Оглавление 2
Введение 3
I Глава Теоретические основы развития мыслительных операций у
младших школьников 6
1.1. Понятие мыслительных операций 6
1.2. Особенности развития мыслительных операций младших
школьников на уроках математики 14
1.3. Роль дидактической игры в развитии мыслительных операций у
младших школьников 20
Выводы по I Главе 26
II Глава Выявление уровня развития мыслительных операций в
процессе обучения математики 27
2.1. Исследование уровня развития мыслительных операций у младших
школьников 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3. Применение дидактических игр на уроках математики
направленных на развитие мыслительных операций 38
Выводы по II Главе 45
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 53
Проблема развития мыслительных операций младших школьников занимает сегодня ведущее место, как в психологической, так и в педагогической науках. Для современного общества особенно важным является вопрос развития мышления, в частности, мыслительных операций подрастающего поколения. Развитие основных операций мышления позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять свою деятельность. Согласно многочисленным практическим исследованиям, - А.А. Люблинской, Н.В. Самоукиной, Н.Я. Михайленко, и многих других авторов, развивать мыслительные операции целесообразно именно на уроках математики, а сделать это следует при помощи использования наиболее естественной и приемлемой для младших школьников деятельности - игровой деятельности. Следовательно, развитие у младших школьников мыслительных операций, а также активизация мыслительной деятельности является одной из приоритетных задач уроков математики.
Проблеме развития мыслительных операций посвящены исследования Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Венгера и др.
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается также в том, что активное развитие мыслительных операций происходит именно в младшем школьном возрасте, являющимся сензитивным периодом для развития данных психических функций. И, следовательно, в уроках, проводимых в современной школе, согласно новым ФГОС НОО [49], должны взаимодействовать все базовые составляющие учебно-воспитательного процесса: его содержание, цели, средства, методы и формы организации обучения. Одной из таких форм работы является использование дидактических игр, которые оказывают помощь в активизации мыслительных операций, ведь важно стимулировать, активизировать интерес детей к учебной и познавательной деятельности, в том числе и на уроках математики, а наиболее простым способом сделать это можно при помощи хорошо им знакомых игр - все вышеуказанное определило актуальность и проблему данного исследования.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: актуальное состояние мыслительных
операций младших школьников и способ его изменения.
Цель исследования: изменить уровень развития мыслительных операций у младших школьников и подобрать дидактические игры, направленные на его повышение.
Гипотеза: развитие мыслительных операций характеризуются
следующими умениями:
• умение классифицировать, синтезировать, анализировать
• умение строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи
• умение к обобщению и абстрагированию, умение выделения существенных признаков, и находится на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выделить критерии и уровни мыслительных операций.
3. Подобрать методики для определения актуального уровня развития мыслительных операций у младших школьников.
4. Провести констатирующий этап исследования.
5. Подобрать дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций младших школьников.
Теоретико-методологической основой послужили исследования работы таких ученых, педагогов, занимающихся изучением данного вопроса, как А.П. Панфилова - «Игровое моделирование в познавательной деятельности», Л.А. Фролова - «Использование дидактической игры при обучении в школе», Н.В. Самоукина - «Организационно-обучающие игры в образовании», Н.П. Аникеева - «Воспитание игрой: кн. для учителя», А.А. Люблинская - «Детская психология», Н.Я. Михайленко - «Педагогические принципы организации сюжетной игры» и ряд других трудов педагогов, ученых, исследователей.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы; беседа, педагогическое наблюдение; анализ данных, полученных в результате наблюдения.
В рамках исследования были использованы три методики. Диагностическая методика «Исключение лишнего» (Г.А. Урунтаева). Цель методики: определение способности детей классифицировать, совершать операции синтеза и анализа, развивать логику. Диагностическая методика «Последовательность событий» (автор - А.Н. Бернштейн). Цель методики «Последовательность событий» — исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности. Диагностическая методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различия в объектах». Цель данной методики: определение способности детей к абстрагированию и
конкретизации, уровня развития речи.
База исследования - МКОУ БШ №1 им. К.И. Безруких с. Богучаны Богучанского района Красноярского края. В исследовании принимали участие ученики 2Б класса, в количестве 25 человек.
Проблема развития мыслительных операций младших школьников занимает сегодня ведущее место, как в психологической, так и в педагогической науках. Для современного общества особенно важным является вопрос развития мышления, в частности, мыслительных операдий подрастающего поколения. Развитие основных операций мышления позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять свою деятельность.
Анализируя понятие мыслительных операций, видим, что мыслительная деятельность человека совершается при помощи
мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления. Мышление младшего школьника - это мышление обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное' с чувственным познанием мира.
Рассматривая особенности развития мыслительных операций младших школьников на уроках математики, мы пришли к выводу о том, что уроки математики обладают большими возможностями для развития мышления.
Одним из педагогических условий развития мыслительных операций на уроках математики у младших школьников является учет особенностей психического развития детей данного возраста. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, следовательно, мы считаем, что на уроках математики целесообразно использование дидактических игр. Правильное' использование элементов игры дает возможность упростить восприятие многих абстрактных понятий, а так же возможность проведения уроков более живо и интересно.
Для выявления исходного уровня развития мыслительных операдий нами были подобраны следующие методики «Исключение лишнего» автор - Г.А.Урунтаева, «Последовательность событий» автор - А.Н. Бернштейн, «Сравнение понятий» автор - Л.С. Выготский. В целом результаты всех трех методик показали преимущественно средний уровень, что составляет 50% - 13 человек, развития мыслительных операщй учащихся таких как способность к общению и абстрагированию, умение выделения существенных признаков, умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, способности классифицировать, синтезировать, анализировать.
В рамках эксперимента были использованы дидактические игры. Дидактические игры, используемые нами на уроках математики, и направленные на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия были использованы ежедневно. Нами были использованы такие игры, как «Отгадай фигуру», «Собери фигуру», «Чудесное превращение»; «Чудесный лес», «Таблица для соседа», «День и ночь», и ряд других игр.
Следующим этапом эксперимента было еще раз апробировать диагностические методики. Согласно их результатов, учащиеся, после проведения дидактических игр на уроках математики, демонстрируют изменения в уровне развития мыслительных операций таких как классификация, синтез, анализ, умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, способность к общению и абстрагированию, умение выделения существенных признаков, преимущественно, средний - 60% - 14 человек и высокий - 25% - 7 человек. Следовательно, проведенный нами эксперимент подтвердил, наше предположение в том, что целесообразно использовать дидактические игры на уроках математики.
Поставленная цель, и задачи исследования выполнены.
1. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для школьников / Е. И. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - 189.- С. 18 - 35.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М: Просвещение, 2001. - 144 С.
3. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики / Т.Е. Антоненко // Начальная школа.- 2012.- №5. - С. 22-48.
4. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян / - Спб.: Радуга, 2003. - 189 с.
5. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования / Т.Н.Березина // AlmaMater: Вестник высшей школы. - 2009. - № 8. - С. 11-37.
6. Волкова, С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей для детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столяров // Журнал «Начальная школа». - 2015. - №7. - С. 22-27.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.
• М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. - 278 с.
8. Говорова, Р.В., Дьяченко О.П., Цеханская, Л.В. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей / Р.В. Говорова, О.П. Дьяченко, Л.В. Цеханская. - М: Эксмо, 2003. - 121 с.
9. Гурин, В.Е., Солопанова, О.Ю. Основы умственного воспитания млад и их школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова / Краснодар: 1-я типография, 2009. -140 с.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.
• М.: ПРИОР, 2012 г. — 239 с.
11. Добринская, Е.Л., Соколов, Э.И. Свободное время и развитие личности / Е.Л. Добринская, Э.И. Соколов. - Спб.: Наука, 2008.- 167 с.
12. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2007. - 285 с.
13. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. — М.: Элита, 2012. — 233 с.
14. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной познавательной деятельности / Е.М. Ишмуратова. — М.: Академический Проект, 2014. — 250 с.
15. Крашенинников, Е.Е. Диалектическое обучение / Е.Е.
Крашенинников // Школьные технологии. - 2010. - № 6. - С. 79-89....53