ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования творческой активности
у младших школьников 9
1.1 Содержание понятия «творческая активность» 9
1.2 Особенности уроков изобразительного искусства в формировании
творческой активности у младших школьников 13
1.3 Экскурсия как метод формирования творческой активности
у младших школьников 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой
активности у младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня сформированности творческой активности
у младших школьников 29
2.2 Методические рекомендации по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников 33
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности творческой активности младших школьников 48
Приложение Б Технологические карты уроков изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников посредством организации экскурсий
1 Теоретические основы формирования творческой активности
у младших школьников 9
1.1 Содержание понятия «творческая активность» 9
1.2 Особенности уроков изобразительного искусства в формировании
творческой активности у младших школьников 13
1.3 Экскурсия как метод формирования творческой активности
у младших школьников 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой
активности у младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня сформированности творческой активности
у младших школьников 29
2.2 Методические рекомендации по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников 33
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности творческой активности младших школьников 48
Приложение Б Технологические карты уроков изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников посредством организации экскурсий
Формирование творческой активности у младших школьников обусловлено потребностью современного общества в самостоятельной, инициативной и творческой личности, способной качественно и нетрадиционно решать поставленные вопросы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
В связи с введением новых образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) все больше внимания уделяется личностному росту учащихся. Это достигается и через эстетическое воспитание: «уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности» [40].
Анализ предметных результатов в области искусства по учебному предмету «Изобразительное искусство» показал: учащиеся должны уметь характеризовать виды и жанры изобразительного искусства и отличительные особенности художественных промыслов России; использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации [40].
В младшем школьном возрасте проявление творческой активности неустойчиво. Это объясняется тем, что установка обучения направлена на использование однообразных и стереотипных действий и усвоение системы образцов. Однако основные новообразования и характер ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяют предположить наличие значительных возможностей для формирования у младших школьников творческой активности, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Анализ источников, связанных с проблемами формирования творческой активности, показал: данный процесс происходит в интеграции традиционных и инновационных технологий обучения (Ю. С. Гаркушина); в художественно-конструкторской деятельности (М. В. Кудейко); средствами ИКТ, АС-технологиями (Ч. Ш. Омурзакова, А. В. Шарапова); в художественном образовании младших школьников (Л.Б. Сурина); на уроках изобразительного искусства (Л. А. Антонова, Т. Р. Мухаметьянова) и другие [3], [10], [19], [25], [28], [38], [43].
Формированию творческой активности у младших школьников способствуют уроки художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, технология, музыка). В данном исследовании мы обратим внимание на уроки изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают азы изобразительной грамоты, приобретают представления о мире искусства в целом. Эти уроки способствуют практическому включению учащихся в творческий процесс создания художественного образа или продукта творчества. Уроки изобразительного искусства становятся основополагающими в художественно-эстетическом воспитании и обучении младших школьников. Использование педагогом на уроках изобразительного искусства различных форм, методов и средств обучения способствует повышению интереса учащихся, что в свою очередь повышает их творческую активность. В качестве такой категории выступает экскурсия.
Для формирования творческой активности младших школьников экскурсии могут выступать как основной формой урока, так и методом обучения (демонстрация репродукций картин, портретов художников, малых скульптурных форм, макетов, моделей, сопровождающаяся рассказом педагога или беседой педагога с учащимися; на определенном этапе урока). Актуальность и степень разработанности проблемы обуславливают выбор объекта, целей и задач работы.
Цель исследования: охарактеризовать организацию экскурсий как метода формирования творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: формирование творческой активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирования творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредствам организации экскурсий.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «творческая активность» в психолого - педагогической, научной, методической литературе.
2. Выделить особенности уроков изобразительного искусства в формировании творческой активности младших школьников.
3. Охарактеризовать экскурсию как метод формирования творческой активности у младших школьников.
4. Провести диагностику по определению уровня сформированности творческой активности у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научно-методической,
педагогической, психологической литературы;
- эмпирические: беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей; диагностика, анализ полученных данных.
Методологической основой исследования стали нормативная база системы начального общего образования и работы отечественных ученых, методистов в данной области М. Ф. Макаровой, Б. М. Неменского, А. В. Петровского, Я. А. Пономарева, Л. Б. Суриной, Т. Я. Шпикаловой и другие [21], [26], [29], [30], [37], [44].
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в получении более полного представления о формировании творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием экскурсий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные сведения могут быть использованы студентами при написании рефератов по теме исследования, при подготовке к семинарским занятиям, на которых изучаются основы творческой активности учащихся, а также на практике в начальной школе.
Апробация результатов исследования: опубликована научная статья «Проведение уроков изобразительного искусства посредствам организации экскурсии» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Лесосибирск, 2023).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Лесосибирска.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 48 наименований, 2 приложений. В работе содержится 7 таблиц и 11 рисунков. Общий объем работы составляет 63 страницы.
В связи с введением новых образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) все больше внимания уделяется личностному росту учащихся. Это достигается и через эстетическое воспитание: «уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности» [40].
Анализ предметных результатов в области искусства по учебному предмету «Изобразительное искусство» показал: учащиеся должны уметь характеризовать виды и жанры изобразительного искусства и отличительные особенности художественных промыслов России; использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации [40].
В младшем школьном возрасте проявление творческой активности неустойчиво. Это объясняется тем, что установка обучения направлена на использование однообразных и стереотипных действий и усвоение системы образцов. Однако основные новообразования и характер ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяют предположить наличие значительных возможностей для формирования у младших школьников творческой активности, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Анализ источников, связанных с проблемами формирования творческой активности, показал: данный процесс происходит в интеграции традиционных и инновационных технологий обучения (Ю. С. Гаркушина); в художественно-конструкторской деятельности (М. В. Кудейко); средствами ИКТ, АС-технологиями (Ч. Ш. Омурзакова, А. В. Шарапова); в художественном образовании младших школьников (Л.Б. Сурина); на уроках изобразительного искусства (Л. А. Антонова, Т. Р. Мухаметьянова) и другие [3], [10], [19], [25], [28], [38], [43].
Формированию творческой активности у младших школьников способствуют уроки художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, технология, музыка). В данном исследовании мы обратим внимание на уроки изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают азы изобразительной грамоты, приобретают представления о мире искусства в целом. Эти уроки способствуют практическому включению учащихся в творческий процесс создания художественного образа или продукта творчества. Уроки изобразительного искусства становятся основополагающими в художественно-эстетическом воспитании и обучении младших школьников. Использование педагогом на уроках изобразительного искусства различных форм, методов и средств обучения способствует повышению интереса учащихся, что в свою очередь повышает их творческую активность. В качестве такой категории выступает экскурсия.
Для формирования творческой активности младших школьников экскурсии могут выступать как основной формой урока, так и методом обучения (демонстрация репродукций картин, портретов художников, малых скульптурных форм, макетов, моделей, сопровождающаяся рассказом педагога или беседой педагога с учащимися; на определенном этапе урока). Актуальность и степень разработанности проблемы обуславливают выбор объекта, целей и задач работы.
Цель исследования: охарактеризовать организацию экскурсий как метода формирования творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: формирование творческой активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирования творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредствам организации экскурсий.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «творческая активность» в психолого - педагогической, научной, методической литературе.
2. Выделить особенности уроков изобразительного искусства в формировании творческой активности младших школьников.
3. Охарактеризовать экскурсию как метод формирования творческой активности у младших школьников.
4. Провести диагностику по определению уровня сформированности творческой активности у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научно-методической,
педагогической, психологической литературы;
- эмпирические: беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей; диагностика, анализ полученных данных.
Методологической основой исследования стали нормативная база системы начального общего образования и работы отечественных ученых, методистов в данной области М. Ф. Макаровой, Б. М. Неменского, А. В. Петровского, Я. А. Пономарева, Л. Б. Суриной, Т. Я. Шпикаловой и другие [21], [26], [29], [30], [37], [44].
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в получении более полного представления о формировании творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием экскурсий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные сведения могут быть использованы студентами при написании рефератов по теме исследования, при подготовке к семинарским занятиям, на которых изучаются основы творческой активности учащихся, а также на практике в начальной школе.
Апробация результатов исследования: опубликована научная статья «Проведение уроков изобразительного искусства посредствам организации экскурсии» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Лесосибирск, 2023).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Лесосибирска.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 48 наименований, 2 приложений. В работе содержится 7 таблиц и 11 рисунков. Общий объем работы составляет 63 страницы.
Анализ психолого-педагогических и научных источников показал, что содержание понятия «творческая активность» отечественными педагогами и психологами разделяется на «творчество» и «активность», где под активностью подразумевается «деятельность», которая непосредственно связана с проявлением «творчества».
В ходе теоретического анализа раскрыто содержание понятия «творческая активность» - это «качество деятельности школьника, в котором проявляются его личностные особенности, отношение к содержанию и характеру деятельности, направленной на достижение поставленных учебно-познавательных задач».
Выделены особенности уроков изобразительного искусства в формировании творческой активности младших школьников: виды уроков изобразительного искусства; структура уроков и их организация в зависимости от видов деятельности; оценка деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства в соответствии с видовой характеристикой, поставленной целью и задачами.
При формировании творческой активности у младших школьников учителю необходимо применять на уроках различные формы, методы, средства обучения. Экскурсия может выступать как форма, метод и средство. Экскурсия как метод формирования творческой активности у младших школьников может быть организована на разных этапах уроков в начальной школе, в частности урока изобразительного искусства, так как учебный материал, представленный в УМК по предмету «Изобразительное искусство» предполагает организацию учителем экскурсий. В работе описана организация виртуальной экскурсии, которая возможна при изучении произведений искусства, находящихся в музеях или на выставках в других городах. Учащиеся имеют возможность посетить такую экскурсию, не выезжая за пределы своего класса и города.
В ходе опытно-экспериментальной работы, которая была организована на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска, в 3-м классе был определен уровень сформированности творческой активности у младших школьников. В исследовании приняли участие 15 учеников. Результаты исследования показали, что высокий уровень у 4 (27%) учащихся, средний уровень у 6 (40%) испытуемых и на низком уровне находятся 5 (33%) учащихся.
По результатам констатирующего этапа исследования был организован формирующий этап, на котором были разработаны технологические карты уроков изобразительного искусства с применением экскурсий (как формы, метода) с последующей их организацией в исследуемом классе.
По итогам формирующего этапа исследования нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческой активности у младших школьников. Каждый этап был подробно описан. Применение на практике описанных методических рекомендаций по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства будут способствовать формированию творческой активности у младших школьников.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.
В ходе теоретического анализа раскрыто содержание понятия «творческая активность» - это «качество деятельности школьника, в котором проявляются его личностные особенности, отношение к содержанию и характеру деятельности, направленной на достижение поставленных учебно-познавательных задач».
Выделены особенности уроков изобразительного искусства в формировании творческой активности младших школьников: виды уроков изобразительного искусства; структура уроков и их организация в зависимости от видов деятельности; оценка деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства в соответствии с видовой характеристикой, поставленной целью и задачами.
При формировании творческой активности у младших школьников учителю необходимо применять на уроках различные формы, методы, средства обучения. Экскурсия может выступать как форма, метод и средство. Экскурсия как метод формирования творческой активности у младших школьников может быть организована на разных этапах уроков в начальной школе, в частности урока изобразительного искусства, так как учебный материал, представленный в УМК по предмету «Изобразительное искусство» предполагает организацию учителем экскурсий. В работе описана организация виртуальной экскурсии, которая возможна при изучении произведений искусства, находящихся в музеях или на выставках в других городах. Учащиеся имеют возможность посетить такую экскурсию, не выезжая за пределы своего класса и города.
В ходе опытно-экспериментальной работы, которая была организована на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска, в 3-м классе был определен уровень сформированности творческой активности у младших школьников. В исследовании приняли участие 15 учеников. Результаты исследования показали, что высокий уровень у 4 (27%) учащихся, средний уровень у 6 (40%) испытуемых и на низком уровне находятся 5 (33%) учащихся.
По результатам констатирующего этапа исследования был организован формирующий этап, на котором были разработаны технологические карты уроков изобразительного искусства с применением экскурсий (как формы, метода) с последующей их организацией в исследуемом классе.
По итогам формирующего этапа исследования нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческой активности у младших школьников. Каждый этап был подробно описан. Применение на практике описанных методических рекомендаций по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства будут способствовать формированию творческой активности у младших школьников.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - ТРАДИЦИОННАЯ КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА В
СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКОЙ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА НРАВСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников ответственного отношения к
природе в краеведческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного
возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



