Соперничество США и Китая в АТР
|
Введение 3
1. Основные сферы влияния США и КНР в регионе 6
2. Столкновение интересов на пути выстраивания отношений 21
2.1. Положение дел на Южно-Китайском море 21
2.2. Тайваньский вопрос в американо-китайских отношениях 28
2.3. Области сотрудничества и точки сближения сторон в регионе 35
Заключение 40
Список использованных источников 43
1. Основные сферы влияния США и КНР в регионе 6
2. Столкновение интересов на пути выстраивания отношений 21
2.1. Положение дел на Южно-Китайском море 21
2.2. Тайваньский вопрос в американо-китайских отношениях 28
2.3. Области сотрудничества и точки сближения сторон в регионе 35
Заключение 40
Список использованных источников 43
В полицентрических моделях современного мироустройства все больше важную роль стало играть региональное развитие, которое обособившись от других регионов продвигает внутрирегиональные экономические отношения и культурное сближение между акторами региона. Главными акторами стремящихся к наращиванию влияния в АТР стали КНР и США.
Последние 30 лет американо-китайские отношения претерпели ряд изменений. Причинами изменений выступают разные условия: меняющиеся из- за истечения президентских сроков лидеры страны, которые диктуют противоречащие предыдущему президенту принципы отношений; расхождение интересов в тех или иных международных вопросах, изменение миропорядка и системы международных отношений в целом и другое. АТР объединяет 25 государств бассейна Тихого океана.
Мотивы сторон сперва кажутся понятными: США стремится к очередному господству в развивающемся регионе и недопущению опережения Китаем, а КНР, в свою очередь - ограничению вмешательства Америки во внутриполитические дела азиатских государств и сохранению их суверенности и культурной идентичности. Однако, можно заметить принцип международного сотрудничества и торгово-экономические отношения между противоборствующими странами.
Насыщенность современных процессов на Азиатско-Тихоокеанском регионе актуализирует интерес к изучению позиций держав, стремящихся к лидерству в данном регионе их союзников в регионе и рассмотреть области сотрудничества. Актуальность также обуславливается необходимостью проведения анализа отношений стран в интеграционных механизмах, которые играют важную роль в современной международной системе.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты анализа текущих процессов, а также выводы и прогнозы могут быть использованы для дальнейшего выявления перспектив развития отношений государств.
Объектом исследования выступают Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в то время как предметом исследования являются китайско- американские отношения в данном регионе.
Согласно вышеуказанным аспектам, целью работы является анализ влияния США и КНР на страны АТР и оценка масштаба присутствия каждой из обеих стран в данном регионе с 1979 года по наше время.
Для достижения цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть области влияния Китая и США на территории АТР
2. Выявить основные проблемы и причины столкновения позиций.
3. Обозначить сферы сотрудничества двух держав в регионе.
В своей работе я опиралась на международные акты, статьи и журналы. Таким образом, данная тема освещается в работах А. Кортунова, М. Харкевича, И. Е. Денисова и в статьях китайских экспертов Л. Хы, Ф. Юанхэн, Ян, а также в работах американских исследователей, таких как С. Робертс, С. Биба, А. Саймона и другие.
В данной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, такие как контент-анализ, описание и сравнительно-исторический анализ, конкретизация, оценка, изучение теоретических и других источников.
Эмпирическую базу исследования составляют международные проекты, двусторонние соглашения, итоги встреч, международные правовые акты и другие.
Поставленные задачи обуславливают следующую структуру исследования. В первой главе будет проведен обзор основных областей влияния США и Китая на АТР после холодной войны, во второй столкновение интересов двух государств в регионе. Третья глава будет посвящена анализу точек соприкосновения интересов между Китаем и США а также области сотрудничества двух стран в регионе....
Последние 30 лет американо-китайские отношения претерпели ряд изменений. Причинами изменений выступают разные условия: меняющиеся из- за истечения президентских сроков лидеры страны, которые диктуют противоречащие предыдущему президенту принципы отношений; расхождение интересов в тех или иных международных вопросах, изменение миропорядка и системы международных отношений в целом и другое. АТР объединяет 25 государств бассейна Тихого океана.
Мотивы сторон сперва кажутся понятными: США стремится к очередному господству в развивающемся регионе и недопущению опережения Китаем, а КНР, в свою очередь - ограничению вмешательства Америки во внутриполитические дела азиатских государств и сохранению их суверенности и культурной идентичности. Однако, можно заметить принцип международного сотрудничества и торгово-экономические отношения между противоборствующими странами.
Насыщенность современных процессов на Азиатско-Тихоокеанском регионе актуализирует интерес к изучению позиций держав, стремящихся к лидерству в данном регионе их союзников в регионе и рассмотреть области сотрудничества. Актуальность также обуславливается необходимостью проведения анализа отношений стран в интеграционных механизмах, которые играют важную роль в современной международной системе.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты анализа текущих процессов, а также выводы и прогнозы могут быть использованы для дальнейшего выявления перспектив развития отношений государств.
Объектом исследования выступают Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в то время как предметом исследования являются китайско- американские отношения в данном регионе.
Согласно вышеуказанным аспектам, целью работы является анализ влияния США и КНР на страны АТР и оценка масштаба присутствия каждой из обеих стран в данном регионе с 1979 года по наше время.
Для достижения цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть области влияния Китая и США на территории АТР
2. Выявить основные проблемы и причины столкновения позиций.
3. Обозначить сферы сотрудничества двух держав в регионе.
В своей работе я опиралась на международные акты, статьи и журналы. Таким образом, данная тема освещается в работах А. Кортунова, М. Харкевича, И. Е. Денисова и в статьях китайских экспертов Л. Хы, Ф. Юанхэн, Ян, а также в работах американских исследователей, таких как С. Робертс, С. Биба, А. Саймона и другие.
В данной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, такие как контент-анализ, описание и сравнительно-исторический анализ, конкретизация, оценка, изучение теоретических и других источников.
Эмпирическую базу исследования составляют международные проекты, двусторонние соглашения, итоги встреч, международные правовые акты и другие.
Поставленные задачи обуславливают следующую структуру исследования. В первой главе будет проведен обзор основных областей влияния США и Китая на АТР после холодной войны, во второй столкновение интересов двух государств в регионе. Третья глава будет посвящена анализу точек соприкосновения интересов между Китаем и США а также области сотрудничества двух стран в регионе....
Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.
США и КНР играют стратегически важную роль в регионе, только одна из держав нацелена на торгово-экономические и инвестиционные отношения, а другая склонна к военно-политической поддержке своих союзников. Это можно проследить по соглашения подписанным державой и со странами
В ходе исследования, было замечено, что есть государства в АТР, которые сотрудничают только с одной из держав. Так, например, в силу своего территориального положения у Китая более тесные связи с такими соседями как Непал, Бутан, Бангладеш, Мьянма, Северная Корея, а также Шри-Ланка и Пакистан. Здесь стоит сказать не только про экономическую заинтересованность и географическую близость данных государств, но и одинаковое политическое видение. Если говорить о США, то здесь они сотрудничают не только с «западномыслящими» государствами, такими как Австралия и Новая Зеландия, но и со странами особой азиатской культуры и политики - это, в частности, Япония, Южная Корея и другие. США имеет военные базы также на территории Сингапура и Вьетнама.
Стоит сказать, что есть страны, которые извлекают выгоду как от отношений с Китаем, так и от отношений с Америкой. Так, например, Южная Корея, имея военные базы США и политическую приближенность с ней, заключает экономические и инвестиционные соглашения с компаниями Китая. Причем, в экономическом плане Республика Корея имеет экономическую зависимость от КНР. «Двойную лояльность» к державам также имеют такие государства как Таиланд, Малайзия, Австралия, Пакистан, Соломоновы острова, Индонезия, Сингапур и Вьетнам.
Таким образом, некое разграничение сфер военно-политического и экономического влияния все же имеет место быть. Хотя две державы и взаимодействуют со странами в разных областях отношений, точки столкновения интересов все же есть. Имея военно-морское доминирование, США имеет влияние на Южно-Китайском море, хотя у нее и нет прямого доступа к данной территории. Споры в ЮКМ не поддаются решению через территориальное разделение. Ожидается, что Китай применит свои усилия и придумает план действий, который будет реально работать и поможет снять напряженность в регионе. Но стоит сказать, что эти споры кажутся практически невозможными для разрешения на основании существующего международного права, а также текущих экономических и политических условий в мире.
«Больным местом» в американо-китайских отношениях остается тайваньский вопрос. В течение многих лет США имеют некую «стратегическую неопределенность» по отношению к данной территории. Используя Тайвань как инструмент влияния, Америка то раздражает, то сдерживает, то вовсе накладывает санкции на Китай. Признавая политику «Единого Китая», США продолжает поставлять оружие на Тайвань, тем самым обеспечивая безопасность и возможность обороняться от Китая. «Серединное государство», в свою очередь, продолжает предупреждать, что любая поддержка Тайваня - это вмешательство во внутренние дела государство. Но и известно точно одно: ни одна из сторон не хочет начинать военный конфликт, но и отказываться от своей политики ни одна из держав не готова.
Говоря о противостоянии, стоит также упомянуть, что точки сближения хоть и в разы меньше, но все же имеются в американо-китайских отношениях. Такие действия как приглашение Америкой Китай на крупномасштабное военное учения RIMPAC, углубление диалога и взаимодействие между сухопутными войсками держав, открытость Китая к сотрудничеству с США в рамках региональных вопросов и идея приглашения ее в ШОС дает надежду на снижение напряженности и консенсус сторон в спорных вопросах региона.
Таким образом, со смещением точки силы в АТР, спектр полемик в отношениях двух держав значительно увеличилось. Это прежде всего связано с резким ростом экономики КНР и повышении ее роли в региональных вопросах, что вытесняет США и заставляет ее адаптироваться под новую прогрессирующую политику Китая. Однако, стоит отметить, что роль США все также остается ключевой в некоторых странах АТР, в частности, в сфере безопасности.
США и КНР играют стратегически важную роль в регионе, только одна из держав нацелена на торгово-экономические и инвестиционные отношения, а другая склонна к военно-политической поддержке своих союзников. Это можно проследить по соглашения подписанным державой и со странами
В ходе исследования, было замечено, что есть государства в АТР, которые сотрудничают только с одной из держав. Так, например, в силу своего территориального положения у Китая более тесные связи с такими соседями как Непал, Бутан, Бангладеш, Мьянма, Северная Корея, а также Шри-Ланка и Пакистан. Здесь стоит сказать не только про экономическую заинтересованность и географическую близость данных государств, но и одинаковое политическое видение. Если говорить о США, то здесь они сотрудничают не только с «западномыслящими» государствами, такими как Австралия и Новая Зеландия, но и со странами особой азиатской культуры и политики - это, в частности, Япония, Южная Корея и другие. США имеет военные базы также на территории Сингапура и Вьетнама.
Стоит сказать, что есть страны, которые извлекают выгоду как от отношений с Китаем, так и от отношений с Америкой. Так, например, Южная Корея, имея военные базы США и политическую приближенность с ней, заключает экономические и инвестиционные соглашения с компаниями Китая. Причем, в экономическом плане Республика Корея имеет экономическую зависимость от КНР. «Двойную лояльность» к державам также имеют такие государства как Таиланд, Малайзия, Австралия, Пакистан, Соломоновы острова, Индонезия, Сингапур и Вьетнам.
Таким образом, некое разграничение сфер военно-политического и экономического влияния все же имеет место быть. Хотя две державы и взаимодействуют со странами в разных областях отношений, точки столкновения интересов все же есть. Имея военно-морское доминирование, США имеет влияние на Южно-Китайском море, хотя у нее и нет прямого доступа к данной территории. Споры в ЮКМ не поддаются решению через территориальное разделение. Ожидается, что Китай применит свои усилия и придумает план действий, который будет реально работать и поможет снять напряженность в регионе. Но стоит сказать, что эти споры кажутся практически невозможными для разрешения на основании существующего международного права, а также текущих экономических и политических условий в мире.
«Больным местом» в американо-китайских отношениях остается тайваньский вопрос. В течение многих лет США имеют некую «стратегическую неопределенность» по отношению к данной территории. Используя Тайвань как инструмент влияния, Америка то раздражает, то сдерживает, то вовсе накладывает санкции на Китай. Признавая политику «Единого Китая», США продолжает поставлять оружие на Тайвань, тем самым обеспечивая безопасность и возможность обороняться от Китая. «Серединное государство», в свою очередь, продолжает предупреждать, что любая поддержка Тайваня - это вмешательство во внутренние дела государство. Но и известно точно одно: ни одна из сторон не хочет начинать военный конфликт, но и отказываться от своей политики ни одна из держав не готова.
Говоря о противостоянии, стоит также упомянуть, что точки сближения хоть и в разы меньше, но все же имеются в американо-китайских отношениях. Такие действия как приглашение Америкой Китай на крупномасштабное военное учения RIMPAC, углубление диалога и взаимодействие между сухопутными войсками держав, открытость Китая к сотрудничеству с США в рамках региональных вопросов и идея приглашения ее в ШОС дает надежду на снижение напряженности и консенсус сторон в спорных вопросах региона.
Таким образом, со смещением точки силы в АТР, спектр полемик в отношениях двух держав значительно увеличилось. Это прежде всего связано с резким ростом экономики КНР и повышении ее роли в региональных вопросах, что вытесняет США и заставляет ее адаптироваться под новую прогрессирующую политику Китая. Однако, стоит отметить, что роль США все также остается ключевой в некоторых странах АТР, в частности, в сфере безопасности.
Подобные работы
- КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI В. В РАМКАХ АТР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Американская внешняя политика глазами Китая
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Конкурентная борьба ведущих мировых экономик США и Китая
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2022 - Политика КНР и США в Юго-Восточной Азии вначале XXI в.: соперничество ТУ сотрудничество
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Дипломатические отношения США и Китая в 1980–2022 гг
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Противостояние Китая и США в рамках АТР
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Мягкая политика Китая в АТР на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР (2017-2024 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2025 - АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
(2008-2019)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2019





