Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной монологической речи у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Показатели развития связной монологической речи у второклассников.. .7
1.2. Особенности связной монологической речи у второклассников с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Методы и педагогические подходы к обследованию и развитию связной монологической речи у второклассников 19
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей связной монологической речи второклассников с общим недоразвитием речи III
уровня 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента с второклассниками с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента. ..34
2.3. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи
второклассников с общим недоразвитием речи III уровня 42
Выводы по главе 2 55
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 69
Актуальность. Развитие связной монологической речи у детей младшего школьного возраста в настоящее время является актуальной проблемой образования и психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, тем, что на процесс овладения современными детьми связной монологической речью оказывают влияние технологические процессы, происходящие в современном обществе, когда прямое человеческое общение замещается использованием электронных каналов связи, что в свою очередь меняет саму модель речевого поведения людей. С другой стороны, по данным статистики министерства Просвещения Российской Федерации, среди детей дошкольного и школьного возраста отмечается достаточно большое количество детей, имеющих речевые нарушения, что затрудняет овладение детьми таким сложным речевым процессом, как связная монологическая речь.
При общем недоразвитии речи, процесс овладения связной монологической речью становится для ребенка еще более сложным. Отечественные авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что трудности в формировании связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием, замедленным становлением всех компонентов речевой системы, а также вторичным недоразвитием познавательных психических процессов.
Самостоятельная связная монологическая речь у обучающихся младших классов, имеющих общее недоразвитие речи, на протяжении достаточно долгого времени остается несовершенной, что обуславливает возникновение дополнительных трудностей в обучении. При этом авторы отмечают, что самостоятельно дети с общим недоразвитием речи не могут преодолеть имеющиеся речевое недоразвитие и им требуется специально организованная система логопедических занятий, направленных на преодоление речевого дефекта, развитие языковых способностей.
Проблема исследования заключается в определении содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявленных особенностей.
Цель исследования: изучить особенности связной монологической речи у обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных особенностей разработать программу коррекционного курса, включающую в себя методические рекомендации по ее развитию.
Объект исследования: связная монологическая речь обучающихся второго класса.
Предмет исследования: особенности связной монологической речи обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. У обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня будет отмечаться недостаточный уровень развития связной монологической речи, что будет проявляться в следующих особенностях: недостаточная развернутость и связность изложения; наличие пауз; нарушение логической последовательности при составлении рассказов; ошибки грамматического оформления; бедность лексического наполнения, лексические замены; незавершенность рассказов; недостаточный уровень самостоятельности при составлении рассказов различных типов.
2. Учет выявленных особенностей связной монологической речи у обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня позволит определить содержание логопедической работы с детьми рассматриваемой категории по ее развитию.
Исходя из цели исследования, мы выделили ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявить особенности связной монологической речи у обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Определить содержание логопедической работы по развитию связной монологической речи обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе исследования нами применялись следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации обучающихся, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных).
Организация исследования. Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ города Боготола. Для проведения эмпирического исследования была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли 20 обучающихся второго класса 8-9 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование проводилось в четыре этапа:
1 этап - теоретический. Изучение и анализ современной литературы по теме исследования, определение цели, задач, гипотезы исследования, подбор диагностических заданий для проведения экспериментального исследования (октябрь-январь 2021 года).
2 этап - эмпирический. Проведение констатирующего эксперимента (февраль 2022 года).
3 этап - аналитико-разработческий. Количественный анализ и описание результатов констатирующего эксперимента. Разработка программы курса коррекционной направленности по развитию связной монологической речи у обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня (февраль-март 2022 года).
4 этап - итоговый. Оформление результатов исследования, формулирование выводов (март 2022 года).
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана программа курса коррекционной направленности «Связная монологическая речь», которая может быть использована в практике учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура и объем. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) показал, что трудности в формировании связной монологической речи у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлены недоразвитием, замедленным становлением всех компонентов речевой системы, а также вторичным недоразвитием познавательных психических процессов. У второклассников с общим недоразвитием речи III уровня имеет место замедленное формирование связной монологической речи, что обусловлено трудностями в овладении лексической и грамматической стороной речи, нарушениями программирования и реализации связного высказывания. Описанные в литературе особенности связной монологической речи второклассников с общим недоразвитием речи свидетельствуют о том, что эти дети нуждаются в создании специальных условий, позволяющих удовлетворить их особые образовательные потребности.
Отечественными исследователями предлагается достаточно большое количество методик и педагогических подходов к обследованию и развитию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста. При оценке уровня сформированности связной монологической речи необходимо учитывать способность детей к воспроизведению и самостоятельному составлению рассказов различных типов, характер языкового оформления, смысловую целостность, последовательность, самостоятельность при составлении детьми связных высказываний. Для развития связной монологической речи второклассников с речевым недоразвитием необходимо учитывать особенности их речи, необходимость проведения работы по совершенствованию лексико-грамматического строя речи. Также необходимо располагать упражнения в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и переходом к творческому рассказыванию.
Теоретический анализ педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования позволил определить цели и задачи, методику констатирующего эксперимента.
С целью выявления особенностей связной монологической речи второклассников с общим недоразвитием речи III уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе одной из общеобразовательных школ города Боготола. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли двадцать обучающихся второго класса 8-9 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Обследование связной монологической речи у обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня проводилось по протоколу логопедического обследования, предложенному А.В. Мамаевой и коллективом авторов, составленному с опорой на рекомендации и задания, представленные в работах О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, тексты и задания, предложенные Л.Н. Ефименковой, О.Б. Иншаковой. При количественной и качественной оценке результатов обследования обучающихся мы опирались на критерии оценки сформированности связной монологической речи младших школьников, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой.
В ходе эксперимента было выявлено, что большинство второклассников с общим недоразвитием речи III уровня (60 %) демонстрируют средний уровень сформированности связной монологической речи, 40 % - уровень ниже среднего. Нами выявлены следующие особенности связной монологической речи обучающихся второго класса с общим недоразвитием речи III уровня: трудности при планировании связного монологического высказывания без внешних опор; наличие пауз при реализации программы связного высказывания; незначительные нарушения логической последовательности при составлении рассказов; недостаточная развернутость и связность монологического высказывания, пропуски второстепенных смысловых звеньев; немногочисленные ошибки 59
грамматического оформления связного высказывания; бедность лексического наполнения; стереотипность в употреблении синтаксических конструкций; незавершенность рассказов; недостаточный уровень самостоятельности при составлении рассказов различных типов.
Нами определено содержание логопедической работы с обучающимися второго класса с общим недоразвитием речи III уровня. Обозначены эффективные методы, приемы по развитию связной монологической речи, определена последовательность работы. Разработана программа курса коррекционной направленности «Связная монологическая речь». При разработке программы мы опирались на содержание примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, методические рекомендации по развитию связной монологической речи детей с речевым недоразвитием Л.Н. Ефименковой, Н.Д. Зарубиной, Р.И. Лалаевой, Т.А. Ткаченко, а также результаты констатирующего эксперимента.
Содержание программы представлено тремя разделами: предложение, пересказ, рассказ. Разделы программы реализуются последовательно, в рамках каждого раздела предполагается работа над интонационным оформлением речи, расширением и активизацией словаря, совершенствованием грамматического строя речи.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы. Гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Автушенко П.А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 3. URL: http://e-koncept.ru/2019/196025.htm
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. СПб: Детство-пресс, 2014. 236 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
4. Аханькова Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004. 16 с.
5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Эдиториал , 2012. 220 с.
6. Беляева О.Л. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности: методические рекомендации для начинающих специалистов / О.Л. Беляева, Е.Ю. Левина, Е.Ю. Мозякова, Е.В. Реди, А.Ф. Гох, А.В. Мамаева // Красноярск, 2015. 172 c.
7. Бондаренко Т.А., Петухова А.С. Изучение нарушений структурносемантической организации текста у младших школьников с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2021. № 3. С. 77-80.
8. Бородич А.М. Методика развития речи у детей: монография. М.: Просвещение, 2016. 49 с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс,2003. 144 с.
10. Волкова Л.С., Логопедия: 3-е изд. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. М.: ВЛАДОС,2005. 491 с.
11. Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: Астрель, 2006. 158 с.
12. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Просвещение,1996. 420 с.
13. Гвоздев А.М. Вопросы изучения детской речи. М.: Академия, 1991. 211 с.
14. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи: библиотека практикующего логопеда. М.: АРКТИ, 2002. 144 с.
15. Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения: монография. М.: Знание, 2010. 76с....80