ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Суть понятия познавательный интерес в психолого - педагогической
литературе 6
1.2. Общая психологическая характеристика обучающихся младших
классов 15
1.3 Способы развития познавательного интереса 24
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Методическая организация исследования 41
2.2 Диагностика познавательных интересов у учащихся 3-го класса 45
2.2. Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов у
младших школьников 52
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В жизни младших школьников происходит множество перемен: новый образ жизни, мыслей, действий, они создают проблемы разного характера и требуют от человека всех его нравственных и физических резервов для адаптации в этих условиях.
На этапе начального образования идет формирование не только основ учебной деятельности, но и учебно-познавательных интересов и познавательной мотивации обучающегося. Очень важно, чтобы процесс обучения вызывал интерес у учащихся. Потому как наличие интереса к предмету вызывают предпосылки появления более сложной его разновидности: учебно-познавательного интереса, который способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний.
Познавательным интересом занимались многие исследователи: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и другие учёные.
Начальный школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Повышенная внушаемость, впечатлительность детей, создают по- своему благоприятные условия для обогащения и развития психики. Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи. В процессе становления ребенка как самостоятельной личности учитель помогает ему определиться в своих интересах.
Несмотря на то, что проблема познавательных интересов у младших школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к начальному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.
Познавательный интерес играет важную роль в формировании самой личности, влияет на развитие, формирует способы поведения в учебной деятельности, также имеет особое значение в развитии способностей, интересов и увлечений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что по-прежнему остро стоят вопросы: Что такое интерес? Что интересует школьника в современном мире? Как можно использовать знания об особенностях интересов в современном образовании?
Целью нашей работы является выявление теоретических основ развития учащихся, определение особенности развития познавательных интересов младших школьников и разработка рекомендаций.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития познавательного
интереса у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: познавательный интерес в младшем школьном возрасте имеет следующие особенности:
• наличие познавательной активности: учащиеся задают вопросы учителю, которые носят подлинно познавательный смысл. Ученики стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения.
• в волевых проявлениях: имеют сосредоточенное внимание и низкую отвлекаемость.
• целенаправленность деятельности: оказывают предпочтение определенной области знаний, деятельности, ученик раскрывает свои потенциальные возможности и интересы.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы развития познавательного интереса
в теории педагогической науки.
2.
Рассмотреть особенности и возможности развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
3.
Проанализировать приемы познавательного интереса
образовательном процессе.
и
у
методы
младших
по развитию
школьников в
4.
Провести интересов класса).
диагностику и
младших школьников
анализ познавательных
(на примере учащихся 3-го
5.
Разработать
рекомендации
педагогам для
повышения уровня
познавательного интереса.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
• эмпирические - педагогический эксперимент, опросники(анкетирование), наблюдение, тестирование.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ №8» г.Шарыпово. В исследовании принимало участие 27 учащихся третьих классов.
Говоря о познавательном интересе, хочется отметить, что трактовок этого понятия очень много. Мы придерживались понятия Г.И.Щукиной, которая определяет его как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями.
Проведенное исследование позволило изучить проблему развития познавательного интереса с различных сторон. Педагогическая теория и практика имеет значительное количество наработок по данной проблеме, которые раскрывают многочисленные подходы к ее решению. Учитывая опыт предыдущих исследователей и адаптируя его к современным условиям обучения, мы теоретически обосновали и экспериментально проверили свой подход к решению проблемы развития познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности.
Одним из важных направлений в решении проблемы развития познавательного интереса в учебной деятельности мы считаем создание на начальной ступени обучения педагогических условий для эффективного развития его показателей, таких как познавательная самостоятельность, познавательная активность и обученность. Нами доказано, что развитие должно иметь многоуровневый характер и осуществляться в контексте личностно-ориентированного обучения с постепенным увеличением доли опосредованного педагогического воздействия.
Направленность познавательного интереса для человека выступает в качестве ориентира жизненного пути. В свою очередь, развитие познавательного интереса в различный областях, позволяет выявить его направленность.
В проделанном исследовании мы рассмотрели особенности познавательного интереса младшего школьника и сделали следующие выводы:
способность обогащать и активизировать процесс не только познавательный, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
• Психологические особенности детей младшего школьного
возраста охватывают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и обеспечивает возможность развития устойчивых познавательных интересов.
Таким образом, мы можем отметить, что главная задача учителя, ведущего практику работы с детьми младшего школьного возраста - развитие и сохранение познавательного интереса, чтобы ребенок стремился получать новые знания, имел желание учиться и покорять новые вершины в обучении.
На основе анализа теоретической литературы и полученных результатов проведенного нами опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес рассматривается как один из наиболее значимых мотивов учения, воспринимается как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения.
Учителям при работе с детьми необходимо знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь заметить у ребенка малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все необходимые условия для того, чтобы она разожглась и в дальнейшем превратилась в подлинный интерес к науке и знаниям.
2. Познавательный интерес совершенствуется в процессе обучения при помощи предметного содержания деятельности и складывающихся взаимодействий между участниками образовательного процесса.
Главной задачей педагога при организации эффективного учебновоспитательного процесса в начальной школе становится введение в изучаемый материал всевозможных занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, это способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
3. Младший школьный возраст считается таким периодом развития ребёнка, который соответствует этапу его обучения в начальной школе.
Познавательные интересы младших школьников представляют из себя важный фактор обучения и при этом являются жизненно-необходимым фактором развития личности. Сегодня, с введением ФГОС НОО, педагогическая наука имеет большие возможности, применение которых в процессе обучения способствует успешному достижению цели развития познавательных интересов младших школьников.
В начальной школе для решения проблемы формирования, развития и активизации познавательных интересов нужно постоянно создавать у детей состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
4. Для диагностики познавательного интереса применяется
совокупность различных методов, которые позволяют диагностировать актуальный уровень познавательного интереса,
а также его развитие в процессе обучения. Для выявления актуального уровня развития познавательного интереса мы определили следующую совокупность методов: наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников, методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Г орчинской, методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лускановой, Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника», А.А. Горчинской.
Результаты комплексного анализа данных, которые были полученны в ходе наблюдения и при проведении методик, позволили выявить три уровня сформированности познавательных интересов младших школьников.
Высокий уровень наблюдается у 22% учащихся, средний обнаружился у 42% детей, а низкий уровень диагностирован у 36%. Диагностика показала, что большинство детей класса нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов.
Когда мы говорим о познавательном интересе, то необходимо помнить, что он не стоит на месте. Развитие зависит от многих факторов, в том числе и от условий, в которых он развивается и становится лучше. Для этого нами были разработаны рекомендации, которые направлены на повышение уровня развития познавательного интереса, с учетом особенностей младши школьников. Наши рекомендации состоят - развитие положительноиз 4 направлений, каждое из которых направлено на проработку качеств или факторов, которые влияют на познавательный интерес, а именно:
• рекомендации по развитию положительного отношения к учению, интерес к учению;
• повышение самостоятельности в выполнении заданий;
• стимулирование вопросов ученика, обращенных к учителю;
• развитие стремления учащихся по собственному
побуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения.
1. Голубева, Г. А. Социология / Г. А. Голубева, А. В. Дмитриев. -
М., 2004. - 224 с.
2. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе, - М., 2001. - 260с.
3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина -М.: Педагогика, 2005. - 119 с.
4. Дрозд В.А. Методика начального обучения математике / А. Г. Дрозд. - Минск: 2005. - 56с.
5. Есипов Б. П. Педагогика. Учебное пособие для школьных педагогических училищ/ Б. П. Есипов - М.: 2005 г. - 206с.
6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина - М.: 2001. - 143с.
7. Дубов А. Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / А.Г. Дубов, В.В. Давыдов. - М.: 2006. -187 с.
8. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
9. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.
11. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М.: Просвещение, 2001 г.- 205 с.
12. В.С. Мухина, Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999.- 456 с.
13. Практическая психология образования // Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007 г. - 320 с.
14. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - М.: Просвещение, 2001 г. - 350 с
15. Немов, Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. -М.: Владос, 2005 г.- 165 с.]....62