Деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики: региональные аспекты (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)
|
Работа сделана на примере г. Санкт-Петербург.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 8
1.1. Понятие молодежной политики, организационно-правовые основы ее реализации в Российской Федерации 8
1.2. Особенности деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне 15
1.3. Направления и инструменты реализации государственной молодежной политики на уровне регионов Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации 29
2.2. Полномочия органов государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге 37
2.3. Показатели реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге и существующие проблемы в деятельности органов государственного управления по ее осуществлению 42
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 49
3.1. Предложения по улучшению деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге 49
3.2. Проект организационного плана и финансирования разработанных мероприятий в субъекте РФ 54
3.3. Социальные и экономические индикаторы совершенствования деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А Общая информация о Санкт-Петербурге как субъекте РФ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Административно-территориальное деление Санкт-Петербурга 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В Общая информация о Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Организации и учреждения, подведомственные Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга в реализации молодежной политики 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма обратной связи для граждан в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга 82
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 8
1.1. Понятие молодежной политики, организационно-правовые основы ее реализации в Российской Федерации 8
1.2. Особенности деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне 15
1.3. Направления и инструменты реализации государственной молодежной политики на уровне регионов Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации 29
2.2. Полномочия органов государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге 37
2.3. Показатели реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге и существующие проблемы в деятельности органов государственного управления по ее осуществлению 42
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 49
3.1. Предложения по улучшению деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге 49
3.2. Проект организационного плана и финансирования разработанных мероприятий в субъекте РФ 54
3.3. Социальные и экономические индикаторы совершенствования деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А Общая информация о Санкт-Петербурге как субъекте РФ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Административно-территориальное деление Санкт-Петербурга 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В Общая информация о Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Организации и учреждения, подведомственные Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга в реализации молодежной политики 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форма обратной связи для граждан в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга 82
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящий момент обеспечение полноценной жизнедеятельности молодежи и ее всестороннего развития является одной из приоритетных задач государства, регламентированной на уровне власти федерального порядка в правовых актах различной юридической силы и обязательной к исполнению органами власти регионального и муниципальных уровней, так как от благоприятности условий для функционирования молодого населения России напрямую зависит дальнейшее социально-экономическое, демографическое, репродуктивное развитие государства.
В рамках реализации национального стратегического целевого управления в области молодежной политики органами власти различных уровней разрабатываются и внедряются инструменты управления образованием для молодежи, ее профессиональной подготовкой, применяются способы поддержания предпринимательской инициативы среди молодого населения, контролируется занятость молодежи и ее трудоустройство, осуществляется обеспечение молодых граждан доступным жильем и другое.
Однако несмотря на всю значимость осуществления результативной молодежной политики в Российской Федерации, нормативно закрепленной в стратегии национального развития в долгосрочной перспективе до 2030 года, власти субъектов РФ повсеместно сталкиваются с трудностями ее реализации, что обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка, среди которых можно выделить такие, как недостаток финансирования в связи с изменением приоритетности распределения средств региональных бюджетов, в том числе по причине специальной военной операции (СВО) в Украине, нехватка высококвалифицированных специалистов, задействованных в сфере молодежной политики, неразвитость материально-технической базы и сложности привлечения исполнителей работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по рассматриваемому направлению регионального управления, низкая эффективность взаимодействия с молодежью из-за недейственной системы информационно-программного обеспечения, неразвитость государственно-частного и муниципально-частного партнерства (ГЧП и МЧП соответственно) в сфере молодежной политики.
Результатом сложившейся ситуации становится то, что целевые ориентиры государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации в подавляющем большинстве не достигаются или реализуются не с теми показателями, которые изначально взяты за базовые и приоритетные Правительством РФ, а молодежь России не дополучает те услуги, гарантии, компенсации, квоты, которые гарантированы ей на высшем уровне власти.
В данном контексте представляется своевременным и целесообразным проведение детального исследования осуществления государственного управления в сфере молодежной политики в конкретном субъекте Российской Федерации для выявления существующих трудностей в рассматриваемой отрасли регионального управления и обозначения возможных направлений решения существующих проблем, что обусловило рациональность проводимого анализа и выбор темы выпускной квалификационной работы «Деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики: региональные аспекты».
Цель исследования – выявить проблемы в деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне и предложить пути решения существующих трудностей.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне.
2. Представить общую характеристику Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.
3. Определить полномочия органов власти в реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге.
4. Исследовать показатели осуществления молодежной политики в Санкт-Петербурге.
5. Выявить проблемы в деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге.
6. Разработать направления устранения трудностей в осуществлении государственного управления по реализации молодежной политики в рассматриваемом субъекте Российской Федерации.
7. Предложить организационный и финансовый планы осуществлении разработанных рекомендаций по совершенствованию государственного управления в сфере молодежной политики.
8. Обозначить возможный социальный и экономический эффект от реализации разработанных мероприятий.
Объект исследования – деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне.
Предмет исследования – реализация молодежной политики в Санкт-Петербурге.
В основу исследования положен анализ нескольких групп источников, представленных нормативными правовыми актами, научной и учебной литературой, публикациями периодической печати, официальными сайтами и иными интернет-ресурсами. Теоретическую основу проводимого анализа составили научные труды в области государственного и муниципального управления, территориального развития, региональной экономики, статистики, стратегического планирования таких специалистов, как Александров С.А., Алексеев С.В., Батурин В.С., Бочанов М.А., Глухова М.Ф., Грошева И.А., Дейч Б.А., Елисеев А.Л., Захарова П.И., Малик Е.Н., Меркулов П.А., Панина О.В., Родин А.В., Рукина Е.В., Чирун С.Н., Щеглова С.Н., Щербакова В.П. и другие.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: теоретические (анализ, синтез, структуризация), эмпирические (статистика, конкретизация, детализация, систематизация, обобщение), то есть в основу проводимого анализа реализации государственного управления сфере молодежной политики на уровне региона положен полиметодологический подход, базирующийся на принципах объективности, надежности, качественности и нормативности используемых количественных данных и теоретических сведений.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в синтезе существующего теоретико-практического опыта в области осуществления государственного управления в сфере молодежной политики на региональном уровне с учетом изменений и дополнений в действующей законодательной базе, регламентирующей реализацию молодежной политики; с учетом современных тенденций осуществления регионального управления в отрасли молодежной политики.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней на основе качественно-количественного анализа данных реализации государственного управления в сфере молодежной политики выявлены проблемы ее осуществления в конкретном субъекте Российской Федерации и предложены возможные направления решения существующих трудностей с учетом современных тенденций регионального развития.
Структуру выпускной квалификационной работы определило ее содержание, включающее введение, основную часть, разделенную на 3 главы и 9 параграфов, заключение, список использованных источников, состоящий из 53 библиографических наименований, 5 приложений. Работа представлена на 82 страницах, содержит 4 таблицы, 22 рисунка.
В рамках реализации национального стратегического целевого управления в области молодежной политики органами власти различных уровней разрабатываются и внедряются инструменты управления образованием для молодежи, ее профессиональной подготовкой, применяются способы поддержания предпринимательской инициативы среди молодого населения, контролируется занятость молодежи и ее трудоустройство, осуществляется обеспечение молодых граждан доступным жильем и другое.
Однако несмотря на всю значимость осуществления результативной молодежной политики в Российской Федерации, нормативно закрепленной в стратегии национального развития в долгосрочной перспективе до 2030 года, власти субъектов РФ повсеместно сталкиваются с трудностями ее реализации, что обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка, среди которых можно выделить такие, как недостаток финансирования в связи с изменением приоритетности распределения средств региональных бюджетов, в том числе по причине специальной военной операции (СВО) в Украине, нехватка высококвалифицированных специалистов, задействованных в сфере молодежной политики, неразвитость материально-технической базы и сложности привлечения исполнителей работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по рассматриваемому направлению регионального управления, низкая эффективность взаимодействия с молодежью из-за недейственной системы информационно-программного обеспечения, неразвитость государственно-частного и муниципально-частного партнерства (ГЧП и МЧП соответственно) в сфере молодежной политики.
Результатом сложившейся ситуации становится то, что целевые ориентиры государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации в подавляющем большинстве не достигаются или реализуются не с теми показателями, которые изначально взяты за базовые и приоритетные Правительством РФ, а молодежь России не дополучает те услуги, гарантии, компенсации, квоты, которые гарантированы ей на высшем уровне власти.
В данном контексте представляется своевременным и целесообразным проведение детального исследования осуществления государственного управления в сфере молодежной политики в конкретном субъекте Российской Федерации для выявления существующих трудностей в рассматриваемой отрасли регионального управления и обозначения возможных направлений решения существующих проблем, что обусловило рациональность проводимого анализа и выбор темы выпускной квалификационной работы «Деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики: региональные аспекты».
Цель исследования – выявить проблемы в деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне и предложить пути решения существующих трудностей.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне.
2. Представить общую характеристику Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.
3. Определить полномочия органов власти в реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге.
4. Исследовать показатели осуществления молодежной политики в Санкт-Петербурге.
5. Выявить проблемы в деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге.
6. Разработать направления устранения трудностей в осуществлении государственного управления по реализации молодежной политики в рассматриваемом субъекте Российской Федерации.
7. Предложить организационный и финансовый планы осуществлении разработанных рекомендаций по совершенствованию государственного управления в сфере молодежной политики.
8. Обозначить возможный социальный и экономический эффект от реализации разработанных мероприятий.
Объект исследования – деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики на региональном уровне.
Предмет исследования – реализация молодежной политики в Санкт-Петербурге.
В основу исследования положен анализ нескольких групп источников, представленных нормативными правовыми актами, научной и учебной литературой, публикациями периодической печати, официальными сайтами и иными интернет-ресурсами. Теоретическую основу проводимого анализа составили научные труды в области государственного и муниципального управления, территориального развития, региональной экономики, статистики, стратегического планирования таких специалистов, как Александров С.А., Алексеев С.В., Батурин В.С., Бочанов М.А., Глухова М.Ф., Грошева И.А., Дейч Б.А., Елисеев А.Л., Захарова П.И., Малик Е.Н., Меркулов П.А., Панина О.В., Родин А.В., Рукина Е.В., Чирун С.Н., Щеглова С.Н., Щербакова В.П. и другие.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: теоретические (анализ, синтез, структуризация), эмпирические (статистика, конкретизация, детализация, систематизация, обобщение), то есть в основу проводимого анализа реализации государственного управления сфере молодежной политики на уровне региона положен полиметодологический подход, базирующийся на принципах объективности, надежности, качественности и нормативности используемых количественных данных и теоретических сведений.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в синтезе существующего теоретико-практического опыта в области осуществления государственного управления в сфере молодежной политики на региональном уровне с учетом изменений и дополнений в действующей законодательной базе, регламентирующей реализацию молодежной политики; с учетом современных тенденций осуществления регионального управления в отрасли молодежной политики.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней на основе качественно-количественного анализа данных реализации государственного управления в сфере молодежной политики выявлены проблемы ее осуществления в конкретном субъекте Российской Федерации и предложены возможные направления решения существующих трудностей с учетом современных тенденций регионального развития.
Структуру выпускной квалификационной работы определило ее содержание, включающее введение, основную часть, разделенную на 3 главы и 9 параграфов, заключение, список использованных источников, состоящий из 53 библиографических наименований, 5 приложений. Работа представлена на 82 страницах, содержит 4 таблицы, 22 рисунка.
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы, поставленной целью и задачами определено, что под молодежной политикой понимается синтез взаимосвязанных мер, направленных на создание и реализацию благоприятных условий для всестороннего развития молодежи и их полноценной жизнедеятельности. Согласно нормам действующего законодательства в Российской Федерации возраст молодежи установлен в возрастных границах от 14 до 35 лет, что соответствует обучению в старших классах образовательных учреждений и становлению профессиональной карьеры молодых граждан после получения специализированного или высшего образования. Нормами российского права предусмотрено, что в зависимости от субъекта РФ возраст молодого населения может быть увеличен на усмотрение региональных властей, если этому благоприятствуют социально-экономические условия территориального регионального развития.
Правовые основы осуществления молодежной политики в Российской Федерации предусматривают организационную, нормативную, финансовую, материальную, консультационную, образовательную и иную поддержку молодежи и содействие ее развитию на высшем уровне власти, что регламентировано в нормативных актах высшей юридической, кодифицированных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных правовых актах (например, приказах, распоряжениях Росмолодежи). Законодательная база, определяющая правовые основы реализации молодежной политики органами власти государственного порядка, может дополняться правовыми актами субъектом РФ с учетом регионального компонента, демографической ситуации, репродуктивной функции населения, а также особенностей жизнедеятельности молодого населения и возможностей регионального бюджета. Кроме того, муниципальные образования, входящие в состав субъектов России, могут принимать нормативные акты местного порядка, направленные на реализацию молодежной политики с учетом предписаний, принятых Правительством РФ и властными структурами регионов России.
Для достижения цели реализации молодежной политики в Российской Федерации решаются следующие задачи: внедряются программы поддержки предпринимательской инициативы среди молодежи, выдаются субсидии и гранты на получение качественного всестороннего образования для талантливых молодых граждан, создаются условия для получения молодежью бесплатного общеобразовательного, специального профессионального образования для всех категорий молодого населения, включая маломобильные и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, реализуются программы занятости молодого населения, а также осуществляется контроль трудоустройства молодых граждан, внедряются программы доступного жилья. Решение перечисленных задач в деятельности органов власти государственного управления в сфере молодежной политики направлено на достижение таких результатов, как профилактика девиантного поведения среди молодежи и снижение ее уровня, повышение репродуктивной функции молодых граждан и обеспечение здорового деторождения, повышение уровня здоровья молодежи, составляющего приоритетное национальное богатство и являющееся достоянием Российской Федерации, всесторонняя защита прав, свобод, молодых граждан, гарантированных им Конституцией РФ.
Под деятельностью органов государственного области по реализации молодежной политики в регионах Российской Федерации понимается комплекс взаимосвязанных мер, осуществляемых властными структурами субъектов РФ в целях предписаний Правительства РФ для содействия развитию молодых граждан России, а также обеспечению их полноценной жизнедеятельности с учетом регионального компонента. Основным отличием региональной молодежной политики от федеральной является то, что она ориентирована на те целевые группы молодежи, которые являются целевыми, преобладающими в субъекте РФ, тем самым молодежная политика регионального уровня является дифференцированной.
По функциональному назначению молодежная политика в регионах является полифункциональной, так как предполагает реализацию двух больших групп функций, включающих в себя несколько подфункций. Первая группа функций именуется стратегическими, она предполагает реализацию действий региональной властью по достижению национальных целей в области управления молодежной политикой с упором на результативные ориентиры, взятые за базовые Правительством РФ; вторая группа называется системообразующими и предполагает решение региональной властью самостоятельно поставленных задач в сфере управления молодежной политикой с учетом регионального компонента, особенностей социально-экономического развития субъекта РФ, демографической ситуации и других факторов, которые имеют значение для функционирования региона в конкретный период времени.
По своей временной направленности цели управления молодежной политикой в регионах могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочное решение задач предполагает их осуществление во временной промежуток до года; среднесрочное – от года до трех лет, долгосрочное – от трех лет и выше. Как правило, стратегические функции управления в сфере молодежной политики реализуются с долгосрочной перспективе, что соответствует национальным идеям развития и предписаниям Правительства РФ, а системообразующие – в краткосрочной и среднесрочной, что позволяет властям регионов мобильно менять цели, а также расширять возможности материально-технического обеспечения реализации молодежной политики в случае необходимости.
К направлениям реализации молодежной политики на региональном уровне относятся ориентированные действия органов власти субъекта РФ про достижению федеральных и региональных целей осуществления поддержки молодежи и содействия ее развитию; инструментам реализации молодежной политики в регионах Российской Федерации относятся конкретные действия и способы достижения результатов по управлению молодежной политикой, регламентированные законодателем на федеральном уровне власти и скоординированные с учетом регионального компонента.
На сегодняшний день приоритетными направлениями развития молодежной политики в регионах России являются такие, как гражданско-патриотическое воспитание, популяризация семейных отношений и деторождения, развитие предпринимательской инициативы, актуализация здорового образа жизни, занятий спортом и отказа от вредных привычек, профилактика девиантного поведения и его негативных последствий, развитие волонтерской деятельности, поощрение талантливой молодежи в различных сферах спорта, искусства, науки, способствование межрегиональному содействию между разными молодежными организациями.
Для достижения целей перечисленных направлений молодежной политики властями субъектов РФ применяются следующие инструменты: оказание финансовой и консультационной поддержки начинающим и состоявшимся предпринимателям из категории молодого населения, предоставление субсидирования для получения высшего, дополнительного, профильного образования; льгот и квотирования для получения жилья, создание организаций и учреждений для занятий творческой деятельностью и спортом, проведение соревнований между разновозрастными группами молодежи и их популяризация, вовлечение молодого населения в реализацию общественно значимых дел гражданской, патриотической, нравственно-моральной и этической направленности.
Основным назначением применения направлений и инструментов реализации молодежной политики на региональном уровне является воспитание и развитие уважительного отношения к своему государству в целом, и территории, на которой проживает молодежь, в частности, желания реализовываться в России, поощрять семейные ценности, в том числе в отношении воспитания детей; создавать условия для всестороннего гармоничного функционирования молодого населения, чтящего традиции, культуру, историю, обычаи Российской Федерации, являющегося полноправными гражданами конституционного демократического государства, знающими не только свои гражданские права, но и обязанности.
Исследование особенностей деятельности органов власти государственного управления по реализации молодежной политики в выпускной квалификационной работе проведено на примере Санкт-Петербурга, являющегося отдельным субъектом в составе Российской Федерации, вторым по значимости городом федерального значения, промышленным, экономическим, транспортным, торговым узлом Северо-Западного федерального округа, культурно-историческим, административным и туристическим центром СЗФО.
Общая организационно-экономическая характеристика функционирования Санкт-Петербурга в динамике за 2021-2023 годы позволила выявить ряд закономерностей: численность населения стабильно увеличивалась, ключевыми причинами чего стали увеличение рождаемости, миграционные процессы; прослеживается увеличение валового регионального продукта, основной причиной чего стало улучшения функционирования отдельных секторов экономики; увеличивались объемы реализации услуг и продажи товаров в таких экономических секторах, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, промышленное производство, транспорт и хранение, профессиональная, научная и техническая деятельность, здравоохранение и социальные услуги, деятельность в области информации и связи; при этом снизились объемы реализации в сферы туризма и культуры по причине действия постковидных санитарно-эпидемиологических мер и санкционных мер, связанных с санкционными мерами и СВО; положительную динамику демонстрируют развития такие секторы промышленности, как тяжелая металлургия, химическое производство, судостроение, пищевая промышленность, при этом с отрицательными темпами развивается полиграфическая промышленность, что обусловлено упадком спроса на услуги и товары сектора в связи с интенсивным развитием информационных и интернет-технологий, позволяющим пользователям самостоятельно производить полиграфическую продукцию при необходимости; сократилось количество микропредприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства по причине невозможности их конкуренции с крупным предпринимательским сектором из-за ограниченности материальных, финансовых ресурсов, но возросло количество предприятий, относящихся к крупному бизнесу в связи с их приоритетностью для развития Санкт-Петербурга по причине высокой налогооблагаемой базы, идущей в бюджет города федерального значения; в транспортном секторе прослеживается положительная динамика увеличения объемов пользования автомобильным транспортом, железнодорожными транспортными средствами, включая метрополитен и авиатранспортом, но наблюдается снижение показателей эксплуатации водного транспорта по причине отправки ряда судов на ликвидацию и переоборудование; наблюдается профицит бюджета, так как доходы субъекта РФ превышают его расходную часть: увеличение доходов связано с увеличением финансирования из федерального бюджета, а также ростом поступления налогов от крупного предпринимательского сектора; рост расходов преимущественно был связан с модернизацией обеспечения мер общественной безопасности в местах большого скопления людей, а также жилищно-коммунальным хозяйством, благоустройством и озеленением территории города.
Управление Санкт-Петербургом осуществляет Правительство Санкт-Петербурга под руководством Губернатора Санкт-Петербурга является А.Д. Беглова. Органом государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге является Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (КМПВОО), являющийся полноценным функциональным подразделением в структуре управления Правительства Санкт-Петербурга.
Общая характеристика деятельности КМПВОО позволила выявить ряд особенностей: распределение полномочий осуществляется в соответствии с линейно-функциональным принципом, в соответствии с которым председателю комитета, являющемуся ключевым линейным руководителем, подотчетны в исполнении профессиональных обязанностей все функциональные звенья комитета; в реализации молодежной политики комитету подотчетны отдельные организации и учреждения, также исполняющие функции по поддержке и содействию развитию молодежи; в рамках осуществления государственного управления по реализации молодежной политики комитет поддерживает образование, содействует молодежному самоуправлению, патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни, взаимодействует с некоммерческими организация, поддерживает добровольчество, оказывает содействие молодым семьям, участвует в создании доступной среды для маломобильной молодежи и молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья, популяризирует охрану труда, участвует в профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде; в своей профессиональной деятельности КМПВОО руководствуется принципами нормативности, объективности, надежности, качественности, ориентированности.
Конкретизация проблем осуществления молодежной политики в Санкт-Петербурге, проведенная посредством качественно-количественного анализа и исследования мнений молодежи о профессиональной деятельности КМПВОО, позволила отнести к основным трудностям реализации содействия развитию и поддержки молодежи в рассматриваемом субъекте РФ такие, как снижение численности направлений молодежной политики для молодежи на старте карьеры и молодых взрослых; уменьшение объемов финансирования молодежной политики; недостаточность информации о деятельности комитета на сайте Правительства Санкт-Петербурга, длительное ожидание ответа на интересующие вопросы через форму обратной связи на сайте Правительства Санкт-Петербурга, недостаточный профессионализм служащих комитета, отсутствие консультационной поддержки.
Для совершенствования деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге видится целесообразной реализация следующих мероприятий: разработка и внедрение направлений по содействию и поддержке молодежи на старте карьеры и молодых взрослых: содействие трудоустройству по полученным специальностям с гарантированным контролем соблюдения оплаты труда, а также норм безопасности трудовой деятельности, оказание поддержки в профессиональном самоопределении и осуществлении переобучения в случае необходимости; разработка и внедрение в профессиональной деятельности КМПВОО финансовых мер компенсирующего порядка, позволяющих нивелировать негативное воздействие на молодежную политику нехватки финансирования посредством привлечения к сотрудничеству крупных предпринимательских структур, а также развития механизма ГЧП в системе молодежной политики; асширение профессиональных должностных полномочий ведущего специалиста, пресс-секретаря КМПВОО с возложением на него обязанностей по регулярному обновлению информационной наполняемости официального раздела о деятельности комитета на сайте Правительства Санкт-Петербурга с осуществлением контроля посещаемости; введение в штат комитета должности специалиста, ответственного за обратную связь с обращениями граждан, поступающими через форму обратной связи на официальном сайте Правительства РФ; проведение ежемесячной аттестации служащих комитета для выявления уровня их профессионального соответствия и назначения по результатам проведенных аттестаций обязанности по повышению квалификации при несоответствии уровня компетенций нормативным требованиям; осуществление на базе КМПВОО ежемесячных круглых столов и семинаров по взаимодействию с молодым населением Санкт-Петербурга, а также оказания им всесторонней консультационной поддержки о деятельности комитета и направлениях реализации молодежной политики в субъекте РФ.
В рамках совершенствования деятельности органов власти государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге предлагаются следующие организационно-финансовые условия: специалистами, ответственными за исполнение рекомендаций, являются: служащие сектора социальных программ, отдела бухгалтерского учета и внутреннего финансового контроля, отдела правового, кадрового и организационного обеспечения, отдела закупок и материально-технического обеспечения; осуществление текущего контроля производится первым заместителем председателя комитета, заместителем председателя комитета, советником председателя комитета в зависимости от линейно-функционального принципа распределения полномочий и подотчетности в исполнении профессиональных обязанностей специалистами комитета; реализация разработанных мероприятий запланирована в краткосрочной перспективе в течение 2025 года, что позволит своевременно оценить их действенность и продлить в случае положительной результативности на последующие временные периоды; покрытие расходов на осуществление производится в следующем соотношении: из резервного фонда субъекта Российской Федерации – 95%, за счет привлечения целевого финансирования от крупных предпринимательских структур – 5%.
В рамках улучшения деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге целесообразно выделить социальные и экономические индикаторы, указывающие на результативность внедрения разработанных мероприятий. К социальным индикаторам можно отнести следующие: улучшение социального взаимодействия молодежи по всем вопросам, связанным с жизнедеятельностью, улучшение социальных условий проживания, повышение уровня доверия к профессиональным действиям органов власти по реализации молодежной политики, повышение уровня рождаемости среди молодежи, улучшение демографической ситуации, укрепление семейных ценностей, повышение значимости института семьи, снижение уровня девиантного поведения среди молодежи, повышение культуры здорового образа жизни, улучшение межведомственного взаимодействия между различного рода молодежными организациями и учреждениями, укрепление основ гражданско-патриотического воспитания молодежи; в группу социальных индикаторов можно отнести такие, как повышение уровня занятости молодого населения, снижение уровня оттока молодежи из субъекта Российской Федерации на постоянное местожительство в другие субъекта РФ, повышение уровня предпринимательства среди молодежи и увеличение численности ответственных налогоплательщиков, повышение показателей обеспечения молодежи доступным жильем.
Синтез социально-экономических показателей совершенствования молодежной политики в Санкт-Петербурге свидетельствует о целесообразности их реализации и подтверждает практическую значимость проведенного исследования.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы является достигнутой, поставленные задачи – решены, теоретическая и практическая значимость – подтверждены.
Правовые основы осуществления молодежной политики в Российской Федерации предусматривают организационную, нормативную, финансовую, материальную, консультационную, образовательную и иную поддержку молодежи и содействие ее развитию на высшем уровне власти, что регламентировано в нормативных актах высшей юридической, кодифицированных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных правовых актах (например, приказах, распоряжениях Росмолодежи). Законодательная база, определяющая правовые основы реализации молодежной политики органами власти государственного порядка, может дополняться правовыми актами субъектом РФ с учетом регионального компонента, демографической ситуации, репродуктивной функции населения, а также особенностей жизнедеятельности молодого населения и возможностей регионального бюджета. Кроме того, муниципальные образования, входящие в состав субъектов России, могут принимать нормативные акты местного порядка, направленные на реализацию молодежной политики с учетом предписаний, принятых Правительством РФ и властными структурами регионов России.
Для достижения цели реализации молодежной политики в Российской Федерации решаются следующие задачи: внедряются программы поддержки предпринимательской инициативы среди молодежи, выдаются субсидии и гранты на получение качественного всестороннего образования для талантливых молодых граждан, создаются условия для получения молодежью бесплатного общеобразовательного, специального профессионального образования для всех категорий молодого населения, включая маломобильные и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, реализуются программы занятости молодого населения, а также осуществляется контроль трудоустройства молодых граждан, внедряются программы доступного жилья. Решение перечисленных задач в деятельности органов власти государственного управления в сфере молодежной политики направлено на достижение таких результатов, как профилактика девиантного поведения среди молодежи и снижение ее уровня, повышение репродуктивной функции молодых граждан и обеспечение здорового деторождения, повышение уровня здоровья молодежи, составляющего приоритетное национальное богатство и являющееся достоянием Российской Федерации, всесторонняя защита прав, свобод, молодых граждан, гарантированных им Конституцией РФ.
Под деятельностью органов государственного области по реализации молодежной политики в регионах Российской Федерации понимается комплекс взаимосвязанных мер, осуществляемых властными структурами субъектов РФ в целях предписаний Правительства РФ для содействия развитию молодых граждан России, а также обеспечению их полноценной жизнедеятельности с учетом регионального компонента. Основным отличием региональной молодежной политики от федеральной является то, что она ориентирована на те целевые группы молодежи, которые являются целевыми, преобладающими в субъекте РФ, тем самым молодежная политика регионального уровня является дифференцированной.
По функциональному назначению молодежная политика в регионах является полифункциональной, так как предполагает реализацию двух больших групп функций, включающих в себя несколько подфункций. Первая группа функций именуется стратегическими, она предполагает реализацию действий региональной властью по достижению национальных целей в области управления молодежной политикой с упором на результативные ориентиры, взятые за базовые Правительством РФ; вторая группа называется системообразующими и предполагает решение региональной властью самостоятельно поставленных задач в сфере управления молодежной политикой с учетом регионального компонента, особенностей социально-экономического развития субъекта РФ, демографической ситуации и других факторов, которые имеют значение для функционирования региона в конкретный период времени.
По своей временной направленности цели управления молодежной политикой в регионах могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочное решение задач предполагает их осуществление во временной промежуток до года; среднесрочное – от года до трех лет, долгосрочное – от трех лет и выше. Как правило, стратегические функции управления в сфере молодежной политики реализуются с долгосрочной перспективе, что соответствует национальным идеям развития и предписаниям Правительства РФ, а системообразующие – в краткосрочной и среднесрочной, что позволяет властям регионов мобильно менять цели, а также расширять возможности материально-технического обеспечения реализации молодежной политики в случае необходимости.
К направлениям реализации молодежной политики на региональном уровне относятся ориентированные действия органов власти субъекта РФ про достижению федеральных и региональных целей осуществления поддержки молодежи и содействия ее развитию; инструментам реализации молодежной политики в регионах Российской Федерации относятся конкретные действия и способы достижения результатов по управлению молодежной политикой, регламентированные законодателем на федеральном уровне власти и скоординированные с учетом регионального компонента.
На сегодняшний день приоритетными направлениями развития молодежной политики в регионах России являются такие, как гражданско-патриотическое воспитание, популяризация семейных отношений и деторождения, развитие предпринимательской инициативы, актуализация здорового образа жизни, занятий спортом и отказа от вредных привычек, профилактика девиантного поведения и его негативных последствий, развитие волонтерской деятельности, поощрение талантливой молодежи в различных сферах спорта, искусства, науки, способствование межрегиональному содействию между разными молодежными организациями.
Для достижения целей перечисленных направлений молодежной политики властями субъектов РФ применяются следующие инструменты: оказание финансовой и консультационной поддержки начинающим и состоявшимся предпринимателям из категории молодого населения, предоставление субсидирования для получения высшего, дополнительного, профильного образования; льгот и квотирования для получения жилья, создание организаций и учреждений для занятий творческой деятельностью и спортом, проведение соревнований между разновозрастными группами молодежи и их популяризация, вовлечение молодого населения в реализацию общественно значимых дел гражданской, патриотической, нравственно-моральной и этической направленности.
Основным назначением применения направлений и инструментов реализации молодежной политики на региональном уровне является воспитание и развитие уважительного отношения к своему государству в целом, и территории, на которой проживает молодежь, в частности, желания реализовываться в России, поощрять семейные ценности, в том числе в отношении воспитания детей; создавать условия для всестороннего гармоничного функционирования молодого населения, чтящего традиции, культуру, историю, обычаи Российской Федерации, являющегося полноправными гражданами конституционного демократического государства, знающими не только свои гражданские права, но и обязанности.
Исследование особенностей деятельности органов власти государственного управления по реализации молодежной политики в выпускной квалификационной работе проведено на примере Санкт-Петербурга, являющегося отдельным субъектом в составе Российской Федерации, вторым по значимости городом федерального значения, промышленным, экономическим, транспортным, торговым узлом Северо-Западного федерального округа, культурно-историческим, административным и туристическим центром СЗФО.
Общая организационно-экономическая характеристика функционирования Санкт-Петербурга в динамике за 2021-2023 годы позволила выявить ряд закономерностей: численность населения стабильно увеличивалась, ключевыми причинами чего стали увеличение рождаемости, миграционные процессы; прослеживается увеличение валового регионального продукта, основной причиной чего стало улучшения функционирования отдельных секторов экономики; увеличивались объемы реализации услуг и продажи товаров в таких экономических секторах, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, промышленное производство, транспорт и хранение, профессиональная, научная и техническая деятельность, здравоохранение и социальные услуги, деятельность в области информации и связи; при этом снизились объемы реализации в сферы туризма и культуры по причине действия постковидных санитарно-эпидемиологических мер и санкционных мер, связанных с санкционными мерами и СВО; положительную динамику демонстрируют развития такие секторы промышленности, как тяжелая металлургия, химическое производство, судостроение, пищевая промышленность, при этом с отрицательными темпами развивается полиграфическая промышленность, что обусловлено упадком спроса на услуги и товары сектора в связи с интенсивным развитием информационных и интернет-технологий, позволяющим пользователям самостоятельно производить полиграфическую продукцию при необходимости; сократилось количество микропредприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства по причине невозможности их конкуренции с крупным предпринимательским сектором из-за ограниченности материальных, финансовых ресурсов, но возросло количество предприятий, относящихся к крупному бизнесу в связи с их приоритетностью для развития Санкт-Петербурга по причине высокой налогооблагаемой базы, идущей в бюджет города федерального значения; в транспортном секторе прослеживается положительная динамика увеличения объемов пользования автомобильным транспортом, железнодорожными транспортными средствами, включая метрополитен и авиатранспортом, но наблюдается снижение показателей эксплуатации водного транспорта по причине отправки ряда судов на ликвидацию и переоборудование; наблюдается профицит бюджета, так как доходы субъекта РФ превышают его расходную часть: увеличение доходов связано с увеличением финансирования из федерального бюджета, а также ростом поступления налогов от крупного предпринимательского сектора; рост расходов преимущественно был связан с модернизацией обеспечения мер общественной безопасности в местах большого скопления людей, а также жилищно-коммунальным хозяйством, благоустройством и озеленением территории города.
Управление Санкт-Петербургом осуществляет Правительство Санкт-Петербурга под руководством Губернатора Санкт-Петербурга является А.Д. Беглова. Органом государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге является Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (КМПВОО), являющийся полноценным функциональным подразделением в структуре управления Правительства Санкт-Петербурга.
Общая характеристика деятельности КМПВОО позволила выявить ряд особенностей: распределение полномочий осуществляется в соответствии с линейно-функциональным принципом, в соответствии с которым председателю комитета, являющемуся ключевым линейным руководителем, подотчетны в исполнении профессиональных обязанностей все функциональные звенья комитета; в реализации молодежной политики комитету подотчетны отдельные организации и учреждения, также исполняющие функции по поддержке и содействию развитию молодежи; в рамках осуществления государственного управления по реализации молодежной политики комитет поддерживает образование, содействует молодежному самоуправлению, патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни, взаимодействует с некоммерческими организация, поддерживает добровольчество, оказывает содействие молодым семьям, участвует в создании доступной среды для маломобильной молодежи и молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья, популяризирует охрану труда, участвует в профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде; в своей профессиональной деятельности КМПВОО руководствуется принципами нормативности, объективности, надежности, качественности, ориентированности.
Конкретизация проблем осуществления молодежной политики в Санкт-Петербурге, проведенная посредством качественно-количественного анализа и исследования мнений молодежи о профессиональной деятельности КМПВОО, позволила отнести к основным трудностям реализации содействия развитию и поддержки молодежи в рассматриваемом субъекте РФ такие, как снижение численности направлений молодежной политики для молодежи на старте карьеры и молодых взрослых; уменьшение объемов финансирования молодежной политики; недостаточность информации о деятельности комитета на сайте Правительства Санкт-Петербурга, длительное ожидание ответа на интересующие вопросы через форму обратной связи на сайте Правительства Санкт-Петербурга, недостаточный профессионализм служащих комитета, отсутствие консультационной поддержки.
Для совершенствования деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге видится целесообразной реализация следующих мероприятий: разработка и внедрение направлений по содействию и поддержке молодежи на старте карьеры и молодых взрослых: содействие трудоустройству по полученным специальностям с гарантированным контролем соблюдения оплаты труда, а также норм безопасности трудовой деятельности, оказание поддержки в профессиональном самоопределении и осуществлении переобучения в случае необходимости; разработка и внедрение в профессиональной деятельности КМПВОО финансовых мер компенсирующего порядка, позволяющих нивелировать негативное воздействие на молодежную политику нехватки финансирования посредством привлечения к сотрудничеству крупных предпринимательских структур, а также развития механизма ГЧП в системе молодежной политики; асширение профессиональных должностных полномочий ведущего специалиста, пресс-секретаря КМПВОО с возложением на него обязанностей по регулярному обновлению информационной наполняемости официального раздела о деятельности комитета на сайте Правительства Санкт-Петербурга с осуществлением контроля посещаемости; введение в штат комитета должности специалиста, ответственного за обратную связь с обращениями граждан, поступающими через форму обратной связи на официальном сайте Правительства РФ; проведение ежемесячной аттестации служащих комитета для выявления уровня их профессионального соответствия и назначения по результатам проведенных аттестаций обязанности по повышению квалификации при несоответствии уровня компетенций нормативным требованиям; осуществление на базе КМПВОО ежемесячных круглых столов и семинаров по взаимодействию с молодым населением Санкт-Петербурга, а также оказания им всесторонней консультационной поддержки о деятельности комитета и направлениях реализации молодежной политики в субъекте РФ.
В рамках совершенствования деятельности органов власти государственного управления по реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге предлагаются следующие организационно-финансовые условия: специалистами, ответственными за исполнение рекомендаций, являются: служащие сектора социальных программ, отдела бухгалтерского учета и внутреннего финансового контроля, отдела правового, кадрового и организационного обеспечения, отдела закупок и материально-технического обеспечения; осуществление текущего контроля производится первым заместителем председателя комитета, заместителем председателя комитета, советником председателя комитета в зависимости от линейно-функционального принципа распределения полномочий и подотчетности в исполнении профессиональных обязанностей специалистами комитета; реализация разработанных мероприятий запланирована в краткосрочной перспективе в течение 2025 года, что позволит своевременно оценить их действенность и продлить в случае положительной результативности на последующие временные периоды; покрытие расходов на осуществление производится в следующем соотношении: из резервного фонда субъекта Российской Федерации – 95%, за счет привлечения целевого финансирования от крупных предпринимательских структур – 5%.
В рамках улучшения деятельности органов государственного управления по реализации молодёжной политики в Санкт-Петербурге целесообразно выделить социальные и экономические индикаторы, указывающие на результативность внедрения разработанных мероприятий. К социальным индикаторам можно отнести следующие: улучшение социального взаимодействия молодежи по всем вопросам, связанным с жизнедеятельностью, улучшение социальных условий проживания, повышение уровня доверия к профессиональным действиям органов власти по реализации молодежной политики, повышение уровня рождаемости среди молодежи, улучшение демографической ситуации, укрепление семейных ценностей, повышение значимости института семьи, снижение уровня девиантного поведения среди молодежи, повышение культуры здорового образа жизни, улучшение межведомственного взаимодействия между различного рода молодежными организациями и учреждениями, укрепление основ гражданско-патриотического воспитания молодежи; в группу социальных индикаторов можно отнести такие, как повышение уровня занятости молодого населения, снижение уровня оттока молодежи из субъекта Российской Федерации на постоянное местожительство в другие субъекта РФ, повышение уровня предпринимательства среди молодежи и увеличение численности ответственных налогоплательщиков, повышение показателей обеспечения молодежи доступным жильем.
Синтез социально-экономических показателей совершенствования молодежной политики в Санкт-Петербурге свидетельствует о целесообразности их реализации и подтверждает практическую значимость проведенного исследования.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы является достигнутой, поставленные задачи – решены, теоретическая и практическая значимость – подтверждены.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Досуг молодежи г.Кызыла на современном этапе развития общества
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ: ГЛОБАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РФ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
МОЛОДЕЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ
СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Функции профсоюзных студенческих организаций в реализации молодежной политики
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Корпоративные издания образовательных организаций как тип СМИ (на примере Самарской области)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Развития предпринимательства в системе местного самоуправления региона
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



