Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности социальной адаптации к школе часто болеющих детей
1.1. Понятие адаптации в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Часто болеющие дети как феномен 15
1.3. Технологии в работе учителя, влияющие на успешную социальную
адаптацию к школе часто болеющих младших
школьников 21
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению социальной адаптации
часто болеющих младших школьников
2.1. Описание констатирующего эксперимента 33
2.2. Разработка программы для развития адаптивности часто болеющего
младшего школьника 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60
В современном мире наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в связи с нарастанием экологического неблагополучия, увеличения неблагополучных семей, неправильное питание, а так же социально-психологические стрессы (А.А. Баранов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Н.И. Быкова, Л.А. Кожевникова, А. Лекманов, А.Г. Румянцев, и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России за 2016 год указано, что число абсолютно здоровых детей составляет 28%, а часто болеющие и длительно болеющие дети составляют 56% . Именно поэтому в настоящее время актуально изучение такого феномена, как часто болеющий ребенок. Одним из факторов риска в возникновении заболевания является поступление в школу и адаптация в школьном учреждении. Естественно, что от состояния ребенка и будет зависеть, то, насколько легко он сможет адаптироваться к новой среде.
Методологическую основу составляют различные подходы к понятию адаптация, как со стороны зарубежных ученых (Г.Ауберт, Ж.Пиаже, З.Фрейд и др.), так и отечественных (Александровский Ю.А, Артемов С.Д., Березин Ф.Б., Вассерман Л. И., Вершинина Т.Н., Налчаджян А. А., Розенберг А.Н., и др.); и различные подходы и положения о часто болеющих детях (Альбицкий В.Ю., Бассин Ф.В., Баранов А.А., Веселов Н.Г., Ковалевский В.А., Мосина Н.А. и др.).
Цель исследования - выявить особенности социальной адаптации часто болеющих младших школьников и разработать программу, направленную на повышение уровня социальной адаптации.
Объект исследования - социальная адаптация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности социальной адаптации часто болеющих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - социальная адаптация часто болеющих детей к образовательному учреждению имеет следующие особенности в отличие от их здоровых сверстников:
1) часто болеющие дети имеют трудности в принятие нового социального статуса;
2) часто болеющие дети относятся с настороженностью к взрослым и сверстникам;
3) у часто болеющих детей слабо развита регуляция собственных действий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме адаптации.
2. Раскрыть феномен «часто болеющий ребенок» в психологопедагогической литературе.
3. Выявить особенности социальной адаптации часто болеющих детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
4.Определить актуальный уровень социальной адаптации часто болеющих детей.
5.Разработать программу для развития адаптивности часто болеющего младшего школьника.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сбор эмпирических данных: тестирование, анкетирование.
База исследования.
Исследование было проведено в МБОУ СШ №18 г. Красноярска. Всего в исследовании принимало участие 79 детей младшего школьного возраста (1 класс).
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века».
По теме исследования имеется 1 публикация.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы социальной адаптации часто болеющего младшего школьника. Мы рассмотрели различные подходы к изучению понятия «адаптация», в частности «социальная адаптация». За основу мы использовали понятие социальная адаптация, как непрерывный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.
Нами были проанализированы различные подходы и положения о часто болеющих детях. Мы отметили, что часто болеющие дети являются возрастным феноменом.
В современном мире, в любой школе, в любом классе присутствует дети, которые часто пропускают учебные занятия по тем или иным причинам, но в основном по причине болезни.
Причины частоты болезни младшего школьника могут быть разные. Так, болезнь, как процесс зависит не только от внешних, но и от внутренних, субъективных моментов, от личности больного и от его эмоциональных переживаний. Следовательно, одним из факторов возникновения заболевания может быть наличие стрессовой ситуации. Например, поступление ребенка в школу. Это связано с появлением нового статуса у ребенка, меняется ведущий тип деятельности, меняется полностью распорядок дня. Естественно, что от состояния ребенка и его отношения к новым условиям среды будет зависеть то, насколько легко он сможет адаптироваться к новой среде. Но, как показывает практика, специальной работы для успешной социальной адаптации часто болеющих детей не проводится.
В ходе нашего исследования мы подтвердили, что часто болеющие дети имеют трудности в адаптации к образовательному учреждению.
Для исследования актуального уровня социальной адаптации нами были выделены критерии социальной адаптации и подобраны и проведены несколько методик: методика «Кружки» (А.В. Захарова), методика оценки привлекательности классного коллектива (автор К.Э. Сишор модифицирована), проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой), методика «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская). Результатами данных методик мы смогли подтвердить выдвинутую нами гипотезу. Социальная адаптация часто болеющих детей к образовательному учреждению имеет следующие особенности, в отличие от их здоровых сверстников:
1) часто болеющие дети имеют трудности в принятие нового социального статуса;
2) часто болеющие дети относятся с настороженностью к взрослым и сверстникам;
3) у часто болеющих детей слабо развита регуляция собственных действий.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями часто болеющих младших школьников нами была составлена программа с использованием дидактических игр, а так же проведением ролевой игры. Мы предполагаем, что данная программа может способствовать успешной социальной адаптации, в частности: развить умения подстраиваться под измененные условия в классе (гибкость поведения), развить умения договариваться с товарищами, работать систематически, формировать умения контролировать свои действия и действовать по правилам.
Программа занятий может быть рекомендована и использована для практики работы педагогом, а так же разработки будут интересны студентам и родителям, которых интересует и коснулась данная проблема.
1. Александровский Ю. А. Краткий психиатрический словарь. М. РЛС, 2009.
2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико социальные аспекты. Пути оздоровления В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. Саратов: Радуга, 1986.183с.
3. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. Дис. Канд. Филос. Наук. Свердловск, 1970. 24 с.
4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.// Вопросы психологии, № 1, 1989.
5. Бассин Ф. В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии: журнал. — 1971. — № 4. — С. 101—113.
6. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 260 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2006.
8. Варламова А.Я. Школьная адаптации. ВГПУ, Институт проблем личностно ориентированного образования. - 2-е изд., перераб. И доп. - Волгоград : Изд- во ВолГУ, 2005. - 204 с.
9. Вассерман Л.И. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: методич.пособие / Л.И. Вассерман, М.А. Беребин // Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. - СПб., 1997. - 52с.
10. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. Психолог в детском саду. Журнал «Первое сентября», №6, 2003.
11. Вершинина Т.И.. Производственная адаптация рабочих кадров. - Новосибирск, 1979. - 354с.
12. Веселов Н. Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н.Г. Веселов, Е.Ю. Кузнецова, Г.К. Ермакова, Н.Н. Яременко с соавт. - Л.: 1990. - 55 с.
13. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации. М. Вентана - Граф. 2002.
14. Воронин А.С. Социальный статус и социальная роль // Энциклопедия.
15. Воробьев В.М., Коновалова Н.Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993....57