Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы страхов у детей дошкольного возраста 5
1.1. Страх как психологический феномен 5
1.2.Особенности проявления, сущность и виды страхов у детей дошкольного возраста 15
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей страхов у детей дошкольного возраста 24
2.1. Организация и методы исследования характера страхов у
детей дошкольного возраста 24
2.2. Анализ полученных результатов 27
Вывод по второй главе 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 48
Феномен страха не теряет актуальности не протяжении всей истории развития и становления общества. Страх - реальная часть нашей жизни. В современной психологии уделяется огромное внимание изучению возрастных особенностей страха, но вместе с тем экспериментальных исследований особенностей страхов детей дошкольного возраста недостаточно. Это определяет актуальность исследования.
Проблемой исследования является изучение особенностей страхов детей дошкольного возраста в соответствии с возрастной динамикой.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей страхов детей дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности страхов детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
• провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы о проблеме особенностей страхов детей дошкольного возраста;
• провести эмпирическое исследование особенностей страхов детей дошкольного возраста;
• проанализировать результаты, полученные в ходе исследования особенностей страхов детей дошкольного возраста в соответствии с возрастной динамикой.
Гипотеза исследования:
Особенности страхов дошкольников в процессе взросления проявляются в изменении количества и видов страха, имеющих половые различия:
• общее количество страхов у мальчиков уменьшается от 4-5 лет к 6-7 годам, тогда как у девочек - увеличивается;
• у мальчиков «пространственные» и «медицинские» страхи от 4-5 лет к 6-7 годам имеют отрицательную динамику, тогда как у девочек - положительную.
Были использованы следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы; направленное на выявление особенностей страхов у детей дошкольного возраста; беседа, количественный и качественный анализ полученных данных.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Ирбинский детский сад № 2 "Теремок" в 2016 году.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 детей дошкольного возраста:
дети от 4 до 5 лет (10 дошкольников, из них пять девочек и пять мальчиков); дети от 5 до 6 лет (10 дошкольников, из них пять девочек и пять мальчиков); дети от 6 до 7 лет (10 дошкольников, из них пять девочек и пять мальчиков). Методологической основой работы являются работы А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, Е.П.Ильина, М. Кузьминой
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Страх - эмоция, необходимая в жизни человека, которая оберегает его от опасности и определенных поступков, которые несут вред как здоровью, так и психике. Страх необходим, когда он не выходит за рамки нормы и не переходит в разряд патологии. В дошкольном возрасте страх еще и является необходимым для развития личности ребенка, а так же для его социализации и расстановки жизненных ориентиров.
У детей дошкольного возраста страх возникает при наличии определенных факторов развития страха. Эти факторы определены и изучены в современной психологии. Выделяется двадцать девять основных страхов, которые можно сгруппировать в восемь групп страхов. Страхи в каждом возрастном периоде имеют свои особенности и являются нормой для каждого возраста. Страхи, выходящие за пределы нормы, так же часто могут развиваться у детей при неправильном подходе к этой проблеме со стороны родителей, воспитателей и других людей, окружающих ребенка.
В нашей работе мы рассмотрели страхи и их особенности, характерные для возрастного периода от 4 до 7 лет включительно у дошкольников МБДОУ Ирбинский детский сад № 2 "Теремок".
Решая поставленные перед собой задачи, мы изучили актуальную для нашего исследования литературу по данной теме и обнаружили, что для современного психолога имеется большое количество как научной, так и методической литературы, которую при необходимости можно использовать.
На основании научных и методических данных, полученных в ходе анализа теоретических источников, мы заявили гипотезу и провели эмпирическое исследование.
В ходе исследования выявлено, что в процессе взросления у мальчиков снижается общее количество страхов от 4 до 7 лет на 27%, при этом у мальчиков уменьшаются «пространственные» страхи на 100% и медицинские страхи на 43%. У девочек же количество страхов увеличивается на 40,5%, при этом увеличиваются «пространственные» страхи на 75% и «медицинские» страхи на 86%.
При взрослении у мальчиков происходит изменение в составе групп страхов, если в 4 года медицинские страхи включают в себя страх уколов, врачей, боли и страх заразиться, то в 7 лет страх заразиться исчезает. Пространственный страх глубины полностью исчезает к 7 годам.
У девочек при взрослении значительно расширяется медицинская группа страхов от одного страха уколов до нескольких страхов: уколов, врачей, боли, заболеть. Так же видоизменилась группа пространственных страхов, при взрослении исчез страх тесных помещений, однако появился страх высоты.
Подводя итог работе, мы можем констатировать, что особенности страхов дошкольников в процессе взросления проявляются в изменении количества и видов страха, имеющих половые различия, а так же при взрослении общее количество страхов у мальчиков уменьшается, а у девочек увеличивается. При этом у мальчиков «пространственные» и «медицинские» страхи имеют отрицательную динамику, а у девочек положительную. Это свидетельствует о правильности выдвинутой нами гипотезы.
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учеб. методическое пособие. 2-е изд. - СПб.: Речь, 2011. - 283 с.
2. Белянина, О.А. Возрастная психология: Учеб.пособие / О.А.Белянина. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2009. - 170 с.
3. Булекбаева С.Е. Проблемы детских страхов// Школьный психолог.- 2003.- №13.- 28 с.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2001.- 128с.
5. Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2006.
6. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.106с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
8. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - 1991. - №4 - 106 с.
9. Гарбузов В.И. "Неврозы и психотерапия", Санкт-Петербург, Сотис, 2001, 242 с.
10. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. В помощь педагогу ДОУ. Изд-во "Учитель", г. Волгоград, 2014 г.
11. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С.19-28
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. - 224 с.
14. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страхов. Учеб. Пособие. - СПб: Изд-во "Гиппократ", 1995. - 126с.
15.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Учеб. Пособие. - М.: 2006....45