Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРТРА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ В ДОУ

Работа №165544

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования представлений о геометричесь
фигурах и форме у детей средней группы ДОУ 8
1.1 Анализ понятия «математические представления» о геометрических
фигурах и форме в психолого-педагогическом контексте 8
1.2 Особенности формирования математических представлений о
геометрических фигурах и форме у детей средней группы в ДОУ 18
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию игрового
комплекта «Пертра» в формировании представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы 28
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о
геометрических фигурах и форме у детей средней группы 28
2.2 Методические рекомендации по формированию математических
понятий о геометрических фигурах и формах для детей средней группы ДОУ 48
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А 58
Приложение Б Протоколы диагностик 61
Приложение В Описание игры «Пертра» 63
Приложение Г Цикл подобранных дидактических игр 64
Приложение Д Комплексно-тематическое планирование 73


Современный этап развития системы российского образования основной акцент делает на развитии способностей детей, их всесторонней подготовки к жизни в высокотехнологичном обществе, наполненной инновационными технологиями. Все это обусловливает необходимость развития математических способностей на всех этапах образования, начиная с дошкольной ступени, что нашло отражение в государственных документах.
Так в ФГОС ДО, на основе которого организуется деятельность дошкольных образовательных организаций, одной из образовательных областей, выступает «Познавательное развитие», в состав которой входит формирование элементарных математических представлений дошкольников. Актуализирует важность и значимость анализируемой проблематики и Концепция развития математического образования в Российской Федерации, в которой подчёркивается необходимость качественного математического образования.
Сказанное подчеркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы, её практическую значимость.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем доказать эффективность использования игрового комплекта «Пертра» в формировании математических представлений о геометрических фигурах и форме в средней группе в ДОУ.
Гипотеза исследования: эффективности процесса формирования математических представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы будет способствовать использование игрового комплекта «Пертра».
Объект исследования: математические представления о
геометрических фигурах и форме детей средней группы.
Предмет исследования: игровой комплект «Пертра» как средство формирования математических представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать понятие «математические представления» в психолого-педагогическом контексте;
- выявить особенности формирования математических представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы в ДОУ;
- определить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы;
- разработать методические рекомендации по формированию представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы посредством игрового комплекта «Пертра».
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ эмпирических данных, систематизация, обобщение.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Озерновский детский сад №6». В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы посредством игрового комплекта «Пертра». Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования представлений о геометрических фигурах и форме у дошкольников нашла отражение в трудах многих ученых, которые предложили различные интерпретации данного понятия. За основу в выпускной квалификационной работе принято определение, предложенное
А. В. Белошистой, которая под представлениями о геометрических фигурах и форме понимает чувственно-зрительные образы геометрических фигур и форм как представления о мире, сохраняющиеся в уме при воздействии на наши сенсорные системы.
Благоприятным периодом для формирования представлений о геометрических фигурах и форме является возраст 4-5 лет: память дошкольника носит непроизвольный характер, однако, дети непроизвольно запоминают яркие, необычные события и явления, в том числе, связанные с геометрическими фигурами и формой; у детей активно развивает воображение, они могут соотносить геометрические фигуры и формы предметов; дети способны направлять внимание на выполнение задания, запоминать и припоминать геометрические фигуры; активно развивается восприятие: дети способны выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов; активно развиваются фантазия, творчество, дети охотно занимаются аппликацией, конструированием из геометрических фигур.
С целью выявления уровня сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет проведено диагностическое исследование. В исследовании участвовало 20 детей средней группы. Изучение сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов проведено с помощью диагностик: «Построим домики для фигур» (А. В. Белошистая), «Найди предмет такой же формы» (М. А. Габова), «Составь картинку» (Г. А. Репина).
По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей достигли среднего уровня освоения математической программы для дошкольников. Однако констатирующий этап исследования показал необходимость работы по формированию представлений о геометрических фигурах и формах у детей средней группы. Поэтому организация соответствующей работы становится актуальной для дальнейшего развития детей.
После проведения дидактических игр с помощью игрового комплекта «Пертра» организовано повторное диагностирование. Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет повысился.
Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности использования игрового комплекта «Пертра» в формировании представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Александрова, Н. В. Формирование элементарных геометрических представлений у дошкольников посредством компьютерного конструирования / Н. В. Александрова, Е. В. Мигунова, Р. М. Шерайзина // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике : Коллективная монография / Отв. редактор А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2020. - С. 195 - 205.
2. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков у детей / М. А. Бантова // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 38 - 43.
3. Банщикова, Г. Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий / Г. Ф. Банщикова // Современные дети - какие они? : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Мурманск, 22-24 декабря 2015 года). - Мурманск : МГГУ, 2016. - Т. 1. - С. 14 - 18.
4. Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов /
В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 4 - Том II. - С. 89 - 94.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
6. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Т. С. Будько. - Брест : Издательство БрГУ, 2018. - 46 с.
7. Буланова, О. П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет / О. П. Буланова // Дошкольная педагогика. -
1. - № 5. - С. 29 - 34.
8. Валова, В. Ю. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста / В. Ю. Валова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V международной научной конференции (Челябинск, июнь 2019 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2019. - С. 28 - 30.
9. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева. - Москва : Форум, 2020. - 189 с.
10. Воронина, К. Р. Использование дидактических игр в развитии геометрических представлений у дошкольников / К. Р. Воронина // Школа Науки. - 2020. - № 12(37). - С. 71 - 72.
11. Воронина, Л. В. Знакомим дошкольников с математикой / Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. - Москва : Творческий центр, 2018. - 309 с.
12. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии / М. А. Г абова. - Москва : Директи - Медиа, 2014. - 226 с.
13. Галкина, Л. Н. Формы работы по математике с детьми дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса / Л. Н. Галкина // Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро»,
2. - С. 75 - 86.
14. Гороховцева, Л. А. Теоретический аспект ознакомления детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами / Л. А. Гороховцева // Наука и молодежь - 2021: взгляд в будущее : материалы международного научно-практического форума (Оренбург, 22-23 апреля 2021 года). - Оренбург : Издательство «ТЦ Сфера», 2021. - С. 705 - 710.
15. Демина, Е. С. Развитие элементарных математических представлений: Анализ программ дошкольного образования / Е. С. Демина. - Москва : Творческий центр СФЕРА, 2019. - С. 44 - 46.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ