Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №165231

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования творческой активности
у младших школьников 9
1.1 Содержание понятия «творческая активность» 9
1.2 Особенности уроков изобразительного искусства в формировании
творческой активности у младших школьников 13
1.3 Экскурсия как метод формирования творческой активности
у младших школьников 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой
активности у младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня сформированности творческой активности
у младших школьников 29
2.2 Методические рекомендации по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников 33
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности творческой активности младших школьников 48
Приложение Б Технологические карты уроков изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников посредством организации экскурсий

Формирование творческой активности у младших школьников обусловлено потребностью современного общества в самостоятельной, инициативной и творческой личности, способной качественно и нетрадиционно решать поставленные вопросы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
В связи с введением новых образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) все больше внимания уделяется личностному росту учащихся. Это достигается и через эстетическое воспитание: «уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности» [40].
Анализ предметных результатов в области искусства по учебному предмету «Изобразительное искусство» показал: учащиеся должны уметь характеризовать виды и жанры изобразительного искусства и отличительные особенности художественных промыслов России; использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации [40].
В младшем школьном возрасте проявление творческой активности неустойчиво. Это объясняется тем, что установка обучения направлена на использование однообразных и стереотипных действий и усвоение системы образцов. Однако основные новообразования и характер ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяют предположить наличие значительных возможностей для формирования у младших школьников творческой активности, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Анализ источников, связанных с проблемами формирования творческой активности, показал: данный процесс происходит в интеграции традиционных и инновационных технологий обучения (Ю. С. Гаркушина); в художественно-конструкторской деятельности (М. В. Кудейко); средствами ИКТ, АС-технологиями (Ч. Ш. Омурзакова, А. В. Шарапова); в художественном образовании младших школьников (Л.Б. Сурина); на уроках изобразительного искусства (Л. А. Антонова, Т. Р. Мухаметьянова) и другие [3], [10], [19], [25], [28], [38], [43].
Формированию творческой активности у младших школьников способствуют уроки художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, технология, музыка). В данном исследовании мы обратим внимание на уроки изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают азы изобразительной грамоты, приобретают представления о мире искусства в целом. Эти уроки способствуют практическому включению учащихся в творческий процесс создания художественного образа или продукта творчества. Уроки изобразительного искусства становятся основополагающими в художественно-эстетическом воспитании и обучении младших школьников. Использование педагогом на уроках изобразительного искусства различных форм, методов и средств обучения способствует повышению интереса учащихся, что в свою очередь повышает их творческую активность. В качестве такой категории выступает экскурсия.
Для формирования творческой активности младших школьников экскурсии могут выступать как основной формой урока, так и методом обучения (демонстрация репродукций картин, портретов художников, малых скульптурных форм, макетов, моделей, сопровождающаяся рассказом педагога или беседой педагога с учащимися; на определенном этапе урока). Актуальность и степень разработанности проблемы обуславливают выбор объекта, целей и задач работы.
Цель исследования: охарактеризовать организацию экскурсий как метода формирования творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: формирование творческой активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирования творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредствам организации экскурсий.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «творческая активность» в психолого - педагогической, научной, методической литературе.
2. Выделить особенности уроков изобразительного искусства в формировании творческой активности младших школьников.
3. Охарактеризовать экскурсию как метод формирования творческой активности у младших школьников.
4. Провести диагностику по определению уровня сформированности творческой активности у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства по формированию творческой активности у младших школьников
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научно-методической,
педагогической, психологической литературы;
- эмпирические: беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей; диагностика, анализ полученных данных.
Методологической основой исследования стали нормативная база системы начального общего образования и работы отечественных ученых, методистов в данной области М. Ф. Макаровой, Б. М. Неменского, А. В. Петровского, Я. А. Пономарева, Л. Б. Суриной, Т. Я. Шпикаловой и другие [21], [26], [29], [30], [37], [44].
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в получении более полного представления о формировании творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием экскурсий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные сведения могут быть использованы студентами при написании рефератов по теме исследования, при подготовке к семинарским занятиям, на которых изучаются основы творческой активности учащихся, а также на практике в начальной школе.
Апробация результатов исследования: опубликована научная статья «Проведение уроков изобразительного искусства посредствам организации экскурсии» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Лесосибирск, 2023).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Лесосибирска.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 48 наименований, 2 приложений. В работе содержится 7 таблиц и 11 рисунков. Общий объем работы составляет 63 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогических и научных источников показал, что содержание понятия «творческая активность» отечественными педагогами и психологами разделяется на «творчество» и «активность», где под активностью подразумевается «деятельность», которая непосредственно связана с проявлением «творчества».
В ходе теоретического анализа раскрыто содержание понятия «творческая активность» - это «качество деятельности школьника, в котором проявляются его личностные особенности, отношение к содержанию и характеру деятельности, направленной на достижение поставленных учебно-познавательных задач».
Выделены особенности уроков изобразительного искусства в формировании творческой активности младших школьников: виды уроков изобразительного искусства; структура уроков и их организация в зависимости от видов деятельности; оценка деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства в соответствии с видовой характеристикой, поставленной целью и задачами.
При формировании творческой активности у младших школьников учителю необходимо применять на уроках различные формы, методы, средства обучения. Экскурсия может выступать как форма, метод и средство. Экскурсия как метод формирования творческой активности у младших школьников может быть организована на разных этапах уроков в начальной школе, в частности урока изобразительного искусства, так как учебный материал, представленный в УМК по предмету «Изобразительное искусство» предполагает организацию учителем экскурсий. В работе описана организация виртуальной экскурсии, которая возможна при изучении произведений искусства, находящихся в музеях или на выставках в других городах. Учащиеся имеют возможность посетить такую экскурсию, не выезжая за пределы своего класса и города.
В ходе опытно-экспериментальной работы, которая была организована на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска, в 3-м классе был определен уровень сформированности творческой активности у младших школьников. В исследовании приняли участие 15 учеников. Результаты исследования показали, что высокий уровень у 4 (27%) учащихся, средний уровень у 6 (40%) испытуемых и на низком уровне находятся 5 (33%) учащихся.
По результатам констатирующего этапа исследования был организован формирующий этап, на котором были разработаны технологические карты уроков изобразительного искусства с применением экскурсий (как формы, метода) с последующей их организацией в исследуемом классе.
По итогам формирующего этапа исследования нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческой активности у младших школьников. Каждый этап был подробно описан. Применение на практике описанных методических рекомендаций по организации экскурсий на уроках изобразительного искусства будут способствовать формированию творческой активности у младших школьников.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.



1. Авдеева, Н. Н. Большой психологический словарь / Н. Н. Авдеева ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ ; Санкт- Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
2. Айкина, Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников / Л. П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5 (30). - С. 6 - 9.
3. Антонова, Л. А. Развитие творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства : специальность 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Антонова, Людмила Алексеевна ; Институт общего образования Министерства образования РФ. - Москва, 2001. - 188 с.
4. Богоявленская Д.Б. Творчество как реализация миссии человечества в познании мира // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2022. - № 5. - С. 64 - 69.
5. Большой словарь иностранных слов. - URL:
https://gufo.me/dict/foreign_words(дата обращения: 01.09.2022).
6. Бондаренко, Ю. Ю. Творческая активность: восхождение к сущности понятия / Ю. Ю. Бондаренко // Вестник студенческого научного общества. - 2020. - Т. 2. - № 12-2. С. 209 - 214.
7. Введение в психологию / под общей редакцией профессора А. В. Петровского. - Москва : Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк : книга для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 90 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под редакцией М. В. Гамезо. - Москва : Педагогическое обществово России, 2003. - 508 с.
10. Гаркушина, Ю. С. Формирование творческой активности обучающихся в интеграции традиционных и инновационных технологий обучения / Ю. С. Гаркушина // Инновации и рискологическая компетентность педагога : материалы XVI Международной заочной научно¬методической конференции. В 2-х частях. Ч. 1 / Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2020. - С. 152 - 158.
11. Гималетдинова, К. Р. Развитие творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием сетевых сервисов / К. Р. Гималетдинова, А. А. Спиридонова // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : материалы II Международной научно-практической конференции / Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. - 2018. - С. 40 - 43.
12. Горовая, В. И. Творческая активность как проблемное поле исследования / В. И. Горовая, Е. Н. Белозубова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 202 - 206.
13. Груздова, И. В Творческое развитие младшего школьника : электронное учебно-методическое пособие / И. В Груздова. - Тольятти : ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 2019. - 129 с.
14. Гусарова, П. В. Формирование творческой активности младших
школьников как средство повышения эффективности учебного процесса / П. В. Гусарова // Исследования и разработки молодых ученых:
наука и практика : материалы III Международной молодежной научно-практической конференции / Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. - Москва, 2018. - С.38 - 44.
15. Заббарова, М. Г. Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности / М. Г. Заббарова, Л. П. Дормидонтова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 5. - С. 52 - 57.
16. Заплатина, Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников : в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Заплатина Елена Александровна; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2009. - 193 с.
17. Изобразительное искусство. 1-4 кл. : рабочие программы по учебникам О. А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской. - «Школа 2100», ФГОС. - Москва : Просвещение, 2017. - 80 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва : Academia, 2005. - 173 с.
19. Кудейко, М. В. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кудейко Михаил Викентьевич ; Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. - Минск, 2015. - 27 с.
20. Леонтьев, Б. Б. Как фиксировать идеи и развивать творческую активность / Б. Б. Леонтьев // Вестник Российской академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. - 2021. - № 2. - С. 108 - 112.
21. Макарова, М. Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Макарова Марина Филипповна ; Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2004. - 163 с.
22. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников : альбом с замаскированными изображениями. В 2 ч.
Ч. 1 / С. В. Максимова. - Москва : Русское слово, 2013. - 54 с.
23. Маркушевская, Е. А. Развитие творческих способностей у младших школьников / Е. А. Маркушевская Д. В. Мазниченко. - Вестник ВИЭПП. - 2020. - № 2. - С. 47 - 53.
24. Малова, Е. Н. Формирование творческой активности младших
школьников в процессе взаимодействия образовательных организаций дополнительного и высшего образования : 13.00.01 «Общая педагогика,
история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Малова Елена Николаевна ; Институт педагогики, психологии и социальных проблем. - Казань, 2019. - 183 с.
25. Мухаметьянова Т. Р. Развитие творческой активности младших
школьников на уроках изобразительного искусства / Т. Р. Мухаметьянова, Е. А. Савельева // Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы VIII
Международной научной конференции / Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. - Уфа, 2021. - С. 73 - 76.
26. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный
труд : с краткими методическими рекомендациями : 1 -9 классы / Б. М.
Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская; под руководством Б. М. Неменского. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2007. - 141 с.
27. Нефедьева, Н. В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника / Н. В. Нефедьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 399 - 402.
28. Омурзакова Ч. Ш. Развитие творческой познавательной активности учащихся использованием ИКТ / Омурзакова Ч.Ш., Кабаева З.С. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2019. - № 4 (61). - С. 63 - 66.
29. Петровский, А. В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 9-е изд. - Москва : Академия, 2009. - 500 с.
30. Пономарев, Я. А Концепция психологии творчества / Я. А Пономарев // Психологический журнал. - 2017. - № 37. - С. 35 - 47.
31. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. Изобразительное искусство / составители Е.С. Галанжина, Т.А. Жукова и др. - Москва : Планета, 2017. - 96 с.
32. Рахимбердиева, А. А. Психолого-педагогические основы развития творческой активности / Рахимбердиева А. А. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2015. - № 3. - [Электронный ресурс]. - URL: http://jurnal.org/articles/2015/psih3.html(дата обращения: 23.12.2022).
33. Рыжикова, Ю. А. Технология организации образовательной экскурсии / Ю. А. Рыжикова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - №2. - С. 82 - 85.
34. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1- 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - Москва : Вентана-Граф, 2018. - 174 с.
35. Солдаткина, М. А. Экскурсия как эффективная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе / М. А. Солдаткина, Н. В. Цветаева // Актуальные вопросы науки и практики : материалы X Международной научно-практической конференции / Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир, 2019. - С. 34 - 37.
36. Саморукова, В. В. Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста : специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Саморукова Вера Владимировна ; Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2011. - 175 с.
37. Сурина, Л. Б. Развитие творческой активности младшего школьника в процессе художественного образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сурина Лариса Борисовна ; Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург, 2010. - 199 с.
38. Сурина Л. Б. Художественное образование как путь развития творческой активности младшего школьника / Л. Б. Сурина // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 6. - С.129 - 130.
39. Теория и методика преподавания художественно-эстетических дисциплин : учебное пособие / составитель Т. А. Колесникова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2022. - 132 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 июля 2021 г. - [Электронный ресурс]. - URL: file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/fgos_ru_nach.pdf (дата обращения: 15.10.2023)
41. Хасанова, Г. К. Педагогические особенности формирования творческой активности учащихся в начальном образовании / Г. К. Хасанова // Научный журнал. - 2019. - № 6 (40). - С. 86-87.
42. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий : учебное пособие / В. Б. Шапарь, А. В. Тиниченко, В. Н. Швыдченко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 686 с.
43. Шарапова, А. В. Развитие творческой активности младших школьников средством АС-технологии / А. В. Шарапова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 266 - 269.
44. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2013. - 192 с.
46. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шульпина Любовь Николаевна ; Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2001. - 142 с.
47. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. - Москва : Издательство Московского психолого-социального университета, 2004. -334 с.
48. Щебланова, Е. И. Концепция А. М. Матюшкина о творческой
одаренности как предпосылке развития творческой личности / Е. И. Щебланова // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, № 1. - С. 26 - 29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ