Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №165447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы страхов у детей дошкольного возраста 5
1.1. Страх как психологический феномен 5
1.2.Особенности проявления, сущность и виды страхов у де­тей дошкольного возраста 15
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей стра­хов у детей дошкольного возраста 24
2.1. Организация и методы исследования характера страхов у
детей дошкольного возраста 24
2.2. Анализ полученных результатов 27
Вывод по второй главе 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 48

Феномен страха не теряет актуальности не протяжении всей истории развития и становления общества. Страх - реальная часть нашей жизни. В со­временной психологии уделяется огромное внимание изучению возрастных особенностей страха, но вместе с тем экспериментальных исследований особенностей страхов детей дошкольного возраста недостаточно. Это определяет актуальность исследования.
Проблемой исследования является изучение особенностей страхов де­тей дошкольного возраста в соответствии с возрастной динамикой.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей страхов де­тей дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности страхов детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были опреде­лены следующие задачи:
• провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы о проблеме особенностей страхов детей дошкольного возраста;
• провести эмпирическое исследование особенностей страхов детей дошко­льного возраста;
• проанализировать результаты, полученные в ходе исследования особенно­стей страхов детей дошкольного возраста в соответствии с возрастной дина­микой.
Гипотеза исследования:
Особенности страхов дошкольников в процессе взросления проявляют­ся в изменении количества и видов страха, имеющих половые различия:
• общее количество страхов у мальчиков уменьшается от 4-5 лет к 6-7 годам, тогда как у девочек - увеличивается;
• у мальчиков «пространственные» и «медицинские» страхи от 4-5 лет к 6-7 годам имеют отрицательную динамику, тогда как у девочек - положи­тельную.
Были использованы следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы; направленное на выявление особенностей страхов у детей дошкольного возраста; беседа, количествен­ный и качественный анализ полученных данных.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Ирбинский дет­ский сад № 2 "Теремок" в 2016 году.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 детей дошкольного возраста:
дети от 4 до 5 лет (10 дошкольников, из них пять девочек и пять мальчиков); дети от 5 до 6 лет (10 дошкольников, из них пять девочек и пять мальчиков); дети от 6 до 7 лет (10 дошкольников, из них пять девочек и пять мальчиков). Методологической основой работы являются работы А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, Е.П.Ильина, М. Кузьминой
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Страх - эмоция, необходимая в жизни человека, которая оберегает его от опасности и определенных поступков, которые несут вред как здоровью, так и психике. Страх необходим, когда он не выходит за рамки нормы и не переходит в разряд патологии. В дошкольном возрасте страх еще и является необходимым для развития личности ребенка, а так же для его социализации и расстановки жизненных ориентиров.
У детей дошкольного возраста страх возникает при наличии опреде­ленных факторов развития страха. Эти факторы определены и изучены в со­временной психологии. Выделяется двадцать девять основных страхов, кото­рые можно сгруппировать в восемь групп страхов. Страхи в каждом возрас­тном периоде имеют свои особенности и являются нормой для каждого воз­раста. Страхи, выходящие за пределы нормы, так же часто могут развиваться у детей при неправильном подходе к этой проблеме со стороны родителей, воспитателей и других людей, окружающих ребенка.
В нашей работе мы рассмотрели страхи и их особенности, характерные для возрастного периода от 4 до 7 лет включительно у дошкольников МБДОУ Ирбинский детский сад № 2 "Теремок".
Решая поставленные перед собой задачи, мы изучили актуальную для нашего исследования литературу по данной теме и обнаружили, что для со­временного психолога имеется большое количество как научной, так и мето­дической литературы, которую при необходимости можно использовать.
На основании научных и методических данных, полученных в ходе ана­лиза теоретических источников, мы заявили гипотезу и провели эмпириче­ское исследование.
В ходе исследования выявлено, что в процессе взросления у мальчиков снижается общее количество страхов от 4 до 7 лет на 27%, при этом у маль­чиков уменьшаются «пространственные» страхи на 100% и медицинские страхи на 43%. У девочек же количество страхов увеличивается на 40,5%, при этом увеличиваются «пространственные» страхи на 75% и «медицин­ские» страхи на 86%.
При взрослении у мальчиков происходит изменение в составе групп страхов, если в 4 года медицинские страхи включают в себя страх уколов, врачей, боли и страх заразиться, то в 7 лет страх заразиться исчезает. Про­странственный страх глубины полностью исчезает к 7 годам.
У девочек при взрослении значительно расширяется медицинская группа страхов от одного страха уколов до нескольких страхов: уколов, вра­чей, боли, заболеть. Так же видоизменилась группа пространственных стра­хов, при взрослении исчез страх тесных помещений, однако появился страх высоты.
Подводя итог работе, мы можем констатировать, что особенности стра­хов дошкольников в процессе взросления проявляются в изменении количе­ства и видов страха, имеющих половые различия, а так же при взрослении общее количество страхов у мальчиков уменьшается, а у девочек увеличива­ется. При этом у мальчиков «пространственные» и «медицинские» страхи имеют отрицательную динамику, а у девочек положительную. Это свиде­тельствует о правильности выдвинутой нами гипотезы.


1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учеб. методическое пособие. 2-е изд. - СПб.: Речь, 2011. - 283 с.
2. Белянина, О.А. Возрастная психология: Учеб.пособие / О.А.Белянина. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2009. - 170 с.
3. Булекбаева С.Е. Проблемы детских страхов// Школьный психолог.- 2003.- №13.- 28 с.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Ге­незис, 2001.- 128с.
5. Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2006.
6. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.­106с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
8. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - 1991. - №4 - 106 с.
9. Гарбузов В.И. "Неврозы и психотерапия", Санкт-Петербург, Сотис, 2001, 242 с.
10. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошко­льников 3-7 лет. В помощь педагогу ДОУ. Изд-во "Учитель", г. Волго­град, 2014 г.
11. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С.19-28
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. - 224 с.
14. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страхов. Учеб. По­собие. - СПб: Изд-во "Гиппократ", 1995. - 126с.
15.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Учеб. Пособие. - М.: 2006....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ