоюдной согласованности. В детском коллективе ребенок учится строить отношения, обогащается опытом, вырабатывает характер.


1. Голуб, О. Ю. Теория коммуникации: учебник / О. Ю. Голуб, С. В Тихонова. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 338 с.
2. Генералова, И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация / И.А. Генералова // Начальная школа. 2008. - № 5. - С. 84.
3. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л. В. Епишина // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12­17.
4. Ершов, П. М. Режиссура как практическая психология в начальной школе / П. М. Ершов. - М.: Просвещение, 2017. - 252 с.
5. Ершова, А. П. Самодеятельный детский театр / А. П. Ершова // Театр и школа - 1980. - №8. - С. 34-36.
6. Ершова, А. П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов / А. П. Ершова. - М.: БЕК, 1990. - 252 с.
7. Дридзе, Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. Методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию» / Т. М. Дридзе. — М., 1979. - 231 с.
8. Юртаев, С. В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников : Учебное пособие / С. В. Юртаев. - М.: Флинта, 2014. - 232 с.
9. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 415 с.
10. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного - воспитания / Р. П. Мильруд // Народное образование, 2010. - № 4. - С. 9-15. -
11. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации: Виды, стили и тактики речевого общения / В. П. Москвин. - М.: КД Либроком, 2015. - 218 с.
12. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод воспитания / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. '
13. Пассов, Е.И. Портрет коммуникативности / Е. И. Пассов // Коммуникативная методика. - 2002. - № 1. - С. 50-51. '
14. Петрова Т.И. Театрализованные игры в начальной школе. - М., 2010. -98 с.
15. Роджерс, К. Теория личности / К. РОджерс. - М.: ЮРАЙТ, 1998. - 411 с....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ