Введение 3
1 Теоретические аспекты просветительского медиапроекта 7
1.1 К вопросу о становлении урбанистики как междисциплинарной области: определение понятия 7
1.1.1 Понимание урбанистики в широком и узком смысле 8
1.1.2 Феномен города в рамках основных урбанистических школ 10
1.1.3 Терминологическая база урбанистики 12
1.1.4 Красноярск в понятийном поле урбанистики 14
1.2 Медиапроект как способ представления контента в эпоху «новых медиа» 15
1.2.1 О «новых медиа» в системе СМИ 15
1.2.2 Уникальные свойства «новых медиа» 17
1.2.3 Просветительские медиа в digital-среде 21
1.2.4 Содержательные особенности и преимущества медиапроекта 24
2 Создание цифрового просветительского проекта «Промышленный Красноярск: наброски к урбанистическому портрету» 27
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 27
2.1.1 Разработка концепции проекта 28
2.1.2 Поиск информации и анализ архивных источников 29
2.1.3 Классификация данных и выбор основных объектов 31
2.2 Этап создания медиапроекта 32
2.2.1 Формирование структурных элементов проекта 32
2.2.3 Верстка и визуальное оформление проекта 33
2.3 Апробация проекта в СМИ 37
2.4 Анализ проделанной работы 38
Заключение 41
Список использованных источников 45
С появлением «новых медиа» традиционные жанры, форматы и каналы распространения информации в журналистике претерпели существенные изменения. Причиной тому всепроникающий характер новых информационно- коммуникационных и интернет-технологий. Они обновляются настолько же быстро, насколько прочно уже закрепились в медиапространстве и стали неотделимой его частью.
В связи с этим процесс медиаконвергенции - слияния традиционных каналов, форматов и жанров - набирает все большие обороты. У журналиста эпохи Интернета появляется возможность создавать мультимедийный, интерактивный контент с вариациями ходов для ознакомления с ним. В то же время аудитория масс-медиа становится более активной и избирательной, ее внимание распыляется на множество информационных раздражителей. В качестве отклика на эти факторы становятся востребованными такие способы представления материала, которые упаковывают информацию в отдельный медиапродукт, в том числе в формате цифрового медиапроекта.
С помощью медиапроектов гораздо проще в интересной и доступной форме рассказать о самых разных темах. Это подтверждает растущая популярность просветительских медиапроектов, затрагивающих социокультурные, исторические, научно-популярные и другие контексты.
Город и какая-либо из сфер его деятельности также могут лежать в тематической основе медиапроекта. Так, одна из самых значительных и долгоиграющих тем в истории Красноярска - промышленность. Первые крупные предприятия возникли здесь еще в XIX веке, а в годы Великой Отечественной войны в Красноярск переносили стратегически важные производства из других частей страны. Впоследствии от городских предприятий разрастались жилые районы. Это говорит о том, что историю промышленность можно рассматривать не только с исторического, но и урбанистического ракурса.
Однако освоение таких масштабных и сложных тем даже с большим процентом вовлечения стараются дополнять вспомогательными инструментами. Один из таких - технология эдьютейнмента, то есть синтез обучения и развлечения. Элементы эдьютейнмента в просветительском медиапрокте усиливают коммуникативный эффект и позволяют аудитории лучше запомнить содержание медиапродукта, этим поддерживается актуальность данной работы.
Объектом исследования являются технические возможности «новых медиа» в производстве медиапродукта. Предметом - создание цифрового просветительского медиапроекта с элементами эдьютейнмента.
Цель данной работы заключается в создании цифрового просветительского медиапроекта «Промышленный Красноярск: наброски к урбанистическому портрету» об истории промышленности Красноярска с применением технологии эдьютейнмента. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты урбанистики;
• Провести мониторинг состояния промышленности в городе;
• Составить список заводов Красноярска;
• Определить технические возможности «новых медиа» в рамках их основных свойств;
• Рассмотреть понятия «медиапроект», «эдьютейнмент» и «сторителлинг»;
• Разработать концепцию медиапроекта;
• Включить в медиапроект элементы эдьютейнмента.
Теоретическая значимость: результаты исследования расширяют представление об использовании урбанистических исследований и исторических данных в просветительских медиапроектах. Практическая значимость данной работы обусловлена сочетанием формы представления материала и тематикой в совокупности с опытом создания медиапроекта.
Новизна работы заключается в том, что история промышленности Красноярска рассмотрена с учетом урбанистических особенностей города и представлена в цифровом просветительском медиапроекте с элементами эдьютейнмента....
С появлением цифровых технологии в сфере коммуникации произошли значительные изменения. Теперь к традиционным каналам распространения информации добавился Интернет, ускорив процесс конвергенции в медиапространстве. В связи с этим актуализируются несколько важных процессов.
Во-первых, понятия географических границ и временных рамок становятся менее релевантными для аудитории. В глобальной сети потребление контента масс-медиа не ограничивается местом жительства, продолжительностью телевизионного эфира или количеством газетных полос. Практически в любом браузере есть встроенная функция автоматического перевода текста на иностранные языки. Так, объем доступной информации увеличился и продолжает расти, а потреблять ее становится технически проще. Во-вторых, благодаря «новым медиа» происходит слияние жанров и форм. На почве этого возникают более сложные, концептуально законченные медиапродукты. В сравнении с классическим журналистскими жанрами, они привлекают внимание аудитории и удерживают его за счет относительно большой свободы действий в рамках одного интерфейса, возможности исследовать продукт в игровой форме и менее строгим способом подачи информации.
В современном мире, когда индустрия развлечений проникает во все сферы жизни, а СМИ вынуждены конкурировать за внимание аудитории, для проработки больших тем и упаковки авторской идеи целесообразно использовать формат медиапроекта. Этот тезис подтверждает пример данной работы.
В ходе создания проекта удалось решить поставленные задачи:
• Рассмотрены теоретические аспекты урбанистики: обзор показал, что процесс становления урбанистики как отдельной научной области еще не завершен, однако устойчивая теоретике -методологическая основа уже сформирована. Исходя из нее, при создании проекта было решено сфокусироваться на Красноярске - центре городской агломерации, так как это оптимальный вариант для постановки и раскрытия темы;
• Проведен мониторинг состояния промышленности Красноярска. На основе полученных данных составлен список предприятий, отобраны ключевые объекты, которые затем вошли в структуру проекта;
• Определены технические возможности «новых медиа». К уникальным свойствам «новых медиа» относятся цифровая природа, конвергентность, мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность. Этими характеристиками определяется способ их функционирования. Так, будучи продуктом новых информационно - коммуникационных технологий, «новые медиа» обеспечивают
мгновенную передачу информации, не ограничены в географии распространения, а также обладают широким спектром инструментов для производства и упаковки контента;
• Даны определения понятиям «медиапроект», «эдьютейнмент» и «сторителлинг». Это позволило установить взаимосвязь между ними в контексте данной работы, добиться понимания в их назначении и правильном использовании. Что касается технологии «эдьютейнмент», ее элементы были реализованы в проекте посредством игровой природы самого проекта....
1 Абашев, В. В. «Урбанистика» vs «Краеведение»: город в российском медиадискурсе 2010-х гг. // Язык, право и общество в координатах массмедиа: сб. материалов III Междунар. науч. конф. 25-26 сентября 2019 г. / под ред. И. В. Анненковой, Л. Р. Дускаевой; предисл. Т. Я. Хабриевой. - М.: ИЗиСП, - 2020. - С. 9-12.
2 Абашев, В. В. Городские сетевые издания как агенты урбанизации / В. В. Абашев, И. М. Печищев [Электронный ресурс] // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - №4 (30). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/gorodskie-setewe-izdaniya-kak-agenty-urbanizatsii
3 Абашев, В. В. Новая городская журналистика в конструировании урбанистического пространства [Электронный ресурс] / В. В. Абашев // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gorodskaya-zhurnalistika-v-konstruirovanii-urbanistichesko go-prostranstva
4 Бозе, Э. Ю. Городская агломерация: старое название - новое содержание / Э. Ю. Бозе // Российское экспертное обозрение. - 2007. - № 4-5 (22). - С. 13-16.
5 Бриггз, А. Медиа. Введение: Учебник для студентов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. [Ю. В. Никуличева]. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 550 с.
6 Вартанова, Е. Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2005. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-smi-i-mass-media-rossii
7 Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова // Электронный
8 Вершинина, И. А. Понятийный аппарат социологической урбанистики: критический анализ [Электронный ресурс] / И. А. Вершинина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2015. - №2. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynyy-apparat-sotsiologicheskoy-urbanistiki-kriticheskiy-analiz
9 Гонина, Н. В. Урбанизация в Восточной Сибири во второй половине XX в. - «псевдоявление» или объективный процесс? / Н. В. Гонина // Иркутский историко-экономический ежегодник. - Иркутск : Байкальский государственный университет экономики и права, 2009. - С. 356-359.
10 Гонина, Н. В. Урбанизация советской Сибири во второй половине XX в. в отечественной историографии / Н. В. Гонина // Иркутский историке - экономический ежегодник. - Иркутск : Байкальский государственный университет экономики и права, 2008. - С. 552-556.
11 Гордиенко, Н. Н. Просветительская деятельность современных СМИ [Электронный ресурс] / Н. Н. Гордиенко // Вестник КГУ. - 2022. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelskaya-deyatelnost-sovremennyh-smi
12 Горяченко, Е. Е. Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития / Е. Е. Горяченко, Н. Л. Мосиенко, Н. В. Демчук // Регион: экономика и социология. - 2011. - № . - С. 94-95.
13 Гун, Г. Е. Урбанистика и художественная культура города [Электронный ресурс] / Г. Е. Гун // Вестник ЧГАКИ. - 2012. - №1 (29). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/urbanistika-i-hudozhestvennaya-kultura-goroda
14 Димитриади, Е. М. Визуальная урбанистика: определение понятия,
проблемы [Электронный ресурс] / Е. М. Димитриади, О. С. Сапанжа // Вестник ЧГАКИ. - 2021. - №2 (66). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-urbanistika-opredelenie-ponyatiya-problemy
15 Добросклонская, T. Г. Медиатекст: структура и содержание понятия [Электронный ресурс] / Т. Г. Добросклонская // Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. - 2008. - Режим доступа: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf...(46)